Сакральный смысл жеста Коэнов

В этой статье мы продолжим исследование священных символов Иудаизма, в частности, рассмотрим ритуальное благословение двумя руками, осуществляемое коэном. Ко́эны или кохе́ны [1] «(ивр. כֹּהֵן‎, мн. ивр. כֹּהֲנִים‎, коани́м) — еврейское сословие священнослужителей из рода потомков Аарона. Коэны исполняли священное служение сначала в Скинии, а впоследствии в Иерусалимском храме. Статус коэна передаётся по наследству по отцовской линии, при условии соблюдения ряда определённых ограничений. Этот термин в Библии применяется также и к жрецам языческих культов.

Происхождение коэнов Спустя год после Исхода из Египта было завершено сооружение Скинии. Скиния была призвана играть важную роль в осуществлении возложенной на сынов Израиля миссии, включавшей установление форм служения Единому Богу. Среди двенадцати колен в Пятикнижии особо выделено колено Леви (из которого происходили и Моисей с Аароном) как наиболее достойное и богобоязненное. Так, например, Моисей провозглашает левитов воинством веры, которое карает отступников мечом. По велению Бога, левиты в Скинии должны были исполнять вспомогательные функции. В то время, как само священное служение — жертвоприношения, воскурение фимиама, благословение народа и прочее — заповедано исполнять Аарону и его сыновьям. Они и их потомки становятся священниками израильтян — коэнами. Для них и их рода священство отныне стало «уставом вечным». Из числа коэнов выбирался Первосвященник (коэн гадоль), который раз в году в Йом Кипур входил в Святая святых (Кодеш ха-Кодашим), где хранился Ковчег Завета».

На рисунке 1 показан Щиток для футляра Торы (торашилд) из Энциклопедии для детей (Религии мира) [2] Серебро, Украина, XIX век. На нем в круге изображен благословляющий жест коэнов — потомков храмовых священников. Совместим рисунок этого щитка с матрицей Мироздания. Результат совмещения показан на рисунке 2. Для лучшей видимости центральной части я графически очистил пространство в круге вокруг рук в благословляющем жесте.

Рис. 1. Показан щиток для футляра Торы (торашилд) из Энциклопедии для детей (Религии мира) Серебро, Украина, XIX век. На нем в круге изображен благословляющий жест коэнов — потомков храмовых священников. На еврейских кладбищах можно встретить надгробия в виде такого щитка.

Рис. 2. На рисунке показан результат совмещения с матрицей Мироздания щитка (символа) для футляра Торы (торашилд) из Энциклопедии для детей (Религии мира). Серебро, Украина, XIX век. На нем в круге изображен благословляющий жест коэнов — потомков храмовых священников. Верх внешнего контура символа расположился в Верхнем мире матрицы следующим образом. Вершина — А — совместилась с центральной позицией 9-го уровня. Боковой изгиб — В — с крайними позициями 7-го уровня. Руки в круге — расположились в области двух священных Тетрактисов и «звезды Давида». Нижний обрез — С — совместился с 6-ым уровнем Нижнего мира матрицы. Вертикальные линии — продолжение боковых сторон — D — указывают на 9-ый уровень Верхнего и Нижнего мира матрицы. Остальные детали совмещения хорошо видны на рисунке.

На рисунке 3 в увеличенном виде показан результат совмещения центральной части этого символа с матрицей Мироздания.

Рис. 3. На рисунке в увеличенном виде показан результат совмещения центральной части щитка (символа) для футляра Торы. На рисунке хорошо видно, каким образом расположились пальцы рук в матрице. Фактически благословляющий жест рук указывает на характер и положение элементов «звезды Давида» и соответственно — на место перехода между пирамидами Верхнего и Нижнего мира матрицы. Вертикальными стрелками — А — показаны линии, проходящие через крайние правые и левые габариты «звезды Давида». Средние и указательные пальцы двух рук указывают на вершину пирамиды Нижнего мира. Безымянные пальцы — на среднюю позицию 3-го уровня Верхнего мира. Большие пальцы рук проходят через две позиции 2-го уровня Верхнего мира. Круг вокруг рук проходит через крайние позиции 4-го уровня Верхнего и Нижнего мира и тем самым указывает на основания двух священных Тетрактисов в вершинах пирамид Верхнего и Нижнего мира матрицы.

Как видно из рисунков 2 и 3 щиток (символ) для футляра Торы хорошо совместился с матрицей мироздания и указывает на ряд базовых областей в матрице. Таким образом, сакральный смысл благословляющего жеста храмовых жрецов — коэнов заключается в указании израильскому народу на чрезвычайную важность, как собственно матрицы Мироздания, так и места перехода между Верхним и Нижним миром матрицы. Кроме того, кольцо вокруг рук, форма расположения сомкнутых рук и пальцев описывает характер или структуру перехода между Верхним и Нижним миром матрицы Мироздания.

Аналогичные результаты и выводы мы получаем во всех статьях, опубликованных на сайте и посвященных исследованию сакрального смысла практически всех символов иудаизма. Исследованные нами символы иудаизма указывают на матрицу Мироздания.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология»Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта.

Пишите нам ваши отзывы и обязательно указывайте адрес вашей электронной почты. На сайте адрес вашей почты не публикуется. Нам интересно ваше мнение по существу статей, которые публикуются на сайте.

Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет — Яндекс Деньги – 410011416569382

©Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.

Дополнительный материал [3] :

«Ограничения и предписания коэнов. Обязанности коэнов служить Всевышнему в Храме, который носит название «Дома Святости» (Бейт ха-Микдаш), налагают на них ряд особых ограничений. И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя [прикосновением] к умершему из народа своего; только к ближнему родственнику своему <…> можно ему [прикасаться], не оскверняя себя; <…> Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога своего, ибо они приносят жертвы Господу <…> Они не должны брать за себя блудницу и опороченную, не должны брать и жену, отверженную мужем своим, ибо они святы Богу своему. Святи его, ибо он приносит хлеб Богу твоему: да будет он у тебя свят, ибо свят Я Господь, освящающий вас. (Лев.21:1-8).

— Коэны не должны осквернять себя прикосновением к мертвецам (за исключением ближайших родственников) и они должны избегать даже пребывания под одной крышей с мёртвым телом.

— Наличие ряда перечисленных в Пятикнижии телесных пороков лишает коэна права совершать жертвоприношения в Храме.

— Под страхом духовного истребления (карет) коэну, осквернившемуся прикосновением к нечистоте или поражённому ритуально нечистым недугом, запрещено вкушать «от святынь Израилевых».

Закон Торы запрещает коэну брать в жёны следующих женщин:

— Халала́ — дочь коэна, рождённую от запретного для её отца брака, — например, от союза коэна с блудницей или разведённой;

— Зона́ — блудницу, под эту категорию подпадают также женщины, имевшие запрещённые связи вне брака;

— Гийо́рет — женщину, принявшую иудаизм. Коэн может жениться лишь на еврейке по рождению;

— Груша́ — разведённую.

Первосвященнику (Коэн гадоль) запрещается брать в жёны и вдову. Эти законы не потеряли свою актуальность и по сей день. Чистота и святость священника превыше чистоты и святости прочих людей. Поэтому Тора требует, чтобы женой его была та женщина, чье происхождение и прошлое не имеют изъяна, чтобы не отвлекать его от святой задачи. Если коэн брал в жёны женщину, брак с которой был для него запрещён, то бейт дин принуждал его развестись с ней. Разведённая или овдовевшая бездетная дочь коэна должна была вернуться в дом отца; распутство дочери коэна рассматривается Торой как исключительно тяжёлый проступок и карается смертью.

Коэны сегодня. После разрушения Иерусалимского храма коэны утратили большинство своих функций, кроме участия в благословении коэнами народа во время ежедневной молитвы (в Израиле), и во время дополнительной молитвы Мусаф (в диаспоре), а также совершения обряда выкупа первенца. При чтении Свитка Торы в синагоге коэн вызывается первым. В некоторых еврейских общинах коэны исчезли или перестали играть заметную роль в религиозном ритуале. Отсутствие коэнов в общинах прозелитов исторически объяснимо: отдельные группы курдских евреев, горские евреи, отчасти грузинские евреи ищут этому объяснение в предании о своём происхождении от исчезнувших израильских колен; община Бней-Исраэль — в том, что в группе их предков, бежавших из Эрец-Исраэль, просто не оказалось коэнов, а евреи Хаббана — в своём происхождении от одной семьи, чей род не восходил к колену Леви.

Реформизм в иудаизме не признаёт особый статус коэна.

Определение принадлежности к коэнам. Фамилии: Основная статья: Коэн.

На принадлежность к коханим указывают часто такие еврейские фамилии, как Кац, Кохен, Кахана, Каган, Коган, Коген, Кан, Кон, Кун, Зах, Зак и их различные модификации — Каганер, Каганович, Каганский, Кагановский, Каценельсон и другие. Фамилия Азулай также может указывать на принадлежность к когенам (анаграмма алмана ве зона ло иках).

См. также: Первосвященник Левиты. Ссылки Статья «Кохен» в Электронной еврейской энциклопедии. Лиля Брик из семени Аарона.

СВЯЩЕННИК — в Римско католической и Православной церквах вторая степень священства в церковной иерархии, лицо, полномочное совершать общественные богослужения и таинства. Священник выступает в качестве предстоятеля общины, посредника между общиной и Богом.… (Энциклопедия Кольера)

ЛЕВИТЫ — в Библии, потомственное и уставное священство. Левиты считались потомками Левия, однако возможно, что многие левиты не принадлежали к колену Левия и набирались из других колен (Суд 17:7 9). Храмовое священство, по традиции, ограничивалось…»


[1] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/984944

[2] Религии мира, Энциклопедия для детей, т. 6, часть 1, «Аванта+», М, 1999 г., с. 321.

[3] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/984944

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *