Пока гром не грянет или о смысле жизни

В Москве жара, душно. Я вышел в парк рядом с домом. На лавке сидел пожилой знакомый из соседнего дома со своей собакой и моя соседка по дому тоже с собакой. Собаки лениво лежали рядом. Я еще подходил к лавке, а знакомый с определенной долей сарказма громко вопросил:

— Ну, что ты сделал сегодня значимое для своей жизни?!

— Сделал еще один пост для Сайта о китайской философии – ответил я.

— Ну и какая тебе выгода от этого? Вот я купил двум свои внукам по квартире, оплатил их учебу. Я все сделал для них – важно сказал сосед.

— И ты думаешь, ты сделал для них все?! – сказал я

— Наоборот ты лишил их возможности всего добиваться самим. Ты то сам всего добивался в жизни, а они это получают просто так. Они даже оценить это в полной мере не могут. Да и что толку в твоих делах, ты не дал им понимания смысла жизни. Случись что в их жизни трудное, они даже не будут знать, как им выбраться из этого, в первую очередь, внутреннего состояния. Ты сам не «веришь в Бога» и не даешь внукам это самое важное знание. Наши предки не были дураками, когда говорили – «Плох тот сын или внук, который не может помолиться за отца и деда!». Страшное горе прошло по России, когда к власти пришли безбожники. Море крови человеческой было пролито на землю матушки России. Многих людей они обманули, заменив в их сознании извечные ценности наших предков на иллюзорную цель «всеобщего благосостояния». Вот и тебя сделали невеждой в главном – в понимании смысла жизни, про который предки говорили – «С Богом в душе и царем в голове!». Наша страна до сих пор не оправилась от этой страшной болезни – «безбожие» и забвение памяти наших предков! Поэтому я может и не так богат, как ты, но делаю главное, в частности, для твоих внуков и других людей тоже. Своими работами я пытаюсь восстановить разрушенную гармонию в их душах и взглядах на окружающий мир, включая их самих. Поэтому, когда «гром грянет», у людей будет опора в их Душе. А в твоих словах сквозит невежественное лицемерие.

Промолчал сосед, а я пошел дальше и решил обсудить этот вопрос с читателями.

Шел я по парку и думал, а какова цена доброй улыбки, человеколюбия, благожелательности, теплоты к близким и другим людям, внутренней культуры и культуры речи? Я знаю, что они бесценны, но что греха таить, ведь многие люди такое поведение могут истолковать как слабость, а не силу духа человека. Грубость между людьми и бездушие друг к другу цветут вокруг махровым цветом. Они стали почти нормой поведения в обществе. Вот и сосед, который прошел трудную жизнь еще с детства, которое попало на начало второй мировой войны, убежден, что только он сам всего достиг. И к словам из Православного Катехизиса, которые я ему неоднократно пересказывал — «Отцы церкви, рассуждая о человеке, понимают, что человек — это Дух, который живет в Душе, а Душа живет в теле. Дух разговаривает с Богом. Но некоторые отцы понимают Дух и тело, допуская, что есть Душа», он относится с неверием. Другая система ценностей укоренилась в нем. Только привычный окружающий мир, благосостояние и деньги.

— Как это «Я» Дух? Я тело! – говорит он.

Бог ему судья. Вот пример силы невежества, которое можно породить, а исправить не просто.

Пришел я домой и решил написать статью о «цене культуры и доброго слова».

В руки мне попалась интересная книга о 67 золотых правил бизнеса [1] , а в ней Правило 18. Всегда приветствуйте другого человека. Вот одна из историй, которая там была описана:

«Говорите «Здравствуйте» или «Доброе утро», это создает теплые отношения между людьми, которые могли бы, в противном случае, даже не общаться друг с другом. В замечательной книге Яффы Элиаха «Хасидские рассказы о Холокосте» есть история о хасидском раввине, жившем в Данциге в 1930 году. Каждое утро он выходил на прогулку и приветствовал каждого мужчину, женщину или ребенка теплой улыбкой и сердечными словами «Доброе утро». Прошли годы, рабби перезнакомился с большинством жителей города… и всегда приветствовал их, называя по имени. За городом была ферма. Проходя мимо нее, рабби здоровался с хозяином:

— Доброе утро, герр Мюллер.

— Доброе утро, герр Раббинер, — отвечал тот.

Когда разразилась вторая мировая война, рабби перестал ходить по городу, а герр Мюллер присоединился к СС. Рабби потерял семью в лагере смерти «Треблинка», его депортировали в «Освенцим». Однажды еврейских заключенных поделили на две группы. Они проходили мимо нацистского офицера. Одним он командовал идти налево, в газовые камеры, другим — направо, их ожидал рабский труд. К тому времени рабби, страдавший от голода и болезней, был похож на «ходячий скелет».

Когда он подошел поближе, голос, направлявший людей направо или налево, показался ему знакомым. Вскоре он увидел лицо человека, посылавшего людей на смерть или оставлявшего их жить. Поравнявшись с офицером, рабби услышал собственный голос:

— Доброе утро, герр Мюллер.

