nav-left cat-right
cat-right

Идеи «дауа» в научной среде США

Расширение сферы влияния западноевропейской цивилизации в период нового и новейшего времени привело к столкновению, ломке и трансформации традиционных обществ Востока, в том числе мира ислама [1] . На протяжении всего ХХ в. представители мусульманской интеллектуальной элиты пытались выявить причины упадка исламской цивилизации и найти пути ее возрождения. Ключевыми инструментами сохранения и расширения уммы [2] – общины правоверных – были признаны два взаимосвязанных традиционных исламских концепта – да’уа [3] и джихад [4] .

Как и всякий коранический термин, понятия да’уа и джихад многогранны. В определенном смысле они означают одно и то же действие. Так, джихад, дословно  – «усилие», в условиях наличия внешней угрозы чаще использовался в смысле насильственной борьбы против «неверных». Но он мог также означать мирную борьбу, например, словом. Термин да’уа – «призыв», подразумевает в целом «призыв Аллаха» уверовать. И в этом значении можно поставить знак равенства между да’уа и верой. Термин да’уа также может быть сопоставлен с исламом в том смысле, что «призыв Аллаха» транслируется через его пророков, в частности, через пророка Мухаммеда. [5] И, наконец, да’уа воспринимается как призыв каждого мусульманина к неверующим и таким образом принимает значение мирной пропаганды, а да’и, проповедники, становятся своеобразными агентами не только религиозного, но и политического влияния.

Рис. 1. «Эмблема партии «Братья-мусульмане». Братья-мусульмане» (араб. الإخوان المسلمون‎‎, Аль-Ихван аль-Муслимун) — международная религиозно-политическая ассоциация, основанная в марте 1928 учителем Хасаном аль-Банна в Исмаилии (Египет). С 1933 штаб-квартира организации была переведена в Каир. После смерти Хасана аль-Банна в 1948 году, в 1950 году идеологом движения стал литератор Сейид аль-Кутб[1], казнённый в 1966 году[2]. Ассоциация имела отделения в Сирии, Палестине, Ираке. К концу Второй мировой войны насчитывала около 500 тыс. человек. Считается старейшей в мире международной террористической организацией[3]. … Братья-мусульмане в Палестине: Палестинским отделением «Братьев-мусульман» является Движение исламского сопротивления («Хамас»). Братья-мусульмане в России: Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 [7] организация «Братья-мусульмане» признана террористической и деятельность её на территории Российской Федерации запрещена. В решении суда говорится следующее: «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун») — организация, в основу деятельности которой положены идеи основных её теоретиков и лидеров Хассана аль-Банны и Сейида Кутба. Цель — устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путём воссоздания «Великого исламского халифата» первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ. В ряде государств Ближнего Востока запрещена законом (Сирия, Иордания). Основные формы деятельности: воинствующая исламистская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям, активная вербовка сторонников в мечетях, вооруженный джихад, не ограниченный территориальными рамками».

На протяжении ряда столетий эти два инструмента распространения исламского влияния, интерпретируемых также в качестве мирной и вооруженной экспансии уммы, шли рука об руку. И ХХ век не стал исключением. Тем не менее, место действия и акценты в тактике мусульманских активистов на протяжении последнего столетия несколько сместились. До 1960 – 1970-х гг. ХХ века можно говорить о превалировании силового джихада, ярким примером которого служит деятельность «Братьев-мусульман». Причем, основным регионом действия выступают преимущественно мусульманские страны. Со второй же половины ХХ века помимо джихада начинает набирать силу «исламский призыв». Это связано с тем фактом, что огромные потоки мусульман-иммигрантов стали оседать в странах Запада, в частности, в США. Совершенно не случайно распространение да’уа на Западе совпадает с периодом распространения там интерпретации джихада, понимаемого как самосовершенствование, а также осознания джихада в качестве составной части да’уа – «призыва Аллаха», как к немусульманам – уверовать, так и к мусульманам – проявить особое усердие в ответ на этот «призыв».

В основе современной исламской пропаганды в США лежат идеи исламизма – идеологии, рассматривающей ислам в качестве религиозного, политического, социального и экономического порядка и в целом как образ жизни [6] . Она была принесена в США в 1960-е гг. иммигрантами и студентами-мусульманами, симпатизирующими таким исламистским группам как «Братья-мусульмане» и «Джамаат-и-Ислами». При этом особенно выделялись студенты-активисты из Египта и Пакистана – тех стран, которые переживали возрождение и оказывали сопротивление западной ассимиляции.

Рис. 2. «Флаг Джамаат-и-Ислами. Джамаат-и-Ислами — (Язык урду: جماعتِ اسلامی, «Исламский Блок» Джамаат, ДИ-JI) — исламистская политическая партия в Пакистане. Была основана в Лахоре, Индия, 26 августа 1941, Саийдом Абуль Ала Маудиди[1] и является самой старой религиозной организацией в Пакистане.[1] Сегодня сестринские и дочернии организации с подобными целями и идеологическими подходами существуют в Индии, (Джамаат-и-Ислами Хинд), Бангладеш (Джамаат-и-Ислами Бангладеш), Кашмире, Шри-Ланке, и есть «близко братские отношения» с исламистскими движениями и миссиями, «работающими в различных континентах и странах», особенно те, к которые присоединяются к Братья-мусульмане».

В США мусульманские активисты попали в совершенно иные условия: здесь не было официального исламского религиозного руководства, а также наблюдалась полная свобода отправления культа в условиях светского гражданского общества. Такие условия сделали возможным разнообразие исламских групп и интерпретаций ислама.

Следуя по стопам Сейида Кутба, исламисты поначалу возражали против политической и гражданской активности мусульман в Соединенных Штатах и считали любое институциональное действие в американском обществе нелегитимным. Тем не менее, вскоре их позиция сильно изменилась. Изоляционистская идеология, – примером которой служит позиция «Таблиги Джамаат» [7] , – если и не изжила себя, то, по крайней мере, потеряла большинство своих последователей. При этом американские мусульмане взяли на вооружение так называемое «мягкое» да’уа. [8] «Когда мы учим людей исламу, мы должны быть аккуратными в словах и говорить благожелательно. Мы должны улыбаться и нести позитивный заряд слушающему нас», – так охарактеризовал да’уа бывший член правления одного из филиалов «Мусульманской студенческой ассоциации США и Канады». [9]

Данная тактика особенно активно стала проводиться американскими мусульманами с 1990-х гг., когда был создан ряд исламских и исламистских организаций, во главу угла поставивших задачу по формированию позитивного образа мусульманина. Так, в связи с террористической атакой на США 11 сентября крупнейшая американская мусульманская организация, занимающаяся защитой гражданских прав мусульман – «Совет по американо-исламским отношениям», – призвала организовать при мечетях «открытые встречи» с представителями иных конфессий, что помогло бы лучше узнать и понять мусульман. «После трагических событий 11 сентября и последовавшей за ними антиисламской реакцией стало ясно, что представители других религий нуждаются в правильной информации об исламе», – заявил исполнительный директор Совета Нияд Авад. [10]

Проблемы проникновения да’уа в научную среду США

«Исламский призыв», интерпретируемый не только как распространение исламистских идей, но как формирование позитивного образа ислама, начал распространяться через американские СМИ, политическое лоббирование, сеть интернета, а также через образовательные структуры и академическую науку. На проблеме проникновения да’уа в научную среду США хотелось бы остановиться более подробно.

Можно выделить несколько факторов, сделавших возможным трансляцию да’уа через академические исследования и социальную активность некоторых американских ученых. Во-первых, это научная активность самих мусульманских ученых, инициирующих выгодное для мусульман направление научного исследования в социальных науках. Во-вторых, финансовые возможности ряда мусульманских организаций и фондов, предоставляющих денежную поддержку определенного рода исследованиям. В-третьих, благоприятная политическая коньюктура, обусловленная политикой Государственного департамента США в отношении умеренного исламизма. И, в четвертых, – это религиозная обусловленность ряда американских востоковедов, позволившая провести общий знаменатель между христианскими и исламскими ценностями в противовес светскому секулярному мировосприятию и создающих почву для сближения в области научного исследования.

Возможность внедрения исламистских идей в научные круги появилась тогда, когда ученые-мусульмане бросили клич переписать научную парадигму. Сигналом к активизации этого процесса послужил выход в 1978 г. нашумевшей книги Эдварда Саида «Ориентализм». К этому времени в академическом пространстве США уже велась работа по изменению подхода к изучению мира ислама. Еще в 1971 г. в Иллинойском технологическом институте (Чикаго) была создана «Ассоциация ученых социальных наук» (далее АУСН). Ее основателями стали профессор Исмаил аль-Фаруки, американец палестинского происхождения, специалист по исламу и сравнительному религиоведению, и Абдул Хамид Абу Сулейман, получивший в 1973 г. докторскую степень в области международных отношений в Пенсильванском университете. В исполнительное бюро организации вошли представители научных кругов США, Пакистана, Саудовской Аравии, Судана и Индии.

АУСН была создана как академический форум, на котором ученые (как мусульмане, так и немусульмане) получали возможность обсуждать социальные науки с точки зрения исламской перспективы. Члены ассоциации подвергли критике западную научную парадигму и обратились к исламской интеллектуальной традиции. Они поставили перед собой задачу перестроить социальные науки на основе исламской эпистемологии.

К 1981 г. их деятельность увенчалась созданием Международного института исламской мысли (далее МИИМ), ставшего центром проекта «исламизации знания». При МИИМ был создан Совет ученых, перед которым были поставлены задачи консультировать МИИМ по академическим вопросам. В состав Совета входят восемь ученых из университетов США и Канады, специалистов в области религии и исламских наук. Помимо образовательных задач, Совету вменяется «наблюдать за научным сотрудничеством МИИМ с другими университетами и институтами как США, так и за рубежом и вырабатывать способы расширения сотрудничества». [11]

Наиболее ярким примером формирования в научной среде позитивного образа ислама и исламизма является деятельность Центра мусульмано-христианского понимания при Джорджтаунском университете (Вашингтон) во главе с известным американским востоковедом профессором Джоном Эспозито. Центр был основан в 1993 г. с целью налаживания сотрудничества между миром ислама и Западом, а также между исламом и христианством. В 2005 г. после пожертвования 20 млн. долларов известным международным инвестором принцем Альвалидом бин Талалом Центр был назван его именем. [12] В нем работают такие известные ученые в области исламских исследований, как Джон Уолл и Ивон Хаддад.

На сегодняшний день Центр является лидером в области изучения мусульмано-христианских отношений. Им издано 80 научных монографий и более 400 статей. Центр имеет тесные контакты с мусульманскими активистами в лице МИИМ через АМУСН. Так, Дж. Эспозито входит в состав консультативного совета периодического издания АМУСН, «Американского журнала исламских социальных наук», начавшего выходить с 1984 г. [13] В марте 2010 г. он посетил вторую ежегодную встречу шести научно-исследовательских центров принца Талала (Джорджтаунский, Гарвардский университет, Кембриджский, Эдинбургский университеты, а также Американский университет в Бейруте и Американский университет в Каире), состоявшуюся на базе Американского университета (Бейрут) и проведенную совместно с МИИМ. [14] В центре обсуждения были вопросы, касающиеся перспектив исламских и американских исследований, а также возможность создания условий для лучшего понимания мира ислама и Запада.

Дж. Эспозито неоднократно упрекали как в научных кругах США, так и в прессе за слишком тесную связь с исламистами, за излишние симпатии в отношении «Братьев мусульман». Следует также обратить внимание на то, что Дж. Эспозито является представителем католического университета. [15] Определенные симпатии христианских ученых Запада в отношении мусульман и даже исламистов некоторые видят в том, что и те и другие осознают единую угрозу, которая заключается в особенностях «экономического, философского и социального развития на Западе: расцвет рационализма, скептицизма, атеизма, секуляризма [16] ». [17]

Другая часть американской научной элиты США оценивает ситуацию в американском востоковедении крайне критично. Так, востоковед Мартин Кремер приходит к выводу, что американские исследования, в частности, по Ближнему Востоку, зашли в тупик, начиная с 1970-х гг. Это было связано с политическими беспорядками в регионе, радикализацией научной элиты США и урезанием ассигнований на ближневосточные исследования. [18]

В целом, вне зависимости от разнообразия политических и научных оценок деятельности таких крупных научных исследовательских учреждений, как Центр мусульмано-христианского понимания, можно утверждать, что их концептуальная позиция полностью отвечает критериям да’уа, взятым на вооружение современными исламистами.

©Кошелева Н.В. доцент, г. Минск, исторический факультет БГУ, 2011 г.

©Арушанов С.З. оформление и редактирование, 2011 г.

Приложение

Рис. 3. Мать и сын.

Рис. 4. Лидер «Братьев мусульман» Мохамед Махди Акеф сообщил, что его организация не собирается выдвигать своего кандидата на президентский пост в Египте. … «Братья-мусульмане» являются единственной силой, способной привлечь сотни тысяч организованных сторонников для противостояния властям, однако, по мнению аналитиков, «братья» опасаются принятия государством крутых мер, которые могут уничтожить движение. — http://www.islamnews.ru/news-print-21116.html


[1] «Исла́м [2] (араб. إسلام‎‎ [ʔɪsˈlæːm]) – монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха)[1]. В шариатской терминологии исламэто полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама – Коран. Язык богослужения – классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда. С точки зрения ислама, народы отошли от первоначального пути, который был указан им Аллахом, a священные тексты древних книг постепенно искажались[2]. Каждый раз для возвращения к истинной вере (исламу) Аллах отправлял к разным народам своих посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса[3]. Последним посланником в среде пророков, с точки зрения всех мусульман, является Мухаммад, принесший человечеству веру в очищенном и первозданном виде … Дар аль-ислам [3] (араб. دار الإسلام‎‎ – мусульманский мир, земля ислама, вся территория, где господствует ислам) – традиционное мусульманское обозначение территорий, где действует мусульманский религиозный закон и где политически господствуют мусульмане. Эта часть мира противопоставляется дар аль-харб (земле войны) – территориям, где ислам не господствует. По воззрениям мусульман, дар аль-ислам по воле Аллаха распространится на весь мир, даже если этому будут мешать все неверующие люди и джинны на Земле. Естественной реакцией дар аль-ислам на бесчинства дар аль-харб является джихад – борьба в защиту чести, имущества и крови мусульман, проживающих в дар аль-харб. Но всеобщий джихад имеет очень много условий, одно из которых – единый мусульманский правитель. Джихадвообще очень широкое понятие, и наиболее сложный и важный джихад для любого мусульманина – это борьба с собственными страстями. Правильный перевод слова джихадэто приложение усилий на пути к чему-либо. в Шариате (исламском законе) джихад означает приложение усилий на пути приближения к Аллаху. Существует множество способов этого. Например, соблюдение поста, намаз, чтение Корана и даже отведение взгляда от оголённых женщин, или ношение хиджаба. Военный поход – в случае явной несправедливости (притеснения, убийства, изгнания из жилищ) неверующих по отношению к мусульманам. Существует также понятие о дар ас-сульх, или дар аль-ахд (земле мирного договора, или земле договора), – территориях промежуточного характера, где при сохранении политической власти немусульман мусульмане находятся под защитой и пользуются религиозной свободой. Данное законоположение установлено во время ниспослания Корана более 1400 лет назад и будет действовать до Судного дня. Мусульманам неоднократно приказывается в Коране относиться к иудеям и христианам по справедливости. Особенно отмечены христиане, так как они «не высокомерны» и «сохранят даже кантар золота, если им доверишь». Деление на дар аль-ислам и дар аль-харб и по сей день играет значительную роль в мусульманских политических доктринах, однако оно не предусматривает обязательность войны между ними. Концепция дар ас-сульх является идейным обоснованием возможности сосуществования мусульманской и немусульманских политических систем».

[2] Умма (араб. أمة‎‎) – арабское слово, означающее «сообщество» или «нация». В исламе слово умма обозначает сообщество верующих (уммат аль-му’минин), то есть весь исламский мир, вне зависимости от стран, границ, национальностей, и тому подобного. Фраза умма вахидаодно сообщество») в Коране обозначает объединённый исламский мир. С другой стороны, в арабском языке слово умма также может использоваться в западном значении нации, например аль-умам аль-муттахида (Объединённые нации). Адрес ссылки в Интернете – Умма – Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%28%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%29 . В древнем Шумерском царстве был город с таким же названием: «Умма – древний город шумеров, на территории Междуречья (современный Ирак). Умма (шумер. Убме, нане Джоха). Общинный бог Шара (воскресающий и умирающий бог плодородия). Вся известная история этого города прошла в войнах с городом Лагаш. Первым известным энси (правителем) Уммы был Уш. В его правление вспыхнул конфликт с Лагашем из-за плодородной полосы Гуэден, которая проходила между границами Уммы и Лагаша. В сражение с лагашцами, Уш был разбит, а Умма вынуждена подчиниться Лагашу. …» – Адрес ссылки в Интернете – Умма город в Шумере – Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%EC%EC%E0.

[3] Дауа – распространение мусульманами своей религии. Адрес ссылки в Интернете — http://interpretive.ru/dictionary/560/word/%C4%E0%F3%E0

[4] Джихадслово из Корана, означающее, с одной стороны, борьбу за духовное развитие, а с другой, оказание сопротивления несправедливости посредством вооруженной борьбы. К сожалению, в настоящее время содержание Джихада сведено к «священной войне», а духовные, интеллектуальные и социальные составляющие смысла этого термина утрачены. – Адрес ссылки в Интернете — Краткий словарь исламских терминов (проект www.igrunov.ru) — http://interpretive.ru/dictionary/560/word/%C4%E6%E8%F5%E0%E4

[5] Walker, P.E. Da’wah / P.E. Walker // The Oxford Encyclopedia of the Modern Islamic World: in 4 vol. / Ed. J.L. Esposito. – New York, Oxford: OUP, 1995. – Vol. 1.  – P. 343–350. – P. 344.

[6] Hlavacova, S. US-based Islamist Network: Presence in Cyberspace and Online Projects / S. Hlavacova // Masaryk University Journal of Law and Technology. – 2007. – Vol. 1. – No. 2. – P. 263–274. – P. 263.

[7] «Джамаат Таблиг — (урду: تبلیغی جماعت, араб. جماعة التبليغ‎‎) аполитичное религиозное движение, организованное в 1926 году в Индии Мауланой Мухаммадом Ильясом. Главной целью движения считается духовное преобразование в исламе посредством работы участников на уровне широких масс людей и обращения к мусульманам вне зависимости от их социального и экономического статуса с целью приблизить их к религиозной практике ислама, указанной пророком Мухаммадом. Деятельность движения одобрена и поддерживается многими авторитетными учеными ислама, которые считают, что Джамаат Таблиг (ДТ) выполняет большую функцию по возрождению ислама в мире. Например, доктор Сано Кутуб Мустафа, профессор в области фикха и его принципов Международного исламского университета Малайзии, говорит следующее: «Пусть Аллах Всемогущий благословит каждого, кто работает на благо Ислама, независимо от названия и организаций. Конечно, ДТ вносит огромный вклад в дело распространения Ислама по всему миру. Да благословит их Аллах». Следует отметить, что Джамаат делает упор не на призыве иноверцев и атеистов в ислам, а работает в среде так называемых «этнических мусульман». Движение видит свою цель — в оживлении религии в среде народов, традиционно исповедующих ислам. Это правило касается и России, где ислам — одна из традиционных религий. Сам контингент призывающих также достаточно широк: среди участников движения есть, как простые мусульмане, занятые физическим трудом или торговлей, так и преподаватели университетов, судьи и т. д. Некоторые из участников, проникшись трудом призыва, посвящают этому свою жизнь, регулярно отдавая часть своего времени на то, чтобы выезжать в другие города с призывом к исламу … Противники движения рассматривают его как международную закрытую организацию, координирующую радикальных суннитских экстремистов[2]. В России: В 2009 году Верховный суд России признал экстремистской и запретил деятельность международной религиозной организации ДТ на территории РФ. Как сообщает официальный сайт Генпрокуратуры РФ, судом установлено, что «деятельность структурных подразделений ДТ «угрожает межнациональной и межконфессиональной стабильности в российском обществе, территориальной целостности РФ». Адрес ссылки в Интернете — Джамаат Таблиг – Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8_%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B0%D1%82

[8] Poston, L.: Islamic Da’wah in the West. Muslim Missionary Activity and the Dynamics of Conversion to Islam / L. Poston. –  Oxford: Oxford UP, 1992.– 240 p. – P 81–90.

[9] Mujahideen Ryder. Soft and Kind Dawah is commanded by Allah /  Mujahideen Ryder / Mujahideen Ryder’s Blog [Electronic resource]. –  Mode of Access: http://www.mujahideenryder.net/2007/01/17/soft-and-kind-dawah-is-commanded-by-allah/

[10] Mosques urged to hold open Houses / The Council on American Islamic Relations [Electronic resource]. –  Mode of access:  http://www.cair-net.org/nr/9-28.asp.

[11] Council of Scholars / International Institute of Islamic Thought [Electronic resource]. – Mode of Access: http://www.iiit.org/AboutUs/CouncilofScholars/tabid/228/Default.aspx

[12] About ACMCU /  the Prince Alwaleed Bin Talal Center for Muslim-Christian Understanding [Electronic resource]. – Mode of Access: http://acmcu.georgetown.edu/about/

[13] Editorial Structure / Association of Muslim Social Scientists of North America [Electronic resource]. – Mode of Access: http://www.amss.org/AJISS/EditorialStructure.aspx

[14] John Esposito And IIIT Together In Beruit / The Global Muslim Brotherhood Daily Report. – 2010. – 18 March.   [Electronic resource].  –– Mode of Acess: http://globalmbreport.com/?p=2646

[15] Healy, T.,  Llewellyn, R. Georgetown / text by T. Healy, photography by R.Llewellyn. – Washington: Georgetown UP, 1989. –  102 p. – P. 84.

[16] Секуляризм — концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры. С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть нейтральными в вопросах религии. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах и фактах, непредубеждённой вследствие религиозного вмешательства[1]. Адрес ссылки в Интернете — Секуляризм – Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC

[17] Ibn Warraq. Apologists of Totalitarianism: From Communism to Islam, Part II (Christian Apologists of Islam) / Ibn Warraq // New English Review. – Feb. 2009. [Electronic resource]. – Mode of Access:

[18] Kramer, M. Ivory Towers on Sand. The Failure of Middle Eastern Studies in America / M. Kramer. – Wash.: The Washington Institute for Near East Policy, 2001. – х, 137 pp. – P. 2.

Один комментарий : “Идеи «дауа» в научной среде США”

  1. Галина:

    Очень интересная статья. Я не знала, что ведется такая серьезная работа по изучению и разъяснению ислама в США. Осталось непонятным, что такое «социальные науки с точки зрения исламской перспективы». О какой исламской перспективе идет речь? Эти идеи или методология «внедрения» служат целям создания всемирного халифата?! Идет ли здесь речь о мусульманских странах или рассматривается исламская перспектива шире? И второе, как выглядит сотрудничество между мусульманами и христианами? Понятно, что бездуховность современного западного мира является угрозой для всего человечества. Но как может решить эту проблему такой необычный союз, и на какой основе?
    С точки зрения ислама Библия является не истинным Писанием, которое якобы многократно переписано с ошибками?! В Коране, например, написано (Коран, сура 4. айат 169): «169. Читающие Писание! Не допускайте излишества в вашу веру; говорите о Боге только истину. Мессия Иисус, сын Марии есть только посланник Бога, есть слово Его, низведенное Им в Марию, есть дух Его. Веруйте в Бога и в посланников Его, не говорите: троица. Удержитесь ко благу вашему. Бог только есть единый, кому подобает поклонение. Воздайте хвалу ему: не может быть, чтобы у него были дети; ему принадлежит все, что на небесах и на земле: Бог достаточный порука». Как центр мусульмано-христианского понимания решает подобные разногласия и может ли их разрешить, когда Кораническое писание «отводит себе роль единственно правильного»?! Более того – «поучает» и иудеев и христиан принижая истинность и «значимость» их священных писаний?! Ведь сам канонический текст Корана был «собран» мудрецами после смерти пророка Мухаммада из многих, ранее известных, списков Корана, которые потом по приказу халифа были уничтожены.
    А как понимать айаты 173-175, сура 2: «173. Верующие! Вам предписана месть за убитых: свободный за свободного, раб за раба, женщина за женщину. А кому братом его будет прощено что-либо: тому следует сделать для него доброе дело, уплатить ему благодеянием. 174. Таково облегчение, такова милость вам от Господа. Кто после сего поступит несправедливо; тому лютая мука. 175. В мести жизнь для вас, люди рассудительные! Может быть вы будете богобоязливы». Месть по христианским канонам не может быть целью жизни! Более того, в Новом Завете Господь Иисус Христос говорит словами апостолов – «возлюби ближнего своего как самого себя …». Любовь провозглашает Новый Завет как самое большое сокровище, а не месть … Любовь, а не «око за око …». Приведенные выше слова Корана – «Верующие! Вам предписана месть за убитых..» могут приводить и, как мы видим в современной истории, приводят к религиозным войнам и постоянным распрям!
    Буду благодарна автору, если она, по возможности, ответит на эти вопросы в своих следующих статьях.

    Ответ автора статьи:

    Благодарю Вас за очень интересный отзыв. Попробую вкратце ответить на прозвучавшие в нем вопросы.

    «Осталось непонятным, что такое «социальные науки с точки зрения исламской перспективы». О какой исламской перспективе идет речь? Эти идеи или методология «внедрения» служат целям создания всемирного халифата?! Идет ли здесь речь о мусульманских странах или рассматривается исламская перспектива шире»

    Этот вопрос выступает в русле дискуссии, которая уже относительно давно ведется на Западе. Суть ее заключается в том, что так называемые умеренные мусульмане в странах Запада, выступающие за активное политическое и иное сотрудничество с остальным неисламским обществом, в действительности преследуют сугубо исламистские цели, включающие повсеместное распространение исламских ценностей и в идеале – создание мировой уммы. Воссоздание всемирного халифата сегодня уже не является реальной политической целью. Думаю, мусульмане уже поняли, что подобные политические лозунги в условиях глобализации обречены. Зато у них появилась масса возможностей для распространения своих идей в рамках свободы религиозного вероисповедования, которую предоставляют западные демократии. В настоящее время мусульмане, точнее, часть мусульман, находятся в процессе поиска ответа на вопросы, как будет выглядеть исламская практика в условиях глобализации, и какую нишу в мире они займут. Особенно для мусульман важно, чтобы не им отвели какое-либо место, а они сами его для себя определили. Именно этим так называемые «исламизаторы знания» и занимаются.

    Как выглядит сотрудничество между мусульманами и христианами? Понятно, что бездуховность современного западного мира является угрозой для всего человечества. Но как может решить эту проблему такой необычный союз, и на какой основе?

    Основной акцент в своей деятельности Центр мусульмано-христианского понимания (о котором шла речь в статье) делает на коррекции в сторону позитива образа ислама и мусульман, в частности, в научных исследованиях. При этом большая часть внимания уделяется не столько сравнительному анализу религиозных первоисточников, сколько ознакомлению немусульман с живой мусульманской традицией. При этом Центр активно изучает опыт позитивного проживания мусульман и христиан, например, на Ближнем Востоке. Дж. Эспозито, ставя во главу угла идею мирного сосуществования разных религиозных конфессий, залог успеха видит в том, чтобы представители этих конфессий побольше друг о друге узнали. Отсюда в названии Центра и присутствует слово «понимание», оно-то и является здесь ключевым.
    Раньше западные исследователи, стремясь изучать ислам и мусульман, шли по пути анализа первоисточников, в первую очередь, Корана. Сегодня от этого отказались. В действительности, не сегодня, а гораздо раньше. Они пришли к выводу, что ни в коем случае нельзя сводить ислам исключительно к Корану. Исламская традиция гораздо шире. В любом случае, анализ Корана и Библии не очень поможет в деле налаживания плодотворных взаимоотношений. Другое дело живая жизненная практика. Вот именно ее и изучает Центр.

    Автор комментария пошла по пути анализа первоисточника, отталкиваясь от утверждения мусульман о том, что Коран есть книга несотворенная, ниспосланная Мухаммеду Аллахом. Данное утверждение делает Коран претендентом на трансляцию абсолютного знания и абсолютных нравственных ценностей. Конечно, Коран явно не выигрывает при сравнении с Новым Заветом. Коранический идеал гораздо ближе Ветхозаветному, чем Новозаветному: особенно бросается в глаза принцип «око за око, зуб за зуб», общий для Торы и Корана. Но если рассуждать, оперируя не абсолютными, а относительными категориями, как это делают светские ученые, Коран выглядит не так уж и ужасно. Например, письменное оформление прав женщин (в VII в.!), что отсутствует в Библии. Насколько я знаю, в рамках того же христианства в средние века шла долгая дискуссия, вхожи ли женщины в Рай. В Коране можно найти четкий ответ:
    33:35 «Поистине, мусульмане и мусульманки, верующие и верующия, обратившиеся и обратившияся, верные и верныя, покорные и покорныя, дающие и дающия милостыню, постящиеся и постящияся, хранящие свое целомудрие и хранящия, поминающие и поминающия Аллаха много, — уготовал им Аллах прощение и великую награду!»
    Конечно, Коран также дает право мужчинам бить своих жен, но если вспомнить, когда и в каком обществе был создан Коран, все становится на свои места. В Коране также можно найти места о запрете убийства девочек-младенцев, – обычая, распространенного в Аравии в период возникновения ислама. Примеры можно продолжать и дальше. Но суть в том, что нравственно-этические ценности, которые нес Коран арабам, были гораздо выше, чем принятые среди жителей Аравийского полуострова VII в.
    Хотелось бы также обратить внимание на то, что еще в IX в. среди мусульман не было единства мнения по вопросу о сотворенности-несотворенности Корана. Так, мутазилиты (одно из ранних направлений в исламе) настаивали на сотворенности Корана. В период Аббасидов, в 845 г. при обмене пленными с Византией, халифские чиновники принимали назад только тех мусульман, кто признавал сотворенность Корана (в тот период халифы пытались ввести учение мутазилитов в качестве исламского «правоверия»).

    Замечательная притча «Два царя» приведена на данном сайте в статье в разделе «Притчи» на настоящем сайте — «Мир как Волшебное зеркало». Кто предрасположен к дурному и в словах Иисуса увидит зло, а кто к доброму – будет видеть в Коране только благое.
    С уважением, Н.К.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.