Сакральный базис архитектуры храма Джаганнатхи в Пури — матрица Мироздания

В этой статье мы проведем исследование сакрального базиса архитектуры удивительного по красоте храма Джаганнатхи в Индии в городе Пури. Кто же такой Джаганнатха? Обратимся к свободной энциклопедии Википедия: «Джаганна́тха [1] (санскр. जगन्नाथ, Jagannātha IAST, «владыка вселенной») — одна из форм Кришны в индуизме, а также одно из имён Кришны или Вишну, которое означает «Господь вселенной» или «Владыка вселенной». Последователи традиции вайшнавизма считают Джаганнатху одной из самых милостивых форм Кришны. Поклонение Кришне как Джаганнатхе распространено по всей Индии, но особой популярностью пользуется в Западной Бенгалии и Ориссе. Джаганнатхе поклоняются вместе с его братом Баладевой и сестрой Субхадрой в абстрактных формах из дерева. Раз в год, их вывозят из храмов на улицу в больших разукрашенных колесницах и множество людей получают возможность получить даршан божеств. Этот фестиваль носит название Ратха-ятры и ежегодно празднуется во многих городах Индии и за её пределами. Наиболее древнее и знаменитое мурти Джаганнатхи находится в одном из четырёх самых святых мест паломничества индуизма — городе Пури. Там же ежегодно проводится основной фестиваль Ратха-ятры, отличающийся особой пышностью и размахом.

История Джаганнатхи

Царь Индрадьюмна и Видьяпати

История появления Джаганнатхи содержится в «Сканда-пуране», где описывается праведный царь Индрадьюмна, который был великим преданным Вишну. Несмотря на всё богатство и славу, которыми он обладал, царь был неудовлетворён — он стремился к высшему совершенству жизни — увидеть Бога лицом к лицу. Однажды у царя при дворе появился странствующий вайшнава и поведал ему о Нила-Мадхавемурти Вишну необыкновенной красоты. Рассказ странника произвёл на царя сильное впечатление и захотев во что бы то ни стало получить даршан Нила-Мадхавы, он приказал найти его и разослал с этой целью брахманов по всей Индии. Однако поиски оказались напрасными, и брахманы ни с чем вернулись в столицу — все, кроме одного брахмана по имени Видьяпати. Посетив множество святых мест, Видьяпати вступил на землю племени шабаров, которая располагалась на берегу океана в районе современного города Пури, штата Орисса. Он нашёл себе пристанище в доме предводителя шабаров по имени Вишвавасу, у которого была дочь необыкновенной красоты по имени Лалита. Видьяпати влюбился в Лалиту и вскорости, получив разрешение и благословение её отца, женился на ней.

Видьяпати получает даршан Нилы-Мадхавы

Живя в доме шабара, Видьяпати заметил одну странность в его поведении. Каждую ночь Вишвавасу уходил куда-то и на следующий день около полудня возвращался, благоухая камфарой, мускусом и сандалом. Видьяпати стал расспрашивать жену, и она рассказала, что отец ходит поклоняться мурти Нила-Мадхавы, о существовании которого кроме неё и Вишвавасу никто не знает. Отец запретил Лалите кому бы то ни было раскрывать эту тайну, но по настоянию мужа она была вынуждена нарушить этот запрет. Радость Видьяпати не знала границ, он тут же загорелся желанием увидеть Нила-Мадхаву и попросил Лалиту уговорить отца и позволить ему получить даршан Нила-Мадхавы. После долгих уговоров, Вишвавасу согласился при условии, что его зять пойдёт с завязанными глазами и никогда в будущем не будет предпринимать попыток отыскать месторасположение Нила-Мадхавы. Когда они уже готовы были отправиться в путь, Лалита тайком запрятала мужу в кайму одежды горсть горчичных зёрен. Всю дорогу Видьяпати незаметно бросал зёрна. Когда они, наконец, пришли к Нила-Мадхаве, шабар снял повязку с глаз Видьяпати. Увидев несравненную красоту Нила-Мадхавы, Видьяпати начал танцевать в экстазе и возносить восторженные молитвы. Когда он немного успокоился, шабар оставил его около божества, а сам ушёл собирать съедобные коренья и цветы для того, чтобы потом предложить их Нила-Мадхаве.

Строительство храма Джаганнатха

Пока шабара не было, Видьяпати стал свидетелем удивительного события. Спящая ворона упала с ветки в близлежащее озеро и утонула. В тот же миг она приняла четырёхрукий облик, присущий обитателям Вайкунтхи, и вознеслась в духовный мир. Увидев это, Видьяпати забрался на дерево и уже собирался было вслед за удачливой вороной прыгнуть в озеро, дабы тоже обрести освобождение, как вдруг услышал голос с небес, который повелел ему перед тем как умереть, рассказать о местонахождении Нила-Мадхавы царю Индрадьюмне. Вскоре вернулся шабар, неся в руках лесные цветы и коренья, и приступил к своей ежедневной пудже. Неожиданно Нила-Мадхава заговорил: «Я столько лет принимал от тебя лесные цветы и коренья, мне они уже надоели, теперь я хочу, чтобы мне оказывал самое пышное служение мой великий преданный, — царь Индрадьюмна!» Эти слова огорчили Вишвавасу и он подумал, что теперь он лишиться возможности служить Нила-Мадхаве. В порыве отчаяния, он решил связать Видьяпати и не отпускать его из своего дома, дабы тот не смог вернуться к царю Индрадьюмне и поведать ему о местоположении Нила-Мадхавы. Однако через некоторое время, уступив просьбам Лалиты, он освободил Видьяпати и позволил ему уйти восвояси.

Видьяпати вернулся к царю Индрадьюмне и рассказал о своём открытии. В великой радости царь собрал войско и отправился в страну шабаров, надеясь наконец-то получить даршан Нила-Мадхавы. К тому времени, горчичные зёрна, когда-то разбросанные Видьяпати, проросли и расцвели ярким жёлтым цветом, показав путь царю и его свите. Однако, придя на место, они не обнаружили там Нила-Мадхавы. Огорчённый Индрадьюмна осадил селение шабаров и пленил Вишвавасу. Но тут раздался глас с небес, который повелел царю освободить шабара, построить храм на вершине холма Нилачала и установить там деревянное мурти Дару-Брахмана. Глас также сообщил царю, что никому более было не суждено увидеть Нила-Мадхаву.

Описывается, что святая обитель Пурушоттама-кшетра имеет форму раковины, и у основания раковины царь заложил город Пури и построил там храм. Великолепный храм уходил в землю на шесть локтей и возвышался над землей на сто двадцать локтей. Верхушку храма венчала круглая остроконечная башенка, на которой была установлена чакра. Царь отделал храм золотом и, когда всё было готово, отправился в обитель Брахмы — планету Брахмалокус целью пригласить Брахму освятить храм. Но так как каждое мгновение на Брахмалоке равно шести земным месяцам, когда царь Индрадьюмна вернулся на землю, — прошли уже многие годы. Храм, стоявший недалеко от океана, занесло прибрежным песком, а на престоле сменилось несколько царей и один из них, по имени Гала-Мадхава, обнаружил погребённый под песком храм. Гала-Мадхава заявил, что это он построил храм. Спор между двумя царями помог разрешить говорящий ворон Бхусанди, который несколько веков жил неподалёку от храма на старом баньяновом дереве, постоянно занимаясь воспеванием имени Рамы. Из своего гнезда в ветвях баньянового дерева он наблюдал строительство храма и подтвердил, что его построил царь Индрадьюмна.

Индрадьюмна вознёс молитвы Брахме и попросил освятить храм и окружавшие его земли, после чего Брахма поместил флаг на верхушку храма, и провозгласил, что в будущем, всякий, кто издали увидит этот флаг и в почтении падёт ниц, непременно обретёт мокшу.

История изваяния мурти Джаганнатха

Через некоторое время царя Индрадьюмну охватило уныние от разлуки с Нила-Мадхавой. Решив, что жизнь его прожита напрасно, он лёг на ложе из травы куша с твердым намерением умереть. По прошествии нескольких дней, Джаганнатха явился ему во сне и сообщил, что царь может найти его в море около местечка Банкимухан в форме Дару-Брахмана, — бревна калпа-врикши — древа желаний из духовного мира. Царь в сопровождении своих воинов отправился в указанное место и увидел на берегу моря бревно, отмеченное знаками раковины, диска, палицы и лотоса. Однако, несмотря на все попытки, множество людей и слонов не смогли даже сдвинуть его с места. Тут появился старик из племени Шабаров, который с лёгкостью перенёс бревно в нужное место. В ту же ночь во сне Джаганнатха сообщил царю, что этот старик был в прошлой жизни никем иным как Вишвавасой, много лет служившим Нила-Мадхаве.