— Доброе утро, герр Раббинер! — был ответ, — Что вы здесь делаете?

Ничего не сказав, рабби печально улыбнулся. Через мгновение герр Мюллер поднял хлыст и указал рабби направо, жить. На следующий день рабби был переведен в лагерь с более легким режимом и, в результате, дожил до конца войны.

Как говорил рабби Яффа Элиах: «Вот какой силой обладает приветствие «Доброе утро». Человек всегда должен здороваться с ближним своим».

Хотя для делового мира характерны определенные нормы и правила делового общения – бизнес-этикет — искренняя доброжелательность, если она свойственна человеку, будет восприниматься собеседником или партнерами на подсознательном уровне».

Рис. 1. Малолетние узники немецкого концлагеря, освобождённые советскими войсками. Фотография взята с сайта — http://pioss.ru/blog/termins/199.html: «В современном английском с прописной буквы слово «Holocaust» пишется в значении истребления евреев нацистами, а со строчной (holocaust) в других случаях. В русском языке слово «холокост», как обозначающее понятие, не являющееся именем собственным, пишется со строчной буквы. Отличительные черты холокоста — Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира. Кроме того, были уничтожены также от четверти до трети цыганского народа, потери поляков (не включая военные потери и потери от истребления литовскими и украинскими коллаборационистами) составили 10%, подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные (при потере трудоспособности на срок более 5 лет — см. Программа умерщвления Т-4), погибли около 3 миллионов советских военнопленных, около 9 тысяч гомосексуалистов и т.д. Система, предназначенная для массового уничтожения людей: были найдены многочисленные списки потенциальных жертв и свидетельства об убийствах. Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей; при этом технология уничтожения совершенствовалась. Грандиозные, межнациональные масштабы истребления: на всей оккупированной Германией территории Европы жертвы преследовались и отсылались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения. Истребление продолжалось вплоть до перехода военных действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года. Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты, которые проводили нацисты над жертвами холокоста». Вот какое «лицо» у теории фашистов Германии о «расовой чистоте арийцев» и превосходстве нации. Фактически война, которую вела фашистская Германия, была религиозной войной.

«Воинствующее безбожие» советской власти — это тоже религиозная война, в том числе и против «своего» народа и его родовых корней. Ниже приведем фотографию листовки фашистов – «безбожников», которые обличали «безбожную» советскую власть. Одно лживое лицемерие обличало другое лживое лицемерие.

Рис. 2. Фотография лицевой стороны листовки фашистов — http://forum.sudnaroda.info/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1192963898/all: «Вверху копия червонца, внизу агитационный лист: Убийственный баланс большевизма! (1917 -1944 гг.). В годы революции и гражданской войны (1917 -1923) убито 2 200 000 чел. За годы голода и эпидемий (1918 -21 и 1932 – 33) умерло 14 500 000 чел. В лагерях принудительных работ погибло 10 000 000 чел. Карательные экспедиции уничтожили 6 688 000 чел. В пограничных и захваченных областях ликвидировано 3 277 000 чел. За годы этой войны (1941 – 44) убито и искалечено 18 000 000 чел. (по последним данным 22 000 000 чел.). Всего 54 000 000 чел. 12 000 000 русских уже спаслись от большевистского уничтожения путем сдачи или переходе в плен. Возьми этот листок и спасайся прежде, чем будет поздно». Это еще один пример фашистов – «безбожников», которые обличали «безбожную» советскую власть. Одно лживое лицемерие обличало другое лживое лицемерие.

Рис. 3. Фотографии Гитлера и Сталина 1937-1940 г.г.

Вот какова цена отсутствия доброй улыбки, человеколюбия, благожелательности, теплоты к близким и другим людям, внутренней культуры и культуры речи? Вот два примера цены безбожия! Еще живы люди, пережившие эту кровавую мясорубку. Раны в теле и сознании народа еще не изгладились. Ничто не проходит бесследно. Страх гнездится в людях. Страна еще продолжает жить по законам лагерной психологии. Она только начинает подниматься к самосознанию и целостности народа.

Слава Богу, все в этой жизни проходит

Слава Богу, все в этой жизни проходит и хорошее и плохое. Остается только «опыт Духа» и сознание человека. Об этом говорилось еще в Библейской книге Екклесиаста или проповедника (Еккл. 1:11) : «1 Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.

2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!

3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?

4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.

5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.

6 Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.

7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.

8 Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.

9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

10 Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас.

11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после».

Была такая замечательная актриса Яблочкина Александра Александровна, которая родилась задолго до революции. С ней произошла удивительная история [2] , которая подтверждает вышесказанные слова Екклесиаста: «Кто помнит актеров Малого театра, еще дореволюционного происхождения, тот наверняка помнит и ее. Александра Александровна, прослужив в частных и императорских театрах, как-то достаточно спокойно влилась в реальность театра советского, будучи при этом фантастически наивной и привыкшей говорить то, что думала. Когда Александра Александровна была уже изрядно в возрасте, она пришла на партийное собрание (или это было что-то вроде еженедельной идеологической обязаловки, не суть), где задавали вопросы, на нынешний взгляд, прямо скажем, смешные, а тогда совершенно нормальные — мало того, строго обязательные к ответу. И вот ее спросили такое: «Александра Александровна, вот как вы себе представляете коммунизм?» Она произнесла следующее: «Ну, это будет прекрасное время! Везде будет изобилие продуктов, у всех будут свои дома, никто не будет ютиться в коммуналках, люди будут уважительными, вежливыми, на улицах будет порядок и чистота… В общем — как при царе… (как в старое доброе время. Все легли под стол от смеха, но репрессий не последовало)».

Рис. 4. «Яблочкина, Александра Александровна — (18661964) — российская и советская актриса театра, народная артистка СССР (1937), лауреат Сталинской премии (1943), трижды кавалер ордена Ленина.[1]. В 1915 Яблочкина возглавила Русское театральное общество (РТО, с 1932 — Всероссийское театральное общество) и была его председателем. Александра Александровна Яблочкина скончалась 20 марта 1964 года в Москве. Имя Яблочкиной присвоено Дому актера, московскому Дому ветеранов сцены. С 1995 Дом актера присуждает премии имени А. А. Яблочкиной». Она отличалась искренностью и открыто говорила то, о чем думала. Недалеко от театра Оперетты в Москве есть ее мемориальная доска».

Рис. 5. Актриса Яблочкина А.А. в пожилом возрасте.

О языке общения

С детства меня учили, говоря мне – «Веди себя по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они вели себя по отношению к тебе». Проверил я это правило в своей жизни, и, оказалось, что, хотя оно и правильное по сути, но не годится для общения с подавляющим большинством людей вокруг. Слова песенки – «Вышли мы все из народа, дети семьи трудовой …» — оказались ложью. Все люди из разных «колыбелек». У каждого культурного слоя общества свой язык, и принципы общения. С каждым нужно говорить на «его» языке. Иначе не поймут. Тут нужна мудрость и различение, где и как себя вести и разговаривать. Этой мудрости просил царь библейский Соломон у Бога. Этой мудрости можете попросить у Бога и Вы – читатель.

Раньше до революции в школах были предметы – Логика и Риторика. После революции эти предметы убрали из школ и даже из большинства высших учебных заведений, так как появилась «руководящая роль партии большевиков» и ее «вождей». Для такой власти не нужны были логически мыслящие и умеющие разумно и правильно говорить люди. Нужна была «управляемая серая масса». В результате «серую массу» получили, и теперь удивляемся, почему в стране «все как то не по-человечески». Пора исправлять положение дел – «воспитывать у людей человеческий язык общения». Ведь хамство [3] , ханжество [4] и лицемерие [5] стало почти нормой даже во многих семьях. Его даже не замечают, слишком мало примеров в жизни человека, когда он встречает «внутренне интеллигентного человека [6] ».

Интеллигентность, на мой взгляд, — это «свет Духа – Духовности» в глазах человека. В дальних деревнях России я встречал отдельных людей, которые не получили даже полного среднего образования, но их речь, поведение, и особенно выражение глаз поражали своей мудростью, благожелательностью, простотой и покоем. Они всегда были готовы услужить, поддержать, не принизить! Там не было этакого задиристого «залихватского» грубоватого гонорка – «мол, и мы не лыком шиты», «знай наших», «я и моя скромность украшают наше общество». Эти люди ощущались мной «духовными солнцами», среди окружающего, в большинстве случаев безразличного, невежественного, согбенного, злого и завистливого мира людей. Убери эти «духовные солнца» из страны и страна погибнет. Я знаю, что Учителя посылали своих учеников в места, где «абсурд бытия» бурлил как вулкан, чтобы подлечивать молитвой эту «язву» в тонком теле Земли. Стоило убрать этого никому не видного человека из этого места и Земля «отрыгнула» бы всех обитателей территории этого «абсурд бытия». Примерами тому служит масса случаев, эпидемий, ураганов, землетрясений и т.д.

Катастрофа отсутствия смысла жизни для человека и страны

Рассказал я все это знакомому психологу Галине Александровне и попросил ее написать свои дополнения и комментарии к этой статье. Вот, что она рассказала:

«Наверное, если бы Вы сейчас собрали большую аудиторию и рассказали бы про Вашего соседа, то зал бы восторженно скандировал: «Дедушка моей мечты!» Многие согласились бы и с Вашей точкой зрения, но с небольшой оговоркой: «Лучше сначала дедушка, а потом все остальное».

К сожалению, наша страна переживает сейчас не лучшие времена. Много людей бедствует, часть — «жируют». Бедные критикуют или просто ненавидят богатых, при этом сами мечтают разбогатеть. Многие богатые превращаются в монстров потребления. Власть забыла о своем долге заботиться о народе.

Я думаю, все страны переживали и темные, и светлые периоды. То, что на Русь пришли безбожники, так это во все времена кто-нибудь куда-нибудь приходил — завоеватели, освободители, просветители, грабители, безбожники и радетели за правильную веру.

Задача психологии — в конкретный исторический момент, в конкретном месте помочь людям: а) выжить, б) жить счастливо.

Вернемся к Вашему соседу. Откуда у него такая уверенность, что он сделал для своих детей все необходимое? Он большую часть своей жизни прожил в Советском Союзе, как и практически все родители поколения, построившего «современное капиталистическое общество» в России. А какие «истинные ценности» были у этих родителей (конечно не у всех, но у многих) — «На Западе — рай». И, кстати, советская интеллигенция, которая в те времена имела гораздо больший вес в обществе (это еще мягко сказано), чем сейчас, внесла существенный вклад в представления о «райских кущах на Западе». Здесь очень уместны будут слова известного австрийского психолога Виктора Франкла, о котором я дальше расскажу подробнее, — «У каждого времени свои неврозы и каждому времени требуется своя психотерапия». [7] Так вот я считаю, что неврозом советского периода был «невроз недопотребления материальных благ», который современное поколение 25-и — 40-летнего возраста «впитало с молоком матери».

Но о чем же не знали советские люди, так восторгающиеся западными свободами и обилием товаров на прилавка магазинов?

Советские люди знали, по крайней мере, какая-то часть, что на Западе произошла сексуальная революция, «отцом» которой был Зигмунд Фрейд, и, вероятно, по этому поводу тоже чувствовали себя несколько ущемленными. Зато их потомки, как мы можем теперь наблюдать, наверстывают «упущенное» несколькими поколениями «весьма успешно».

Зигмунд Фрейд — родоначальник психоаналитического направления, в основу которого было положено представление о бессознательных психических силах, а главной из них является сексуальное влечение – либидо [8] . Задачей психоанализа было оказание помощи людям, страдающим неврозами. Последователи Фрейда развивали его учение. Оказалось, что не только сексуальные проблемы провоцировали неврозы.

Альфред Адлер считал, что основными движущими силами развития личности являются стремление к превосходству, успеху и чувству общности с другими людьми.

Карл Густав Юнг большое значение придавал коллективному бессознательному. Представители «гуманистической психологии» положили в основу своей концепции идею о самоактуализации (свободная реализация своих потенций), присущей только человеку.

Рис. 6. Обложка книги «Психотерапия на практике». Издание 1947 года. Ви́ктор Эми́ль Франкл (нем. Viktor Emil Frankl; 26 марта 1905, Вена2 сентября 1997, там же) — австрийский психиатр и психолог. Виктор Франкл — всемирно известный психиатр, психотерапевт, философ, создатель так называемой Третьей Венской Школы психотерапии[1]. В основополагающем труде Виктора Франкла «Человек в поисках смысла», впервые опубликованном в 1946 году, изложен его экстремальный опыт выживания в концентрационном нацистском лагере. Этот опыт и послужил философско-эмпирической основой для создания нового метода экзистенциальной психотерапии — логотерапии. Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих свойств является воля к смыслу. Угнетение же этой потребности, которое Франкл называл экзистенциальной фрустрацией, является частой причиной психических и невротических расстройств личности — ноогенных расстройств. Логотерапия призвана помогать человеку сделать жизнь — своё прошлое, настоящее, будущее — более осмысленными, тем самым избавляя его от невроза, порождаемого часто чувством бессмыслицы». Франкл говорил: «Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь».

Но я считаю, что самой ценной с точки зрения возможности помочь человеку стать счастливым, является логотерапия [9] , созданная в конце 40-х гг. Виктором Франклом.

Концепция Франкла — это не только результат его работы с пациентами и вытекающие из нее умозаключения, она выстрадана всей его жизнью. Франкл вместе с миллионами евреев прошел концлагеря и чудом выжил. В статье «Человек перед вопросом о смысле» [10] Франкл пишет: «Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией [11] (ущемлением, прим. авт.) не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных (относящийся к существованию, прим. авт.). Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты…». Далее он цитирует строки из письма одного американского студента: «Здесь, в Америке, я со всех сторон окружен молодыми людьми моего возраста, которые отчаянно пытаются найти смысл своего существования. Недавно умер один из моих друзей, которому найти этот смысл не удалось». Франкл продолжает: «Когда меня спрашивают, как я объясняю себе причины, порождающие этот экзистенциальный вакуум, я обычно использую следующую краткую формулу: в отличие от животных, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная, ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге, он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)».

Франкл вводит понятие «ноогенных неврозов», которые проистекают из угрызений совести и ценностных конфликтов. Интересны статистические данные, которые приводит Франкл в своей статье:

«…среди причин смертности у американских студентов второе место по частоте после дорожно-транспортных происшествий занимают самоубийства. При этом, число попыток самоубийства (не закончившихся смертельным исходом) в 15 раз больше.

Мне сообщили интересные статистические данные, полученные при опросе 60 студентов университета штата Айдахо после подобных попыток самоубийства. У них подробнейшим образом выяснялось все, что связано с мотивом этого поступка, и вот, что было обнаружено: 85 процентов из них не видело больше в жизни никакого смысла; причем 93 процента из них были физически и психически здоровы; жили в хороших материальных условиях и в полном согласии со своей семьей; они активно участвовали в общественной жизни и имели все основания быть довольными своими академическими успехами».

Логотерапия, созданная Франклом, помогает человеку найти смысл жизни. Она используется последователями Франкла во всех частях света в работе с алкоголиками (по исследованиям в университете в Сан-Диего, для 90 процентов случаев тяжелого алкоголизма характерно выраженное ощущение утраты смысла), наркоманами (почти 100 процентов случаев связаны с ощущением утраты смысла). По данным из Новой Зеландии — уровень утраты смысла у преступников существенно выше среднего.

Вся эта статистика относится к середине прошлого столетия. Но что изменилось за пол века? Снизился ли в мире уровень преступности, наркомании, алкоголизма? Научно-технический прогресс только расширил ассортимент объектов наркотической зависимости. Теперь борются с пристрастием к компьютерным играм у детей и даже пенсионеров, с интернет-зависимостью. Появилось такое необычное явление как «ломка» у молодых людей, когда они забывают свой сотовый телефон и не имеют возможность длительное время говорить по телефону.

Франкл пишет: «Общество изобилия порождает и изобилие свободного времени, которое… еще сильнее способствует проявлению экзистенциального вакуума. Мы, психиатры, имеем возможность наблюдать это на примере так называемых «воскресных неврозов»… Нередко избыток свободного времени является следствием безработицы. Уже в 1933 году я описал картину болезни при «неврозе безработицы». При отсутствии работы жизнь кажется людям бессмысленной, а самих себя они считают себя бесполезными. Их угнетает не безработица как таковая, а ощущение утраты смысла (смыслоутраты). Человек живет не единым пособием по безработице…

Кто еще станет сомневаться в существовании стремления к смыслу (подчеркиваем: не больше и не меньше, чем специфической для человека мотивации) взяв в руки доклад американского Совета по вопросам образования, в котором приведены данные опроса 189733 студентов в 360 университетах. Главный интерес у 73,7 процентов опрошенных выражается в цели «прийти к мировоззрению, которое сделало бы жизнь осмысленной». Или возьмем доклад Национального Института психического здоровья: из 7948 студентов в 48 вузах наибольшее число (78 процентов) выразили желание «найти в своей жизни смысл»…

Эйнштейн как то заметил, что тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен… Не последний из уроков, которые мне удалось вынести из Освенцима и Дахау, состоял в том, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели, я бы сказал, те, кто был направлен на будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать

Имея (осуществляя) смысл, человек реализует сам себя, осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке. Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя. Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, — именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим. И никто не описал это точнее, чем Иегуда Бэкон, который попал в Освенцим еще ребенком и после освобождения страдал от навязчивых представлений: «Я видел похороны с пышным гробом и музыкой — и начинал смеяться: не безумцы ли — устраивать такое из-за одного единственного покойника? Если я шел на концерт или в театр, я обязательно должен был вычислить, сколько потребовалось бы времени, чтобы отравить газом всех людей, которые там собрались и сколько одежды, сколько золотых зубов, сколько мешков волос получилось бы при этом». И далее Иегуда Бэкон спрашивает себя, в чем мог заключаться смысл тех лет, которые он провел в Освенциме: «Подростком я думал, что расскажу миру, что я видел в Освенциме, в надежде, что мир станет однажды другим. Однако мир не стал другим и мир не хотел слышать об Освенциме. Лишь гораздо позже я действительно понял, в чем смысл страдания. Страдание имеет смысл, если ты становишься другим».

Подведем итог. Как ответить на вопрос: «Все ли сделал дед для своих внуков?» Интересно мнение читателей. Кстати, сам дед в своей жизни всего добился сам и в свои годы бодр, оптимистичен и считает, что жизнь прожил успешно, как вы мне рассказали».

© Афанасьева Галина Александровна, психолог

В качестве заключения

Дай Бог благополучия и здоровья моему соседу и его внукам. Не будем ни осуждать, ни завидовать. Жизнь покажет кто прав, а кто нет. Существовать только для достижения материального благополучия абсурдная потеря времени в жизни человека. Одни хранят и приумножают деньги и богатства, другие хранят и приумножают духовные ценности для людей. На Руси была пословица – «Трудом праведным, не наживешь палат каменных» и «Кто Богу не грешен – Царю не виноват». Хранители духовных начал важнее для человеческой жизни, ибо человеческая природа в своей основе духовная. Приоритет материального мировоззрения в жизни людей губит народ и Россию, что мы воочию и наблюдаем на протяжении последней сотни лет, включая период советской власти. Песни – «… мы старый мир разрушим до основания, а затем, мы свой мы новый мир построим… » — абсурдная лицемерная невежественная ложь, ведущая к духовной смерти народа и страны! Религиозная рознь, экстремизм и войны – это катастрофа для любой страны и человечества всего земного шара. Духовные ценности неизменяемы и вечны для всех периодов жизни человечества. Они начертаны в наших Душах и сердца. Их забвение – смерти подобно. Человеческая жизнь бесценный дар Бога каждому из нас, по сути, духовным существам. Я соглашусь с Франклом, который говорил: «Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь». Пока гром не грянул, «пока горит свеча», обретите главный смысл жизни, которая нам дана – «Устанавливайте свои собственные отношения с Богом!» Учите этому своих детей. Никто за Вас этого не сделает. Если допустить, что Бог есть, если Он дал все и поддерживает – вашу жизнь, судьбу, законы, планету, то неуважение к Нему, по меньшей мере, неблагодарное невежество.

Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала или через офисы оплаты телефонов, например, через «Евросеть» – без комиссии на наш счет — Яндекс Деньги – 410011416569382

©Арушанов Сергей Зармаилович

Приложение:

Цитаты известных людей: Виктор Эмиль Франкл —

http://www.nachalnikov.net/archives/1143

«Совесть может быть определена как интуитивная способность человека находить смысл ситуации.

Жизнь либо имеет смысл, и в таком случае смысл не может исчезнуть ни от чего, что может случиться. Либо она не имеет смысла — но тогда это тоже не зависит от происходящих событий.

Самореализация возникает спонтанно, и этого не происходит, когда ее делают самоцелью.

Поступайте по собственной совести, но при этом понимайте, что Ваша совесть может ошибаться.

Рис. 7. Виктор Эмиль Франкл.

Невозможно определить смысл жизни в общем, он различается от человека к человеку и от момента к моменту.

Стремление найти смысл жизни является главной мотивирующей силой в человеке… Я не побоюсь сказать, что в мире не существует более действенной помощи для выживания даже в самых ужасных условиях, чем знание, что твоя жизнь имеет смысл.

Все можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы — свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь.

Воля к смыслу – наиболее человеческий феномен, так как только животное не бывает озабочен смыслом своего существования.

Человек нуждается не в разрядке напряжения любой ценой, но в возбуждении потенциального смысла, который он должен реализовать. Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, – именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим.

Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим.

У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия.

Оценка с помощью типов упрощает задачу тому, кто оценивает, поскольку она освобождает человека от ответственности за это оценочное суждение.

Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости от собственного типа.

Уникальный смысл сегодня – это универсальная ценность завтра. Таким способом творятся религии и создаются ценности.

Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.

Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.

Смысл должен быть найден, но не может быть создан.

В век, когда десять заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10 000 заповедей, заключенных в 10 000 ситуаций, с которыми его сталкивает жизнь. Тогда не только сама эта жизнь будет казаться ему осмысленной (а осмысленной – значит заполненной делами), но и он сам приобретет иммунитет против конформизма и тоталитаризма – этих двух следствий экзистенциального вакуума.

Попытка дать человеку смысл свелась бы к морализированию. А мораль в старом смысле слова уже доживает свой век.

Не последний из уроков, которые мне удалось вынести из Освенцима и Дахау, состоял в том, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели, я бы сказал, те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать.

Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла.

Сомнения в смысле жизни, таким образом, никогда нельзя рассматривать как проявления психической патологии; эти сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человечного в человеке.

Быть человеком – значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит.

Цель психотерапии – исцеление души, цель же религии – спасение души.

Мы существуем постольку, поскольку мы открыты для окружающего мира. Человек не для того здесь, чтобы наблюдать и отражать самого себя; он здесь для того, чтобы предоставлять себя, поступаться собой, чтобы, познавая и любя, отдавать себя.

Смысл страдания – лишь неизбежного страдания, конечно, – самый глубокий из всех возможных смыслов.

Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо.

…ценностям мы не можем научиться – ценности мы должны пережить.

Отличительным признаком человеческого бытия является сосуществование в нем антропологического единства и онтологических различий, единого человеческого способа бытия и различных форм бытия, в которых он проявляется.

Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя.

Самоактуализация – это непреднамеренное следствие интенциональности человеческой жизни.

Осуществление смысла всегда включает в себя принятие решения.

Стремление не может возникнуть по просьбе, команде или приказу. Нельзя стремиться к стремлению. А чтобы обнаружить стремление к смыслу, необходимо выявить сам смысл.

Свобода, если ее реализация не сопряжена с ответственностью, угрожает выродиться в простой произвол.

Человеческая свобода – это конечная свобода. Человек не свободен от условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним. Условия не обуславливают его полностью. От него – в пределах его ограничений – зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям. Он может также подняться над ними и таким образом открыться и войти в человеческое измерение.

Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся.

Наследственность – это не более чем материал, из которого человек строит сам себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель – не из камней.

Пусть тот из вас, кто лишен невротических проявлений, первым бросит в меня камень, будь он теологом или психиатром.

Как указал однажды Шелер, человек имеет право считаться виновным и быть наказанным. Отрицать его вину посредством объяснения, что он есть жертва обстоятельств, – значит отнимать у него его человеческое достоинство. Я бы сказал, что это прерогатива человека – становиться виновным. Конечно же, на его ответственности лежит также преодоление вины.

Побуждения и инстинкты толкают, а основания и смыслы притягивают.

В мире, как он описывается многими науками, отсутствует смысл. Это, однако, означает не то, что мир лишен смысла, а лишь то, что многие науки слепы к нему. Смысл приносится в жертву многими науками.

Чем более всеобъемлющ смысл, тем менее он постижим. Бесконечный смысл необходимо лежит вне постижения конечного существа. Это пункт, где наука уступает и мудрость берет верх.

Свобода может вылиться в простой произвол, если она не проживается с точки зрения ответственности.

Ученый может придерживаться и оставаться в одном измерении, но он должен также оставаться открытым, оставлять свою науку открытой по крайней мере возможности другого, высшего измерения.

В обусловливающее бытие проникает воздействующий смысл.

Человек обладает влечениями, однако влечения не владеют им. Влечения не исчерпывают его. Мы не отрицаем влечения как таковые, но я не могу подтверждать что-либо, если мне не дана предварительно свобода это отрицать.

Духовное, по определению, и есть свобода в человеке. Духовная личность – это то в человеке, что всегда может возразить!

Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.

Тезис «действие вытекает из бытия» – это половина правды; вторая ее половина звучит так: «бытие вытекает из действия».

Когда человек поддается своим влечениям, он именно поддается влечениям; это значит, что он свободно отрекается от свободы, чтобы найти оправдание своей несвободе.

Смысл объективен по меньшей мере постольку, поскольку его можно «найти», но нельзя «дать». Аналогичным образом лишь с объективностью смысла связано то, что его надо каждый раз открыть и нельзя изобрести.

Насколько соблазнительны популярные разговоры о самоосуществлении и самореализации человека! Как будто человек предназначен лишь для того, чтобы удовлетворять свои собственные потребности или же себя самого.

Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир.

Инстанция, перед которой мы несем ответственность, – это совесть. Если диалог с моей совестью – это настоящий диалог, то есть не просто разговор с самим собой, то встает вопрос, является ли совесть все-таки последней или же лишь предпоследней инстанцией. … Мы должны стать последними, кто не решался назвать эту инстанцию, эту сверхличность тем именем, которое ей дало человечество: Бог.

Тот, кто не может привязаться к какому-либо конечному пункту, к какому-либо моменту времени в будущем, к какой-либо остановке, подвержен опасности внутреннего падения.

В основе смысла человеческого существования лежит принцип необратимости.

Из длительности сроков жизни мы никогда не сможем вывести меру ее осмысленности.

Рано или поздно каждый человек сталкивается с понятием «конечность»: мы осознанно воспринимаем конец чего-либо как неизбежность, как часть сделки, заключенной нами с жизнью.

Таким образом, совсем необязательно резко разграничивать жизнь и смерть, скорее смерть является неотъемлемой составляющей жизни.

Если бы фактор конечности жизни лишал ее смысла, было бы неважно, когда настанет конец, в обозримом ли будущем или очень и очень скоро. Мы должны были бы признать, что время, когда всему придет конец, не существенно.

Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.

Тот факт, что один человек отличается от другого по рисунку отпечатков пальцев, еще не выделяет его как личность.

Свобода предполагает ограничения, основывается на них.

Никогда в течение жизни судьба не предоставит человеку случая избежать необходимости выбора из альтернативных возможностей. Тем не менее он может сделать вид, «как будто» у него нет выбора и он несвободен в своем решении. Такое «поведение как будто» составляет существенную часть человеческой трагикомедии.

Мы даже возьмем на себя смелость сказать, что этот наиболее радикальный вызов самому себе, на который способен человек (то есть не только сомнения в смысле жизни, но и действия, направленные против жизни), эта фундаментальная возможность человека выбрать самоубийство, эта его свобода решать, быть ли ему вообще, выделяют человека из всех других существ, этим человеческий способ бытия отличается от существования животных.

Биологическая судьба представляет собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки зрения человека, он существует.

Недостаток успеха никогда не означает утрату смысла.

Страдание вызывает плодотворное, можно даже сказать – кардинально преобразующее, духовное напряжение, ведь оно на эмоциональном уровне помогает человеку осознать то, чему не следует быть.

Страдание своей целью имеет уберечь человека от апатии, от духовного окоченения.

Существует определение, гласящее, что смыслы и ценности — не что иное, как реактивные образования и механизмы защиты. Что до меня, то я бы не хотел жить ради моих реактивных образований, и еще менее — умереть за мои механизмы защиты.

Духовность, свобода и ответственность — это три экзистенциала человеческого существования.

Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь».


[1] Бизнес по – еврейски, 67 золотых правил, Правило 18. Всегда приветствуйте другого человека. Ростов-на-Дону, Феникс, 2008 г., с. 47-50.

[2] Оригинал находится на сайте: http://www.anekdot.ru/an/an0806/o080618;1.html».

[3] Хамство (неодобр.) — тип поведения человека, отличающийся резким, грубым и некооперативным способом общения. Понятие хамства достаточно размыто, и зависит от культурного уровня людей, вступивших в контакт. Одно и то же выражение может одним лицам показаться хамством, а другим — нет. Кроме того, хамство ситуативно, и отношение к фразе сильно зависит от сознательной или бессознательной установки человека. Название возникло по имени библейского персонажа Хам.

[4] Ха́нжество́ — показная (демонстративная) или крайняя (склонная к крайностям) форма благочестия и набожности, которая выражается в демонстративном отрицании аморальности. Разновидность морального формализма и лицемерия. Истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма и нетерпимости, игнорируя вопросы внутренней моральной природы человека. Как пишет Ноам Хомский, ханжа (лицемер) — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе [1]. Общество негативно относится к проявлениям ханжества, так как такое поведение рассчитано главным образом на публику или для самооправдания.

[5] Лицеме́рие — поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. Лицемерие — отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Это понятие характеризует образ действий, с точки зрения соотношения его действительного социального и нравственного значения и того значения, которое ему пытаются придать. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности — качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.[1] Зачастую под лицемерием понимают клевету и негативные высказывания в адрес отсутствующего на момент обсуждения субъекта, тогда как в присутствии этого субъекта к нему проявляют уважение.

[6] Интеллиге́нция (лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание) — особая социально-профессиональная и культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда. К характерным особенностям интеллигента относят обладание чуткостью, тактом и мягкостью в проявлениях; ответственность за поступки; также склонность к рефлексии и самоотречению. [источник?] Слово «интеллигенция» появилось в русском языке в первой половине XIX века. Вошло в иностранные словари с пометкой «русское». Известный теоретик и историк интеллигенции Виталий Тепикин (род. 1978) в своей книге «Интеллигенция: культурный контекст» утверждает: «Первоисточником концепта «интеллигенция» можно считать греческое слово noesis — сознание, понимание в их высшей степени. Со временем греческий концепт породил в римской культуре слово intelligentia, которое несло смысловую нагрузку несколько иную, без тонкостей — хорошая степень понимания, сознания. Слово применил драматург-комик Теренций (190-159 гг. до н. э.). И уже позднее в латыни значение понятия трактовали способностью понимания (умственной способностью). В средние века понятие получило теологический характер и трактовалось как Ум Божий, Божественный Разум. Предполагалось, что им творится многообразие мира. Примерно в таком роде интеллигенцию ощущает и Гегель, заключая в своей «Философии права»: «Дух есть <…> интеллигенция».

[7] В. Франкл «Человек в поисках смысла», Москва, «Прогресс»1990 г., с.24.

[8] Либи́до (лат. Libido — влечение, желание, страсть, стремление) — одно из основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. Фрейд приравнял либидо к Эросу Платона и определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д. Термин «либидо» используется Фрейдом при объяснении причин возникновения психических расстройств, невроза, и также для описания хода психического развития нормального человека, его научной и художественной деятельности, сублимации.

[9] Логотерапия — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования (см. Логоанализ). Разработана В.Франклом. Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих атрибутов является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил адлерианской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия. Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука. Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике. ПРИМЕР: «В 50-60-е гг. он констатирует распространение утраты смысла жизни и приводит статистику, подтверждающую, что такая утрата приводит к наиболее распространенной трагической триаде — депрессия, наркомания, включая алкоголизм, и агрессия. Если по З. Фрейду агрессию порождают подавленные, неразрешенные сексуальные инстинкты, то В. Франкл считал, что не меньшую агрессию вызывает и отсутствие смысла жизни. Он говорил: «Эту пустоту люди стремятся занимать чем попало или выжигать». Франкл считает, что около 80% алкоголиков и 100% наркоманов — люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, т.е. испытывающие экзистенциальный вакуум — внутреннюю пустоту, бессмысленность существования. И действительно, бесполезно лечить алкоголика, если после выхода из клиники он не будет знать, ради чего он не станет больше пить, будет терпеть тяжелейшую перестройку не только организма, но и всего привычного образа жизни, проведения досуга, заполнявшего хоть как-то бессмысленность его жизни».

[10] В. Франкл «Человек в поисках смысла», Москва, «Прогресс»1990 г.

[11] Фрустра́ция (лат. Frustratio — обман, неудача, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов)) — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.[1]

Один комментарий к “Пока гром не грянет или о смысле жизни”

  1. Ваш сосед начал задавать вопросы, и это замечательно, это значит, что у него появилась или есть потребность, возможность, желание, шанс (все подойдет из выше перечисленного) изменить себя и показать дорогу детям и внукам. Дай ему Бог!!! Свеча горит!!! Выбор за ним… И вы, Сергей Зармаилович, реализовали потенциал этой беседы. Рождена статья, прочитав ее кто-нибудь обязательно задумается, остановится, удачи всем!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *