В этой статье мы исследуем Икону Божьей Матери — Богоматерь «Оранта — Великая Панагия». Икона Ярославской школы. XIII в. Изображение иконы [1] показано на рисунке 1. Такое название иконы объясняется следующим образом [2]: «Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Молящаяся», или «Оранта» (греч.). Такие изображения в полный рост по древней традиции помещают в конхе — верхней части алтаря. Божья Матерь, изображенная в полный рост, с Бого-младенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».
Рис. 1. Икона Божией Матери – Богоматерь «Оранта — Великая Панагия». Икона Ярославской школы. XIII в. Размер — 193.2 × 120.5 см — Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия. (Обычно никто из искусствоведов не отмечает то, что отношение высоты иконы к ее ширине составляет величину (193,2/120,5) = 1,60332, что в пределах ошибки измерения размеров доски иконы практически равно числу золотого сечения Ф=1,6180339887…. (Прим. ред.)). «Богоматерь [3] стоит на овальном орнаментированном красном ковре. Руки подняты вверх с раскрытыми маленькими ладонями до уровня плеч. На ее груди помещен золотой диск с поясным Еммануилом, широко распростершим руки с пальцами, сложенными в ораторском жесте. В верхних углах расположены заключенные в белые кольца полуфигуры предстоящих Богоматери архангелов в крещатых омофорах, с зерцалами в руках. Стиль живописи Великой Панагии – монументальный образ. Как в киевских мозаиках, большую роль играет золото, тип классически-законченных лиц матери и младенца, эллинистические облики ангелов, характер украшений одежд и ковра — все это не находит аналогии в начинавшей складываться в начале XIII в. ростово-суздальской школе живописи. Ни во Владимире Залесском, ни в Ростове Великом, ни в Суздале, ни в самом Ярославле — крупнейших центрах этой школы — не сохранилось от XIII века памятников, отмеченных, как Великая Панагия, законченным живописным мастерством…».
На рисунке 2 в увеличенном виде показан образ Еммануила в золотом круге.
Рис. 2. Образ Спаса Еммануила в золотом круге. Над ним справа и слева видны на одежде Богоматери «звезды». «Иммануи́л, (Иммануэль, Эммануэль, Эмануил, Мануил, Мануэль) — мужское теофорное имя библейского (еврейского) происхождения (ивр. עִמָּנוּאֵל, «с нами бог»). В форме фр. Emmanuelle (Эммануэль) — французское женское имя. По упоминанию в пророчестве Исайи и в Евангелии от Матфея это имя ассоциируется с мессией. В христианстве оно является другим именем Иисуса Христа. Теофорные имена (от греч. θεός, «бог» и φορός, «несущий») — личные имена людей, включающие в себя имя бога (богов) или божественный эпитет. Например, Теодор, Фёдор — греч. θεός, «бог» и δῶρον, «дар» — дар божий; Гавриил — ивр. גבריאל, Гавриэль, в буквальном переводе ивр. גבורה — мужество/мощь, אל — Бог, то есть божественная мощь».
Справа вверху в круге показан Архангел Гавриил. На рисунке 3 этот фрагмент иконы показан в увеличенном виде. Слева вверху в круге показан Архангел Михаил. На рисунке 4 этот фрагмент иконы показан в увеличенном виде.
Рис.3. Фрагмент иконы – Архангел Гавриил.
Рис.4. Фрагмент иконы – Архангел Михаил.
КОММЕНТАРИЙ 1:
Вначале рассмотрим основные элементы иконографии Божьей Матери. Они показаны на рисунке 5.
Рис. 5. Основные элементы иконографии Божьей Матери — 1 — нимб, 2- мафорий, 3 — звезды, 4 — поручи, 5 — именование — вверху — Матерь Бога, внизу — Господь Иисус Христос. Настоящий рисунок сделан на базе рисунка из работы [4] .
На иконе Оранта Панагия на мафории также изображены звезды. Это существенный канонический элемент иконы, сакральное значение которого мы увидим ниже. Для лучшей видимости этих и других деталей иконы на рисунке 6 отдельно показаны эти элементы.
Рис. 6. Икона Божьей Матери — Богоматерь «Оранта — Великая Панагия». Икона Ярославской школы — XIII век. Слева показано изображение Иконы Богоматери «Оранта — Великая Панагия», которое графически отредактировано для лучшей видимости основных деталей иконы без изменения ее внешних размеров. Справа на фрагменте иконы Толгской Богоматери показано положение канонического элемента — «звезды». Слева на иконе «Оранта» дуговыми стрелками показаны те же «звезды». Внизу, в увеличенном масштабе показан орнамент рисунка в нижней части иконы. Этот орнамент (ковра), на котором стоит Богоматерь сродни виду матрицы Мироздания.
Совместим икону Оранта Панагия с матрицей Мироздания. Результат совмещения иконы с матрицей показан на рисунке 7. Икона располагается в месте перехода между Верхним и Нижним миром матрицы.
Рис. 7. На рисунке показан результат совмещения Иконы Богоматери «Оранта — Великая Панагия» с «энергетической матрицей мироздания». Верхний обрез иконы расположился на половине расстояния между 6-ым и 5-ым уровнем Верхнего мира Матрицы, а нижний обрез иконы совместился с 6-ым уровнем Нижнего мира матрицы. Боковые стороны доски иконы пересекают крайние позиции на 5-ом уровне Верхнего и Нижнего мира матрицы. Угол разворота поднятых рук Богоматери фактически точно соответствует углу наклона боковых сторон пирамиды Верхнего мира, а пальцы рук указывают на крайние позиции матрицы 4-го уровня Верхнего мира матрицы. «Звезды» на лбу Богоматери совместились соответственно со средней позицией 5-го уровня, а звезды на плечах с двумя позициями 4-го уровня Верхнего мира матрицы. Таким образом, нам становится понятным, что канонический элемент «звезда» на христианской иконе – это «ключ» для совмещения иконы с матрицей Мироздания! В этом сакральный смысл элемента иконописи — «звезда». Голова Христа — Младенца в круге на груди Богоматери совместилась с вершиной пирамиды Нижнего мира матрицы. Это символически говорит о том, что Иисус Христос, Сам находясь в Верхнем мире, Царь, властелин Нижнего мира матрицы. Круги с изображениями Архангелов (Ангелов) оказались вписанными в квадраты матрицы, как показано слева кругом — А. Стрелками — В — показаны кресты перед ангелами, которые совмещаются в пределах точности деталей рисунка с вертикальными и горизонтальными линиями матрицы на 5-ом уровне Верхнего мира.
Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение». Одно из значений славянского слова знамение — чудо. И действительно, изображение Младенца Христа на лоне Богородицы — это символ величайшего чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. И этим иконография «Знамение» перекликается с иконами Божией Матери «Умиление».
Слово «Знамение» также родственно славянскому глаголу «знаменаю» — созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери как символ молитвы. Младенец Христос в круге как символ Евхвристии — [5] «(греч. — Благодарение, благодарственная молитва). В позднем иудаизме и раннем христианстве хвалебная молитва. С 1-го века в христианской религии причащение, одно из христианских таинств с обрядом и элементами причащения (хлеб, вино)». Поручи на руках Божией Матери — символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю».
На рисунке 8 аналогичном с рисунком 7 сверху иконы нарисованы два Священных символа — Тетрактисы верхний (вершина пирамиды Верхнего мира матрицы) и нижний (вершина пирамиды Нижнего мира матрицы), и «звезда Давида».
Рис. 8. На рисунке аналогичном с рисунком 7 поверх иконы «Великая Панагия» нарисованы два Священных символа — Тетрактисы и «звезда Давида». Эти священные символы, как мы видели по результатам наших исследований, характеризуют место перехода между Верхним и Нижним миром матрицы мироздания. В данном случае икона «Великая Панагия» располагается также в месте перехода между Верхним и Нижним миром «энергетической матрицы мироздания» поэтому мы вправе поверх иконы нарисовать эти два священных символа. Остальные детали хорошо видны на рисунке.
КОММЕНТАРИЙ 2:
Выше на рисунке 7 и 8 мы видели, что на иконе положение головы Христа — Младенца в круге на груди Богоматери совместилось с вершиной пирамиды Нижнего мира матрицы. Это, как мы говорили, символически говорит о том, что Иисус Христос, Сам находясь в Верхнем мире, Царь, властелин Нижнего мира матрицы.
Аналогичное положение головы в матрице Мироздания встречается в древней египетской традиции изображения родившегося Гора (Хора) младенца [6] .
На рисунке 9 из работы де Любича показано — египетское изображение мальчика Гора (Хора) младшего [7] родившегося от Исиды (Ast) и Осириса (Asar), которого греки называли именем Гарпократ.
Рис. 9. «Справа налево: (предположительно) певец Амона Ра, Хер-Убен, и бабуин (бога мудрости) Тота перед изображением глаза Утчат. Надпись, под ним гласит: «Поклонение Ра; новый год Ра; в небесной ладье Ра». Между двумя львами — Акерами (Это Шу и Тефнут) они олицетворяют «Вчера» и «Завтра». Над Головой Антилопы изображен на горизонте (на что указывает знак горизонта) сидит, прижав к губам палец, Гор (младший) Гарпократ — мальчик с атрибутами коронованного наследника престола. «Солнечный диск», внутри которого сидит Гор, обвивает по кругу змея, кусающая собственный хвост (символ вечности). Змею обнимают две руки, спускающиеся с небес». Так описывается этот символический рисунок в работе де Любича.
На рисунке 10. показан результат совмещения рисунка Гора — Гарпократа с матрицей Мироздания.
Рис. 10. На рисунке показан результат совмещения египетского символического рисунка Гора (Хора) Хорпакхарта (Гарпократа) с «энергетической матрицей мироздания» в месте перехода между пирамидами «Верхнего» и «Нижнего» Египта. Из рисунка хорошо видно, что он точно вписывается в пределы верхнего и нижнего Тетрактисов. Позиции матрицы хорошо связаны с основными узловыми деталями рисунка. Это дает основание с большой убедительностью сделать вывод о том, что аналогичная «матрица» была исходной основой для создания этого рисунка в древнем Египте. «Матрица» и ее следы были убраны египетскими жрецами, а рисунок «понес в будущее» тайное знание, как о собственно символах, изображенных на нем, так и о своей принадлежности миру «энергетической матрицы мироздания» или «Миру Невидимого Света». Только при совмещении этих двух ключей — «матрицы» и символов, изображенных на рисунке, возникает возможность правильной интерпретации и символов и статусов «матрицы».
На рисунке 11 справа показана запись (сверху вниз) египетских иероглифов, обозначающих «Имя» Божественного Гора — мальчика Хорпакхарта.
Рис. 11. На рисунке справа показана запись (сверху вниз) египетских иероглифов, обозначающих «Имя» Божественного Гора — мальчика Хорпакхарта. Из рисунка видно, что верхний иероглиф Хор в «Имени» Гора начинается с 14-го уровня в «Верхнем» мире (в верхнем Египте) в матрице Мироздания. Это означает, что «энергетический статус» или Власть божественного мальчика Гора (Хора) достигает 14-го уровня Верхнего мира матрицы. Этот факт удивительным образом соответствует тому, что мы увидим дальше при исследовании сакрального смысла иконы «Оранта Панагия».
В древних египетских иероглифических записях «Имен» царей или богов была скрыта сила соответствующая тому уровню «энергетической матрицы мироздания», с которого начиналась запись в матрице этого «Имени». Эту тайну знали жрецы, нарекавшие то или иное «Имя» родившемуся малышу. Внешне, окружающим их людям казалось, что имена детей просто перекликались с именами богов.
Существенно отметить, что иероглифическая запись Имени Божественного Гора — мальчика Хорпакхарта начинается с именно с 14-го уровня Верхнего мира матрицы. Сакральное Значение этого уровня для душ, идущих к небесам, мы обсуждали в статье на сайте в разделе «Авторские статьи» — «Во сне Иаков видел лестницу, ведущую в небеса, в матрице Мироздания!», при исследовании иконы «Духовная лестница» из монастыря Святой Катерины на Синайском полуострове.
КОММЕНТАРИЙ 3:
Однако, рассмотренное выше на рисунке 7 и 8, расположение иконы «Великая Панагия» в матрице Мироздания не единственное! Это связано с тем, что матрица мироздания является основой не только для священных символов. Пропорции плотного человеческого тела также связаны с матрицей Мироздания. Более детально этот вопрос мы будем рассматривать в наших дальнейших публикациях. По этой причине мы можем увеличить размер иконы так, чтобы глаза и рот Богоматери на иконе точно совместились с определенными позициями матрицы Мироздания. При этом горизонтальный размер между зрачками глаз на иконе Богоматери и ее рот будут «ключом» для нового совмещения иконы с матрицей мироздания. На рисунке 12 показан результат такого совмещения.
Рис. 12. Пропорции плотного человеческого тела человека также связаны с матрицей Мироздания. По этой причине мы можем увеличить размер иконы так, чтобы глаза Богоматери и ее рот на иконе точно совместились с определенными позициями матрицы Мироздания. При этом горизонтальный размер между зрачками глаз на иконе Богоматери и ее рот будут ключом для нового совмещения иконы с матрицей Мироздания. Глаза Богоматери расположились на 18-ом уровне Верхнего мира матрицы. Пальцы рук Богоматери совместились с 15-ым уровнем Верхнего мира матрицы. Дуговая скобка — А – предыдущее положение иконы. В – верхний обрез иконы. С – нижний обрез иконы. D – круг с изображением Спасителя в матрице мироздания. Верх головы Эммануила совместился с 14-ым уровнем Верхнего мира матрицы, а золотой круг вокруг Него простирается от 10-го до 15-го уровня Верхнего мира матрицы! Это удивительным образом совпадает с верхним положением иероглифической записи Гора младенца на рисунке 11. Новое положение «звезд» на иконе хорошо видно на рисунке также как и положение остальных деталей совмещения иконы с матрицей. Таким образом, при совмещении иконы с матрицей мы получаем возможность воочию увидеть сакральный смысл христианского понятия – «Покров Богоматери».
Итоговый вывод наших исследований. Икона Богоматерь «Оранта — Великая Панагия» была создана мастерами древности по законам матрицы Мироздания, которые они знали! Икона создавалась по Канону (правилу), которым является матрица Мироздания, и служила для описания определенных пространств матрицы. В этом сакральный смысл иконы, в этом секрет ее гармонии. Наша рабочая гипотеза о том, что Единый Господь разным народам в разные времена давал одни и те же знания о Себе и о Мироздании, но в разном обличье – подтверждается результатами наших исследований. Низкий поклон известным и неизвестным мудрецам древности, которые хранили и передавали будущим поколениям сокровенные знания о Боге и Его Мироздании.
Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта.
Пишите нам ваши отзывы и обязательно указывайте адрес вашей электронной почты. На сайте адрес вашей почты не публикуется. Нам интересно ваше мнение по существу статей, которые публикуются на сайте.
Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет — Яндекс Деньги – 410011416569382
©Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.
[1] Христианство в искусстве. Иконы, фрески, мозаика … — http://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=170&where=library
[2] С.Алексеев, Энциклопедия Православной Иконы, Основы богословия иконы, «САТИСЪ», Санкт-Петербург 2002 г., с. 167.
[3] Н. П. Кондаков, Иконография Богоматери, т. II, Пг., 1915, стр. 63–84, 114–115; «История русского искусства», т. I, M., АН СССР, 1953, стр. 490). В Древней Руси такое изображение называлось «Богородица Воплощение».
[4] С.Алексеев, Энциклопедия Православной Иконы, Основы богословия иконы, «САТИСЪ», Санкт-Петербург 2002 г., с. 167.
[5] Словарь Античности, перевод с немецкого, СП «Внешсигма», М., 1992 г., с. 200.
[6] Более подробно этот раздел обсуждается в моей книге – «Невидимый Египет», библиографическая справка о которой представлена в разделе «Книги» на сайте.
[7] Эрнест Уоллис Бадж, Легенды о Египетских богах, Жерж Нажель, «Мистерии» Осириса в Древнем Египте, Шваллер де Любич, О символе и символическом, «Рефл-бук», «Ваклер», 1997 г., с 235.
Оказывается, древние иконописцы знали тайны иконописи, которые не дошли до наших времен?! Увидела, как стоит в матрице Мироздания прекрасная икона Оранта Панагия, и не могла долго отвести взгляда. Вот, оказывается, откуда рождается чувство внутренней гармонии и соразмерности, когда смотришь на древние иконы. Вывод в статье о том, что матрица Мироздания и есть, основа Византийского Канона иконописи, очевиден. У меня также родилась мысль, что — Все божественное симметрично! Благодарю Вас за открытие для меня сакрального смысла икон и символов Христианства. Удачи, сил и терпения Вам в столь нужном, для расширения мировоззрения людей, труде.
«Миром правят символы».(Возможно Конфуций). В современных православных храмах существуют ли символы Мирозданья? кроме соборной молитвы?