Подвиги Геракла — древняя мистерия путешествия Души по матрице Мироздания для достижения бессмертия

В настоящей статье мы продолжим изучение пространств матрицы Мироздания. В этом нам поможет «Древняя греческая мистерия о подвигах Геракла» для посвящения неофитов в тайны Мироздания и природу Души. В ряде статей мы уже видели, что многое в греческой религии и мифологии по аналогии заимствовано у египтян. В этой статье мы также увидим ряд новых результатов наших исследований, которые подтвердят факты заимствования греками знаний у египтян. Обратимся к мистерии о двенадцати подвигах Геракла.

«ГЕРАКЛ [1] (Hραχλής (Хэ Р А Х Л Э С), в греческой мифологии герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены (жены Амфитриона). Подвиги Геракла особенно часто воплощались в рельефной пластике (метопы сокровищницы афинян в Дельфах, храма Зевса в Олимпии и др.)».

«Гера́кл (др.-греч. Ἡρακλῆς (Хе Р А К Л Э С), лат. Herculēs, Геркуле́с) в древнегреческой мифологии [1] — герой, сын бога Зевса и Алкмены [2] — жены фиванского царя Амфитриона. При рождении был назван Алкидом. Неоднократно упомянут уже в «Илиаде» (II 658 и др.).

Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея.

Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он рано распространился в Италии, где Геракл почитался под именем Геркулеса. В северном полушарии неба расположено созвездие Геркулес».

КОММЕНТАРИЙ 1:

Понять суть мистерии о подвигах Геракла нам помогут имена греческих богов и богинь, которые мы будем записывать в матрицу Мироздания буквами греческого алфавита. Буквы греческого алфавита занимают по три уровня в матрице Мироздания. В Именах богов и их расположении в матрице скрыт первый пласт тайных знаний об этой мистерии.

Детство Геракла

«Чтобы зачать Геракла, Зевс принял облик мужа Алкмены. Он остановил солнце, и их ночь длилась трое суток. Прорицатель Тиресий рассказывает Амфитриону о произошедшем. После возвращения мужа Алкмена родила одновременно сыновей — Ификла от мужа и Геракла от Зевса.

В ночь, когда Геракл должен был родиться, Гера заставила Зевса поклясться, что тот из рода Персея, кто родится сегодня, будет верховным царем. Геракл был из рода персеидов, но ревнивая Гера задержала роды у его матери Алкмены, и первым на свет появился его кузен Еврисфей (Эврисфей), сын микенского царя Сфенела и его жены Никиппы. Эврисфей был внуком Персея и правнуком Зевса. В соответствии с опрометчивой клятвой Зевса именно Эврисфей получил власть над Пелопоннесом. (Hom. II. XIX 95 — 133).

Зевс заключил с Герой договор, что Геракл не всю свою жизнь будет находиться под властью Еврисфея. Лишь десять подвигов совершит он по поручению Еврисфея, а после не только освободится от его власти, но даже получит бессмертие.

Афина хитростью заставляет Геру покормить Геракла грудью, но младенец сосал с такой силой, что Гера отшвырнула (отрывает) его от своей груди, а брызнувшая струя молока превращается в Млечный Путь. (Вкусив этого молока, Геракл становится бессмертным). Так Гера оказалась приемной матерью Геракла, пусть даже на время [2] ».

КОММЕНТАРИЙ 2.

Предыдущий фрагмент мифа очень важный. Из мифа хорошо видно, что Гера не мать Геракла, но «хитрость» Афины указывает нам на следующий важный момент древних знаний, зашифрованных в мифе. На это обычно мало обращают внимание. Суть в следующем. Имя Геры на греческом — (Хе Р А) фактически является первой частью имени Геракл — (Хе Р А К Л Э С). Именно на это указывает фрагмент мифа – «Афина хитростью заставляет Геру покормить Геракла грудью, но младенец сосал с такой силой, что Гера отшвырнула (отрывает) его от своей груди». Ключевая фраза – «Гера отрывает от себя Геракла». Ниже мы увидим, что при размещении имени (Хе Р А К Л Э С) в матрице Мироздания с уровня, где записывается окончание имени Геракла – (К Л Э С), начинается описание подвигов Геракла в матрице Мироздания с помощью фресок – метоп, которые и были созданы для этих целей. Метопы размещались вдоль фриза [3] храма Зевса.

Рис. 1. На рисунке показано местоположение метоп на фризе дорического ордера. «Мето́па (μέτωπον (М Е Т О П О Н) – «пространство между глазами») — в архитектуре элемент фриза дорического ордера в виде каменных или керамических плит, заполняющих промежутки между двумя триглифами. Метопы нередко украшались рельефами, реже — живописью. До развития каменной архитектуры метопами называли прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия».

Продолжим описание мифа

«Ревнивая Гера подослала двух змей убить ребенка. Младенец-Геракл удушил их. (Вариант, безвредных змей подослал Амфитрион, чтобы разобраться, кто из близнецов полубог). Миф о Геракле-младенце впервые встречается у Пиндара [3].

Лучшие учителя [4] — мудрый кентавр Хирон, Автолик, Эврит, Кастор — обучали Геракла различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука. Игре на кифаре Геракла обучал Лин, но когда он в процессе обучения прибег к наказанию, Геракл в припадке гнева убил Лина ударом кифары. Испуганный силой и вспыльчивостью Геракла, Амфитрион отослал его на гору Киферон (на восток от Фив) к пастухам. Там, восемнадцати лет от роду, Геракл убил киферонского льва, опустошавшего окрестности.

Возвращаясь с охоты, Геракл встретил глашатаев Эргина, царя соседнего Орхомена, требовавших дань с фиванцев. Геракл отрубил им носы, уши и руки и велел отнести Эргину вместо дани. В начавшейся войне Геракл убил Эргина и обратил его войско в бегство, но Амфитрион, сражавшийся вместе с сыном, погиб. Фиванский царь Креонт в награду за доблесть Геракла выдал за него свою старшую дочь Мегару.

Когда у них появились дети, Гера, по-прежнему враждебная Гераклу, наслала на него безумие, в припадке которого он убил своих детей.

Придя в себя, Геракл уходит в изгнание (Apollod. II 4, 11). Он прибывает в Дельфы, чтобы спросить у бога, где ему поселиться. Оракул приказывает ему носить имя Геракл (до этого его имя было Алкид) и повелевает поселиться в Тиринфе, служить Эврисфею в течение 12 лет и совершить 10 подвигов, после чего Геракл станет бессмертным (Apollod. II 4, 12).

Юность Геракла

Гераклу являются две нимфы (Добродетель и Порочность), которые предлагают ему выбор между легкой дорогой наслаждений и тернистым путем трудов и подвигов. (т. н. «выбор Геракла»)[5].

Рис. 2. Аннибале Карраччи [5] — «Выбор Геракла» . «В юности Гераклу являются две нимфы (Слева направо — Добродетель и Порочность), которые предлагают ему выбор между тернистым путем трудов и подвигов и легкой дорогой наслаждений. (т. н. «выбор Геракла»)[5]. Добродетель убедила Геракла пойти по своему пути следующими словами: Из того, что есть на свете полезного и славного, боги ничего не дают людям без труда и заботы: хочешь, чтобы боги были к тебе милостивы, надо чтить богов; хочешь быть любимым друзьями, надо делать добро друзьям; желаешь пользоваться почётом в каком-нибудь городе, надо приносить пользу городу, хочешь возбуждать восторг всей Эллады своими достоинствами, надо стараться делать добро Элладе. Друзьям моим приятно и без хлопот бывает вкушение пищи и питья, потому что они ждут, чтобы у них появилась потребность в этом. Сон у них слаще, чем у праздных; им не бывает тяжело оставлять его, и из-за него они не пренебрегают своими обязанностями. Молодые радуются похвалам старших, престарелые гордятся уважением молодых; они любят вспоминать свои старинные дела, рады хорошо исполнять настоящие, потому что благодаря мне полезны богам, дороги друзьям, чтимы отечеством. А когда придёт назначенный роком конец, не забытые и бесславные лежат они, а, оставшиеся в памяти, вечно цветут в песнях. Если ты совершишь такие труды, чадо добрых родителей, Геракл, то можно тебе обрести это блаженное счастье! Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. Книга 2, глава 1».

КОММЕНТАРИЙ 3:

Второй пласт тайных знаний мы узнаем из расположения в матрице Мироздания реконструкции метоп храма Зевса в Олимпии. 470-450 г до н.э. со схематичными изображениями каждого из двенадцати подвигов Геракла. Рассмотрим один оригинал частично разрушенной метопы. На рисунке 3 показана метопа, изображающая одиннадцатый подвиг Геракла, в котором он по заданию Эврисфей принес золотые яблоки от Гесперид [6] .

Рис. 3. На рисунке показана метопа из храма Зевса в Олимпии. 470-450 г до н.э., изображающая одиннадцатый подвиг Геракла. В этом подвиге Геракл по заданию Эврисфея принес ему золотые яблоки от Гесперид. Справа стоит Атлант, который принес Гераклу, поддерживающему землю, три яблока Гесперид. Слева стоит богиня с копьем, которая левой рукой помогает Гераклу поддерживать землю.

12 подвигов Геракла

Выполняя приказания Эврисфея, Геракл совершает 12 знаменитых подвигов (мифографы излагают их в разной последовательности). Мне пришлось провести анализ правильной последовательности подвигов Геракла. Ниже будет приведена последовательность подвигов Геракла, как результат нашего анализа. В ряде мест будет приведено обоснование такой последовательности. В описании каждого подвига будет приведен рисунок определенной метопы из работы [7] , соответствующей этому подвигу.

Первый подвиг Геракла

1. Прежде всего, он добывает шкуру немейского льва. Так как лев был неуязвим для стрел, то Геракл смог его одолеть, оглушив его своей палицей по голове, а потом задушил его руками. Когда он принёс льва в Микены, Эврисфей так испугался, что приказал Гераклу впредь не входить в город, а показывать добычу перед городскими воротами. Эврисфей даже соорудил себе в земле бронзовый пифос, куда прятался от Геракла, и общался с ним только через глашатая Копрея (Apollod. II 5, 1).

Рис. 4. Первый подвиг Геракла. На рисунке показана реконструкция метопы с изображением первого подвига Геракла, где он добывает шкуру немейского льва. Геракл в центре. Слева стоит Эврисфей, а справа Гермес [8] . Существенно отметить, что Гермес изображен только на первой метопе и на последней двенадцатой. Он как бы «сопровождает» Геракла от первого его подвига до последнего подвига и помогает Гераклу. В поздние времена Гермеса стали называть Трисмегистом («трижды величайший»)[21] в связи с тем, что он вхож как в этот мир, так и в потусторонний мир. Когда боги бежали в Египет, он превратился в ибиса[22]. Его имя носят одни ворота Фив[23] и планета[24]. На Голове у Гермеса одет головной убор – Петас [9] , он был атрибутом Гермеса как вестника богов.

Рис. 5. Головной убор Петас.

Второй подвиг Геракла

Рис. 6. Второй подвиг Геракла. На рисунке показана реконструкция метопы с изображением второго подвига Геракла, где он убивает лернейскую гидру.

«Надев на себя шкуру немейского льва, Геракл отправляется выполнять второе распоряжение Эврисфея — убить лернейскую гидру, которая похищала скот и опустошала земли в окрестностях Лерны. У неё было 9 голов, из них одна бессмертная. Когда Геракл отрубал одну из голов, на её месте вырастали две. На помощь гидре выполз Каркин — огромный рак и вцепился Гераклу в ногу. Но Геракл растоптал его и призвал на помощь Иолая (своего племянника, ставшего с этого времени верным спутником Геракла), который прижигал свежие раны гидры горящими головнями, так что головы уже не отрастали вновь. Отрубив последнюю, бессмертную голову, Геракл закопал её в землю и привалил тяжёлым камнем. Разрубив туловище гидры, Геракл погрузил острия своих стрел в её смертоносную жёлчь (Apollod. II 5, 2). Эврисфей отказался включить этот в число 10, предназначенных для выполнения Гераклом подвигов, т. к. ему помогал Иолай».

Третий подвиг Геракла

3. Третьим подвигом Геракла «было изгнание стимфалийских птиц. Стимфалийские птицы — в «древнегреческой мифологии хищные птицы, жившие возле аркадского города Стимфала, которые водились на лесном болоте около города Стимфала (в Аркадии) и пожирали людей (Paus, VIII 22, 4). Птицы были вскормлены Аресом и имели медные клювы, крылья и когти. Они нападали как на людей, так и на животных. Самым грозным их оружием были перья, которые птицы сыпали на землю как стрелы. Они пожирали урожай в округе, либо также поедали людей [1]. Получив от Афины, изготовленные Гефестом медные трещотки, Геракл шумом спугнул птиц и потом перебил их (Apollod. II 5, 6).

По другому варианту мифа, часть птиц улетела на остров в Понте Эвксинском, откуда их впоследствии криком прогнали аргонавты».

Рис. 7. Третий подвиг Геракла. На рисунке показана реконструкция метопы с изображением третьего подвига Геракла, в котором он убил часть стимфалийских птиц, а других изгнал. Слева на наклонной скале сидит Эврисфей. Было два основания для расположения этой метопы по порядку третьей. Перовое основание – наклонная скала под Эврисфеем. Значение этой скалы как элемента изображения станет видно, когда ниже метопа будет совмещена с матрицей Мироздания. Второе основание – это медные трещотки, изготовленные Гефестом, которые Геракл получил от Афины. Трещетки Афиныэто египетский Систр Исиды. Систр располагается в определенном месте матрицы Мироздания. Упоминание о трещотках в мифе фактически и есть указание на «местоположение» метопы с изображением этого подвига Геракла в матрице Мироздания. Более подробно этот вопрос будет обсуждаться ниже в отдельном комментарии.

Четвертый подвиг Геракла

4. Четвертым подвигом Геракла была поимка Керинейской лани. У лани, принадлежавшей Артемиде, были золотые рога и медные копыта. Геракл преследовал лань целый год и дошел до земли гипербореев (Find. OI. III 26 след.). Там он и поймал лань, ранив ее стрелой. Аполлон и Артемида хотели отобрать у него лань, но он сослался на приказ Эврисфея и принёс лань в Микены (Apollod. II 5, 3).

Рис. 8. Четвертый подвиг Геракла. На рисунке показана метопа с изображением Геракла, поймавшего Керинейскую лань. «Керинейская лань — в древнегреческой мифологии чудесная, не знающая усталости лань Артемиды с золотыми рогами и медными ногами. Ее посвятила Артемиде Таигета. Лань обитала в Ойное, была золоторогой и принадлежала Артемиде. Существо было послано Артемидой в Аркадию как наказание людям: лань опустошала поля. Согласно Каллимаху, ланей было пять, ростом больше быка, с золотыми рогами, они паслись у Анавра, четырех настигла Артемида и запрягла в свою колесницу, но одна по воле Геры убежала [1]».

Пятый подвиг Геракла

Пятыый подвиг Геракла выполнил, когда по приказу Эврисфея привел критского быка [10] , отличавшегося необыкновенной свирепостью. Получив разрешение царя Миноса, Геракл осилил быка и доставил его Эврисфею. Потом Геракл отпустил быка, и тот, добравшись до Аттики, стал опустошать поля в окрестностях Марафона (Apollod. II 5, 7).

Рис. 9. Пятый подвиг Геракла. На рисунке показана метопа с изображением Геракла и Критского быка. «Микенский царь Эврисфей велел Гераклу (Геркулесу) привести критского быка в Микены. Герой с согласия Миноса изловил животное, сел к нему на спину и переплыл на чудесном быке море с Крита на Пелопоннес, доставив Еврисфею [7]. Совершив этот подвиг, Геракл учредил Олимпийские игры в долине Алфея [8]. Выпущенное на свободу чудесное животное, обуреваемое бешенством, понеслось через весь Пелопоннес, пока не достигло Аттики».

Шестой подвиг Геракла

6. Затем Эврисфей потребовал от Геракла эриманфского вепря (шестой подвиг). По дороге к Эриманфу (в северной Аркадии) Геракла остановился у кентавра Фола, который стал радушно угощать Геракла. Привлечённые запахом вина, к пещере Фола ринулись, вооружившись камнями и стволами деревьев, другие кентавры. В битве кентаврам пришла на помощь их мать богиня облаков Нефела, низвергшая на землю потоки дождя, но Геракл все же частью перебил, частью разогнал кентавров. При этом случайно погибли кентавры Хирон и Фол. Фол, удивляясь смертоносной силе стрел, вытащил одну из них из тела погибшего кентавра и  нечаянно уронил её себе на ногу и яд гидры мгновенно умертвил его. Эриманфского вепря Геракл поймал, загнав его в глубокий снег. Затем он отнёс связанного вепря в Микены (Apollod. II 5, 4).

Рис. 10. Шестой подвиг Геракла. На рисунке показана метопа с изображением Геракла и эриманфским вепрем. Справа внизу показан Эврисфей, сидящий в земле в бронзовом пифосе, куда прятался от Геракла.

Седьмой подвиг Геракла

7. Седьмой подвиг. «Далее Гераклу было назначено привести свирепых кобылиц фракийского царя Диомеда, который держал их прикованными железными цепями к медным стойлам и кормил человеческим мясом. Геракл убил Диомеда, а кобылиц пригнал к Эврисфею (Apollod. II 5, 8)».

Рис. 11. Седьмой подвиг Геракла. На рисунке показана метопа, на которой изображен Геракл и пожирающий людей конь царя Диомеда.

КОММЕНТАРИЙ 4:

На этом мы пока остановим рассмотрение последовательности подвигов Геракла и обратимся к матрице Мироздания. Ниже будет приведен рисунок 6 из работы на сайте (раздел «Средиземноморье») – «Олимпийские боги Зевс, Посейдон, Аид, их отец Кронос в матрице Мироздания, и тайна числа 666», на котором вписано в матрицу Мироздания название горы Олимп и Имена богов Зевса и Посейдона.

Рис. 12. На рисунке показано: 1. Название горы Олимп – «ОЛИМПОС». Дуговой скобкой слева вверху показано положение в Верхнем мире матрицы Имени Брахма. 2. Имена на греческом олимпийских богов Зевса – «ЗЕУС» и Посейдона – «ПОСЕЙДОН» в той последовательности, как братья разделили между собой Мироздание. Оба имени занимают пространство матрицы от 21-го уровня Верхнего мира до 15-го уровня Нижнего мира матрицы Мироздания. Матрица Мироздания была сакральным базисом для создания всего пантеона Имен греческих богов древними мудрецами. Эту тайну Имен богов в «матрице Мироздания» греки заимствовали у египетских жрецов.

Теперь вместо названия горы Олимп запишем в матрицу Мироздания Имя Гера́кл (др.-греч. Ἡρακλῆς (Хе Р А К Л Э С), лат. Herculēs, Геркуле́с). Причем первые три буквы в Имени Геракл – (Хе Р А) соответствуют имени супруги Зевса Гере и запись ее Имени начинается с того же уровня Верхнего мира матрицы, что и Имя Зевс.

Рис. 13. На рисунке вместо названия горы Олимп в матрицу Мироздания записано Имя Гера́кл (др.-греч. Ἡρακλῆς (Хе Р А К Л Э С), лат. Herculēs, Геркуле́с). Причем первые три буквы в Имени Геракл – (Хе Р А) соответствуют имени супруги Зевса Гере и запись ее Имени начинается с того же уровня Верхнего мира матрицы, что и Имя Зевс. Окончание слова – (К Л Э С) начинается с 12-го уровня Верхнего мира матрицы. Последняя буква «С» имени Зеус расположилась напротив буквы «К» в окончании Имени Геракл — (К Л Э С).

Далее в соответствии с КОММЕНТАРИЕМ 2, начнем совмещать с матрицей Мироздания метопы с изображениями первых семи подвигов Геракла. Именно с 12-го уровня Верхнего мира, где начинается первая буква «К» в окончании Имени Геракл — (К Л Э С). На рисунке 14 показан результат совмещения метоп с матрицей.

Рис. 14. На рисунке показан результат совмещения с матрицей Мироздания метоп с изображениями семи подвигов Геракла. Существенно отметить, что метопы сделаны по форме в виде квадратов, и занимают по вертикали четыре уровня матрицы Мироздания. Седьмая метопа с изображением Геракла и конем царя Диомеда расположилась на уровне последней буквы Имени Посейдон. В этом же месте пространства матрицы Мироздания располагается первая буква Имени Аид.

