nav-left cat-right
cat-right

Сакральный смысл китайских стратагем с 36 по 34 в матрице Мироздания

Этой работой мы открываем цикл статей, которые будут посвящены исследованию сакрального смысла широко известных 36-и китайских стратагем. Честь и хвала мудрецам древности, что они сохранили во всей полноте и передали нам эти знания. В нашем исследовании мы попробуем показать, что стратагемы в своей основе базируются на знаниях о матрице Мироздания или на знании законов Божественного Мироздания. И, если это окажется так, то стратагемы должны быть взаимосвязаны со знаниями о матрице Мироздания мудрецов древности из других уголков нашей планеты. Например, в древней Греции аналогичные знания относились к разряду мистерий, которые проводились жрецами для обучения и посвящения учеников разного уровня духовного развития. Мистерии носили название «Элефсинские мистерии» [1] по названию города в Греции, где они проходили. Более подробно мы обсуждали это в нашей работе (раздел «Средиземноморье») — Подвиги Геракла – древняя мистерия путешествия Души по матрице Мироздания для достижения бессмертия. Следует отметить, что миф о подвигах Геракла сообщает нам, что перед совершением своего последнего 12-го подвига Геракл получил посвящение в мистерии в Элевсине. Ниже на рисунке 1 показана 12-ая греческая метопа с изображением Геракла вытягивающего из преисподней ее стража трехголового Кербера.

Двенадцатый подвиг Геракла

Рис. 1. Метопа с изображением двенадцатого подвига Геракла – «Доставка стража преисподней трехголового Кербера». Слева Геракл, справа бог Гермес, который держит в левой руке свой жезл – Кадуцей. Справа внизу изображен трехглавый пес Кербер. Геракл вытягивает его из прохода в Ад. «Двенадцатым и последним подвигом Г. на службе у Эврисфея было путешествие в царство Аида за стражем преисподней Кербером. Перед этим Г. получил посвящение в мистерии в Элевсине. Под землю в царство мёртвых Геракл спустился через вход, находившийся недалеко от мыса Тенар в Лаконии. Около входа Геракл увидел приросших к скале Тесея и Пирифоя, наказанных за попытку Пирифоя похитить Персефону (Тесей принял участие в похищении по дружбе с Пирифоем). Геракл оторвал Тесея от камня и возвратил его на землю, но, когда он попытался освободить Пирифоя, земля содрогнулась, и Геракл вынужден был отступить. Владыка преисподней Аид разрешил Гераклу увести Кербера, если только он сумеет одолеть его, не пользуясь оружием. Геракл схватил Кербера и стал его душить. Несмотря на то, что ядовитый змей, бывший у Кербера вместо хвоста, кусал Геракла, тот укротил Кербера и привёл к Эврисфею, а затем по его приказу отвёл обратно (Apollod. II 5, 12)».

Интересен также факт, что в Древней Индии аналог стратагем был изложен в трактате «Панчатантра» [18].

Перейдем к рассмотрению китайских «Стратагем». Обратимся к материалам из свободной энциклопедии Википедия:

«Тридцать шесть стратагем [2] (кит. трад. 三十六計, упр. 三十六计, пиньинь sān-shí-liù jì) — древнекитайский военный трактат. В более широком смысле, собрание неявных стратегических приёмов и система непрямых тактических ходов, используемая для достижения скрытой цели, получения преимущества и перехвата инициативы. Стратагема (древнегреч. Στρατήγημα — военная хитрость) — некий алгоритм поведения, просчитанная последовательность действий, направленных на достижение скрытой цели или решение какой-либо задачи с обязательным учётом психологии объекта, его положения, обстановки и других особенностей ситуации. Это понятие существует в культуре Китая не менее трёх тысяч лет. Обозначается иероглифом «цзи» (пиньинь jì). Другие значения «расчёт», «план», «приём», «техника», «уловка».

История

Из всех имеющихся на настоящий момент источников первое упоминание «Тридцати шести стратагем» встречается в седьмом томе «Биографии Ван Цзинцзэ» (王敬則傳).[1] Ван был генералом, служившим при дворе Гао-ди, первого императора династии Южная Ци (479-502 годы). После восшествия на престол нового императора Мин-ди и казни нескольких высокопоставленных сановников, генерал Ван, имея все основания опасаться за свою жизнь, поднял мятеж. Узнав, что крон-принц Сяо Баоцзюань бежал из дворца, как только услышал о мятеже, генерал Ван заметил: «Из тридцати шести тактик Тань-Гуна, убежать — самая лучшая. Вам обоим, и отцу и сыну, следует безотлагательно бежать» (檀公三十六策,走是上計,汝父子唯應急走耳).

Упоминаемый генерал Тань Дао-цзи (檀道濟) (династия Лю Сун) в своё время был вынужден отступить после неудавшегося наступления на царство Северное Вэй. Вероятнее всего, генерал Ван, презирая Тань Дао-цзи, вспомнил такой способ решения вопроса, как пример трусости.[2]

Согласно нумерологической версии некоторых исследователей число 36 используется генералом Ваном в образном значении и всего лишь описывает «множество, большое количество». Косвенно это подкрепляется тем, что в Книге перемен 6 — число Инь (тёмного женского начала), которое, среди прочего, порождает и хитрость, а 36 — это 6 в квадрате, то есть число 36 значит здесь «несметное множество хитрости». Таким образом, полагают приверженцы нумерологической версии, генерал не имел ввиду конкретные 36 стратагем, а следовательно, собрание реальных тридцати шести уловок появилось позднее, как буквальное воплощение символизма Ван Цзинцзэ. Более точных данных на настоящий момент не найдено, а данное объяснение остаётся одной из самых распространённых версий. [3]

До второй половины XX века собрание 36 стратагем в его настоящем виде оставалось в Китае неизвестным. Оригинал рукописи, на которой основаны все современные издания, был обнаружен только в 1939 году в провинции Шэньси. В конце старой книги, рассказывающей о бессмертии, чиновник Гоминьдана обнаружил короткую дописку под названием «Тридцать шесть стратагем. Сокровенная (тайная) книга по военной тактике» (三十六計秘本兵法 Сань-Ши-Лю Цзи Ми-бэнь Бин-фа). Точно определить дату создания этого собрания стратагем невозможно. Книгу приблизительно можно отнести к династии Мин, хотя в ней нет указания ни на автора, ни на дату. В 1941 году издатель из Чэнду (Сычуань) перепечатал текст трактата, но общественное внимание текст привлёк только после его публикации в газете Гуанмин Жибао (光明日報) 16 сентября, 1961 года. Только после окончания «культурной революции» в Китае, а потом и в соседних странах стали появляться открытые публикации этого ранее загадочного текста.[4]

В 1970-х годах одновременно два учёных-синолога, швейцарец Харро фон Зенгер (Harro von Senger) и русский Владимир Мясников независимо друг от друга «открыли» стратагемы для западной культуры. Первой европейской статьёй о стратагемах в Китае была публикация в газете «Франкфуртер альгемайне цайтунг» от 14 января 1977 г. под названием «Использование 36 стратагем для критикибанды четырёх’». Первым исследованием стратагем стало издание того же Харро фон Зенгера «Стратагемы» на немецком языке в 1988 году. Первой книгой о стратагемах на русском был перевод этой работы: Харро фон Зенгер, «Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать».

Трактат о Тридцати шести стратагемах

Трактат представляет из себя список из 36 идиом (всего 138 иероглифов) и коротких пояснений к ним. Комментарий к стратагемам составлен на примерах из китайской Книги перемен и философии легистов. Основной текст предваряет фраза: «六六三十六,數中有術,術中有數。陰陽變理,機在其中。機不可設,設則不中。» (Шестью шесть равно тридцать шесть. В расчёте — искусность, в искусности — расчёт. Инь и Ян сменяют друг друга, на этом зиждется (военная) хитрость. Необходимую уловку нельзя загодя предугадать, в негибком планировании нет победы.)

Авторство в разное время приписывалось Сунь Цзы (эпоха Весны и Осени) и Чжугэ Ляну (Троецарствие). Большинство современных учёных склоняется к тому, что трактат вышел из устной и письменной традиции и имеет множество вариантов и авторов. Некоторые из стратагем упоминаются уже во времена Сунь Биня (孫臏) (умер в 316 году до н. э.), то есть примерно через 150 лет после смерти полулегендарного Сунь Цзы.

Традиционно 36 стратагем делятся на шесть подгрупп по шесть стратагем в каждой. Однако такое деление условно и факультативно. … Основные подразделы стратагем:

1. Стратагемы более сильного (победителя) (勝戰計)

2. Стратагемы равных сил (конфликта) (敵戰計)

3. Стратагемы атакующего (прямой атаки) (攻戰計)

4. Стратагемы запутывания противника (хаоса) (混戰計)

5. Стратагемы достижения преимущества (並戰計)

6. Стратагемы безвыходных ситуаций (敗戰計)

Все 36 стратагем являются особым типом фразеологизмов китайского языка: чэнъюй (成語). За каждой такой фразой стоит не одна занимательная история и множество исторических примеров применения, большую часть которых можно отнести к периоду Сражающихся царств (475-221 годы до н.э.) и к эпохе Троецарствия (220-280 годы), когда китайская военная и дипломатическая мысль переживала небывалый до этого расцвет. Одним из самых богатых на описание случаев применения стратагем является классический роман XIV века «Троецарствие». Современные образованные китайцы хорошо знакомы с большинством из этих исторических анекдотов и нередко используют данные устойчивые обороты в своей речи и письме. По сути, название каждой стратагемы является лишь краткой отсылкой к определённой тактике поведения. 36 стратагем упоминаются в китайской поговорке: 三十六計,走為上策 (пиньинь sānshí liù jì, zǒu wèi shàng cè) — «Из тридцати шести стратагем, ретироваться — самый лучший план».

Сама фраза «Тридцать шесть стратагем» стала устойчивым выражением. Однако, в современном китайском языке и реальной жизни имеется куда большее количество непрямых приёмов достижения преимущества и извлечения выгоды. Многие из них либо близки по своей сути, либо дополняют основные тридцать шесть техник. Данный трактат является лишь отправной точкой, попыткой систематизации стратагемного мышления.

Стратагемность

Стратагемностьтактическое искусство и, как таковое, является лишь составной, но важной частью стратегии. Искусный тактик необязательно хороший стратег, видящий картину целиком и на долгую перспективу. Стратегия — долгосрочный план, общее видение и совокупность тактических ходов, предполагающая бо́льшую гибкость и приспосабливаемость. Стратагема — манёвр, тактический ход, применяемый для получения обычно более сиюминутного, осязаемого и менее масштабного результата. Важной особенностью стратагемы является просчитываемость ситуации, реакции объекта и результата, то есть мышление на несколько ходов вперёд.

Стратагемность мышления близка к понятию «игра» в психологии. Их роднят две основные характеристики: 1) скрытые мотивы; 2) наличие выигрыша. Стратагемная тактика лежит в основе игр вэйци (го)[11], шахмат, является составной частью таких видов восточных боевых искусств, как например кэмпо, кэндо, ушу, каратэ, айкидо, таэквондо.

Первым условием для успешного проведения в жизнь любого плана является отличное знание самого себя, собственных преимуществ и ограничений, окружающей обстановки. Вторым, но также непреложным законом является необходимость максимально полного понимания образа мыслей и положения противника. В третьей главе своего трактата Сунь-Цзы пишет: «Если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, горести поражения не будет» (知己知彼,百戰不貽).

Статагемность мышления относится к характерным особенностям китайской цивилизации, является достижением её философской и политической мысли[12].

В Китае стратагемное мышление стало неотъемлемой чертой национального менталитета и присутствует не только в военном деле, но и в быту, в семье и в бизнесе. В китайской традиционной культуре нет морального запрета на применение хитрости к другому человеку. Стратагемы этически нейтральны и их применение к людям не зазорно. Стратагемность мышления приветствуется и рассматривается как проявление интеллекта.[13] Примером может служить первая стратагема «Обмануть императора, чтобы он переплыл море», где подчинённые обманывают императора Тай Цзуна (626-649) во время военных действий ради достижения победы над врагом. Император боится моря и не соглашается на необходимую переправу. Тогда его обманом заманивают на корабль, выдавая его за гостиницу для отдыха. Когда корабль отплывает далеко от берега обман раскрывается, но император принимает случившееся как должное и благодарит подчинённых за гибкость мышления.

Тем не менее, структурированное изучение стратагем — явление относительно новое для Китая. Несмотря на общеизвестность и популярность отдельных стратагем, знание всех 36 тактик и их чёткое толкование — удел специалистов по стратегии.

Мораль и стратагемность

Собрание тридцати шести стратагем вышло из богатейшей военной традиции Китая. На протяжении нескольких тысячелетий большой опыт войн и конфликтов обрабатывался и осмыслялся, что привело к появлению нескольких трактатов, собраний закономерностей, правил и особенностей ведения военных действий. Самым значительным трудом среди подобного рода литературы можно назвать Искусство войны Сунь Цзы. В первой главе своего трактата Сунь Цзы пишет — «Война — это путь обмана» («兵者詭道也。»).

Необходимо отметить, что до появления христианства и, позднее, рыцарства, населявшие Европу народы так же, как и китайцы, редко рассматривали моральный аспект ведения войны в качестве значимого элемента стратегии. Во многом романтизированная, рыцарская традиция сводится к нечастым случаям великодушия, проявляемого более сильной стороной к более слабой. Таким образом, и мировой опыт и китайская практика указывают на то, что, в конечном счёте, основной целью ведения военных действий является достижение результата, а более конкретно — выживание народа или группы людей.

Военная хитрость рассматривалась китайцами, в первую очередь, как способ избежать больших потерь людских и материальных ресурсов. Успешное применение уловки представлялось несомненным благом для народа и государства, а талантливый стратег-генерал имел все основания и санкции для осуществления любого коварства ради победы.

Острая нехватка земли и других ресурсов, враждебное окружение, постоянные войны, природные катаклизмы, сложная социальная иерархия в населённой стране с коллективистской моделью общества и ежедневная необходимость задумываться о вопросах выживания за несколько тысяч лет сформировали в китайской картине мира восприятие жизни, как войны и войны, как модели жизни. Китайская традиционная культура испытала минимальное влияние монотеистических религий с их учениями о любви к ближнему, альтруизме и других идеалах.

Несмотря на то, что в современном Китае ситуация во многом изменилась к лучшему, вопросы личного успеха и процветания занимают умы людей в наши дни не менее, чем вопросы выживания занимали их далёких предков.

Китайское отношение к хитрости и обману в межличностных коммуникациях отнюдь не тождественно моральному релятивизму и вседозволенности. Использование стратагемной тактики в низких и недостойных целях осуждалось конфуцианскими учёными ещё в древнем Китае.[14] За пять тысячелетий своей истории китайская культура выработала надёжный набор социальных ритуалов, этических норм и механизмов противодействия антиобщественному поведению. Более того, стратагемы сами являются одним из таких регулирующих инструментов.

Хорошей иллюстрацией положительного с китайской традиционной точки зрения использования стратагем в социальном контексте может служить понятие «лица» и необходимость постоянного его «сохранения». Авторы китайских изданий по стратагемам часто вспоминают об этой стороне применения уловок. В общении нередко возникают ситуации, когда необходимо осуществить что-либо неизбежно затрагивающее интересы или чувство собственного достоинства другого человека, что культурологически почти всегда рассматривается отрицательно. Стратагемы помогают, например, донести до учителя, клиента, делового партнёра или начальника на работе необходимую для общего дела критику или откорректировать в нужном ключе его поведение не затронув достоинства и не принизив статуса человека.[15] Таким образом китайцы часто пользуются подобной «ложью во спасение» ради сохранения внешнего «декора», что носителями западных ценностей иногда может восприниматься как прямой обман, тормозящий прогресс.

Многие исследователи отмечают, что важнейшими элементами китайского подхода к стратегии, во многом в отличие от подхода западного, являются принципы непрямых действий, ненасилия и избегания конфликтов,[16] когда прилагаются все усилия для разрешения любой ситуации мирным путём и извлечения выгоды обеими сторонами, даже тогда, когда одна из них остаётся проигравшей.[17]

Интересные факты

  1. В Древней Индии аналог стратагем был изложен в трактате «Панчатантра» [18].
  2. Девизом стратагемности могут быть слова Сунь Цзы в главе 11 «Искусства войны»:» 是故始如處女,敵人開戶;後如脫兔,敵不及拒。» «Сначала будь как невинная девушка — и противник откроет свою дверь. Потом же будь как вырвавшийся заяц — и противник не успеет принять мер к защите» [19].
  3. Швейцарский протестантский священник У. Маух написал книгу «Хитроумный Иисус», в которой показал на примерах из Библии, как Иисус использовал все 36 стратагем в своей миссионерской деятельности[20].
  4. 24 января отмечается как день стратагем[21].
  5. Только на китайском языке Google выдаёт 1890000 ссылок на запрос «36 стратагем» (фраза полностью). О популярности стратагем в Китае, Сянгане, на Тайване, в Южной Корее, Сингапуре, Малайзии, Японии и Вьетнаме говорят тиражи и количество новых названий книг, комиксов и статей, издаваемых ежегодно. Издаются книги под такими названиями как: «36 стратагем торговли», «Мао Цзэдун и 36 стратагем», «36 стратагем для молодёжи», «36 стратагем для чиновников» и т. п.[22] «36 стратагем» стали своеобразным брендом, хорошо продающим разнообразную продукцию и вызывающим только положительные ассоциации с успехом, мудростью, предприимчивостью и смекалкой. Например, в 2004 г. хитом стала песня тайваньской исполнительницы Цай И-линь (蔡依林) «36 стратагем любви» (愛情三十六計)[23].
  6. Любопытен один из документов, относящихся к взаимоотношениям Российского государства и Империи Цин в XVII веке, именуемый (китайской стороною) – «Стратагемные планы усмирения русских»[24].

Литература

Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха (Перевод с китайского В.В. Малявина) – М., Белые альвы, 2000.

Зенгер Х. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. — М.: Эксмо, 2004. — Т. 1-2.

Воеводин, В Стратагемы. Стратегии войны, бизнеса, манипуляции, обмана. — М., Изд. группа «Эт Сетера», 2004».

КОММЕНТАРИЙ:

Приступим к нашему исследованию китайских стратагем.

Поговорим о том, почему количество стратагем именно 36?! Выше было приведено следующее нумерологическое объяснение:

«Согласно нумерологической версии некоторых исследователей число 36 используется генералом Ваном в образном значении и всего лишь описывает «множество, большое количество». Косвенно это подкрепляется тем, что в Книге перемен 6 — число Инь (тёмного женского начала), которое, среди прочего, порождает и хитрость, а 36 — это 6 в квадрате, то есть число 36 значит здесь «несметное множество хитрости». Таким образом, полагают приверженцы нумерологической версии, генерал не имел ввиду конкретные 36 стратагем, а следовательно, собрание реальных тридцати шести уловок появилось позднее, как буквальное воплощение символизма Ван Цзинцзэ. Более точных данных на настоящий момент не найдено, а данное объяснение остаётся одной из самых распространённых версий. [3]».

Приведем наш вариант объяснения числа «36 стратагем» с учетом знаний о матрице Мироздания. На рисунке 2 показана схема божественного Мироздания, которая включает 108 уровней Верхнего мира матрицы Мироздания и 36 уровней Нижнего мира матрицы Мироздания.

Рис. 2. На рисунке показана схема божественного Мироздания, которая включает 108 уровней Верхнего мира матрицы Мироздания и 36 уровней Нижнего мира матрицы Мироздания. Общая схема Духовного и Материального миров в матрице Мироздания обсуждалась нами в работе на сайте (раздел – «Религии Индии», рисунок 7) — Одна из тайн Брахма-Самхиты о размерах Духовного и Материального мира в матрице Мироздания. Буквы санскрита, египетские и китайские иероглифы, буквы церковно-славянского языка занимают в матрице Мироздания по четыре уровня. Это было показано нами, в частности, в работе на сайте (раздел «Молитвы и мантры», рис. 3) — Сакральный смысл молитвы Отче наш и сравнение ее с Маха мантрой в матрице Мироздания. Слева на рисунке показана запись на санскрите в матрицу Мироздания Маха мантры. Затем начало христианской молитвы «Отче наш», а справа в квадратах с закругленными углами — номера и местоположение 36 стратагем. Из рисунка хорошо видно, что именно 36 стратагем охватывают или описывают все Божественное мироздание, включая Духовный и Материальный миры. Также видно, что 36-ая стратагема располагается у «Дна Мироздания». Ниже, по мере наших исследований мы попытаемся обосновать такой порядок расположения стратагем в матрице Мироздания.

Рис. 3. На рисунке показана запись в матрицу Мироздания китайского иероглифа «Цзи», обозначающего некий алгоритм поведения. Слева цифрами в квадратах показаны номера стратагем, соотнесенных нами с определенными пространствами матрицы Мироздания. Хорошо видно, что китайский иероглиф точно совместился с матрицей, и в изначальном виде был создан (написан) мудрецами древности на основе базиса – матрицы Мироздания, законы которой им были известны! По вертикали иероглиф занимает четыре уровня матрицы. «Стратагема (древнегреч. Στρατήγημα — военная хитрость) — некий алгоритм поведения, просчитанная последовательность действий, направленных на достижение скрытой цели или решение какой-либо задачи с обязательным учётом психологии объекта, его положения, обстановки и других особенностей ситуации. Это понятие существует в культуре Китая не менее трёх тысяч лет. Обозначается иероглифом «цзи» (пиньинь jì). Другие значения «расчёт», «план», «приём», «техника», «уловка»».

Рассмотрим 36-ую стратагему:

«36. Бегство — лучшая стратагема (走為上計 пиньинь: zǒu wéi shàng) — БЕГСТВО — Если становится очевидно, что выбранный курс ведёт к поражению, следует отступить и перегруппироваться. Когда проигрываешь, остается только три варианта выбора: сдаться, добиться компромисса или сбежать. Первое — это полное поражение, второе — поражение наполовину, и только бегство поражением не является. До тех пор, пока ты не разбит, у тебя ещё остается шанс».

Ниже на рисунке 4 показаны – запись китайскими иероглифами 36-ой стратагемы и изображение греческой метопы с 12-ым подвигом Геракла.

Рис. 4. На рисунке показаны – запись китайскими иероглифами 36-ой стратагемы и изображение греческой метопы с 12-ым подвигом Геракла. Поскольку 36-я стратагема располагается на «Дне Мироздания», и там же расположены адские планеты или различные «Ады», то очевидно попадание нашей «Души» туда явно не желательно. Поэтому по смыслу описания 36-ой стратагемы нужно сделать все возможное, чтобы избежать возможности туда попасть. «Бегство» всеми способами лучший выбор. Положение в этой же области матрицы Мироздания греческой метопы с 12-ым подвигом Геракла подтверждает правоту нашего выбора расположения в этой области мироздания 36-ой китайской стратагемы. В этом сакральный и изначальный, а не «бытийный» смысл 36-ой китайской стратагемы.

Рассмотрим 35-ую стратагему: «35. Стратагема «цепи уловок» (連環計 пиньинь: lián huán jì). В важных случаях следует применять несколько стратагем совместно одну за другой, как бы составляя их в цепочку. Пусть различные планы работают в одной общей схеме. Следует помнить, что провал одной из стратегий может разорвать цепь, и тогда общая схема также провалится».

Ниже на рисунке 5 показаны – запись китайскими иероглифами 35-ой стратагемы и изображение греческой метопы с 11-ым подвигом Геракла.

Рис. 5. На рисунке показаны – запись китайскими иероглифами 35-ой стратагемы и изображение греческой метопы с 11-ым подвигом Геракла. И в этом случае смысловое содержание 11-го подвига Геракла совпадает со смыслом 35-ой китайской стратагемы «Цепь уловок». 29-ый 32-ой уровни в Материальном мире матрицы Мироздания, которые близко ко «Дну мироздания» также не лучшее место для пребывания «Души» человека. Поэтому «технология» использования «Цепи уловок» также оправдана.

Одиннадцатый подвиг Геракла

Рис. 6. Греческая Метопа с изображением одиннадцатого подвига Геракла – «Доставка золотых яблок от Гесперид». Аналог по смыслу 35-ой китайской стратагемы – «Цепь уловок». Справа стоит Атлант, который принес Гераклу, поддерживающему землю три яблока Гесперид. Слева стоит богиня с копьем, которая левой рукой помогает Гераклу поддерживать землю. Одиннадцатый подвиг: «В новом задании Эврисфей назначил Гераклу принести золотые яблоки от Гесперид (одиннадцатый подвиг). Чтобы узнать дорогу к Гесперидам, Геракл отправился на реку Эридан (По) к нимфам, дочерям Зевса и Фемиды, которые посоветовали ему узнать дорогу у всеведущего морского бога Нерея. Геракл захватил Нерея спящим на берегу, связал его и, хотя тот принимал различные обличья, не отпускал до тех пор, пока Нерей не указал ему путь к Гесперидам. Дорога вела сначала через Тартесс в Ливию, где Гераклу пришлось вступить в единоборство с Антеем. Чтобы одолеть Антея, Геракл оторвал его от земли и задушил в воздухе, т. к. тот оставался неуязвимым, пока соприкасался с землёй (Apollod. II 5, 11). Утомлённый борьбой, Геракл заснул, и на него напали пигмеи. Проснувшись, он собрал их всех в свою львиную шкуру (Philostr. iun. Imag. II 22). В Египте Геракла схватили и понесли к жертвеннику Зевса, чтобы заколоть, т. к. по приказу царя Бусириса всех иноземцев приносили в жертву. Однако Геракл разорвал оковы и убил Бусириса. Переправившись на Кавказ, Геракл освободил Прометея, убив из лука терзавшего его орла. Только после этого Геракл через Рифейские горы (Урал) пришёл в страну гипербореев, где стоял, поддерживая небесный свод, Атлант. По совету Прометея Геракл послал его за яблоками Гесперид, взяв на свои плечи небесный свод. Атлант принёс три яблока и выразил желание отнести их к Эврисфею, с тем, чтобы Геракл остался держать небо. Однако Гераклу удалось перехитрить Атланта: он согласился держать небосвод, но сказал, что хочет положить подушку на голову. Атлант встал на его место, а Г. забрал яблоки и отнёс к Эврисфею (Apollod. II 5, 11) (вариант: Г. сам взял яблоки у Гесперид, убив сторожившего их дракона, Apoll. Rhod. IV 1398 след.). Эврисфей подарил яблоки Гере, но Афина возвратила их Гесперидам».

Рассмотрим 34-ую стратагему: «34. Стратагема нанесения самому себе увечья (苦肉計 пиньинь: kǔ ròu jì). Притворившись раненным, получаешь два возможных преимущества: во-первых, враг успокаивается и снижает бдительность, поскольку больше не видит в тебе серьезной угрозы; во-вторых, можно подольститься к врагу, сделав вид, что рана нанесена третьим обоюдным противником».

Ниже на рисунке 7 показаны – запись китайскими иероглифами 34-ой стратагемы и изображение греческой метопы с 10-ым подвигом Геракла.

Рис. 7. На рисунке показаны – запись китайскими иероглифами 34-ой стратагемы и изображение греческой метопы с 10-ым подвигом Геракла. И в этом случае смысловое содержание 10-го подвига Геракла совпадает со смыслом 34-ой китайской стратагемы «Успокоить врага и снизить его бдительность». 25-ый 28-ой уровни в Материальном мире матрицы Мироздания, «Место расположения» египетского иероглифа с изображением головы с коровьими ушами. Или место расположения – «Матушки сырой земли». Эти рисунки с божественной Нут богиней звезд показаны в нашей статье (раздел «Египтология» рисунок 14,15) — Сакральные истоки игр древности – Сенет из древнего Египта, шахматы, нарды и ряд других игр. «Врагами» могут выступать всякого рода «несправедливости», с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни. Например, могучий Геракл по воли Рока был вынужден исполнять приказы своего слабого брата царя Эврисфея.

Десятый подвиг Геракла

Рис. 8. Метопа с изображением десятого подвига Геракла – «очищение им от навоза огромного скотного двора царя Элиды Авгия». Аналог по смыслу 34-ой китайской стратагемы«Успокоить врага и снизить его бдительность», хотя Геракл не наносил себе увечья. Рядом с Гераклом богиня Афина, которая всегда изображалась даже раздетая в боевом шлеме. Афина подсказывает Гераклу как справится с этой трудной задачей. Десятый подвиг: «Геракл должен был очистить от навоза огромный скотный двор царя Элиды Авгия. Геракл, заранее выговорив себе у Авгия в виде платы десятую часть его скота, проделал отверстия в стенах помещения, где находился скот, и отвёл туда воды рек Алфея и Пенея. Вода промыла стойла и двор. Но когда Авгий узнал, что Геракл выполнял приказ Эврисфея, он не захотел с ним расплатиться (своими конями), а Эврисфей, в свою очередь, объявил что этот подвиг не идущим в счет, т. к., Геракл выполнял его за плату (Apollod, II 5, 5)». Комментарий: Аллегория использования воды рек для расчистки «скотного двора» — «древних наслоений» в пространстве матрицы Мироздания указывает на обращение к потокам божественной энергии «Любви и Чистоты», которые только и могут справиться с этой неподъемной для человека задачей.

На этом мы остановим изложение материалов наших исследований. В последующих статьях мы проанализируем все 36 китайских стратагем. Окончательных выводов тоже пока делать не будем. Однако отметим, что в привычном смысле китайские «стратагемы» помогают субъекту победить «внешнего врага» в Материальном мире, но сакральный смысл стратагем заключается в обучении «сознания Духовного существа» побеждать «внутреннего врага» или «проблему внутреннего выбора». Проблемы «внутреннего выбора» мы касались, в частности, в притчах на сайте (раздел «Притчи») — Притча о двух волках, История от почтальона Печкина, Мудрость – это болезнь?!, Почему в России люди в основном хорошие, а жизнь и земля не обустроена? Притча первая. О Духовных существах, которые захотели поиграть в Господа., Притча вторая. О Духовном существе, которое захотело вернуться домой в Духовный мир., и в работе — Кто вы русские, а мы знаем кто! Так, что о стратагемах можно сказать следующее. Сакральные знания, которые изначально должны были помогать человеку в духовном росте и побеждать «внутреннего врага», мудрецы древности использовали для создания алгоритмов или системы «уловок» для побед над «внешними врагами» человека в бытийной жизни.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта.

©Арушанов Сергей Зармаилович 2011 г.

Приложение:

Вниманию читателя предлагается реальная история из недалекого прошлого СССР. На наш взгляд она может рассматриваться в качестве примера «применения» в политике 36-ой китайской стратагемы. «36. Бегство — лучшая стратагема (走為上計 пиньинь: zǒu wéi shàng) — БЕГСТВО — Если становится очевидно, что выбранный курс ведёт к поражению, следует отступить и перегруппироваться. Когда проигрываешь, остается только три варианта выбора: сдаться, добиться компромисса или сбежать. Первое — это полное поражение, второе — поражение наполовину, и только бегство поражением не является. До тех пор, пока ты не разбит, у тебя ещё остается шанс».

Третья Мировая война чуть не зародилась на «Чек-пойнт Чарли»

«В этот день ровно полвека назад – в (27 октября) 1961 году — могла начаться третья Мировая война [3] . На контрольно-пропускном пункте между западным и Восточным Берлином — «Чек-пойнт Чарли» — сошлись лоб в лоб американские и советские танки. Подробности – в рубрике у Андрея Светенко на радио «Вести ФМ».

Накануне Хрущеву доложили, что американцы готовят провокацию — хотят снести пограничные заграждения на Фридрихштрассе. Действительно, утром 27 на КПП прибыли три американских джипа с военными и гражданскими. За ними подтянулись бульдозеры и 10 танков. Самых лучших. (Танк) М-48, знаменитый по корейской войне, сделанный по образцу и подобию наших (советских танков) Т-34. Причем танки подошли на несвойственной для таких машин большой скорости и лихо затормозили только в метре от демаркационной линии. В ответ из переулка с восточной стороны выкатила 7-я танковая рота капитана Войтченко из гвардейского полка, оснащенного суперсовременными Т-55. Берлинцы, несмотря на очевидную опасность, наблюдали за этим символичным противостоянием с интересом и любопытством.

Тут важен контекст, в котором происходила эта стычка. Берлинская стена появилась в августе того же года. К ней не то, что не привыкли еще, она вызывала совершенно понятные чувства — немцев хотят разделить, и делают это коммунисты. Запад не против открытых дверей. Кстати, появление пограничной линии и КПП внутри Берлина противоречило соглашениям 1945 года о статусе столицы Германии. В этом смысле, на стороне американцев была по меньше мере буква закона. Но этот закон исходил из того, что власть в городе осуществляют оккупационные администрации. И тогда Кремль, в свою очередь, выдвинул Западу ультиматум — Советский Союз передаст управление Восточным Берлинам в руки правительства ГДР. Что, забегая вперед, и произошло. В этой новой политической реалии Западный Берлин окажется новой, третьей стороной немецкой проблемы. Он будет существовать сам по себе, не входя в состав Федеративной Республики Германия.

В октябре 1961 года это все было ёщё впереди. На повестке дня было открытое вооруженное столкновение. На эту мысль наводило и произведенное в нашей стране испытание нового термоядерного устройства. На полигоне на острове Новая Земля. На Западе ее окрестят «царь-бомбой». Ударная волна этого взрыва обогнула всю планету. Все сейсмостанции зафиксировали колебания почвы, а также повышение радиационного фона. И все это в буквальном смысле витало и ощущалось в берлинском воздухе. По счастью, руководству Советского Союза хватило тогда выдержки. Утром 28 октября по приказу из Москвы танки капитана Войтченко ушли с Фридрихштрассе. То же самое сделали и американцы».

Рис. 9. «Танк США М48 [4] . В начале 1950-х годов начались работы по созданию танка на замену М47. Новая машина получила рабочее обозначение М48. Интересно, что заказ на производство серийных М48 поступил до того, как конструкторы завершили проектирование, а уже в июле 1952 года первый М48 покинул сборочный цех завода компании «Крайслер». На церемонии присутствовала вдова генерала Джорджа Паттона, чье имя было присвоено новой машине. Кроме стандартных танков М48АЗ во Вьетнаме американская армия использовала танковые мосто-укладчики на базе М48, а морская пехота — огнеметные танки М67, созданные на шасси М48. … Вызванная международной обстановкой спешка в создании и производстве М48 стала причиной многочисленных проблем, главными из которых стали ненадежность и очень малый запас хода (всего 113 км). В ходе доработок появились модификации М48А1, М48А2 и М48АЗ. Последняя модификация оснащалась дизельным двигателем AVDS-1790-2A, что позволило увеличить запас хода до 463 км, и имела несколько разновидностей. Производство танков семейства М48 продолжалось до 1959 года, всего было построено более 11 700 машин. На смену М48 в войска стали поступать танки М60, созданные на базе М48. Тем не менее, М48 до сих пор остаются на вооружении танковых подразделений и частей в Греции, Иране, Израиле, Иордании, Ливане, Марокко, Пакистане, Испании, Таиланде, Тунисе, Турции и Вьетнаме, а также на Тайване (здесь был создан собственный вариант М48Н с орудием М68). Кстати, пушкой М68 оснащались М48, М48А1, М48А2 и М48АЗ. Дополнительное вооружение включало 7,62-мм спаренный и 12,7-мм зенитный пулеметы. В середине 1970-х годов появилась новая модификация М48А5 со 105-мм пушкой М68, зенитным пулеметом M60D калибра 7,62 мм, новым двигателем и другими изменениями».

Рис. 10. «Советский танк Т55 [5] . Т-54 — советский средний[2] танк. Принят на вооружение Советской Армии в 1946 году, серийно выпускался, постоянно модернизируясь, с 1947 года. (Скорость движения по шоссе – 50 км/час, по пересеченной местности – 22-27 км/час. Запас хода по шоссе – 485-500 км, по пересеченной местности – 290-320 км. Боевая масса 36 т.) С 1958 года выпускалась его модификация под названием Т-55, приспособленная к боевым действиям в условиях применения ядерного оружия. В 19621967 годах он в основном был сменён в производстве танком Т-62, созданным на его базе, но на ОЗТМ его выпуск продолжался вплоть до 1979 года. Также в ряде стран выпускался сам Т-54/55, либо его модернизированные или приспособленные к местным условиям варианты. Всего, с учётом производившихся в других странах вариантов, было выпущено до 100 000 Т-54/55, что сделало его наиболее многочисленным танком в истории. Т-54/55 экспортировался и стоит на вооружении во многих странах, использовался в большинстве послевоенных локальных конфликтов. Танк стал известен своей высочайшей надёжностью и простотой, высоко оценивавшимися многими экспертами. По оценкам специалистов, продолжит оставаться в строю в течение десятилетий. На протяжении всей Афганской войны основным танком в танковых подразделениях ОКСВА были Т-55 и Т-62. Несмотря на наличие в достаточном количестве более современных и мощных танков на то время и постоянную модернизацию лёгкой бронетехники в мотострелковых и воздушно-десантных подразделениях ОКСВА, его танковый парк оставался без изменений все 9 лет войны. (Это) было обусловлено отсутствием современных танков в частях Советской Армии на южных границах СССР и ограниченным числом противотанковых средств у моджахедов[3]». «Средний танк Т-55 [6] — самый массовый советский танк послевоенного периода. Представляет собой глубокую модернизацию танка Т-54Б. Разработан в КБ завода № 183. Принят на вооружение в мае 1958 года. Изготавливался серийно на заводах № 183 (Нижний Тагил), № 75 (Харьков) и № 13 (Омск) с 1958 по 1979 год. По западным данным, за время серийного производства на советских заводах изготовлено 20 тыс. танков всех модификаций. Кроме того, с 1964 года по советской лицензии Т-55, а затем и Т-55А производились в Польше и Чехословакии. В этих странах изготовлено около 9 тыс. единиц. Компоновка, конструкция и внешний вид танка Т-55 практически полностью идентичны танку Т-54Б. Главным отличием от последнего является наличие системы ПАЗпротивоатомной зашиты. … В 1994 году они были сняты с вооружения Российской Армии, однако в частях внутренних войск и морской пехоте эксплуатировались как минимум до конца 1990-х годов».


[1] Элевси́нские мисте́рии (др.-греч. Ἐλευσίνια Μυστήρια) — обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны, которые проводились ежегодно в Элевсине (около Афин) в Древней Греции. Из всех обрядов древности Элевсинские мистерии считались наиболее важными. Вероучение, обряды, культовые действия держались в тайне от непосвящённых, а инициация объединяла человека с богом, вплоть до бессмертия и обладания божественной властью в потустороннем мире. Адрес ссылки в Интернете Элевси́нские мисте́рии – Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EB%E5%E2%F1%E8%ED%F1%EA%E8%E5_%EC%E8%F1%F2%E5%F0%E8%E8

[2] Адрес ссылки в Интернете – Тридцать шесть Стратагемы – Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BC

[3] Адрес ссылки в Интернете Третья Мировая война чуть не зародилась на «Чек-пойнт Чарли»http://news.mail.ru/politics/7175210/?frommail=1

[4] Адрес ссылки в Интернете — Танк США М48 — vooruzenie.rupubl/4-1-0-206

[5] Адрес ссылки в Интернете – Советский танк Т55 – Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-54/55

[6] Адрес ссылки в Интернете — Средний танк Т-55http://www.dogswar.ru/bronetehnika/tanki/727-srednii-tank-t-55-r.html

Один комментарий : “Сакральный смысл китайских стратагем с 36 по 34 в матрице Мироздания”

  1. Н.:

    Ваша статья очень меня обрадовала. Сама идея связать подвиги Геракла со стратагемами – это целое открытие. Я хожу под впечатлением от прочитанного.

    Удивительно гармонично и точно до деталей совместился с матрицей Мироздания иероглиф «Цзи», обозначающий некий алгоритм поведения в конкретных пространствах матрицы Мироздания. Изображение правой и левой сторона иероглифа резко отличаются , что само по себе может означать «проблему выбора».

    Убедительно выглядит помещение 36-й стратагемы на самое «дно» Мироздания – по крайней мере, смысловая связь между стратагемой и подвигом Геракла прослеживается: ад (царство Аида), это не то пространство, где хочется душе задерживаться. И смысл «бежать» становится очевидным. Интересно, почему перед нисхождением на 33 – 36 уровни Гераклу нужно было какое-то специальное действо (посвящение в мистерии)?

    35-я стратагема («Цепь уловок») и предприятие Геракла по добыванию яблок в саду Гесперид тоже схожи: события, положившие в руки Геракла яблоки – это цепочка: одно событие цепляется за другое. К этому можно прибавить, что если бы не уловка Геракла, так и стоял бы он, поддерживая небеса.

    А вот соотношение 34-й стратагемы «Успокоить врага и снизить его бдительность» (стратагема нанесения самому себе увечья) и подвига Геракла по уборке авгиевых конюшен от меня ускользает. Вы даете подсказку: «Врагами» могут выступать всякого рода «несправедливости», с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни». Попробую порассуждать. Если очищение авгиевых конюшен – это очищение души от всякого «хлама» (отталкиваясь от того, что внешние «несправедливости» – это отражение внутреннего содержания), то в данном случае «врага» следует искать внутри себя: возможно, речь идет об усыплении бдительности внутреннего собеседника. И сделать это можно путем очищения тонкоматериальных тел (и не только тонокоматериальных) человека от двойственностей, ведь местоположение конюшен – наш мир (с 25 по 28 уровни Матрицы мироздания). Самое загадочное для меня место в этой метопе – это плата за работу и то, что Гераклу этот подвиг не засчитали. Что стоит за аллегорией «платы»? Что значит «подвиг не засчитан»? Может, здесь присутствует намек на то, что человек, сумев обмануть внутреннего собеседника (избавившись от каких-то определенных двойственностей, именно, «определенных», поскольку, как вы сами уточнили, стратагемы и метопы описывают решение Духом проблемы выбора), может получить то, чем сможет воспользоваться в своих интересах, а не в интересах Бога (ведь в действительности не сам человек очищает себя, а Господь делает это)? Другими словами, выбор между деятельностью, преследующей своекорыстные интересы и бескорыстной деятельностью?

    Я обратила внимание на ваши слова о том, что «сакральный смысл стратагем заключается в обучении «сознания Духовного существа» побеждать «внутреннего врага» или «проблему внутреннего выбора». Значит, стратагемы 34 – 36 и 10 – 12 подвиги Геракла, относящиеся к пространствам нашего мира (25 – 28 уровни, которые входят во все три метопы) указывают на три основные двойственности: 1) чувство значимости-никчемности, 2) страха-бесстрашия и 3) щедрости-жадности. Если это верно, то можно попробовать расставить эти двойственности по метопам и стратагемам.

    Исходя из внешнего впечатления, страх-бесстрашие напрашивается к 12-му подвигу и 36-й стратагеме. Значимость-ничтожесто хочется привязать к 10 подвигу (авгиевым конюшням) и 34 стратагеме. Методом исключения щедрость-жадность будет отнесено к 11 подвигу и 25 стратагеме, хотя по смыслу мне это неочевидно.
    Словом, есть над чем подумать.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.