Задавал ли кто-нибудь вопрос – Почему древние египтяне на протяжении существования египетской цивилизации всегда делили территорию Египта на Верхний и Нижний Египет?! В литературных источниках я ответа не нашел.
Займемся поисками ответа на этот вопрос.
Для этого обратимся к египетской книге — «Книге Мертвых». Ее название также переводится как — «Путешествие души в царстве мертвых».
Кратко познакомимся с историей этого древнего писания. Во вводной части своей книги — «Путешествие души в царстве мертвых» [1] (Египетская Книга Мертвых) Е.А. Уоллис Бадж пишет:
«Переводы египетских гимнов и религиозных текстов, опубликованные в этом и двух последующих томах, образуют достаточно полное собрание различных литературных произведений, которые египтяне помещали на стенах гробниц и саркофагов, гробах и надгробных обелисках, папирусах и амулетах, чтобы обеспечить благополучие умерших в загробном мире.
Перевод был осуществлен с папирусов и других документов, найденных, главным образом, при раскопках Фив, поэтому все эти тексты, вместе взятые, известны под названием «Фиванская Версия Книги Мертвых». (Эта) версия великого египетского погребального сочинения, которое писцы переписывали для себя и для египетских царей, цариц, их детей и придворных вельмож, для знати и простых людей, для богатых и бедных, в период с 1600 по 900 г. до н.э. Впервые эти переводы были опубликованы в третьем томе моей работы о Книгах Мертвых «Главы о восхождении к свету», вышедшей из печати в конце 1897 года, где они, как представляется, служили необходимым дополнением к иероглифическим текстам Фиванской Версии и ее иероглифическому словарю.
Подробности раннего этапа истории грандиозного собрания религиозных текстов, которое сегодня получило широкую известность под названиями: «Das Todtenbuch», «Das Aegyptische Todtenbuch», «Le Livte des Morts», «Rituel Funeraire», «Il Libro dei funerali degli antichi Egiziani» и «Книга Мертвых», затеряны во мгле веков, и до сих пор не найдены убедительные свидетельства, которые позволили бы нам описать ее с достаточной точностью. … Определить точную дату появления в Египте Книги Мертвых практически невозможно, но зато доподлинно известно, что она была широко распространена еще до начала правления фараонов первой династии… Сами египтяне не оставили после себя никаких достаточно убедительных свидетельств в пользу того, что они знали о существовании Книги Мертвых в додинастическую (IV тысячелетие до н.э.) эпоху, но у них не было ни малейшего сомнения, что некоторые ее части относились еще ко временам I династии (Раннее царство — 3000 г. до н.э.).
Рис. 1. На рисунке показан иероглиф, связанный с именем царя Семти, который переводится как — Хор-Тен, или Хор-Ден, как принято сейчас в египтологии. Этот иероглиф приводится в работе У.Баджа и, практически более никак не комментируется. В верхней части иероглифа изображен Гор в виде сокола. В нижней части иероглифа показана четкая графическая структура из прямых линий.
Древнейший папирус с текстами Книги Мертвых, известный на сегодняшний день, это папирус, который был написан Ну, сыном «Хранителя дома Хранителя печати Амен-хотепа (Amen-Hetep) и хозяйки дома Сенсенеб (Senseneb)»; этот чрезвычайно ценный документ датируется, самое позднее, началом эпохи XVIII династии [2] (Новое царство — 1580 — 1314 гг. до н.э.). В нем приводятся две версии 64-ой главы, одна из которых несколько длиннее другой, и каждая версия снабжена пояснением, которое указывает дату написания текста.
В пояснении к более короткой версии говорится, что «Глава была найдена в фундаменте усыпальницы Хенну (Hennu) главным каменщиком во времена правления Его Величества, царя Юга и Севера [3] , Семти» (или Хесепти).
А пояснение к более длинной версии гласит, что она «была найдена в городе Кхеменну (Гермополис, город Тота) на железной плите, привезенной с юга. (Плита) была инкрустирована буквами из настоящего лазурита, (и была найдена) под ногами бога (т.е. Тота) во времена правления Его Величества, царя Юга и Севера, Мен-кау-Ра (Men-kau-Ra), т.е. Мисеринуса, сыном царя Херу-та-тафом (Heru-ta-ta-f).
Как видим, у нас имеются два утверждения, одно из которых относит «обнаружение» Главы к эпохе первой династии (I) (Раннее царство, 3000 г. до н.э.), а второе ко временам IV династии (Старое царство, 2723 — 2563 гг. до н.э.) [4]. Вполне вероятно, что оба эти утверждения достоверны, поскольку ясно, что более длинная версия, датирована эпохой IV династии, и должна быть гораздо объемнее, чем та, что отнесена в пояснении к I династии, ведь совершенно очевидно, что она является расширенной версией более короткой Главы…
Упоминание царя Семти в пояснении к более короткой версии Главы (3000 г. до н.э.) представляет для нас особый интерес. Если вспомнить изображение, начертанное на эбеновой табличке царского казначея Хемаки (Hemaka [5]). Надпись на этой табличке была, очевидно, сделана в честь Семти, поскольку его связанное с богом Гором имя Тен (Ten, или Den) (иероглиф показан на рисунке 1.) помещено рядом с именем его казначея Хемаки….
Мы уже упоминали ранее, что египтяне называли Главы Книги Мертвых «Главами о восхождении к Свету». Судя по названию Главы LXIV, можно предположить, что уже во времена Семти эти Главы были столь многочисленны, что возникла необходимость составить или отредактировать одну из существовавших Глав таким образом, чтобы она одна содержала все знания, необходимые умершим для спасения» [6] .
КОММЕНТАРИЙ:
Из приведенного выше отрывка работы У.Баджа, можно сделать заключение, что наука, которая сегодня называется археология, существовала у египтян, по меньшей мере, более 5000 лет тому назад. Меня очень заинтересовал иероглиф Ten или Den, который показан на рисунке 1. и связан с именем царя Семти. Этот иероглиф в работе У.Баджа практически никак не комментируется. Оснований для моего интереса было несколько.
Во-первых, этот иероглиф удивительно красив и гармоничен. В верхней части иероглифа изображен Гор в виде сокола. В нижней части иероглифа показана четкая графическая структура из прямых линий, которая могла быть связана с «энергетической матрицей мироздания».
Во-вторых, У.Бадж отметил, что древность этого иероглифа порядка 5000 лет. (3000 лет до н.э и 2000 лет н.э.) не вызывает сомнения.
Я предположил, что этот иероглиф выступает в роли «обобщенного иероглифа», описывающего целые группы уровней в «энергетической матрице Мироздания».
Поместив его в матрицу, я стал постепенно его увеличивать и искал момент совмещения линий рисунка иероглифа с линиями и позициями матрицы. И когда я нашел положение этого иероглифа в матрице, то в очередной раз был удивлен умению и дальновидности египетских жрецов, которые на 5000 лет вперед смогли передать сокровенные знания о матрице Мироздания с помощью священных иероглифов.
Рис. 2. На рисунке показан результат совмещения иероглифа Хор-Тен с матрицей. Ключом для совмещения иероглифа с матрицей послужило его основание в виде характерной решетки, которая называется Serekh (Серекх). При этом удивительно точно совместилась с матрицей иероглиф — рука (Те или Де) и волнообразная линия, которая переводится как — N (н). Однако обычно египетский иероглиф — N (н) имеет только 6 острых вершин, а на этом рисунке у волнообразной линии 7 острых вершин, и она четко совместилась с 7-ым и 8-ым уровнями Нижнего мира так, что и она сама может быть вторым ключом для постановки иероглифа в матрицу. Весь иероглиф занял пространство от 17-го уровня Верхнего мира до 17-го уровня Нижнего мира. Остальные детали хорошо видны на рисунке.
Рис. 3. Иероглифическая расшифровка графического элемента основания иероглифа, которое называется Серекх.
Вот как удивительно просто с помощью одного иероглифа Хор-Ден (переводится как «Простиратель») жрецы описали Верхний и Нижний мир матрицы Мироздания. Иероглиф, совмещенный с матрицей, как ключ к тайной двери открыл «пространство» Гора (Хора) – «Простирателя» в Верхнем и Нижнем мире матрицы. По аналогии с матрицей, в которой есть Верхний и Нижний мир, жрецы ввели в обычную жизнь египтян понятие Верхнего и Нижнего Египта, и не изменяли такое географическое деление территорий на протяжении тысячелетий.
Таким образом, само понятие о Верхнем и Нижнем Египте стало «повешенным на видном месте» ключом к знаниям о матрице Мироздания.
Только будучи совмещенным, с матрицей Мироздания, иероглиф Хор Ден «оживает» и начинает «повествование» о тайных знаниях египетских мудрецов.
Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта.
Пишите нам ваши отзывы и обязательно указывайте адрес вашей электронной почты. На сайте адрес вашей почты не публикуется. Нам интересно ваше мнение по существу статей, которые публикуются на сайте.
Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет — Яндекс Деньги – 410011416569382
©Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.
Ниже я приведу интересные данные, касающиеся этого раздела. Фараон этого периода назван египтологами также – Хор Ден:
«Хор Ден [7] (Простиратель) — пятый фараон Первого царского дома, правивший после Хора Уаджи. Ю.Я. Перепёлкин предложил именовать Хора Дена как Хора Простирателя. Личное имя Дена, согласно Манефону было Усефай.
Многие исследователи называют правление Дена важнейшим в истории Первого царского дома, оно ознаменовано дальнейшим развитием культуры и царской идеологии Древнего Египта.
Его гробница в Абидосе позволяет говорить о дальнейшем развитии царского погребального культа. В его гробнице впервые используется лестница, которая вела в сам склеп. Эту традицию поддержали и последующие фараоны.
Одной из важнейших культурных инноваций правления Дена является то, что в это время появляется царский титул nswt-bity — «тот, кто от ситовника и пчелы». И при нём же фараон начинает постоянно носить двойную корону — совмещённую из Красной и Белой корон Нижнего и Верхнего Египта. Хотя, по-всей видимости, двойная корона была «изобретена» ещё до правления Дена.
Правление Дена было довольно-таки продолжительным. В 1990-х годах были найдены эпиграфические данные сообщающие о седьмом празднике Сед. Гробниц элиты в правление Дена стало столько много, что для них был учреждён новый некрополь – в Абу-Роаш. … В гробнице высшего придворного чиновника фараона Дена Хемака был обнаружен первый известный истории лист папируса. Здесь же было найдено много предметов искусства Древнего Египта, отражающих уровень мастерства умельцев той эпохи.
Манефон Севеннитский — древнеегипетский жрец, живший в начале 3 века до н.э. Прославился он тем, что создал на основании всех доступных ему источников капитальный труд по истории Древнего Египта – «Αίγυπτιακά» («История Египта»). Свою историю Манефон создал на греческом языке на основании архивных материалов, хранившихся в храмах Мемфиса и Гелиополя, по заказу древнеегипетского царя Птолемея II Филадельфа (283 – 246 гг. до н.э.).
Чуть позднее появился сокращённый вариант труда Манефона, названный Эпитома (έπιτομά), который представлял собою просто перечень всех египетских фараонов.
К сожалению, ни полная, ни сокращённая версия не дошли до наших дней. Труд Манефона был, как считают некоторые исследователи, уничтожен во время пожара Александрийской библиотеки – (47 г. до н.э. – первый пожар в Александрийской библиотеке. 391 г. н.э. — второй пожар в Александрийской библиотеке). Современным исследователям приходится довольствоваться лишь небольшими цитатами его работы другими авторами.
Основные источники о Манефоне это: Иосиф Флавий, Против Апиона; Евсевий Памфил, Церковная хроника; Георгий Синкелл, Хронографическая эклога; Аль-Асар аль-Бакия, Памятники минувших поколений.
Даже в таком фрагментарном варианте труд Манефона является для египтологии весьма важным источником.
О жизни и деятельности Манефона у современной науки нет практически никаких данных. Вероятно, он был жрецом (или верховным жрецом — ιερογραμματευς) бога Ра в Гелиополе, хотя не исключено, что он был также служителем культа Сераписа (синкретического эллинистического божества, соединявшего Осириса и Аписа)».
[1] Е.А.Уоллис Бадж, Путешествие души в царстве мертвых, Египетская Книга Мертвых, Издательство Царева В.П., М., 2000 г.
[2] Полный отредактированный мной текст этого документа вошел в работу «Факсимиле папирусов Хунефера, Анхаи, Керашера и Нечмета с приложением текста из папируса Ну», опубликованную по указанию Совета попечителей Британского Музея, Лондон, 1899.
[3] Направление на Юг – это на карте Египта направление в сторону Верхнего Египта, а на север – в сторону Нижнего Египета. (Прим. ред.).
[4] Мировая Культура, Шумерское царство, Вавилон, Ассирия, Древний Египет, «ОЛМА-ПРЕСС»,М., 2000 г., с. 444 — 447 — (Хронологические таблицы основаны на таблицах из книги Э. Бикермана «Хронология Древнего мира, Ближнего Востока и античность», Наука, М., 1975 г.)
[5] См. Третья египетская комната, Британский Музей, ящик L.
[6] В следующей статье мы более подробно разберем название книги «Путешествие души в царстве мертвых» и тексты этой главы. (Прим. ред.).