Для обоснования расположения на рисунке 14 метопы с изображением третьего подвига Геракла в основании пирамиды Верхнего мира Матрицы Мироздания обратимся к деталям мифологического описания этого подвига. Разговор пойдет о медных трещотках, изготовленных Гефестом, которые Геракл получил от Афины. Трещотки Афиныэто египетский Систр Исиды, который использовался в качестве звукового сопровождения в ритуалах поклонения богам. Систр располагается в определенном месте матрицы Мироздания. Упоминание о трещотках в мифе фактически и есть указание на «местоположение» метопы с изображением этого подвига Геракла в матрице Мироздания. На рисунке 15 слева показано изображение египетского иероглифа – «Систр Исиды».

Рис. 15. На рисунке слева показано изображение египетского иероглифа – «Систр Исиды» в матрице Мироздания в основании пирамиды Верхнего мира матрицы. Внизу показан макет систра. Справа показано изображение макета Систра с матрицей Мироздания. При сотрясении Систра в руке жреца поперечные вставки, с закругленными концами, перемещаясь в пазах основания, создавали характерный звук в процессе ритуального поклонения богам.

Трещотки дала Гераклу богиня Афина. Познакомимся с богиней Афиной:

«Афи́на (др.-греч. Ἀθηνᾶ, также встречается написание Афинайя, микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица» [1]) — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности.

Как и положено, в мифах рождение богини Афины было необычным. Наиболее распространённая версия рассказана в «Теогонии» Гесиода: царь богов Зевс по совету Урана и Геи проглотил свою первую жену Метиду-Премудрость, когда та забеременела, чтобы предотвратить рождение ею после Афины сына, который свергнул бы Зевса [6]. После этого он породил воительницу Афину-Тритогенею из своей головы [7]».

«Скоро у Зевса нестерпимо разболелась голова [11] . Помрачнел он, и, видя это, боги поспешили удалиться, ибо они знали по опыту, каков Зевс, когда у него дурное настроение. Боль не проходила. Владыка Олимпа не находил себе места и едва не кричал. Тогда еще у Аполлона не родился сын Асклепий, который мог бы справиться с любой болезнью.

Поэтому Зевс послал Ганимеда за Гефестом (другие мифы утверждают, что это был Прометей), приказав, чтобы тот явился немедленно. Божественный кузнец прибежал так, как был — весь в саже и с молотом в руке.

— Сын мой,- обратился к нему Зевс.- Что-то стало с моей головой. Ударь меня молотом по затылку и посильней.

Услышав эти слова, Гефест в ужасе отступил назад.

— Но как? — пролепетал он. — Не могу…

— Можешь! — сурово приказал Зевс. — Так, как бьешь по наковальне.

И ударил Гефест, как ему было сказано. Череп Зевса раскололся, и из него, огласив Олимп воинственным кличем, выпрыгнула дева в полной одежде воина и с копьем в руке и встала рядом с родителем. Глаза юной, прекрасной и величественной богини светились мудростью.

От мощного прыжка заколебался Олимп, застонали лежащие вокруг земли, дрогнуло и закипело волнами море. Боги долго не могли прийти в себя. Гефест от удивления даже выронил молот.

Зевс был изумлен не меньше других, но, не желая показать, что он не всеведущ, как ни в чем не бывало обратился к Гефесту:

— Это твоя сестра Афина. Поскольку выйти на свет ей помог удар твоего молота, она будет, как и ты, владеть мастерством.

Лицо Гефеста недовольно вытянулось. Привык он быть на Олимпе единственным мастеровым.

— Твой молот останется у тебя, — успокоил его Зевс. — Афина получит веретено. Она будет прясть и ткать.

Так появилась еще одна богиня. Была она мастерицей и воительницей, проводила время, не жалея сил, за работой, чтобы одеть и обуть весь Олимп. Когда же до слуха ее доходил свист стрел или звон мечей, она бросала веретено, облачалась в доспехи и с мечом в руке бросалась в сечу».

Рис. 16. Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок с краснофигурной древнегреческой вазы. Слева на рисунке стоит Посейдон с трезубцем, в центре Гефест с молотом (топором), справа Зевс сидит на троне, у него из расколотой головы от удара Гефеста молотом «родилась» богиня Афина. У Афины нет матери, а есть только один Отец – Зевс. Причем – «Любовной власти богини красоты Афродиты подчинялись боги и люди; неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия [5]».

Теперь мы можем расположить Имя богини Афины в матрице «из головы Зевса» или с 21-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания по вертикали параллельно Имени Зевса.

Рис. 17. На рисунке: 1. Вместо последних двух букв имени Геракла показан Систр. Внизу показан рисунок — Рождение Афины из головы Зевса. 2. Записано в матрицу Мироздания имя богини Афины. От последней буквы имени протянута стрелка к Систру, который она дала Гераклу для вспугивания стимфалийских птиц, при совершении им третьего подвига. Случайно или нет, но интересно отметить слоги, которые образовались при параллельной записи Имени Афина и Зевс. Это следующие слоги – АЗ, ФЕ, ЭУ или ИУ, и НС. А с первой буквой Имени Посейдон и последней буквой АфинА – слог – АП?! Поэтому на рисунке я записал Имя Афина – АФЭНА, что тоже правильно, а не АФИНА.

Прежде, чем перейти к дальнейшему описанию подвигов Геракла рассмотрим еще два рисунка, на которых в Нижний мир Матрицы мироздания будет поставлено египетское изображение богини звезд Нут (NUT).

Рис. 18. На рисунке показан результат совмещения с Нижним миром матрицы Мироздания египетского рисунка с богиней звезд Нут (NUT). Поверх этого рисунка показана запись окончания Имени Посейдон и Имени его брата Аида (Аидонэус). Уровни 13, 14, 15 выделены дуговыми скобками. В этом пространстве матрицы находится последняя буква Имени Посейдон и первая буква Имени Аид, что означает – «двойное» правление братьями этим пространством.

Рис. 19. На рисунке показан результат совмещения с Нижним миром матрицы Мироздания египетского рисунка с богиней звезд Нут (NUT). Верх этого рисунка совместился с 16-м уровнем Нижнего мира матрицы. А – область рисунка и матрицы, где богиня Нут испускает «утреннее солнце» и касается губами или заглатывает «вечернее солнце». В – область пространства матрицы, с которым совместилось изображение «Лица земли» (Матушка сыра Земля), которое стоит на двугорбом египетском иероглифе – «земля». С – «ключ» для совмещения рисунка с матрицей Мироздания. По высоте он равен расстоянию между двумя смежными уровнями матрицы. Волновые вертикальные линии в этой области означают понятие – «вода». Квадратом – 8 – показано положение метопы с изображением восьмого подвига Геракла – «Добывание пояса царицы Амазонок Ипполиты». Именно в этой области хорошо видно «пояс богини Нут». Квадратом – 9 – показано положение метопы с изображением девятого подвига Геракла – «Доставка в Микены коров Гериона с острова Эрифия, лежащего далеко на западе в океане». Причем миф повествует, что — «Страдая в походе от палящих лучей солнца, Геракл направил свой лук на самого Гелиоса, и тот, восхищённый смелостью Геракла, предоставил ему для путешествия через океан свой золотой кубок». Над этим пространством матрицы «проходит путь Солнца — Гелиоса» как видно на египетском рисунке богини звезд Нут. Квадратом – 10 – показано положение метопы с изображением десятого подвига Геракла – «Расчистка Авгиевых Конюшен». И, если это царство Авгия, то Геракл расчищал «навоз — древние отложения нечистот» в пространстве «Лица земли» (Матушка сыра Земля), которое стоит на двугорбом египетском иероглифе – «земля». Таковы удивительные аналогии мифа о Геракле и представлений жрецов Египта о матрице Мироздания.

Рис. 20. На рисунке показано положение в матрице Мироздания метоп с изображениями подвигов Геракла от 3-го до 12-го подвига. Существенно отметить, что 11-я метопа, где изображен Атлант, держащих «Землю» на своих руках расположилась в области основания египетского иероглифа «земля». В этой части мифа говорится – «Чтобы узнать дорогу к Гесперидам, Геракл отправился на реку Эридан (По) к нимфам, дочерям Зевса и Фемиды, которые посоветовали ему узнать дорогу у всеведущего морского бога Нерея. Геракл захватил Нерея, спящим на берегу. Связал его и, хотя тот принимал различные обличья, не отпускал до тех пор, пока Нерей не указал ему путь к Гесперидам». Это хорошо согласуется с областью «воды» в основании египетского рисунка с богиней звезд Нут. На рисунке показано вставкой с текстом «Океан и Нерей». 12-ая метопа с изображением Геракла, вытаскивающего из ада стража преисподней трехголового пса Кербера, совмещается своим основание с «дном Божественного Мироздания» на 36 уровне матрицы Мироздания. Это последний подвиг Геракла. Причем миф говорит, что перед этим подвигом Геракл получил посвящение в мистерии в Элевсине. На этой метопе, как и на первой, рядом с Гераклом изображен Гермес – вестник богов Олимпа, который наблюдает и помогает Гераклу в выполнении его подвигов, чтобы он смог стать бессмертным. Так закончилась наша расстановка метоп в матрице Мироздания. Описания подвигов Геракла служили этапами в мистерии древних греков для посвящения неофитов.

Продолжим мифологическое описание оставшихся подвигов Геракла:

Восьмой подвиг Геракла

Рис. 21. Метопа с изображением восьмого подвига Геракла – «Добыча пояс Ипполиты царицы амазонок». Внизу лежит царица Ипполита, отдающая Гераклу свой волшебный пояс. Восьмой подвиг: «По просьбе своей дочери Адметы Эврисфей приказал Гераклу добыть пояс Ипполитыцарицы амазонок. Ипполита согласилась отдать пояс прибывшему на корабле Гераклу, но Гера, приняв облик одной из амазонок, напугала остальных известием, будто чужеземцы пытаются похитить Ипполиту. Амазонки с оружием, вскочив на коней, бросились на помощь царице. Геракл, решив, что нападение коварно подстроено Ипполитой, убил её, захватил пояс и, отразив нападение амазонок, погрузился на корабль. Проплывая мимо, Трои, Геракл увидел прикованную к скале и отданную на съедение морскому чудовищу дочь царя Лаомедонта Гесиону. Геракл обещал Лаомедонту спасти девушку, потребовав в качестве награды божественных коней. Геракл убил чудовище (вариант: прыгнул в его глотку и вспорол ему печень, но при этом потерял волосы от огня, исходившего из внутренностей зверя, Schol, Lycophr. 33 след.), но Лаомедонт не отдал обещанных коней. Пригрозив (ему) возмездием, Геракл поплыл в Микены, где отдал пояс Ипполиты Эврисфею (Apollod. II 5, 9)».

Девятый подвиг Геракла

Рис. 22. Метопа с изображением девятого подвига Геракла – «Доставка в Микены коров Гериона с острова Эрифия». Геракл убивает Гериона, имевшего три головы и три сросшихся туловища. Девятый подвиг: «Потом Гераклу было приказано Эврисфеем доставить в Микены коров Гериона с острова Эрифия, лежащего далеко на западе в океане (девятый подвиг). Достигнув Тартесса, Геракл поставил на северном и южном берегах пролива, отделяющего Европу от Африки, две каменные стелы — т. н. Геракловы столпы (вариант: раздвинул закрывавшие выход в океан горы, создав пролив — Гибралтарский пролив, (Pomp. Mela I 5, 3). Страдая в походе от палящих лучей солнца, Геракл направил свой лук на самого Гелиоса, и тот, восхищённый смелостью Геракла, предоставил ему для путешествия через океан свой золотой кубок. Прибыв на Эрифию, Геракл убил пастуха Эвритиона, а затем застрелил из лука самого Гериона, имевшего три головы и три сросшихся туловища. Геракл погрузил коров в кубок Гелиоса, переплыл океан и, возвратив Гелиосу его кубок, погнал коров дальше по суше, преодолевая на пути многочисленные препятствия.

В Италии разбойник Как похитил у него часть коров и загнал их в пещеру. Геракл не мог их найти и уже погнал остальных дальше, но одна из спрятанных в пещере коров замычала; Геракл убил Кака и забрал украденных коров (Liv. I 7, 4 — 7). Проходя через Скифию, Геракл встретился с полу девой-полузмеёй и вступил с ней в брачную связь. Родившиеся от этого союза сыновья стали родоначальниками скифов (Herodot. IV 8 — 10).

Когда Геракл пригнал коров в Микены, Эврисфей принёс их в жертву Гере (Apollod. II 5, 10)».

Десятый подвиг Геракла

Рис. 23. Метопа с изображением десятого подвига Геракла – «очищение им от навоза огромного скотного двора царя Элиды Авгия». Рядом с Гераклом богиня Афина, которая всегда изображалась даже раздетая в боевом шлеме. Афина подсказывает Гераклу как справится с этой трудной задачей. Десятый подвиг: «Геракл должен был очистить от навоза огромный скотный двор царя Элиды Авгия. Геракл, заранее выговорив себе у Авгия в виде платы десятую часть его скота, проделал отверстия в стенах помещения, где находился скот, и отвёл туда воды рек Алфея и Пенея. Вода промыла стойла и двор. Но когда Авгий узнал, что Геракл выполнял приказ Эврисфея, он не захотел с ним расплатиться (своими конями), а Эврисфей, в свою очередь, объявил что этот подвиг не идущим в счет, т. к., Геракл выполнял его за плату (Apollod, II 5, 5)». Комментарий: Аллегория использования воды рек для расчистки «скотного двора» — «древних наслоений» в пространстве матрицы Мироздания указывает на обращение к потокам божественной энергии «Любви и Чистоты», которые только и могут справиться с этой неподъемной для человека задачей.

Одиннадцатый подвиг Геракла

Рис. 24. Метопа с изображением одиннадцатого подвига Геракла – «Доставка золотых яблок от Гесперид». Справа стоит Атлант, который принес Гераклу, поддерживающему землю три яблока Гесперид. Слева стоит богиня с копьем, которая левой рукой помогает Гераклу поддерживать землю. Одиннадцатый подвиг: «В новом задании Эврисфей назначил Гераклу принести золотые яблоки от Гесперид (одиннадцатый подвиг). Чтобы узнать дорогу к Гесперидам, Геракл отправился на реку Эридан (По) к нимфам, дочерям Зевса и Фемиды, которые посоветовали ему узнать дорогу у всеведущего морского бога Нерея. Геракл захватил Нерея спящим на берегу, связал его и, хотя тот принимал различные обличья, не отпускал до тех пор, пока Нерей не указал ему путь к Гесперидам.

Дорога вела сначала через Тартесс в Ливию, где Гераклу пришлось вступить в единоборство с Антеем. Чтобы одолеть Антея, Геракл оторвал его от земли и задушил в воздухе, т. к. тот оставался неуязвимым, пока соприкасался с землёй (Apollod. II 5, 11). Утомлённый борьбой, Геракл заснул, и на него напали пигмеи. Проснувшись, он собрал их всех в свою львиную шкуру (Philostr. iun. Imag. II 22). В Египте Геракла схватили и понесли к жертвеннику Зевса, чтобы заколоть, т. к. по приказу царя Бусириса всех иноземцев приносили в жертву. Однако Геракл разорвал оковы и убил Бусириса.

Переправившись на Кавказ, Геракл освободил Прометея, убив из лука терзавшего его орла. Только после этого Геракл через Рифейские горы (Урал) пришёл в страну гипербореев, где стоял, поддерживая небесный свод, Атлант. По совету Прометея Геракл послал его за яблоками Гесперид, взяв на свои плечи небесный свод. Атлант принёс три яблока и выразил желание отнести их к Эврисфею, с тем, чтобы Геракл остался держать небо. Однако Гераклу удалось перехитрить Атланта: он согласился держать небосвод, но сказал, что хочет положить подушку на голову. Атлант встал на его место, а Г. забрал яблоки и отнёс к Эврисфею (Apollod. II 5, 11) (вариант: Г. сам взял яблоки у Гесперид, убив сторожившего их дракона, Apoll. Rhod. IV 1398 след.). Эврисфей подарил яблоки Гере, но Афина возвратила их Гесперидам».

Двенадцатый подвиг Геракла

Рис. 25. Метопа с изображением двенадцатого подвига Геракла – «Доставка стража преисподней трехголового Кербера». Слева Геракл, справа бог Гермес, который держит в левой руке свой жезл – Кадуцей. Справа внизу изображен трехглавый пес Кербер. Геракл вытягивает его из прохода в Ад. «Двенадцатым и последним подвигом Г. на службе у Эврисфея было путешествие в царство Аида за стражем преисподней Кербером. Перед этим Г. получил посвящение в мистерии в Элевсине.

Под землю в царство мёртвых Геракл спустился через вход, находившийся недалеко от мыса Тенар в Лаконии. Около входа Геракл увидел приросших к скале Тесея и Пирифоя, наказанных за попытку Пирифоя похитить Персефону (Тесей принял участие в похищении по дружбе с Пирифоем). Геракл оторвал Тесея от камня и возвратил его на землю, но, когда он попытался освободить Пирифоя, земля содрогнулась, и Геракл вынужден был отступить. Владыка преисподней Аид разрешил Гераклу увести Кербера, если только он сумеет одолеть его, не пользуясь оружием. Геракл схватил Кербера и стал его душить. Несмотря на то, что ядовитый змей, бывший у Кербера вместо хвоста, кусал Геракла, тот укротил Кербера и привёл к Эврисфею, а затем по его приказу отвёл обратно (Apollod. II 5, 12)».

Итак, мы почти закончили нашу статью. Мы рассмотрели все двенадцать подвигов Геракла и соответственно метаположение всех двенадцати метоп с изображениями этих подвигов в матрице Мироздания. Однако в заключение мы рассмотрим еще один рисунок 26, на котором с матрицей Мироздания совмещена запись на санскрите названия пространства, где находятся Души – ДживыДжива [12] (Душа) Лока (пространство).

Рис. 26. На рисунке показана запись на санскрите названия пространства, где находятся Души – ДживыДжива (Душа) Лока (пространство), которая совмещена с матрицей Мироздания. Запись начинается с 12-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания. С этого же уровня, как мы видели выше, например, на рисунке 14 мы начали совмещать метопы с изображениями подвигов Геракла. Тогда по аналогии мы можем сказать, что каждый подвиг Геракла описывает определенные этапы «путешествия» Души – Дживы по матрице Мироздания с целью его изучения и накопления собственного опыта и знаний об определенных пространствах Мироздания. В результате мы можем сделать вывод о том, что «подвиги Геракла – это древняя мистерия путешествия Души по матрице Мироздания для достижения бессмертия». Такое название этой статье мы и дали.

На этом мы заканчиваем эту статью. Нам удалось показать, что мистерия подвигов Геракла создавалась на основе знаний о матрице Мироздания. Удалось также провести аналогии между знаниями древних мудрецов Греции и египетских жрецов. В результате мы можем сказать, что за фантастическими коллизиями в мифах о мире Олимпийских богов спрятаны конкретные знания древних о процессах, происходящих в матрице Мироздания, и «путях» человека для достижения им бессмертия.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология»Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта.

Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет — Яндекс Деньги – 410011416569382

© Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.

Дополнительный материал:

Окончание жизни Геракла и достижение им бессмертия в мире Олимпийских богов

«Многочисленные мифы о дальнейшей судьбе Геракла [13] сводятся в основном уже не к победам над чудовищами, а к военным походам, взятию городов, рождению многочисленных детей, потомки которых царствовали в разных городах-государствах Греции. По одному из этих мифов, Гера еще раз наслала на Г. безумие, и он в ослеплении убил Ифита, сына Эврита, сбросив его со стены Тиринфа. После этого Г. постигла тяжёлая болезнь, избавиться от которой, согласно предсказанию Дельфийского оракула, он смог только прослужив три года в рабстве. Служил Г. лидийской царице Омфале (во время этой службы он поймал керкопов) (Apollod. II 6, 3). На долю Г. выпало также носить женскую одежду (Stat. Тш X 646 след.).

Затем с войском добровольцев Г. отправился к Илиону войной на царя Лаомедонта, в своё время не отдавшего Г. обещанной награды за освобождение его дочери Гесионы. Первым в город через пролом в стене ворвался Теламон. Г. позавидовав его доблести бросился на Теламона с мечом, но тот, не обороняясь, стал собирать камни, объяснив, что он сооружает жертвенник Гераклу Каллинику (Победителю). Г. убил Лаомедонта и его сыновей, кроме Подарка, получившего новое имя Приам, а Гесиону отдал в жёны Теламону (Apollod. II  6,  4). Гера и теперь не оставила Г. в покое и подняла на море во время его возвращения из-под Трои бурю, так что Зевс пришёл в ярость и подвесил Г. на небе, привязав к его ногам наковальни (Hom. XX. 18 след.).

По указанию Афины Г. участвовал в сражении олимпийских богов с гигантами на Флегрейских полях (Apollod. II 7, 1).

Явившись в Калидон, Г. посватался к дочери Ойнея Деянире (вариант: ещё во время путешествия Г. в царство мёртвых за Кербером встретившийся ему там Мелеагр просил Г. взять в жёны его сестру Деяниру, (Pind. Dith. II). Соперником Г. оказался речной бог Ахелой. Отломив в единоборстве с Ахелоем, принявшим облик быка, один из его рогов, Г. одержал победу и женился на Деянире. Переправляясь через реку Эвен, он поручил кентавру Несу перевезти Деяниру. Во время переправы Несс посягнул на Деяниру, и Г. выстрелил из лука в выходящего из воды Несса. Умирающий кентавр посоветовал Деянире собрать его кровь, т.к. она поможет ей чудесным образом сохранить любовь Г. (Apollod. II  7, 6).

Когда впоследствии Г., взяв город Эхалию и убив царя Эврита, увёл с собой в качестве пленницы его дочь Иолу, Деянира из ревности пропитала кровью кентавра Несса хитон Г., полагая, что таким образом сохранит его любовь. Однако кровь Несса, погибшего от смазанной жёлчью лернейской гидры стрелы Г., сама превратилась в яд. Хитон, принесенный Лихасом (посланцем Деяниры), сразу прирос к телу надевшего его Г., и яд стал проникать сквозь кожу, причиняя невыносимые страдания.

Тогда Г. отправился на гору Эту, разложил костёр, взошёл на него и попросил спутников зажечь, огонь. Разжёг костёр случайно оказавшийся на Эте Пеант, т. к. спутники отказывались это сделать. Г. подарил Пеанту свой лук и стрелы. Когда огонь разгорелся и пламя охватило Геракла, с неба спустилась туча и с громом унесла его на Олимп, где он был принят в сонм бессмертных богов. Гера примирилась с Гераклом, и он вступил в брак с богиней юности Гебой, дочерью Зевса и Геры (Apollod. II 7, 7).

Культ Г. был широко распространён во всём греческом мире, и жертвоприношения совершались в одних случаях по ритуалу, принятому для богов, в других — по ритуалу, обычному для героев.

По сообщению некоторых античных авторов (Diod. IV 39), культ Г. как бога впервые возник в Афинах. Г. почитался как покровитель гимнасиев, палестр и терм, нередко как целитель и отвратитель всяких бед, иногда его почитали вместе с Гермесом — покровителем торговли. Греки часто отождествляли божества других народов с Г. (напр., финикийского Мелькарта). С распространением культа Г. в Италии он стал почитаться под именем Геркулес.

Имя «Геракл», скорее всего, означает «прославленный Герой» или «благодаря Гере». Эта этимология была известна уже древним авторам, которые пытались примирить явное противоречие между значением имени Г. и враждебным отношением Геры к Гераклу. Геракл очень рано превратился в общегреческого героя, и детали сказаний, которые связывали его, вероятно, первоначально с какой-то определённой местностью или греческим племенем, стёрлись. Уже в древнейшем, доступном нам слое традиции выступают отчётливые связи, с одной стороны, с Фивами (место рождения Г.), с другой — с Микенами, Тиринфом и Аргосом (служба Эврисфею, локализация подвигов и пр.).

Однако все попытки связать возникновение мифов о Г. с одним определённым местом (либо с Фивами, либо с Аргосом) или рассматривать Г. как специфически дорийского героя оказываются неубедительными. Подвиги Г. довольно чётко распадаются на три культурно-исторических типа: обуздание чудовищ, роднящее Г. с культурным героем; военные подвиги эпического героя; богоборчество.

Рассказы о подвигах Г., восходящие, по-видимому, к микенской эпохе, стали излюбленной темой эпической поэзии ещё до возникновения «Илиады» и «Одиссеи». О ряде эпизодов из жизни Г. в гомеровских поэмах сообщается кратко, в виде намёка, как о хорошо всем известном [история рождения Г. (П. XIX 95 след.), его путешествие в преисподнюю за Кербером (II. VIII 362 след.; Od. XI 623 след.), попытка Геры погубить Г. в море (II.  XV  18 след.), а также неизвестный нам в подробностях миф о том, как Г. ранил Геру стрелой в правую грудь (П. V 392 — 393).

В «Илиаде» упоминается также о неизвестном по другим версиям ранении Гераклом бога Аида (V 395 — 402), а также о походе Г. на Пилос (XI  690 (лсд.). Гераклу были посвящены поэмы «Щит Геракла» (о поединке Г. с сыном Ареса Кикном; автор гесиодонского круга), не дошедшие до нас эпические поэмы 6  в. до н. э. «Взятие Эхалии» (автор не известен) и «Гераклея» Писандра Родосского, рассказывавшая о 12 подвигах Г. и, по-видимому, впервые упорядочившая разрозненные рассказы о них.

Мифы о Г, привлекали лирических поэтов (в т. ч. автора 7 — 6 вв. до н. э. Стесихора, папирусные фрагменты Гериониды»). На мифах о Г, основываются сюжеты трагедий Софокла «Трахинянки» и Еврипида «Геракл».

В комедиях Эпихарма («Бусирид», кон. 6 — начало 5 вв. до н. э.) и Ринтона («Г.», 3 в. до н. э.), в мимах Софрона (1-я половина  5 в. до н. э.) Г. выступал как комическая фигура, простоватый силач, обжора и кутила. Таким предстаёт Г. и в «Птицах» Аристофана (5 в. до н. э.) и, в известной степени, в «Алкестиде» Еврипида. Софист Продик (5 в. до н. э.) в аллегории «Г. на распутье» изобразил Г. юношей, сознательно отвергшим лёгкий путь наслаждений и выбравшим тернистый путь трудов и подвигов и снискавшим на этом пути бессмертие».


[1] Мифы Народов Мира, т. 1, «Советская энциклопедия», М., 1991 г., с. 277-283.

[2] Вариант — миф был о Зевсе и Рее.

[3] Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. В дорическом ордере полоса фриза членится чередованием триглифов и метоп.

[4] Свободная энциклопедия Википедия — «В детстве он был дафнофором и принес в дар Аполлону Исмению треножник [4]. (На стуле треножники изображались пифии – предсказательницы) Амфитрион приглашает для сыновей лучших учителей: Кастор (меч), Автолик (борьба), Эврит (лук). Геракл случайно убивает лирой Лина, брата Орфея. Вынужден удалиться в лесистый Киферон, в изгнание».

[5] English: Annibale Carracci (November 3, 1560 — July 15, 1609) was an Italian Baroque painter.

[6] Геспери́ды (др.-греч. Έσπερίδες ) — в древнегреческой мифологии [1] нимфы, дочери Геспера — Вечерней Звезды и Никты — Ночи (по другой версии — дочери Форкиса и Кето), охраняющие золотые яблоки. По Гесиоду, рождены Никтой [2]. Живут за Океаном, рядом с Горгонами, Гесиод называет их «певицы» [3]. Они же Атлантиды, по версии, яблоки находятся у гипербореев [4]. Рассказ о яблоках был уже в «Титаномахии» (поэме VIII в. до н. э.) [5], Гесперид упоминал Стесихор [6]. Согласно Ферекиду, когда Гера выходила замуж за Зевса, Гея подарила ей золотые яблоки. Гера посадила их в саду богов у Атланта, а так как дочери Атланта воровали их, поставила змея их охранять [7]. Яблок было три [8]. По рассказу Диодора, это 7 дочерей Атланта и Геспериды. Разбойники, посланные египетским царем Бусиридом, похитили девушек, когда те играли в саду, и высадились на мысу. Геракл прибыл туда, перебил разбойников и девушек отвез к отцу. В благодарность Атлант отдал ему яблоки. [9] . По истолкованию, владели золотыми яблоками, либо отарами овец («золотыми агнцами») [10]. Изображение яблони было в Олимпии [11]. По рассказу Аполлония Родосского, они стали деревьями [12].

[7] Мифы Народов Мира, т. 1, «Советская энциклопедия», М., 1991 г., с. 277-283.

[8] Герме́с (др.-греч. Ἑρμῆς (Е Р М Э С), микен. e-ma-a2[1]) именованный в Риме как Меркурий (от лат. Mercurius) — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог гимнастики[2]. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей. Сын Зевса и плеяды Майи[3] (по версии, сын Персефоны[4]). Ещё младенцем Гермес в шутку украл скипетр у Зевса, трезубец у Посейдона, у Гефеста щипцы, у Афродиты пояс, золотые стрелы и лук у Аполлона и меч у Ареса[14]. Гермес часто исполняет поручения Зевса. Так, по его поручению, Гермес украл у Геры корову, в которую превратилась возлюбленная Зевса Ио. Гермес известен тем, что продал Геракла в рабство царице Омфале. Легенды гласят, чтобы сделать бессмертным своего сына Эфалида, Гермес одарил его безграничной памятью. Как писал Аполлоний Родосский: «Даже когда он пересекал Ахеронт, реку в царстве мёртвых, забвение не поглотило его души; и хотя он живет то в обители теней, то в земном мире, залитом солнечным светом, он всегда сохраняет воспоминание о том, что видел». В поздние времена Гермеса стали называть Трисмегистом («трижды величайший»)[21] в связи с тем, что он вхож как в этот мир, так и в потусторонний. Когда боги бежали в Египет, он превратился в ибиса[22]. Его имя носят одни ворота Фив[23] и планета[24].

[9] Словарь Античности, перевод с немецкого, СП «Внешсигма», М., 1992 г., с. 146. – «Дорожным Головным убором греков был петас — шляпа с полями различной формы; петас был и атрибутом Гермеса как вестника богов. Ремесленники, моряки и другие носили пилос — Головной убор типа колпака без полей; его делали в основном из войлока. Фригийский колпак, который носили амазонки, имел загнутую вперед верхушку. Римляне в качестве дорожного Головного убора тоже использовали петас». У Гермеса, получившего его от Аполлона, появился традиционный крылатый жезл вестника — кадуцей, способный мирить врагов. Кадуцей имел на себе две змеи (в другом варианте — две ленты), которые обвили посох в тот момент, когда Гермес решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями. Гермес использовал свой жезл, чтобы усыплять или будить людей — для того, чтобы передать послание от богов кому-нибудь из смертных, и чаще всего это делается во сне. Другими атрибутами Гермеса служат крылатые сандалии (таларии). Как покровитель стад изображался с ягнёнком на плечах («Криофор»).

[10] «Бог морей Посейдон подарил этого быка Миносу с тем, чтобы тот принес его в жертву. Но бык был настолько хорош, что Минос, хитрейший из смертных, заколол своего быка, а предназначенного к жертвоприношению оставил в стаде. Проведав об обмане, Посейдон наслал на животное бешенство. Носясь по всему острову, бык вытаптывал поля, разгонял стада, убивал людей. Не сомневаясь, что Геракл одолеет быка, Эврисфей не представлял себе, как он сумеет доставить его живым, да еще не по суше, а по воде. «Какой корабельщик согласится пустить на судно пассажира с бешеным быком?!» — думал он и злорадно хихикал. Геракл выслушал новый приказ спокойно, ибо знал, что, если бык обезумел, Посейдон снял с себя заботу о нем. Никто не решался подойти к животному даже на полет стрелы, а Геракл смело вышел ему навстречу, схватил за рога и пригнул могучую голову к земле. Ощутив невероятную силу, бык смирился и стал кроток, как ягненок. Но критяне так боялись быка, что попросили Геракла как можно скорее покинуть остров. Геракл сел быку на спину и погнал его в море. Повинуясь герою, бык ни разу не попытался сбросить седока в морскую пучину. И на суше он оставался таким же послушным и дал завести себя в стойло. Не спавший несколько ночей Геракл отправился отдыхать. Когда же проснулся, быка на месте не оказалось. Эврисфей приказал его выпустить, так как один вид животного внушал ему ужас». — http://greekroman.ru/leg/hercules2.htm .

[11] http://greekroman.ru/athene.htm

[12] «Например, в философско-религиозном учении Джайнизма «Путь к освобождению» — «Путь к бессмертию» — (определяется) правильными воззрениями (даршана), познанием (джняна), поведением (чаритра), — говорит первый афоризм «Таттвартхадхигама-сутры» Умасвати. Путь должен привести человека к освобождению от страданий, а этапы его — правильные воззрения, познание и поведение — именуются «тремя драгоценностями (ратнатрая)» джайнизма. «Правильное воззрение» — это рассмотрение мира через призму семи (реже девяти) категорий (таттв). Две первые категории — живое (джива) и неживое (аджива) составляют дуалистическую основу джайнской онтологии, согласно которой все разнообразие вещей существует вне и независимо от какого-либо сознания и может быть включено в состав одной из пяти (шести) субстанций (дравья). Джива рассматривается как одна субстанция, хотя отдельных душ-джив много; остальные субстанции составляют адживу. Дживадуховное, живое, непротяженное вечное существо. Множество джив наполняет весь мир, эволюционируя от состояния полной неразвитости (нигода-джива) до совершенства (сиддха-джива). Определяющим признаком дживы является способность «отражающего реагирования» (упайога), выступающая на определенном этапе развития дживы как сознание. Развивающийся (развивающаяся) джива находится в определенных отношениях с (Богом) веществом и пространством и имеет сложную структуру. — http://dic.academic.ru/dic.nsf/induism/886/%D0%A4%D0%98%D0%9B%D0%9E%D0%A1%D0%9E%D0%A4%D0%98%D0%AF».

[13] Мифы Народов Мира, т. 1, «Советская энциклопедия», М., 1991 г., с. 277-283.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *