На протяжении истории человечества сакральные знания древних мудрецов периодически исчезали, а потом опять появлялись. Причем они могли обрести новое обличье, а суть их оставалась неизменной. Это в равной степени относится и к древнему Китаю. Настоящей работой мы предваряем цикл статей, в которых будем говорить о сакральной сути «китайских» Стратагем: «Тридцать шесть стратагем [1] (кит. трад. 三十六計, упр. 三十六计, пиньинь sān-shí-liù jì) — древнекитайский военный трактат. В более широком смысле, собрание неявных стратегических приёмов и система непрямых тактических ходов, используемая для достижения скрытой цели, получения преимущества и перехвата инициативы».
Китай на протяжении своей истории исполнял роль «аккумулятора» не только сакральных знаний о Божественном Мироздании, известных в разных концах нашей планеты. Он накапливал и сохранял научные и технологические знания, которые успешно применялись китайцами в управлении страной, производственных, сельскохозяйственных и военных целях. Идеи верховенства Божественного мира над Материальным миром исповедовались в китайском обществе, начиная с правителей и кончая простым народом. Примером тому может служить название страны – «Поднебесная».
Мудрецы из разных стран древнего мира удивительным образом были связаны друг с другом. Например, существуют упоминания в древних текстах, что Китай был «вотчиной» жрецов древнего Египта. В статье на сайте — Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах мы рассказывали, что великий Пифагор учился у жрецов древнего Египта более 20-и лет, и, вернувшись в Грецию, передал своим ученикам знания о священном «Тетрактисе». «М-р И.Мейер также упоминает, что «священная Тетрада пифагорейцев, оказывается, была известна древним китайцам». Последний факт показался нам также очень интересным. Оказалось что это действительно так. В статьях на сайте, например, — Тайна расположения Великого предела и Монады китайских мудрецов в матрице Мироздания, Открытие тайны первопредков китайцев Фу Си и Нюйва в матрице Мироздания, приведено подтверждение правдивости упоминания М-р И.Мейера».
Подтверждением нашей идеи об «аккумулирующей» роли Китая в отношении знаний и технологий может служить «список изобретений, сделанных в Китае», который настолько обширен, что возникает сомнение, о создании этих изобретений только китайским народом. Из материалов свободной энциклопедии Википедия [2] :
«Китай является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации, в том числе четырёх великих изобретений древнего Китая: бумаги, компаса, пороха и книгопечатания (как ксилографии, так и наборного шрифта). Нижеприведенный список содержит эти и другие изобретения, которые впервые появились в Китае. Он не включает технологии, изобретённые в других странах и внедрённые в китайскую культурную сферу в результате контактов, такие как ветряная мельница с исламского Ближнего Востока или телескоп из Европы Нового времени. Он также не включает технологии, которые первоначально были изобретены в другом месте, но позднее были переизобретены китайцами в своем собственном качестве, как, например, цепной насос или одометр. Поскольку нет свидетельств того, что китайцы первыми изобрели письменность или календарь, такие изобретения, как китайское письмо и китайский календарь, также не упоминаются в этом списке. По этой же причине в список не попали китайская опера, китайская математика и китайская архитектура. Нет в списке и китайских открытий в области природных явлений, сделанных при изучении организма человека, других биологических организмов, или сделанных при изучении окружающей среды и солнечной системы.
Китайцы изобрели оригинальные технологии в области механики, гидравлики, математики в приложении к измерению времени, металлургии, астрономии, сельскому хозяйству, конструированию механизмов, теорию музыки, искусству, мореплаванию и приёмам ведения войны. В Период Сражающихся царств (403-221 гг. до н. э.) китайцы имели самые передовые технологии в металлургии, включая доменные печи с дутьём и вагранки, а кричный горн и кузнечно-пудлинговый процесс были известны во времена династии Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Возникновение сложной экономической системы в Китае породило такое изобретение, как бумажные деньги во времена династии Сун (960-1279 гг.). Изобретение пороха (по крайней мере, в 10-м веке) вызвало ряд уникальных изобретений, таких как горящее копьё, наземные мины, морские мины, пищали, взрывающиеся пушечные ядра, многоступенчатые ракеты и реактивные снаряды с аэродинамическими крыльями. Используя навигационный компас и применяя известный с I века штурвал с ахтерштевнем, китайские моряки достигли больших успехов в управления кораблём в открытом море, и в XI в. они доплывали до Восточной Африки и Египта. Что касается водяных часов, то китайцы использовали анкерный механизм с VIII века, а цепной привод с XI века. Они также создали большие механические кукольные театры, приводимые в движение водяным колесом, колесо со спицами и торговый автомат, управляемый колесом с плицами.
Одновременно существовавшие культуры Пэйлиган и Пэнтоушань являются старейшими неолитическими культурами Китая, они возникли около 7000 лет до нашей эры. Изобретения эпохи неолита доисторического Китая включают серповидный и прямоугольный каменные ножи, каменные мотыги и лопаты, культивирование проса, риса и соевых бобов, шелководство, строительство сооружений из землебита, дома, оштукатуренные известью, создание гончарного круга, создание керамических изделий со шнуровым и корзиночным дизайном, создание керамического сосуда на трёх ножках (треножника), создание керамической пароварки, а также создание церемониальных сосудов для гадания. Франческа Брэй утверждает, что одомашнивание быков и буйволов в период культуры Луншань (3000-2000 гг. до н. э.), отсутствие в эпоху Луншань орошения и высокоурожайных сельскохозяйственных культур, полностью доказанное культивирование засухоустойчивых зерновых культур, которые дают высокую урожайность «только тогда, когда почва тщательно обработана» — всё это свидетельствует о том, что пахота была известна в Китае по крайней мере в период культуры Луншань. Это объясняет высокие урожаи сельскохозяйственной продукции, обусловившие рост китайской цивилизации во времена династии Шан (1600-1050 гг. до н. э.). Вместе с последующим изобретением рядовой сеялки и стального плуга с отвалом китайское сельскохозяйственное производство могло прокормить гораздо больше населения».
В частности, хотим обратить внимание читателей на один существенный момент – «Используя навигационный компас и применяя известный с I века штурвал с ахтерштевнем, китайские моряки достигли больших успехов в управления кораблём в открытом море, и в XI в. они доплывали до Восточной Африки и Египта». Китайские моряки плавали большим флотом на плоскодонных малых и огромных джонках. На специальных кораблях в походе были целые плантации овощей и проращивали семена для питания моряков всего флота. Цинга у моряков была исключена. Из истории известно, что Китай сохранил эти знания, а у других народов аналогичные знания тоже могли быть. Культура древнего Китая поражает своим многообразием и детальной продуманностью. Это очевидно.
Рис. 1. Рисунок древней Китайской джонки [3] , вид сбоку (художники В. Дыгало) – «Судостроение Китая, по мнению многих историков, зародилось раньше, чем в Египте. На своих судах китайские мореплаватели совершали дальние путешествия. До наших дней дошли сведения о плавании их в заморскую страну, которая по описанию очень напоминает Мексику. Это было за несколько тысячелетий до новой эры. В Китае было создано более 300 видов джонок, неказистых с виду, с парусами из циновок, но исключительно мореходных. Сохранившиеся и поныне, они поражают своей добротностью, вместительностью и практичностью. Все они — вне зависимости от назначения — конструктивно очень похожи: плоское днище, вертикальные борта корпуса, слегка заостренный нос, тупая, обрубленная корма с каютами и рейковые паруса, плетенные из тростника. Как и в европейских судах, на скулах возле форштевня часто были нарисованы глаза. Надстройки в корме несколько выступали за корпус. В них размещался экипаж, находилась провизия. Некоторые джонки вмещали до 1000 человек». «Но уже, по крайней мере, в первой половине ХV века мореплаватели Поднебесной империи Америку открыли [4] . Это следует из книги английского исследователя Гевина Мензиса «1421 год, когда Китай открыл мир», вышедшей на русском языке в 2006 году. В аннотации автор пишет: «Вы думаете, Колумб первым открыл Америку? Вы заблуждаетесь. За 70 лет до него, в 1421 году, огромный китайский флот совершил кругосветное путешествие, открыв и обе Америки, и Австралию, и даже Антарктиду… (Опубликовано в Независимой Газете от 08.10.2008)».
«На протяжении своей многовековой истории Китайская империя не проявляла особого интереса к дальним странам и морским путешествиям. Но в XV веке ее корабли семь раз отправлялись в плавания по Индийскому океану. Эскадру гигантских джонок каждый раз возглавлял один и тот же человек, по размаху своих экспедиций не уступавший Колумбу — дипломат и адмирал Чжэн Хэ. (Чжэн Хэ был евнухом и доверенным лицом Императора, которого он удостоил чести построить в 1402 году огромный флот и сделал Чжэн Хе адмиралом). Во все плавания грандиозная армада отправлялась из Южно-Китайского моря. Через Индийский океан корабли шли по направлению к Цейлону и южному Индостану, а последние путешествия охватили еще и Персидский залив, Красное море и восточное побережье Африки.
Рис. 2. Китайская океанская джонка «Баочуань [5] : длина — 134 метра, ширина — 55 метров, водоизмещение — около 30 000 тонн, команда — около 1000 человек. 1. Каюта адмирала Чжэн Хэ. 2. Корабельный алтарь. Жрецы постоянно жгли на нем благовония — так задабривали богов. 3. Трюм. Корабли Чжэн Хэ были полны фарфора, драгоценностей и прочих подарков для иноземных правителей и демонстрации мощи императора. 4. Руль корабля равнялся по высоте четырехэтажному дому. Для приведения его в действие использовали сложную систему блоков и рычагов. 5. Наблюдательная палуба. Стоя на ней, мореплаватели следили за рисунком созвездий, сверяли курс и замеряли скорость судна. 6. Ватерлиния. Водоизмещение баочуаня во много раз больше, чем у современных ему европейских кораблей. 7. Сплетенные из бамбуковых матов паруса раскрывались подобно вееру и обеспечивали высокую парусность судна. Для сравнения, справа – один из трех кораблей Колумба «Санта-Мария»: длина — 25 метров, ширина — около 9 метров, водоизмещение — 100 тонн, команда — 40 человек… Длина больших кораблей баочуаней составляла 134 метра, а ширина — 55. Осадка до ватерлинии равнялась 6 с лишним метрам. Мачт было 9, и они несли на себе 12 парусов из плетеных бамбуковых матов. Баочуаней в эскадре Чжэн Хэ в разное время было от 40 до 60… Примечательно, что адмирал Чжэн Хэ так же как его предки исповедовал ислам, но уважительно относился к иным религиям, как то буддизму и даосизму (являющихся в Китае одними из основных) и при необходимости с готовностью принимал участие в соответствующих ритуалах. На Цейлоне он построил святилище Будды, Аллаха и Вишну (одно на троих!), а в стеле, воздвигнутой перед последним плаванием в Фуцзяни, вознес благодарность даосской богине Тянь-фэй — «божественной супруге», которая считалась покровительницей моряков».
В технологическом отношении китайские суда того времени кое в чем отставали от европейских кораблей, хоть по размерам и были значительно больше. Однако некоторые решения китайских корабелов той поры удивляют кораблестроителей до сих пор. Китайские корабли предназначались для каботажных перевозок недалеко от берега и, поэтому не имели киля. Вместо киля на китайских судах была «кость дракона» – деревянная балка, которая снизу встраивалась в корпус судна. Она смягчала при причаливании в мелководных местах толчки о дно, служа демпфером и одновременно упрочняя судно… Историки так и не сошлись во мнениях, чем именно воевали китайские мореплаватели того времени. Пушки, как и примитивные ружья, уже использовались тогда в Китае, но прямых свидетельств об использовании их на море нет… Особенно удивительно, что никому достоверно неизвестно, когда умер прославленный адмирал Чжэн Хэ — то ли во время седьмого плавания, то ли вскоре после возвращения флота (22 июля 1433 года). В современном Китае принято считать, что его как настоящего моряка похоронили в океане… После смерти адмирала в 1435 году в правительстве Китая верх взяли консервативные круги, которые выступали за возобновление изоляционизма, поэтому морские экспедиции были свернуты, упоминания о них в документах — уничтожены, а имя Чжэн Хэ — предано забвению. Дипломатические сношения со странами Западного океана прекратились и на сей раз — на века. Отдельные купцы продолжали торговать с Японией и Вьетнамом, но от «государственного присутствия» в Индийском океане китайские власти отказались и даже уничтожили большинство лоций Чжэн Хэ. Списанные корабли сгнили в порту, а китайские корабелы забыли, как строить баочуани. Лишь только в 1846-1848 годах в Англии и США побывала огромная китайская торговая джонка «Ци’ин», успешно обогнувшая мыс Доброй Надежды». (Источник – DiveMir.com).
Рис. 3. «Модель китайского компаса ковшово-чашечного типа в Кайфэне, используемого в геомансии (разновидность гадания) во времена династии Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.). В исторической аутентичности модели сомневается Ли Шухуа (en:Li Shu-hua).
Обнаруженный в Сан-Лоренцо Теночтитлан, штат Веракрус, Мексика древний артефакт из гематита ольмекской эпохи, датируемый приблизительно 1000 годом до н. э., указывает на то, что в Центральной Америке, возможно, использовали компас из магнитного железняка задолго до того, как он был описан в Китае, хотя ольмеки не знали железа, а китайцы после его открытия поняли, что оно намагничивается при контакте с магнитным железняком.[7] Описание притягивания железа гематитом встречается в древних китайских трактатах: Чжуанцзы, Вёсны и осени господина Люя (呂氏春秋) (Master Lu’s Spring and Autumn Annals) и Хуайнань-цзы.[8] В эпоху династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.) китайцы начали использовать ориентированный в направлении север-юг магнитный железняк в компасах ковшово-чашечного типа в геомансии (геомантии) и других гаданиях, а не для навигации. В классическом тексте Луньхэн (en:Lunheng), написанном Ван Чуном (27 — 100 н. э.), в главе 52 написано: «Этот инструмент похож на ложку, и когда его кладут на тарелку на земле, его ручка указывает на юг».[9] Шэнь Ко (1031—1095), живший в эпоху империи Сун (960-1279), первым точно описал как магнитное склонение (отклонение от направления на истинный север), так и магнитный компас с иглой в своей книге «Записки о ручье снов» (梦溪笔谈) (en:Dream Pool Essays) в 1088 году. …».
Рис. 4. «Лапша для Лагмана, похожа на такую же 4,000-летней давности, сделанную из проса, найденного в Лацзя. Культивирование проса: Открытие в северной части Китая одомашненных разновидностей проса и чумизы, датированные 8500 г. до н. э. или ранее, свидетельствует о том, что культивирование проса могло предшествовать рису в некоторых частях Азии.[23] Очевидные свидетельства выращивания проса в 6500 г. до н. э. найдены на стоянках Цышань, Пэйлиган и Цзяху.[24] Археологические находки в Цышане представляют собой около 300 ёмкостей для хранения, просо найдено в 80 из них, в общей сложности ёмкость хранилищ проса на стоянке оценивается в 100 тонн зерна. К 4000 г. до н. э. в большинстве районов Яншао использовалась интенсивная форма выращивания чумизы, искусные способы хранения урожая, созданы инструменты для обработки почвы и уборки урожая. Успехи доисторических китайских фермеров в производстве проса до сих пор отражаются в ДНК многих жителей восточной Азии. Исследования показали, что предки этих жителей, вероятно, прибыли в этот район между 30000 и 20000 гг. до н. э., а их генетическая комбинация (гаплотип) по-прежнему содержится в сегодняшнем населении всей восточной Азии. … Сеялка рядовая: Деревянная рядовая существует в Китае с III веке до н. э., а железная сеялка с несколькими семяпроводами изобретена во II веке до н. э., в эпоху династии Хань (202 до н. э.-220 г. н. э.).[287][288] Рядовая сеялка позволила более оперативно и равномерно распределять семена культур ровными рядами, вместо ручного разбрасывания их на крестьянских полях.
Рис. 5. «Рисовые террасы в Лунцзи, Гуанси, Китай. Культивирование риса: В 2002 году китайские и японские учёные сообщили об обнаружении в восточном Китае окаменелого фитолита одомашненного риса, используемого, по-видимому, начиная с 11900 г. до н. э. или ранее. Вместе с тем, данные по фитолиту носят противоречивый характер в связи с потенциальными проблемами загрязнения исследуемых образцов.[25] Доказанные данные свидетельствуют о том, что рис культивировался в долине Янцзы в 7000 г. до н. э. Об этом говорят находки культуры Пенгтушан в Башиданоге, провинция Хунань. К 5000 г. до н. э. рис был одомашнен в культуре Гемуду недалеко от дельты Янцзы и готовился в горшках.[26] Хотя просо оставалось главной культурой в северных районах Китая на протяжении всей истории, со стороны государства были предприняты несколько спорадических попыток ввести культуру риса вокруг залива Бохай в начале I века н. э. В настоящее время рис остаётся основой рациона питания в южных и северо-восточных районах Китая, а также в Корее и Японии. … Культивирование сои: Выращивание сои началось в восточной части северного Китая около 2000 года до н. э., а возможно и намного раньше.[30] Лю др. (1997) утверждают, что соя впервые появилась в Китае и была одомашнена около 3500 до нашей эры.[31] В V веке соевые бобы культивировались в большинстве стран восточной Азии, но урожай не выходил за пределы этой области вплоть до XX века. Письменные отчёты о выращивании и использовании соевых бобов в Китае восходит по крайней мере к западной династии Чжоу».
Рис. 6. «Китайские ёмкости с рисовым вином. Сброженные напитки: Археологи обнаружили остатки сброженного напитка, сделанного 9000 лет назад, в гончарных кувшинах на неолитической стоянке Чжейху (en:Jiahu), провинция Хэнань.[27] Химические анализы (в том числе газо- и жидкостная хроматография, масс-спектрометрия, ИК-спектрометрия и изотопный анализ) показали наличие сброженного напитка из плодов боярышника и дикого винограда с примесью пчелиного воска, мёда и риса. Травяные вина и фильтрованные сброженные напитки из риса и пшена 5000-летней давности были найдены в запечатанных бронзовых ёмкостях в Шанге и Западном Чжоу. Было установлено, что они содержали особым образом обработанные рис или пшено, с ароматом трав, цветов, и, возможно, смолу деревьев. Химические составы образцов аналогичны современным продуктам, содержащим рис, рисовое вино, виноградное вино, воск, танины, некоторые травяные настойки и боярышник».
Рис. 7. «Палочки для еды. Палочки для еды: Историк Сыма Цянь (145-86 до н. э.) в труде Ши цзи написал, что император Ди Синь первым воспользовался палочками из слоновой кости в XI веке до н. э. Самые древние палочки для еды из бронзы найдены археологами в гробнице 1005 стоянки Шан в Хоуцзячжуане, округ Аньян, и относятся примерно к 1200 г. до нашей эры. К 600 г. до н. э. использование палочек распространилось на провинцию Юньнань (Дапона в уезде Дали),[212][213] а к I столетию также на Центральный аймак в Монголии.[214] Самая ранняя известная запись об использование палочек обнаружена в философском тексте Хань Фэйцзи, написанном Хань Фэйем (ок. 280-233 до н. э.) в III веке до нашей эры.[215] … Вилка: Вилка использовалась в Китае намного раньше палочек. Костяные вилки были обнаружены археологами в захоронениях культуры Цицзя бронзового века (2400-1900 до н. э.). Вилки были найдены также в захоронениях эпохи династии Шан ((1600-1050 до н. э.)) и последующих династий.[13]».
Рис. 8. «Женщины делают шёлк, начало XII в., рисунок в стиле Чжан Сюань. Шёлк: Самый древний шёлк в Китае найден в провинции Хэнань. Он относится к периоду неолита и датируется приблизительно 3630 г. до н. э.[34] Шёлковые предметы из раскопок культуры Лянчжу (良渚文化) в провинции Чжэцзян датируются приблизительно 2570 г. до н. э., и включают шёлковые нити, плетёные шёлковые пояса, и кусочки из тканого шёлка. Фрагмент бронзового изделия, найденный около города Аньян и относящийся к эпохе династии Шан (1600-1050 гг. до н. э.), содержит первое известное письменное упоминание о шёлке».
Рис. 9. «Прялка. Северная Сун (960-1127 гг.), художник Ван Цзюйчжен. Китайцы изобрели ремённую передачу в I в. до н. э. для намотки шёлка, а она затем оказала существенное влияние на появление прялки, изобретённой позднее либо в Китае, либо в Индии. Ремённая передача: Механическая ремённая передача с большим колесом и маленьким шкивом впервые упоминается в эпоху династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.) у писателя Ян Сюна в 15 г. до н. э. при описании наматывающей машины, используемой для намотки шёлковой нити с кокона на катушку челнока ткацкого станка.[256] Она фигурирует также в книге эпохи Троецарствия 230-232 г., а в дальнейшем не только послужила основой для изобретения цепной передачи, но и стала важным элементом для изобретения прялки.[257] … ».
Рис. 10. «Нефритовый принц, эпоха династии Хань (202 до н. э. — 220 г. н. э.), Национальный музей истории Китая, Пекин. Погребальное одеяние из нефрита: Захоронения в одеянии из нефрита существовали в Китае в эпоху династии Хань (202 до н. э.-220 г. н. э.). В подтверждение древних записей о величии и благородстве династии Хань и захоронении в нефритовых одеяниях, археологи обнаружили в июне 1968 года в провинции Хэбэй гробницу и захоронения в нефритовых одеяниях принца Лю Шэна (ум. 113 до н. э.) и его жены Ван Доу.[226] Одеяние Лю из двенадцати гибких частей, состоит из 2690 квадратный куссочков зеленого нефрита с отверстиями, проколотыми по четырём углам, так чтобы их можно было сшить вместе золотой нитью. Общий вес золотой нити, используемой в одеянии, составляет 1110 г (39 унций). Одеяние принцессы Ван Доу сделано из 2156 кусочков нефрита, скреплённых вместе золотыми нитями весом 703 г (24,7 унции). Хотя нефритовые украшения и маски на голове появляются в захоронениях в начале династии Хань, захоронения с полным одеянием не делались до царствования императора Вэнь-ди (правил 180-157 до н. э.), а самое древнее найдено в округе Сюйчжоу. В общей сложности между 1954 и 1996 годами было обнаружено 22 захоронения эпохи Западная Хань (202 до н. э. — 9 г. н. э.) и 27 захоронений эпохи Восточная Хань (25-220 н. э.) с полными и частичными нефритовыми одеяниями. Они встречаются в основном в провинциях Хэбэй, Шаньдун, Хэнань и Цзянсу, в городах Сяньян, Бочжоу, Гуанчжоу, Мавандуй, Мяньян и Цюйцзин. Захоронения с нефритовым погребальным одеянием постепенно исчезли после того, как они были запрещены в 222 году императором Цао Пэйем».[227] .
Рис. 11. «Реконструкция сейсмометра Чжан Хэна, использующего чувствительный к толчкам земли маятник. Размещённый в 133 г. в Лояне, он фиксировал землетрясения за 400-500 км в провинции Ганьсу. Сейсмометр: Первый сейсмометр изобрёл в 132 г. в эпоху династии Хань (202 до н. э.—220 н. э.) государственный деятель, астроном и математик Чжан Хэн (78-139). Это был металлический инструмент в форме урны, в котором был либо подвешенный, либо перевёрнутый маятник. Его действие основывалось на инерции движения маятника при толчках земли от землетрясений. Специальный рычаг выбивал металлический шар, который падал из пасти металлического дракона в пасть металлической жабе, указывая точное направление на очаг происшедшего землетрясения. По этому направлению государство отправляло оперативную помощь в пострадавшие районы. Несколько последующих воссозданий этого устройства служили китайскому государству вплоть до эпохи династии Тан (618-907), затем об использовании аппарата ничего не известно. Этот факт отметил даже писатель Чжо Ми в 1290 г., в эпоху династии Юань (1271-1368).[74][277][278][279][280][281][282][283] ».
«Тачка: Имеются скудные лингвистические доказательства того, что тачка (то есть hyperteria monokyklou, или «одноколёсник»), возможно, существовала в Древней Греции в конце V века до н. э., но общепризнано, что тачка не применялась в Европе до XIII века н. э.[312] В то же время, её использование в Китае до I века до н. э., в эпоху династии Западная Хань (202 до н. э.- 9 н. э.) подтверждается письменными доказательствами. Иллюстрации с использованием тачки были обнаружены на могильной фреске в Китае II века н. э., эпохи династии Восточная Хань (25-220 н. э.)».[313][314] .
«Весло: Гребные вёсла используются с раннего неолитического периода. Каноэ-образные керамические и шесть деревянных вёсел, датируемые 6000 г. до н. э., были обнаружены в культуре Гемуду (en:Hemudu culture), провинция Чжэцзян.[12] В 1999 году весло размером 63,4 см (2 фута) в длину, датируемое 4000 г. до н. э., было также обнаружена в префектуре Исикава, Япония».
«Хром — применение: Хром впервые научились применять в Китае не позднее 210 г. до н. э. Это дата, когда недалеко от современного города Сиань была похоронена терракотовая армия. Археологи обнаружили, что бронзовые наконечники стрел от арбалетов в терракотовой армии за 2000 лет хранения не проявили никаких признаков коррозии, по той простой причине, что китайцы покрывали их хромом. Как известно, хром не использовался нигде до экспериментов Луи Воклена (1763-1829) в 1797-1798 гг.» [338] .
«Порох. Хотя свидетельства первого применения пороха в Китай относятся к эпохе пяти династий и десяти царств (907-960), самый ранний известный рецепт пороха записан Цзэн Гунляном, Дин Ду и Ян Вэйдэ в военном манускрипте 1044 года «Уцзин Цзунъяо» (en:Wujing Zongyao) в эпоху империи Сун (960-1279). Порох, формула которого описана, использовался в зажигательных бомбах, которые выстреливали из катапульт, сбрасывали с оборонительных стен или свешивали вниз на железных цепях, используемых как рычаги.[6] Бомбы, выстреливаемые из метательных машин, установленных на баках морских судов, обеспечили победу империи Сун над объединёнными силами династии Цзинь в битве Цайши (采石之战) в 1161. А армия монгольской династии Юань (1271-1368) использовала пороховые бомбы во время их неудачного вторжения в Японию в 1274 и 1281 годах. В XIII-XIV веках порох стал более мощным (количество селитры повысилось до 91 %), пороховое оружие стало совершеннее и смертоноснее. Об этом свидетельствует военный манускрипт «Холунцзин» (en:Huolongjing) периода империи Мин (1368 −1644), составленный Цзяо Юйем и Лю Цзи (1311—1375) и завершённый незадолго до смерти последнего. Предисловие добавлено в 1412 при публикации этой работы в Наньяне».
Рис. 12. «Бронзовый гэ. Этот вид оружия существовал в Китае с неолита. Гэ (оружие): Кинжал-топор или гэ был разработан из земледельческих каменных орудий в эпоху неолита, археологи находят каменные гэ, относящиеся к культуре Луншань (3000-2000 до н. э.) на стоянках Мяодянь, провинция Хэнань. Гэ появился также в качестве церемониального и символического оружия из нефрита примерно в это же время, два таких, датируемые примерно 2500 г. до нашей эры, найдены на стоянке Линцзятань в провинции Аньхой.[14] Первые бронзовые гэ появились в эпоху ранней бронзы на стоянке Эрлитоу,[14] где в 2002 г. были найдены 2 гэ среди более чем 200 бронзовых изделий, там же были найдены 3 нефритовых гэ.[15] 72 бронзовых гэ обнаружены в гробнице 1004 на Хоуцзяжуан в Аньянге, 39 нефритовых гэ — в гробнице Фу Хао и свыше 50 нефритовых гэ на стоянке Цзиньша были найдены поодиночке.[14] Гэ был основным оружием пехоты эпохи Шан (ок. 1600-1050 до н. э.) и Чжоу (1050-256 до н. э.), хотя он иногда использовался «гарпунёром» из экипажа колесниц. Гэ состоял из длинного деревянного древка с бронзовым лезвием на конце под прямым углом к древку. Оружие можно было двигать к себе или от себя, чтобы захватить и порезать противника. В начале династии Хань (202 до н. э. -220 н. э.) военное применение бронзовых гэ стало весьма ограниченным (осталось в основном церемониальное), они были постепенно заменены железными копьями и алебардами цзи».
Список изобретений китайцев гораздо больше, чем приведенный в этой статье. Мы выбрали, на наш взгляд, наиболее интересные. Полный перечень приведен в Интернете — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9,_%D1%81%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B2_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5.
Из приведенного выше материала, очевидно, что китайский народ на протяжении тысячелетий сохранял и приумножал научные, технические и технологические знания полезные для жизни и облегчения работы. В современном Китае уделяется большое внимание изучению наследия прошлого.
Знания древних китайцев о Божественном Мироздании
Относительно религиозных знаний периода (551-479 гг. до н. э.) приведем в Приложении краткое описание этико-политического учения, приписываемого Конфуцию.
В нашей работе статье на сайте — Тайна символов времен неолита на панцирях черепах в захоронениях Цзяху в Китае в матрице Мироздания мы исследовали с помощью матрицы Мироздания символы времен неолита, найденные на панцирях черепах в захоронениях Цзяху в Китае. которые опубликованы в статье Максима Борисова «Самые древние письмена давали прямую связь с небесами» [1] на сайте grani.ru . Вот текст этой статьи: «Знаки, вырезанные на панцирях черепах свыше 8 тыс. лет назад, могут оказаться самыми старыми словами в мире из всех найденных на сегодняшний момент. Результаты их расшифровки могут также помочь узнать кое-что о ритуалах Китая времен неолита. Артефакты были найдены в месте массовых захоронений в Цзяху (провинция Хэнань в Западном Китае). В 24 могилах было найдено в общей сложности 14 панцирей с 11 различными знаками». В нашей статье нам удалось показать, что отельные знаки на панцирях черепах – это иероглифы аналогичные египетским, как по написанию, так и по смыслу перевода этих иероглифов. Таким образом, китайские мудрецы во времена неолита (8 тыс. лет назад) были знакомы со знаниями о матрице Мироздания! В итоге мы смогли сказать, что эти китайские символы можно назвать как иероглифами, так и пиктограммами, смысл которых становится ясным при записи их в матрицу Мироздания. Очевидно также, что тот, кто писал эти символы на панцире черепахи, обладал сакральными знаниями о матрице Мироздания, владел секретами письменности и был образован, хотя жил порядка 8 тыс. лет тому назад.
Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта.
©Арушанов Сергей Зармаилович 2011 г.
Приложение
«Конфуцианство [6] (кит. трад. 儒學, упр. 儒学, пиньинь rúxué, палл. жусюэ) — китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551-479 до н. э.). В Китае это учение известно под названием 儒 или 儒家 (то есть «Школа ученых»); таким образом, традиция никогда не возводила данное этико-политическое учение к деятельности одного-единственного мыслителя. Тем не менее, выделение конфуцианства в качестве отдельного учения непосредственно связывается с именем одного философа, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.
Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем (Императором) — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесённые в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.
Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять — значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях).
Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».
О переходе учения в религию
Учение первоначального конфуцианства, поставив основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и благоденствовать, занималось только вопросами этики и политики и совершенно не касалось метафизических вопросов [1] и вообще всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а только усваивается верой. Вера в загробную жизнь и существование духов допускалась не потому, что то и другое считалось доказанным, а только потому, что эта вера до известной степени способствует благополучию жизни человека. Сообразно с этим были усилены и требования относительно сыновней почтительности и культа предков.
Для удовлетворения религиозных потребностей народа конфуцианство ограничилось с одной стороны строго определённым ритуалом культа предков (единственного, по мнению некоторых синологов, культа у первобытных китайцев) и вытекающих из него обрядов, a с другой стороны — признанием культа лиц, удостоенных государственного чествования или пользующихся чисто народным почитанием. Главным предметом чествования должны служить предки, до 4-го колена включительно. Каждому из них посвящена отдельная дощечка или таблица. Эти таблицы хранятся в особых шкафах и чествуются ежедневно утром, поклонами и возжжением курительных свечей, а в известные дни — и жертвоприношениями, из различных напитков и кушаний. Перед этими же таблицами должны совершаться и обязательные доклады о всякой более или менее значительной отлучке из дома и о всяком выдающемся событии в доме.
Главнейшие обряды после смерти: малое, затем большое одевание покойника, положение во гроб, кормление покойника (собственно — полотняной куклы, в которую, как предполагается, переселяется душа усопшего) и, наконец, погребение (не позже 100 дней после кончины, причём душа покойного, по представлению китайца, переселяется в таблицу с его именем). Пока тело находится в доме (точнее — в рогожном шатре около него, во дворе), рекомендуется, для увеселения тоскующей души усопшего, приглашать музыкантов (играющих у ворот дома), а вся семья ежедневно утром и вечером собирается около гроба и оплакивает покойного; при этом старшее лицо в доме возжигает курительные свечи и совершает возлияние вина. Траур (всегда белого цвета, причём визитные карточки пишутся не на красной бумаге, как всегда, а на жёлтой) делится на несколько степеней, сообразно продолжительности времени и качеству носимой в это время одежды. Самый полный траур носится по родителям, женой по мужу и т. д. Во время траура нельзя есть мяса и овощей, пить вина, слушать музыку и вообще веселиться.
При заключении брака главное и общеобязательное требование — чтобы жених и невеста носили разные фамилии (поэтому родство по матери совершенно не принимается во внимание) и имели первый не менее 16 лет, вторая — не менее 14. Главные обряды при заключении брачного союза: формальное сватовство, сговор, встреча женихом невесты в её доме, питьё сочетальной чаши за ужином в доме жениха и, наконец, представление молодой предкам мужа, в род которого она теперь вступает.
«Обряд надевания шапки» совершается кем-либо из родственников (но не отцом), в присутствии всей родни, с докладыванием и жертвоприношениями предкам, над юношей 15-20 лет; при этом последний получает новое имя и, как ставший уже совершеннолетним, является ко всем старшим родственникам и знакомым. Соответствующий обряд совершается и над девочкой, по достижении ею 15 лет и по просватывании, кем-либо из родственниц и с меньшей торжественностью.
Государственным чествованием пользуются все государи всех династий, равно как и царствующий государь, затем все лица, принёсшие пользу всему государству (изобретатели земледелия, шелководства и пр., великие учёные — Конфуций и 86 его учеников и последователей) или его части (чэн-ваны — «гении-хранители городов»). Чествования может быть удостоен всякий, о чьей полезной деятельности местное начальство и население засвидетельствует перед императором. Народное чествование ничем не стеснено; в каждой местности много своих местно — чтимых (даже одной семьёй) духов. В данный день на могилу или в храм, в честь «пожалованного духом», является старший чиновник (при государственном чествовании) или член семьи, совершает определённое количество коленопреклонений, возжигает перед таблицей курительные свечи, иногда ставит жертвы из съедобных вещей; его помощником прочитывается написанная на отдельном листе специальная молитва, которая затем тут же и сжигается в фонарике-столбе, находящемся на дворе прямо против статуи или изображения духа. К обрядам в честь лиц, пользующихся общегосударственным чествованием, чиновники относятся совершенно формально. Понятен, поэтому, китайский индифферентизм в деле религии; китайский буддист спокойно мирится с конфуцианскими обрядами, получившими общеобязательную силу вследствие вековых традиций и санкции правительства.
История
После смерти Конфуция его ученики и последователи образовали множество направлений, которых к 3 в. до н.э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Главными же духовными наследниками Кун-цзы считаются два мыслителя — Мэн-цзы и Сюнь-цзы, которые предложили две целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные ортодоксальной, и неортодоксальной интерпретации конфуцианства.
Во времена правления императора Цинь Шихуанди конфуцианство было поставлено на грань исчезновения: значительная часть учёных-конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной деятельности, 460 оппозиционеров были закопаны живьём, а конфуцианские книги были уничтожены. Те, что дошли до наших дней, были восстановлены по устной передаче уже во II веке до н. э..
Благодаря деятельности Дун Чжуншу в правление императора У-ди конфуцианство приняло статус господствующей идеологии Ханьской империи.
Сделав уступку народным верованиям допущением культа различных божеств (в основном шаманских), конфуцианство заняло совершенно изолированное и спокойное положение относительно своих, так сказать, внешних врагов — буддизма и даосизма, предоставило последним вести борьбу между собой и, мирно уживаясь с ними, продолжало идти по той же дороге, по которой направили его первые деятели, всё более и более захватывая в свои руки весь строй китайской жизни.
Конфуцианство в поздний имперский период
Основная статья: Неоконфуцианство.
Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства. Провозвестниками этого движения, вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (кон. 6 — нач. 7 в.), Хань Юй и Ли Ао (8 — 9 вв.). Возникшее в XI в. неоконфуцианство поставило перед собой две главные и взаимосвязанные задачи: восстановление аутентичного конфуцианства и решение с его помощью на основе усовершенствованной нумерологической методологии комплекса новых проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом.
Самым известным представителем этого нового направления конфуцианской философии является философ Чжу Си (1130-1200), воззрения которого, а в частности толкования на классические книги, имеют общеобязательную силу во всём Китае. Наиболее известно его сочинение: Цзя-ли — «Домашние церемонии», содержащее в себе изложение обрядов совершаемых при достижении совершеннолетия, свадьбах, похоронах и жертвоприношениях в честь предков. Сочинения всех представителей новой конфуцианской философии собраны и изданы вместе (Син-ли-да-цюань, 1415 г.; 70 кн., 120 авторов; Син-ли-цзин-и — сокращение предыдущей, при настоящей династии). Специальный термин для неё — синь-ли — «новые законы», «новая философия» впервые употреблён Чэнь-чунем, учеником Чжу Си. Как велика литература конфуцианская, можно видеть из того, что одно собрание сочинений писателей по этой части только при нынешней династии (изд. в 1829 г.) составило 50 больших томов.
В революционном Китае XX в. конфуцианство отождествлялось с феодализмом и как таковое подвергалось уничтожающей критике. Важную роль в критике конфуцианства сыграли представители китайского анархизма. В Китае конфуцианство было официальной идеологией до 1912 года и духовно доминировало до 1949, ныне подобное положение сохранилось на Тайване и в Сингапуре.
Значение
Конфуцианство превратилось в официальную идеологию древнекитайского общества и существенным образом влияло на мировоззрение и социальный уклад Восточной Азии вплоть до XX века.
См. также:
Ссылки
[1] Адрес ссылки в Интернете – Тридцать шесть Стратагемы – Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BC
[2] Адрес ссылки в Интернете — Список изобретений, сделанных в Китае – Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9,_%D1%81%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B2_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5
[3] Адрес ссылки в Интернете – Древняя Китайская джонка — http://parus-a.chat.ru/parus25.htm
[4] Адрес ссылки в Интернете — Колумбы с раскосыми глазами http://clubs.ya.ru/4611686018427398066/replies.xml?item_no=194057
[5] Адрес ссылки в Интернете – «Китайцы ищут затонувший корабль династии Мин у берегов Кении» — http://divemir.com/2010/03/kitayskiy-korabl-dinastii-min-u-beregov-kenii/
[6] Адрес ссылки в Интернете – Конфуцианство – Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%F4%F3%F6%E8%E0%ED%F1%F2%E2%EE
Я прочитала обе ваши статьи по Китаю – и «В древнем Китае религиозные, научные, технические, технологические знания накапливались и хранились тысячелетиями», и «Тайна расположения Великого предела и Монады китайских мудрецов в матрице Мироздания» (до сих пор не понимаю, как я ее пропустила – она меня поразила).
Да, поражает размах китайской цивилизации. Китайцы действительно сохранили свою самоидентификацию (самосознание) и соответственно, преемственность знаний, с древности. Джонки Чжэн Хэ впечатляют. Вот, что значит мудрый и знающий человек, облеченный властью и возможностями во главе любого дела. Любые задачи становятся возможными.
Но как я уже говорила, поразило меня ваше убедительное расположение и соотношение монады и Великого Предела. Да и само значение монады – ведь ее изображение указывает на двойственности нашего мира! Поразительно, это так очевидно, а я только сейчас это поняла?!
Прочитала публикацию по Китаю — «В древнем Китае религиозные, научные, технические, технологические знания накапливались и хранились тысячелетиями»
Удивительные данные об открытии Америки в первой половине ХV века мореплавателями Поднебесной империи. Эскадру гигантских джонок каждый раз возглавлял один и тот же человек, по размаху своих экспедиций не уступавший Колумбу – дипломат и адмирал Чжэн Хэ. Джонки и адмирал Чжен Хэ – фантастика!!!
Спасибо за очень интересную и талантливую публикацию. Все статьи читаю с огромным интересом, они открывают неизвестные пласты различных культур и приобщают к сакральным знаниям