Священные символы христианства в матрице Мироздания

В этой статье мы обратимся к ряду Священных символов Христианства и исследуем их взаимосвязь с «энергетической матрицей мироздания». Нас будет интересовать наличия преемственности знаний, идущих, в частности, от древних египтян к Христианству. Так или иначе, любой священный символ может рассматриваться как связующее звено между сознанием человека и тайной Божественного Мироздания.

Рассмотрим ряд известных христианских символов. Их исходные рисунки я взял из книги — «Как выбрать нательный крест» [1] :

Крест «просфорный-константиновский»

Рис. 1. — «Этот крест, по форме напоминающий «мальтийский», имеет по четырем сторонам слова на греческом «IС. NIKA», что означает — « Иисус Христос — Победитель». Впервые эти слова были написаны золотом на трех больших крестах в Царьграде Равноапостольным Императором Константином». Спаситель, Победитель ада и смерти говорит: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Апок. 3,21).

Именно этот крест с прибавлением слов «IС.ХС.НИКА» печатается , по древней традиции, на просфорах».

Крест круглый «нахлебный»

Рис. 2. — «Когда-то давно, еще задолго до пришествия Христа, на Востоке был обычай надрезывать хлеб крестообразно. Это было символическое действо, которое означало, что крест, разделяющий целое на части, соединяет тех, кто употребил эти части, исцеляет разделенность.

По свидетельству Горация и Марциала, первохристиане надрезывали круглый хлеб крестообразно, чтобы легче было его ломать. В прямой связи с Таинством Причащения, на потирах, фелонях и других вещах изображался хлеб как символ Тела Христова, преломляемого за наши грехи.

Такие круглые хлебы, разделенные на четыре части крестом, изображены в надписи Синтофиона. Хлебы, разделенные на шесть частей, имеются на надгробии из пещеры святой Лукины (III век).

Круг же означает, по объяснению святого Климента Александрийского, что «Сам Сын Божий есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся».

Крест «мальтийский», или «георгиевский»

Рис. 3. — «Рукоять архиерейского жезла украшена крестом, который называется «мальтийским», или «георгиевским», крестом. Патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда «верою… поклонился, — как говорит Апостол Павел, — на верх жезла своего» (Евр. 11, 21). Поэтому и возвышается над жезлом архиерея крест.

Кроме всегдашнего и повсеместного церковного употребления, форма этого креста была официально принята образованным на острове Мальте орденом святого Иоанна Иерусалимского. После этого и сам крест стал называться «мальтийским». А имя «георгиевский» этот крест получил с учреждением наградного знака — Креста святого Георгия Победоносца. Золотые «мальтийские» кресты входили в гербы многих российских городов».

Крест «патриарший»

Рис. 4. — «По форме это шестиконечный крест, у которого верхняя перекладина параллельна нижней, но короче ее. «Патриарший крест» стал употребляться еще с середины прошлого тысячелетия. Именно такая форма шестиконечного креста была изображена на печати наместника византийского императора в г. Корсуни. Такой крест носил преподобный Авраамий Ростовский. Был распространен такой крест и на христианском Западе — он называется там «лоренский».

Крест «папский»

Рис. 5. — «Эта форма восьмиконечного креста имеет три перекладины, из которых верхняя и нижняя одного размера, меньшего, чем средняя. Нижняя перекладина, или подножие, у этого креста располагается не наклонно, а под прямым углом. Почему подножие изображается под прямым углом, а не так, как на осьмиконечном православном, ответим словами Димитрия Ростовского: «Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обычай крестоделателей и крестописателей, как церкви непротиворечащий, не оспариваю, снисхожу».

Крест схимнический, или «Голгофа»

Рис. 6. — «Во времена Иисуса Христа приговоренных к казни на кресте преступников заставляли самих нести на себе это орудие к Лобному месту. И Спасителя мира казнили как преступника. Он нес свой тяжелый крест на Голгофу Сам. Смерть Христа на кресте придала кресту Голгофы славу на все времена. Он стал символом восстания из мертвых и обретения вечной жизни в Царствии Иисуса Христа, величайшим символом силы и власти Христовой.

С XI века этот «осьмиконечный» крест под нижней косой перекладиной имеет символическое изображение головы Адама. По преданию, именно на Голгофе, где распят Христос, был погребен праотец человечества Адам. В XVI веке на Руси около изображения Голгофы появились обозначения «М.Л.Р.Б.» — Место Лобное Распят Бысть (Голгофа в переводе с еврейского — Лобное место). На крестах «Голгофа» можно увидеть и другие надписи «Г. Г.» — гора Голгофа, «Г. А» — глава Адамова. На изображениях Голгофы кости рук, лежащие перед головой, изображаются правая на левой, как при погребении или причащении.

Буквы «К» и «Т», изображаемые вдоль креста, означают Копие (Копье) сотника Лонгина и Трость с губкой.

Крест «Голгофа» возвышается на ступеньках, которые символизируют путь Христа на Голгофу. Всего изображается три ступени, они обозначают веру, надежду и любовь.

Надписи «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа помещаются над средней перекладиной, а под ней помещено слово «Ника» — что означает Победитель. На титле или около нее — «СНЪ БЖIЙ» — Сын Божий. Иногда вместо нее помещается аббревиатура «I.Н.Ц.И.» — Иисус Назорей Царь Иудейский. Над титлом видим слова «ЦРЬ СЛВЫ» — Царь Славы.

Второе название этого креста — «схимнический» — он получил потому, что именно такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы — три креста на парамане и пять на куколе — на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.

Еще крест «Голгофа» также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении».

На рисунке 7 показан результат совмещения следующих символов: 1 — исходный — Крест «мальтийский», или «георгиевский», 2 — модель этого креста; 3 — Крест круглый «нахлебный», 4 — Крест «просфорный-константиновский».

Рис. 7. На рисунке показан результат совмещения следующих символов: 1 -исходный — Крест «мальтийский», или «георгиевский», 2 — модель этого креста; 3 — Крест круглый «нахлебный», 4 — Крест «просфорный-константиновский». Детали совмещения символов с матрицей хорошо видны на рисунках. Хорошо видно, что все эти символы описывают разные детали места перехода между Верхним и Нижним миром матрицы мироздания.

На рисунке 8 показан результат совмещения с матрицей Мироздания следующих символов: — рисунок Креста «папский» и Креста «патриарший».

Рис. 8. На рисунке показаны следующие кресты, совмещенные с матрицей мироздания: — 1 — исходный рисунок Креста «папский», 2 — модель этого креста, 3 — исходный рисунок Креста «патриарший», 4 — модель этого креста. Видно, что конструкция этих крестов хорошо совместилась с матрицей, и символически описывает место перехода между Верхним и Нижним миром матрицы.

На рисунке 9. показан результат совмещения с матрицей исходного рисунка Креста схимнический, или «Голгофа».

Рис. 9. На рисунке показан результат совмещения исходного рисунка Креста схимнический, или «Голгофа». Видно, что, изображаемые вдоль креста, копие сотника Лонгина и трость с губкой образуют такой же угол, как и угол между боковыми сторонами пирамиды Верхнего мира матрицы. Вершина этой пирамиды попала на череп под ступеньками. Первая длинная поперечина креста точно совместилась с 1-ым уровнем Нижнего мира матрицы. Малая верхняя поперечина креста точно совместилась с 4-ым уровнем Верхнего мира матрицы и проходит по основанию священного Тетрактиса. Вершина креста устремлена в Верхний мир матрицы. Ступеньки в основании креста не достаточно точно совместились пирамидой Нижнего мира матрицы.

На следующем рисунке 10 я провел графическую корректировку двух деталей креста, которые показаны схематично. Это ступеньки под крестом и косая перекладина креста. Остальные детали схимнического креста остались неизменными.

Рис. 10. Этот рисунок аналогичен рисунку 9, но на нем проведена корректировка ряда деталей креста, которая показана схематично. Это ступеньки и косая перекладина креста. В этом случае достигается полное соответствие рисунка креста и матрицы мироздания.

Рис. 11. Изображения различного вида христограмм.

Далее рассмотрим христианский символ – христограмма [2] изображение которых показано на рисунке 11:

«Христограмма — пожалуй наиболее известный христианский символ. Она представляет собой монограмму — переплетение двух греческих букв, — Хи и Ро, которые символизирует первые две буквы в имени Христа. В христианской литературе появление христограммы обычно относят ко 2 веку н.э. Этот знак часто находят в катакомбах, в которых скрывались христиане от преследования, на могилах или местах, где справлялся обряд. Монограмму имени Христова можно видеть на сакральных памятниках древних христиан. Она помещалась на куполах храмов и крещален [3], в интерьерах: на стенах, на капителях колонн, на мозаиках украшавших апсиду, на алтарной завесе и, особенно часто, на триумфальной арке фронтона храма. Монограмма, как знамение Христово, употреблялась христианами и в частной жизни, например, были начертаны на дверях их жилищ. С раннего времени христиане стали изображать монограмму на кольцах, лампах и мелкой домашней утвари. В могилах мучеников найдено много металлических шейных медальонов с начертанием монограммы. Женщины и дети носили на шее медальоны с частицами мощей святых мучеников. Христограмма существовала во множестве разновидностей, некоторые из них представлены на картинке. В верхнем ряду, посередине, показан тот тип монограммы Христа, который именуется «константиновой монограммой» или «хрисмоном». Именно ее, согласно традиции, записанной Евсевием Кесарийским, увидел Константин перед битвой на Мильвийском мосту 28 октября 312 г. н.э. Христограмма воспринималась как личный знак императора и стала символом триумфа, получив широчайшее распространение после издания Миланского эдикта. В погребальном контексте хризма приобрела значение символа бессмертия. Этот знак все время эволюционирует, принимая всё более простые формы, например, креста с закруглением на вершине (знаки по диагонали). Эта христограмма получила название «монограмматический крест». Сама христограмма возникает на монетах не сразу, так как римское общество поначалу состояло из «взрывоопасной» смеси христианских и традиционных сообществ, фрагментарно расположенных на территории империи. Только в 353 году этот знак впервые появляется на римской монете — чеканить христограмму решился узурпатор Магненций. Ниже приводится бронзовая монета, отчеканеная в галльском Амьене (рис. 12).

Рис. 12. Бронзовая монета, отчеканенная в галльском Амьене.

Здесь христограмма дополнена апокалиптическими буквами — альфой и омегой, которые являются первой и последней буквой греческого алфавита. Эти символы восходят к Откровению Иоанна Богослова, которой вложил в уста Иисусу: «Аз есмь Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец» (Откр. I, 8; XXI, 6). Появление этих букв в христограмме связывается с борьбой против ариан, которое отрицали божественное происхождение Иисуса Христа. Узурпатор Магненций, надеясь в борьбе с династией Константина привлечь на свою сторону христиан, делает прорыв в римском монетном деле, помещая на своей монете христограмму. По всей видимости, в то время этот знак уже не столько ассоциировался с именем Константина Великого, сколько имел общехристианское значение. Иначе размещение хрисмона на своей монете в разгар борьбы с императором Констансом — сыном Константина — выглядит странной.

Когда рассматриваешь христограмму, то сразу понимаешь, что имеешь дело с неординарным символом — просто, случайным образом, он сложиться не мог. Тем более удивительно, что во времена, когда никаких христиан еще не было, это знак уже применялся в греческом обиходе. Трудно сказать, имел ли он какие-то самостоятельное значение, отличное от сочетания двух букв, но на античных монетах мы встречаем несколько примеров монограмм в виде «христограммы», причем в ее наиболее выраженной форме — христограммы Константина Великого. (Известна) бронзовая драхма Птолемея IV, которая была отчеканена примерно за 200 лет до рождения Христа и за 500 лет до видения Константина у Мильвийского моста. Еще более удивительным кажется появление «христограммы» на драхме так называемого псевдо-родосского чекана из города Миласа (Mylasa), датируемой 2 веком до н.э. Думается, он обозначал тогда первые буквы в имени монетария или органа (магистрата), который производил монетный выпуск. Важно подчеркнуть, что сама иконограмма этого символа была хорошо известна древним грекам и поэтому он так удачно прижился в более позднее время, приобретя новое значение в христианской системе координат. Что касается римлян, то и для них христограмма по своему начертанию не была чуждой…».

Рис. 13. Символа Христа [4] – Христограмма – из баптистерия в Марианне на Корсике. Символ изготовлен в Африке. V век.

Рассмотрим символ Христограмма и его связь с матрицей Мироздания. На рисунке 13 слева внизу показан вид христограммы с официального сайта Ватикана [5]. Справа внизу показана моя аналогичная модель символа христограмма. Вверху показаны результаты совмещения этих символов с матрицей Мироздания.

Рис. 14. На рисунке слева внизу показан вид христограммы с официального сайта Ватикана. Справа внизу показана моя аналогичная модель символа христограмма. Вверху показаны результаты совмещения этих символов с матрицей Мироздания.

Из рисунка 14 мы хорошо видим, что символ Христограмма был создан по законам матрицы Мироздания и отражает место перехода между Верхним и Нижним миром матрицы Мироздания.

В заключение рассмотрим православный крест с полумесяцем, который обычно устанавливается на куполе храма. Обратимся к тексту из — Журнала «Православие и Мир», 13 Sep 2006, 10:50 [6]:

«Полумесяц в основании Креста? По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Рис. 15. фотография надкупольного креста с полумесяцем – цатой в основании креста.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи. Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи.

В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная. Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма».

На рисунке 16 показаны результаты совмещения рисунка 15 с матрицей Мироздания.

Рис. 16. На рисунке показано: А – исходный рисунок схимнического креста в матрице Мироздания, В – рисунок «надкупольного» креста храма, C – рисунок В, совмещенный с матрицей Мироздания в месте перехода от Верхнего мира матрицы к Нижнему миру, D – редактированная мной модель «надкупольного» креста в матрице мироздания. На рисунке видно, как по канону должен конструироваться «надкуполный» крест, цата (полумесяц), украшения над цатой и сам крест. Фактически «надкупольный» крест подобен схимническому кресту — (А). Из рассмотрения рисунка D можно понять сакральный смысл «надкупольного» креста – «Крест в основании вершины пирамиды Верхнего мира матрицы символизирует главенство «мира горнего» над миром «тварным»».

В результате проведенных нами исследований мы можем сделать вывод, что все, рассмотренные нами в этой статье христианские символы, были созданы по законам матрицы Мироздания и служили для описания определенных ее пространств.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология»Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта.

Пишите нам ваши отзывы и обязательно указывайте адрес вашей электронной почты. На сайте адрес вашей почты не публикуется. Нам интересно ваше мнение по существу статей, которые публикуются на сайте.

Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет — Яндекс Деньги – 410011416569382

©Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.


[1] Как выбрать нательный крест, Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», М, 2002 г., с. 20 -37.

[2] http://www.trajan.ru/chri.html Copyright © 2004-2008 Дмитрий Брацун «Траян и его время».

[3] Место для крещения. Сам обряд погружения в воду, практикуемый Иоанном, по-видимому, произошел от омовений, принятых в Ветхом Завете, скорее всего, от обряда обращения прозелитов — обращенных из язычников. Если обращенные мужчины проходили через обряд обрезания, то для женщин омовение было единственным символом обращения. Крещение является духовным рождением — после крещения (и миропомазания) можно приступать ко всем остальным таинствам Церкви (покаяние — в усечённом виде — можно совершать и над некрещеными).

[4] http://www.krotov.info/yakov/5_hist/00/opisanie_2_izobr.htm

[5] http://www.vatican.va/

[6] http://www.pravmir.ru/article_1321.html

Один комментарий к “Священные символы христианства в матрице Мироздания”

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *