nav-left cat-right
cat-right

Сакральный смысл Державы Мономаха

В этой статье поговорим о сакральном смысле священного символа царской власти на Руси – «Держава». История этого символа восходит к моменту появления символа власти «Держава» греческих императоров в Константинополе (период до XI века). «Держава» выглядела как сфера с высоким крестом, прикрепленным к ней сверху. На Руси символ получил название — «Держава Мономаха» и связано это с историей жизни великого князя Владимира Мономаха [1] :

«Отец Владимира — Всеволод I Ярославич, Великий князь Киевский.

Мать, жена Всеволода Анна, Византийская царевна, дочь византийского императора Константина Мономаха.

Родился Владимир в 1052 году и получил от отца в управление Чернигов. Еще до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Пользовался народной любовью и влиянием среди других князей.

Его отец, Великий князь Киевский Всеволод, завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах, не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил Великим князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича.

Вместе с ним (и без него) участвовал в походах против половцев (в 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 и др.), в которых терпел поражения и одерживал победы. Борьба с половцами вообще носила затяжной характер: ни одна из сторон не могла добиться решающего успеха. Да половцы и не стремились к завоеванию земель, их целью были грабежи, а российским князьям никак не удавалось эти грабежи прекратить, хотя временами они и добивались успехов. По его собственным словам, Владимир девятнадцать раз заключал с половцами мир, вообще стремился закончить дело миром, если существовала хоть какая-то возможность. Но именно он выступил инициатором ответных нападений на половцев (1095 год) и постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику (походы 1101, 1103 годов и др.).

В отношениях с другими удельными князьями стремился поддерживать мир. Когда в 1094 году князь Олег Святославич явился под стены Чернигова во главе половецкого войска, желая захватить город, в котором когда-то правил его отец, Владимир не пожелал устраивать сражение и ушел из города с небольшой дружиной в Переславль, где и княжил. Позже он передал Переславль своему брату Ростиславу и княжил в Смоленске.

Был одним из инициаторов и участников знаменитых съездов князей в 1097 году в Любече и в 1100 году в Уветичах или Витичеве. Но стремление поддерживать мир между князьями нередко приводило князя Владимира в самый центр междоусобных войн.

После смерти Великого князя Киевского Святополка киевляне собрали вече и решили, что следующим киевским князем должен быть Владимир Мономах. К нему послали гонцов. Мономах вновь (уже второй раз) отказался от чести быть великим князем, поскольку по праву старшинства Киевское княжество должно было перейти к его двоюродным братьям Святославичам, сыновьям Великого Киевского князя Святослава II Ярославича, второго сына Ярослава Мудрого (отцом же Владимира был третий, младший сын Ярослава).

Но киевляне и слышать не желали ни о каком другом князе, а пока суд да дело, в безвластии в Киеве поднялся мятеж, начались грабежи и пожары. И киевляне второй раз послали просить Владимира принять Киевский стол.

В 1113 году Владимир дал свое согласие и принял Великое княжение. Как ни странно, но Святославичи не решились или не захотели требовать своих законных прав и не выступили против него. С тех пор Святославичи довольствовались Черниговской областью, которая стала совершенно независимой от центральной власти киевского князя. Но междоусобные войны то здесь, то там вспыхивали вновь и вновь. Причем князья не гнушались приглашать на помощь враждебные Руси племена поляков и венгров.

Продолжалась война с половцами: едва услышав о смерти Святополка, они были тут как тут на восточных границах Руси, но Владимир, объединившись с другими князьями, обратил их в бегство. А в 1116 году Владимир послал в поход на Дон, против половцев, своего сына. В этом походе русское войско взяло приступом три города, принадлежавших половцам.

Эти победы вдохновили покоренных половцами печенегов и торков восстать. Битва между тремя племенами была жестокой и долгой. В результате печенеги и торки были побеждены и пришли на Русь в поисках защиты. Владимир Мономах поселил их на границах. Время от времени в поисках убежища приходили на Русь представители и других степных народов, но поскольку они вели себя крайне беспокойно, то в 1120 году Мономах выгнал из российских пределов берендеев, а печенеги и торки бежали сами.

Рис. 1. Фотография из Оружейной палаты в Кремле [2] . Справа – Держава Мономахова. «Держава [3] , — знаменование освященного крестного преобладания над землей, в поставлениях на царство называется Царским златым державным яблоком, или яблоком владомым, в старых описях царской Большой казны — яблоком великодержавным. Со времени водворения христианства в Константинополе вседержавие ознаменовалось крестом, осеняющим мир. Яблоко великодержавное украшено пятьюдесятью восемью алмазами греческой грани, восьмьюдесятью девятью яхонтами червчатыми, двадцатью тремя яхонтами лазоревыми, пятьюдесятью изумрудами и тридцатью семью жемчужинами, в золотых финифтяных гнездах. В четырех треугольных полях яблока финифтяные изображения: 1) помазание Давида пророком Самуилом на царство; 2) победа над Голиафом; 3) возвращение с победы; 4) гонение от царя Саула». На переднем плане – скипетр. Слева – Царский головной убор.

Рис. 2. Шапка Мономахова из Оружейной палаты Кремля. «Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая». Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа «шапкой Мономаха». «Владимир Мономах [4] был внуком Ярослава Мудрого. Все слышали о шапке Мономаха, символе царской власти. Согласно легенде, Византийский император Мономах (это имя означает «Единоборец»), видя неизбежную гибель своей державы, переслал этот символ власти в Киев, своему внуку Владимиру, также прозванному Мономахом. Историки оспаривают достоверность этой легенды. Слишком ревниво относился к своей власти византийский самодержец, слишком сильные подозрения вызывала у него крепнущая и расцветающая Киевская Русь. Вряд ли он послал бы киевскому князю, пусть и родному внуку, свои регалии, дав тем самым ему право притязать на господство даже над Константинополем. Современники Мономаха о подобном даре умалчивают. Тот головной убор, который фигурировал в обряде венчания на царство Ивана Грозного и хранится теперь в Оружейной палате, скорее всего, изготовлен значительно позже. Эта шапка Мономаха весит примерно полкило и состоит из восьми золотых пластин, украшенных драгоценными камнями. Скорее всего, и сама шапка, и легенда были созданы в XV веке, когда, освободив свою землю от татар, великий князь Московский Иван III ощутил себя уже не вассальным правителем, но государем, царем. Тогда и возникла легенда, обосновавшая величие российских владык — правопреемников императоров Византии. И все же, как обычно бывает, предание о шапке Мономаха не совсем беспочвенно. Золотой головной убор (правда, совсем другой по форме) упоминается в поэтической летописи: «Тогда Володимер Мономах пил золотым шеломом Дон». Князья обычно надевали в поход золоченые доспехи. Это был и знак убранства, и символ их власти. Куда же могла пропасть такая драгоценность? Быть может, следуя варяжскому обычаю, Владимир Мономах под старость схоронил свой шлем заговоренным кладом где-нибудь возле Киева или милого его сердцу Чернигова?».

В 1116 же году Владимир воевал против греков (Византии), поддерживая свергнутого Византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимира Мария была замужем за сыном Диогена Леоном. Борьба шла за дунайские города. Но Диоген погиб, и дело закончилось ничем. Войска Мономаха, по некоторым сведениям, опустошили Фракию.

Алексей Комнин, новый византийский император, был вынужден послать к Мономаху своего представителя, митрополита эфесского Неофита, который привез в подарок князю царский венец, знаменитую Шапку Мономаха, и возложил его на голову Владимира, назвав царем. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи, еще и сегодня он хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Рис. 3. Владимир Мономах изображен с Державой и скипетром. Крест на державе укороченный.

Во время правления Владимира Мономаха новгородцы и псковичи успешно воевали с племенем чудь, на западе от Чудского озера (1116 год).

На северо-востоке Руси русские не менее успешно воевали против болгар и мордвы. В 1120 году сын Владимира Мономаха Юрий, князь Ростовский, ходил в поход против болгар и возвратился с победой.

Владимир Мономах дополнил свод российских законов, знаменитую «Русскую Правду». Видимо, одной из причин киевского мятежа 1113 года было то, что ростовщики устанавливали слишком высокие проценты. Первым делом Владимира Мономаха по восшествии на Киевский стол стало ограничение «ростов» и внесение этого ограничения в законодательство.

Владимир Мономах умер в 1125 году. По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе;… весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери».

При Владимире Мономахе Киевская Русь на краткий миг вернула свою былую славу. СМ. Соловьев писал о нем: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности».

Владимир Мономах похоронен в Киеве, в церкви Св. Софии.

Жены: первая — Христина, королевна Шведская, дочь Ингора; вторая — Ефимия. Дети: Мстислав, Изяслав, Ростислав, Ярополк, Вячеслав, Роман, Юрий, Андрей, Глеб, Святослав».

От этих времен дошел до нас один важный и не совсем понятный символ власти. Он называется — Держава. Многие цари Российские изображались на портретах с этим символом власти и скипетром».

Проведем исследование символа власти – Державы, совместив ее изображение с матрицей Мироздания. На рисунке 4. показан рисунок (художник Федор Солнцев) «Державы» взятый мной из книги Н.И.Костомарова «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» [5] .

Рис. 4. На рисунке слева показан символ власти Династии Рюриковечей — Держава Мономаха. Рисунок сделан художником Федором Сонцевым (из «Царского Титулярника 1672 г.»). Смысл этого символа власти не понятен. Многие цари Российские изображались на портретах с Державой и скипетром. Справа тот же рисунок Державы, но на нем мною в нижней части выделены основные продольные и поперечные элементы.

На рисунке 5. показана «Держава», совмещенная с матрицей Мироздания.

Ris_5_Derga_300_508_800_W

Рис. 5. На рисунке показана «Держава», совмещенная с матрицей мироздания. Нижняя часть Державы в виде шара совместилась с переходом между Верхним и Нижним миром матрицы в пределах двух Священных Тетрактисов. Как видно из рисунка поперечные и продольные элементы шаровидной части Державы точно совместились с позициями вершины пирамиды Верхнего мира матрицы. Поперечная часть креста совместилась с тремя центральными позициями 9-го уровня Верхнего мира. Вершина креста дотягивается до средней позиции 11 — го уровня Верхнего мира. Графический анализ рисунка достаточно убедительно показывает, что конструкция символа царской власти — Державы была создана по «шаблону» или законам построения матрицы Мироздания, и соответственно символ должен был указывать на власть царя не только на планете Земля, но и на небесах в «Невидимом Мире» в Царстве Бога.

Итак, связь символа – «Держава» с матрицей Мироздания нами установлена. Рассуждая дальше о преемственности сакральных знаний от одной религии к другой, я решил поискать аналоги этого символа в древнем Египте. В работе У. Баджа [6] в разделе амулеты меня заинтересовал один из амулетов, вид которого показан на рисунке 6.

Рис. 6. Египетский амулет — Ра-анкх-тет — (Ra-ankh-tet). Я привожу здесь свой рисунок этого амулета после его графической «реставрации».

Вот, что пишет У. Бадж об амулетах:

«Амулетами мы называем различные предметы, украшения и детали одежды, которые использовались египтянами, а позже и другими народами, для защиты тела живого или умершего человека от гибельных воздействий и нападений видимых и невидимых врагов. Слово «амулет» происходит от арабского корня, означающего «носить, носиться». Таким образом, «амулет» — это «что-то, что носится или надевается». В широком смысле это название применимо к любым талисманам или украшениям, которым приписываются сверхъестественные силы. Сейчас трудно сказать, каким было основное назначение амулетов — защищать живых или оберегать мертвых, но изначально они, по-видимому, применялись для защиты от диких животных и змей.

Развитие религиозных идей и возникновение новых верований вызвало появление новых амулетов, отражающих новые взгляды: предметы, способные охранять живых, с легкостью были признаны пригодными и для охраны умерших. Более того, так как сохранение в целости тленного тела и всех его членов считалось крайне необходимым для жизни нетленного духовного тела, появлявшегося из физического, то мертвое тело становилось настоящим складом амулетов. Каждый член был защищен особым образом. Множество предметов, предохранявших, как считалось, от змей, червей, плесени, разрушения и гниения, помещались внутрь мертвого тела, между его пеленами и вокруг него. Трудно сказать, когда египтяне начали класть амулеты на тела умерших, и столь же невозможно определить, когда возникла вера в эффективность того или иного амулета. Однако очевидно, что некоторые из них отражают верования и суеверия столь древние, что даже сами египтяне не всегда понимали их происхождение и значение.

Существует два типа амулетов: те, на которых написаны магические формулы, и без надписей. В древнейшие времена при надевании амулета на человека или при помещении его на тело умершего произносились особые заклинания или молитвы — их читал жрец или человек, избранный общиной для проведения религиозных служб. А так как пользоваться силой молитв и магических слов мог далеко не каждый, то вскоре слова эти стали вырезать на амулете, придавая ему тем самым двойную силу, то есть к силе, приписываемой самому материалу, добавлялась сила написанных на нем слов.

Древнейшее название формул на амулетах — хекау. Эти хекау, или «слова власти», были, по-видимому, столь необходимы умершему, что в XVI в. до н.э., а возможно, и тысячелетием раньше, в Книгу мертвых был введен специальный раздел [7] , тем чтобы слова эти пришли к человеку отовсюду, «проворнее гончих и быстрее света….».

У. Бадж называет амулет, показанный на рисунке 6 — Амулет «Жизнь» (Анх). Что изображает этот амулет, точно неизвестно, но из всех предположений самой маловероятной представляется гипотеза о его фаллическом происхождении. Как бы то ни было, он, несомненно, символизирует «жизнь»; каждый бог несет его, и даже в древности он считался условным изображением некоего предмета, в отдаленные времена служившего амулетом. Здесь приведено его изображение из папируса Ани (2-е изд., лист 2), где анх поднимается из столба Тет, а отходящие от него руки поддерживают диск «солнца». Этот амулет изготавливали из различных материалов и использовали, как правило, в качестве кулона на ожерелье».

На рисунке 7 показан амулет Анкх, совмещенный с матрицей Мироздания.

Рис. 7. На рисунке показан — 1. египетский амулет — Ра-Анкх-Тет — «Ра, дающий жизнь и устойчивость». 2.- Справа на рисунке расположена иероглифическая запись — Анкх-Тет-Уас – в переводе — «Сила Ра, дающего жизнь и устойчивость, переходящая в Нижний мир матрицы».

Теперь нам осталось совместить в матрице Мироздания рисунок «Державы Мономаха» и египетский амулет — Анкх. Результат их совмещения показан на рисунке 8.

Рис. 8. На рисунке показан результат совмещения в матрице Мироздания «Державы Мономаха» и древнего египетского амулета Ра-Анкх-Тет (Ra-Ankh-Tet). Видно, что Держава Мономаха опирается своим основание на 4-ый уровень пирамиды Нижнего мира (на основание священного Тетрактиса в Нижнем мире). Основание амулета совместилось с вершиной Верхнего мира матрицы. Потоки «божественной энергии текут из Верхнего в Нижний мир матрицы Мироздания». Из анализа совместного рисунка амулета и Державы в матрице возникает следующая аналогия их сакрального смысла: — «Божественный Ра (или Господь) Дает (Дарует) жизнь и устойчивость Нижнему миру матрицы». Возможно, с этим связано, существующее в Христианстве понятие, — «Крест животворящий». На амулете крест представлен также. Поперечная часть креста располагается между ладонями расставленных рук, а продольная – по вертикали амулета — Анкх. Итак, мы нашли в культуре древнего Египта аналогичный «Державе» священный символ – это амулет «Анкх». Нам стало ясно, что матрица Мироздания была исходным базисом для создания обоих символов. Тогда для царя символ – «Держава Мономаха» должен был означать также, что он, служа Господу, должен был поддерживать в своей стране «Жизнь и Устойчивость» для своих подданных. При этом царь отвечал за свои деяния перед Господом. Кстати, по Ведической традиции древней Индии – царь несет ответственность за всю совокупность плохого и хорошего в жизни народа, которым он управляет, в размере 25% от, содеянного им самим, и всем его народом.

Примененный нами метод аналогии оказался уникальным инструментом исследования сакрального смысла и формы древних артефактов. С помощью матрицы Мироздания мы получаем возможность объяснить или восстановить утраченные древние знания.

Пишите нам ваши отзывы и обязательно указывайте адрес вашей электронной почты. На сайте адрес вашей почты не публикуется. Нам интересно ваше мнение по существу статей, которые публикуются на сайте.

Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет — Яндекс Деньги – 410011416569382

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология»Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта.

©Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.


[1] В.Валькова, О.Валькова «Правители России», с. 43-48.

[2] http://lol54.ru/index.php?newsid=15403

[3] http://john-petrov.livejournal.com/1106653.html

[4] http://forsfortuna.ru/index.php?topic=1145.0

[5] Н.И.Костомарова, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, М., «Эксмо», 2005 г., с.257.

[6] Эрнест А. Уоллис Бадж, Египетская религия, Египетская магия, перевод с английского, третье издание, АЛЕТЕЙА, М., 2003 г., с. 180, 185-186. (Ernest A. Wallbs Dudge, The Egyptian Religion, The Egyptian Magic).

[7] To есть глава XXIV. («Глава привлечения в подземный мир «слов власти» для Осириса», или «Глава доставления чар»). – (Прим. пер.).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.