Чтобы вырезать из Дару-Брахмана мурти Джаганнатхи, царь созвал множество искусных скульпторов, но никто из них не мог даже прикоснуться к Дару-Брахману. При первой же попытке резцы их ломались и рассыпались на мелкие кусочки. Царь был крайне озадачен и не знал что делать, но вскоре к нему, под видом старого умельца, явился архитектор с небесных планет Вишвакарма, который сообщил, что никто из простых смертных не сможет изваять мурти. Тогда Индрадьюмна попросил Вишвакарму выполнить эту работу, на что тот согласился с одним условием — никто не должен видеть мурти до тех пор, пока он полностью его не закончит. Ему должно быть позволено работать при закрытых дверях в течение двадцати одного дня. Царь согласился на поставленные условия и немедленно сделал все необходимые приготовления. По указанию старого скульптора, остальные умельцы занялись строительством трёх колесниц. А Вишвакарма принёс Дару-Брахмана в храм и запер двери, заручившись обещанием, что останется один до истечения положенного срока.

По прошествии четырнадцати дней, жену царя по имени Гундича охватило беспокойство по причине того, что из мастерской Вишвакармы вот уже много часов подряд не раздавалось ни единого звука. Она убедила царя в том, что должно быть что-то случилось со стариком-скульптором. По настоянию жены, царь приоткрыл дверь мастерской Вишвакармы и, к своему ужасу обнаружил, что старый скульптор исчез, как и обещал, а вместо Дару-Брахмана стояли три незаконченные мурти: Джаганнатха, Баладева и Субхадра. Осознав все последствия неисполнения своего обещания, царь решил поститься до смерти. Но по прошествии какого-то времени, к нему во сне явился Джаганнатха и сказал: «Я вечно нахожусь в Нилачале, на берегу океана, в форме Джаганнатхи. У меня нет материальных рук и ног, но своими духовными чувствами я принимаю всё, что предлагают мне мои преданные. Ты нарушил своё обещание, но это было частью моего плана, который состоял в том, чтобы проявиться в облике Джаганнатхи для того, чтобы все люди в Кали-югу поклонялись мне в этой форме».

Услышав слова Джаганнатхи, царь вознёс молитву, в которой попросил Джаганнатху сделать так, чтобы потомки скульптора могли из века в век принимать участие в постройке трёх колесниц Ратха-ятры, и чтобы потомки Вишвавасу, служившего ему как Нила-Мадхаве, из поколения в поколение готовили для Джаганнатха пищу в храме. После того, как Джаганнатха согласился удовлетворить эти две просьбы царя, Индрадьюмна попросил ещё одно благословение, — чтобы двери храма закрывались только на три часа в день, а в остальное время принимали паломников, дабы все обитатели вселенной могли получить даршан Джаганнатхи.

Считается, что Джаганнатха, Субхадра и Баладева появились в этом материальном мире, чтобы даровать всем живым существам мокшу. В «Нарада-пуране» об этом говорится следующее: «В этой высочайшей обители пребывает мурти Кешава, форму которому придал Сам Господь. Если люди просто увидят это мурти Бога, им откроются врата в обитель Верховного Господа».

Рис. 1. Мурти богов: Джаганнатх (справа) Балабхадра (слева) и Субхадра (в центре).

Кришна в Двараке

Однажды перед царем Индрадьюмной появился Нарада. Нарада рассказал Индрадьюмне, как ему посчастливилось увидеть Кришну в этом удивительном облике — без рук и без ног, с огромными круглыми глазами и широкой улыбкой. Он узрел эту форму во время посещения дворца Кришны в Двараке, в котором тот обитал вместе со своими жёнами. Однажды, жёны Кришны начали обсуждать между собой беспричинную любовь, которую гопи Вриндавана испытывали к Кришне. Не желая, чтобы их кто-то подслушал, они поставили на стражу перед дверью своих покоев сестру Кришны Субхадру. По прошествии какого-то времени, слушая беседу цариц, Субхадра настолько увлеклась, что не заметила как брат Кришны Баларама, а потом и сам Кришна, подошли и тоже начали слушать повествования цариц. Чувствуя разлуку со своими любимыми преданными во Вриндаване, Кришна впал в экстаз, его волосы встали дыбом, его руки и ноги вошли в тело, его глаза округлились и увеличились в размерах — он принял форму Джаганнатхи. В духовном обмене эмоциями, Баларама и Субхадра также начали испытывать экстатические чувства, и приняли подобный Джаганнатхе облик Баладевы и Субхадры.

После рассказа Нарады Муни привязанность царя Индрадьюмны к Джаганнатхе стала еще сильнее. Царь понял, что необычный облик Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры не случаен: Бог проявил его, потому что царь переживал сильнейшее чувство разлуки с Ним, а также потому, что Сам чувствовал такую же острую разлуку с царем. До конца своих дней Индрадьюмна с любовью в сердце служил Джаганнатхе.

Мурти, сделанное из бревна, выловленного в океане, упоминается как «Пурушоттама» в «Риг-веде» — самом раннем памятнике ведической литературы.

Рис. 2. Маленький алтарь с мурти Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры.

Различные имена Джаганнатхи

Чакахи — Тот, у кого круглые глаза.

  1. Чакадола — Тот, у кого круглые глаза без век (Символизирует то, что Господь очень активен и неусыпен).
  2. Чаканаяна — Тот, у кого круглые глаза.
  3. Дарубрахмам — Деревянное божество, внутри которого покоится высшая душа.
  4. Девадхидева — Бог богов.
  5. Джагадиш — Повелитель вселенной.
  6. Джагатадхиша — Повелитель вселенной.
  7. Джаганнатх — Повелитель вселенной.
  8. Кала Тхакура — Господь черного цвета.
  9. Махаабааху — Тот, у кого крупные ладони (Символизирует то, что Господь всем помогает).
  10. Ниладривихари — Ниламадхава (Джаганнатху служил как Ниламадхаве вождь племени аборигенов).
  11. Нилачалиа — Тот, кто живет в Нилачала.
  12. Падмалочана — Лотосоокий.
  13. Патитапавана — Тот, кто благославляет всю вселенную.
  14. Пурушоттама — Высшая личность.
  15. Раджадхирадж — Царь царей.

См. также:

Храм Джаганнатхи в Пури в Индии

«Храм Джаганна́тхи в Пу́ри — известный индуистский храм в городе Пури, Орисса, посвящённый божеству Джаганнатхи (Кришны). Храм является важным центром паломничества в ряде традиций индуизма, в особенности в вайшнавизме. Это также одно из четырёх основных мест паломничества (Чар-дхам), которые индуист должен посетить в течение своей жизни.[1] Особое значение храм имеет для последователей гаудия-вайшнавизма, так как основатель этой традиции, Чайтанья Махапрабху, был преданным Джаганнатхи и провёл в Пури последние 16 лет своей жизни.[2]

В течение уже многих веков, храм ежегодно организует и проводит пышный «фестиваля колесниц» Ратха-ятру, в ходе которого храмовые божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры везут по главной улице города Пури в огромных, пышно разукрашенных колесницах[3]».

Рис. 3. Храм Джаганнатхи в Пури вечером.

Рис. 4. Освещенные ворота при входе в комплекс храма Джаганнатхи.

КОММЕНТАРИЙ:

Приступим к нашим исследованиям сакрального базиса архитектуры храма Джаганнатхи. На рисунке 5 стрелками показаны два храма, для которых нам удалось найти их архитектурные планы. Эти храмовые здания мы и будем исследовать.

Рис. 5. На рисунке стрелками показаны два храма. Исходные архитектурные планы этих зданий нам удалось найти в литературных источниках. Эти планы храмовых зданий мы будем совмещать с матрицей Мироздания.

Рис. 6. План первого храмового здания, которое показано на рисунке 5. Рисунок (Рисунок Храма Джагамохана) взят нами из работы — Мариала Альбанези, Индия, «Бартельсманн Медиа Москау АО», М., 2001 г., с. 58.

Рис. 7. План второго храмового здания, которое показано на рисунке 5. Рисунок (Регха Деул) взят нами из работы — Мариала Альбанези, Индия, «Бартельсманн Медиа Москау АО», М., 2001 г., с. 58.

Совместим планы на рисунках 6 и 7 последовательно с матрицей Мироздания.

Рис. 8. На рисунке показан результат совмещения плана первого храмового здания с Нижним миром матрицы Мироздания. Хорошо видно удивительно точное совмещение деталей архитектурного плана здания храма с матрицей Мироздания. Дуговыми скобками с надписями на рисунке показаны санскритские названия отдельных частей плана знания.

Рис. 9. На рисунке показан результат совмещения плана второго храмового здания с матрицей Мироздания. Дуговыми скобками с надписями на рисунке показаны санскритские названия отдельных частей плана знания. Так как храмовое здание на рисунке 8 совместилось с 15-ым уровнем Нижнего мира матрицы Мироздания, а оба здания и первое и второе стоят в храме на одном плоском основании, то мы основание второго здания также совместили с 15-ым уровнем Нижнего мира матрицы Мироздания. Детали совмещения хорошо видны на рисунке. Из анализа результатов совмещения планов храмовых зданий с матрицей Мироздания практически очевидно, что матрица Мироздания была сакральным базисом или Каноном, по которому создавался архитектурный образ этих зданий.

Рис. 10. Запись на санскрите слова Бхуми – 1. земля, почва, 2. страна, 3. место, 4. почва основа, 5. образец, пример.

Из рисунка 9 видно, что план самого высокого здания храма Джаганнатхи, где расположены святыни, практически занимает пространство матрицы Мироздания от 17-го уровня Верхнего мира матрицы до 15-го уровня Нижнего мира матрицы Мироздания. В этой связи нам показалось интересным провести сравнение рисунка 9 с ранее обсуждавшимся в нашей работе в разделе «Авторские статьи» иероглифом Хор ДенИероглиф Хор Ден и тайна происхождения Верхнего и Нижнего Египта, который при совмещении с матрицей Мироздания «занял» эти же пространствах матрицы Мироздания.

Рис. 11. На рисунке показан результат совмещения иероглифа Хор-Ден (Хор-Тен) с матрицей. Ключом для совмещения иероглифа с матрицей послужило его основание в виде характерной решетки, которая называется Serekh (Серекх). При этом удивительно точно совместилась с матрицей иероглиф – рука (Те или Де) и волнообразная линия, которая переводится как – N (н). Однако обычно египетский иероглиф – N (н) имеет только 6 острых вершин, а на этом рисунке у волнообразной линии 7 острых вершин, и она четко совместилась с 7-ым и 8-ым уровнями Нижнего мира матрицы так, что и она сама может быть вторым ключом для постановки иероглифа в матрицу. Весь иероглиф занял пространство от 17-го уровня Верхнего мира до 17-го уровня Нижнего мира матрицы Мироздания. Остальные детали хорошо видны на рисунке.

Рис. 12. На рисунке показан результат совмещения в матрице Мироздания плана главного храмового здания с египетским иероглифом Гор Ден, который «простирается» от 17-го уровня Верхнего мира до 17-го уровня Нижнего мира матрицы Мироздания. Это пространство матрицы для египетских жрецов было свято. Также оно было свято и для ведических мудрецов – брахманов. Это пространство «окутано» великой тайной, которая просто так не открывается. Детали совмещения хорошо видны на рисунке. Верхняя часть индийского храма совместилась с обителью великого Гора или Хора. Оно показано слева дуговой скобкой с изображением Гора (как птицы). Вверху над храмом схематично показано изображение Нила Чакры в виде круга. Об этой чакре и храме Джаганнатхи рассказывает следующий текст: «Главный храм Джаганнатха состоит из анфилады залов [2] . Передний носит название Бхогмандир. Его размеры составляют 18 м в длину и 17 в ширину. Зал украшают скульптуры и картины, иллюстрирующие жизнь и подвиги Кришны. За ним располагается Ната-Мандир — колонный зал для музыки и танцев (его размеры составляют 21 х 20 м), далее идет Джагамохана, или мандапазал для богослужений, и, наконец, — святая святых, зал, где хранится образ божества. Над всем этим комплексом высится монументальная храмовая башня-шикхара высотой 65 м. Ее увенчивает так называемое «Синее колесо» — Нила Чакра, диаметром около 11 м, изготовленное из сплава восьми различных металлов. В одном из священных храмовых текстов сказано: «Если кому-то не позволяют войти в храм, или если он считает себя недостойным, чтобы войти во храм, он может рассматривать Нила Чакру снаружи, и это столь же хорошо, как лицезрение божества». Лицезрение этого колеса является утешением для многих посетителей Джаганнатха: дело в том, что в храм не пускают неиндуистов и нечестивцев».

В заключение можно сказать, что в данной работе нам достаточно убедительно удалось показать, что сакральным базисом архитектуры храма Джаганнатхи в Пури были законы матрицы Мироздания, которые были известны индийским мудрецам древности (брахманы). Аналогичными знаниями о матрице Мироздания владели жрецы древнего Египта.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта.

©Арушанов Сергей Зармаилович 2011 г.

Приложение

Джаганнатх

Это интересная статья о храме и храмовой жизни. В исходную статью мы добавили фотографии:

«Три великих храмовых города — Бхуванешвар, Пури и Конарак — составляют «золотой треугольник» индийского штата Орисса. Вершинами этого треугольника являются знаменитые храмы Лингараджа в Бхуванешваре, Сурьи в Конараке и Джаганнатх в Пури [1] .

Рис. 13. Скульптурные украшения в храме Сурьи в Канараке.

Пури — один из главных священных городов Индии. Особую известность принес ему знаменитый храм Джаганнатх, известный также как Белая Пагода, многократно описанный первыми европейскими путешественниками по Индии.

Основание храма относится к XII столетию. Имя «Джаганнатх» или «Джаганнатха» буквально означает «властелин мироздания», «владыка Вселенной». Это одна из ипостасей Кришны, деревянный образ которого хранится в храме как величайшая святыня.

По преданию, первоначальный образ Кришны Джаганнатха был найден в окрестностях Пури у подножия фигового дерева в виде Индранилы — синего драгоценного камня. Он так ослепительно сверкал, что это побудило богов скрыть его в земле. Король Индрадиумна, желая обнаружить этот образ, совершил длительную процедуру поста и покаяния, и в результате бог Вишну наставил его идти к побережью Пури, найти там плавающий в волнах кусок дерева и сделать из него заветный образ.

Король выполнил это указание и выловил бревно из морских вод. Тогда к нему в образе скульпторов явились Вишну и Вишвакарма и вырезали из бревна образы Кришны, его брата Баларамы и сестры Субхадры, которые были установлены в основанном королем Индрадиумной храме Джаганнатх. Они до сих пор хранятся здесь, впрочем, уже не раз обновленные. Новые изображения божеств изготовляются и устанавливаются в храме с достаточной регулярностью: известно, что обновление осуществлялось в 1863, 1893, 1931, 1950, 1969 и 1977 годах. В Средние века, вероятно, это приходилось делать еще чаще: известно, например, что образ Джаганнатха трижды приходилось прятать в озере Чилка во время вражеских нашествий.

Рис. 14. Старая фотография Храма Джаганнатха в Пури.

Строительство храма Кришны Джаганнатха начал калингский король Анантаварман Чадаганга Дева (1078—1148), а продолжил его преемник Ананга Бхима Дева в 1174 году. Окончательно храм был достроен и освящен в 1198 году.

Обширный храмовый комплекс занимает территорию около 4,5 гектаров. Он окружен каменной стеной высотой 6 м, построенной на рубеже XV—XVI веков. В состав комплекса входит около 120 кумирен и других построек.

На территорию храма ведут четверо ворот: восточные СингхадвараЛьвиные ворота»), южные АшвадвараЛошадиные ворота»), западные ВиягхарадвараТигриные ворота») и северные ХастидвараСлоновые ворота»). Близ последних располагается священный бассейн Сона Куа. Вода из него используется для омовения статуи Кришны Джаганнатха во время праздника «Снана-Ятра».

От Львиных ворот, которые являются центральными воротами комплекса, берет свое начало Священная дорога, ведущая к дверям храма. Перед воротами высится колонна 11-метровой высоты, носящая название «Аруна стамбха». Ранее она стояла перед храмом Солнца в Конараке и была перенесена в Пури в XVIII веке. Рельеф в верхней части столба изображает Аруну, возничего бога Солнца.

Рис. 15. Храмовая танцовщица.

Главный храм Джаганнатха состоит из анфилады залов. Передний носит название Бхогмандир. Его размеры составляют 18 м в длину и 17 в ширину. Зал украшают скульптуры и картины, иллюстрирующие жизнь и подвиги Кришны. За ним располагается Ната-Мандир — колонный зал для музыки и танцев (его размеры составляют 21 х 20 м), далее идет Джагамохана, или мандапазал для богослужений, и, наконец, — святая святых, зал, где хранится образ божества. Над всем этим комплексом высится монументальная храмовая башня-шикхара высотой 65 м. Ее увенчивает так называемое «Синее колесо» — Нила Чакра, диаметром около 11 м, изготовленное из сплава восьми различных металлов. В одном из священных храмовых текстов сказано: «Если кому-то не позволяют войти в храм, или если он считает себя недостойным, чтобы войти во храм, он может рассматривать Нила Чакру снаружи, и это столь же хорошо, как лицезрение божества». Лицезрение этого колеса является утешением для многих посетителей Джаганнатха: дело в том, что в храм не пускают неиндуистов и нечестивцев.

Главная святыня храма — деревянное изображение Кришны Джаганнатха — стоит в окружении двух других статуй: Баларамы и Субхадры. В зале Ната-Мандир перед алтарем Джаганнатха высится столп, на котором установлено скульптурное изображение птицы Гаруды. Оно носит название Гаруда Стамбха и также весьма почитается. Существует поверье, что если стоять около этого столпа, то сила молитв увеличивается.

Долгое время исследователей удивлял тот факт, что фасад храма Джаганнатх, одной из главных святынь Индии, чрезвычайно прост, в то время как для средневековой храмовой архитектуры Ориссы характерно пышное скульптурное убранство. Ответ был найден в 1975 году, когда археологи начали удалять позднейшую облицовку фасада. Под ней открылось великолепное скульптурное убранство, способное конкурировать с другими шедеврами храмового искусства Ориссы. Но кому и зачем понадобилось залеплять его известкой? Вероятно в XVIII столетии администрация храма решила, что это будет лучшим способом защиты скульптур от разрушающего воздействия соленого морского воздуха. В настоящее время работы по восстановлению и консервации скульптурного декора продолжаются.

Рис. 16. Праздник Ратха-ятра. Колесницы богов. Пури.

В храме ежедневно совершается сложный ритуал богослужений. Число жрецов и служителей храма достигает 6 тыс. Одной из традиционных и строго соблюдаемых церемоний является изготовление маха-прасады — священного кушанья для Кришны, главными ингредиентами для которой являются овощи и рис. Священную пищу подносят к статуе божества, после чего она считается освященной и ее раздают прихожанам. Так как их количество исчисляется десятками тысяч, то храмовая кухня Джаганнатха, вероятно, самая большая в мире. В праздничные дни здесь одновременно готовят пищу для 100 тыс. человек, а в будничные дни — для 25 тыс. человек.

Ежегодно в храме Джаганнатх устраиваются 24 праздника, самый известный и популярный из которых носит название «праздник колесниц» — Ратх Ятра. Это событие не только в жизни Пури, но и всей Индии. Он устраивается в июне — июле и привлекает сотни тысяч паломников и туристов. Кульминацией праздника является проезд по улицам Пури трех колоссальных колесниц, на которых установлены деревянные образы Джаганнатха, Баларамы и Субхадры. Колесница Джаганнатха — самая большая. Ее длина составляет 10,5 м, высота — 13,7 м. Шестнадцать огромных колес достигают в диаметре 2 м.

Тысячи приверженцев Кришны Джаганнатха на канатах тянут колесницы богов в их летнюю обитель. Здесь идолы находятся в течение недели, где им поклоняются тысячи паломников, после чего их снова устанавливают на колесницы и с такой же торжественностью влекут обратно в храм.

Гигантские колесницы используются только один раз. К каждому «празднику колесниц» их делают заново.

На протяжении нескольких веков у особо рьяных поклонников Кришны Джаганнатха существовала изуверская традиция бросаться под многотонные колеса колесниц и приносить тем самым себя в жертву «властелину Вселенной». В дни «праздника колесниц» улицы Пури нередко были буквально залиты кровью фанатиков. После того как власти повели активную борьбу с этим диким обычаем, число ритуальных самоубийств резко сократилось».

Яндекс.СловариВеличайшие храмы мира


[1] Адрес ссылки в Интернете – Храм Джаганнатхиhttp://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B0%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B5%20%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%85/


[1] Адрес ссылки в Интернете – Джаганнатха – Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%85%D0%B0

[2] Адрес ссылки в Интернете – Джаганнатхhttp://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B0%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B5%20%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%85/

[3] Адрес ссылки в Интернете – Храм Джаганнатхиhttp://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B0%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B5%20%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%85/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *