Матрица Мироздания сакральный базис Символов Масонов

В этой работе мы исследуем ряд священных символов масонов с помощью знаний о матрице Мироздания. В большом количестве статей на нашем сайте ранее мы показали, что матрица Мироздания выступала в качестве сакрального базиса или «шаблона», по которому мудрецы древности строили или создавали священные символы практически для всех, известных нам религий. Мы предположили, что «масонские символы» также должны были созданы на основе знаний о матрице Мироздания. Попробуем рассеять внешний «туман», вокруг тайных знаний масонов, которые должны быть скрыты в их священных символах.

Обратимся к свободной энциклопедии Википедия и познакомимся по возможности кратко с тем, что знает современная наука о масонах. После прочтения нами всей статьи из Википедии осталось ощущение некой «пустоты». Всего много, а по сути «цели и предназначения» организации – ничего не сказано. Получается так — «Вот все что тебе можно рассказать …?!». Читатель, который захочет познакомиться с полным текстом статьи мы отсылаем к ссылке в конце нашей работы — «Масо́нство франкмасо́нство [1]Википедия». Далее мы приведем из этой статьи основные, на наш взгляд, краткие тезисы о масонах и добавим ряд рисунков, которых в оригинальной статье нет:

«Масо́нство (франкмасо́нство, фр. Franc-maçonnerie, англ. Freemasonry) — движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации. Этика и философия масонства опираются на монотеистические религии. Масонство берёт свое начало из малоизвестных истоков в конце XVI — начала XVII века, предположительно — оперативных цехов каменщиков. Название «масон» или «франкмасон» происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названиявольный каменщик.

Рис. 1. Символ «Вольных каменщиков». (Символ включает в себя: Циркуль, наугольник с метками и «тайную» букву G).

Масонство административно организованно в независимые Великие ложи (в некоторых странах «Великий восток»), каждый из которых руководит собственной юрисдикцией, и состоит из подчиненных ей лож. …

Масонство символически использует инструменты и орудия оперативного каменщичества и легенды о строительстве Храма Соломона, чтобы выражать метафорически то, что и масонами, и их критиками описывается как «система морали, скрытая в аллегориях и проиллюстрированная символами»[1][2]. …

Основной версией происхождения масонства считается версия о происхождении от средневековых корпораций строителей-каменщиков, однако существуют теории о более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров, или — в других версиях — от Ордена Розенкрейцеров. …

Новому процветанию английских лож способствовало то обстоятельство, что с конца XVI века туда стали получать доступ и лица, не принадлежавшие к строительному цеху — так называемые «сторонние каменщики», богатые и ученые люди, внесшие с собой в ложи прогрессивный элемент. Первым из них следует назвать лондонского антиквара Элиаса Эшмола, о его вступлении 16 октября 1646 года в одну из лож в Уоррингтоне, Ланкшир, сохранилась запись в его дневнике[10]. В последние годы XVII столетия в ложу вступил Вильгельм III Оранский, из-за чего ремесло каменщиков получило название королевского искусства[11]. Вероятно именно тогда у просвещенных сторонних каменщиков зародилась мысль воспользоваться оболочкой строительных товариществ, являвшихся в некоторых отношениях филантропическими учреждениями, и, вдохнув в неё новую жизнь, создать новое дело всечеловеческой любви. …

Рис. 2. Запон (фартук) мастера масона ВВФ. Великий восток Франции (ВВФ) — крупнейшее масонское послушание, основанное в 1733 году во Франции и старейшее в континентальной Европе. Сейчас ВВФ является флагманом либерального масонства в мире.

Рис. 3. Один из вариантов Запона (фартука) масона. В верхнем треугольнике изображен «всевидящий глаз» (Гора).

Масонство позиционируется как нравственно-этическая система, выраженная в аллегориях и иллюстрируемая символами. Большинство символики заимствовано из иудаизма и христианства, в ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами. Внимание масонов обращается на необходимость нравственного самосовершенствования, а также духовного роста в рамках той религии, которую каждый из них исповедует. Философия масонства включает в себя внешние элементы как христианства, так и других религий.

Каждый масон чтит Бога, находясь в масонстве, к нему обращаются, как к «Великому Строителю (Архитектору) Вселенной», и допускается исповедание любой традиционной религии. Однако дискуссии по религиозным и политическим вопросам исключаются из масонских собраний, в масонстве нет своей теологии. Каждый масон продолжает исповедовать те религиозные воззрения, с которыми он пришёл в ложу, а его большое внимание к его религии приветствуется. Признание веры в Бога, как базиса масонства и его принципов, восходит к основателям современного спекулятивного масонства[20] в начале XVIII века, и этого придерживается доминирующее большинство мирового масонства (так называемое регулярное или консервативное масонство, и многие ложи так называемого «либерального масонства»), делается акцент на обязательном монотеизме. …

Масонство не является самостоятельной религией или заменой религии, масонская философия не касается религиозных воззрений своих членов и не корректирует их[21]. Масонская нравственно-этическая система и философия опирается на веру своих членов в Бога, но имеет дело лишь с вопросами отношений людей между собой, затрагивает только вопросы этики и нравственности, не касаясь религиозных вопросов (то есть вопросов отношений человека с Богом), оставляя их на совести каждого из масонов.

Лояльность к властям тех стран и территорий, где масонство существует, является одним из масонских принципов. Работа на пользу общества считается одной из масонских добродетелей. Для большинства масонов мира это реализуется их участием в благотворительной деятельности. …

Рис. 4. Подвеска 18-й степени ДПШУ (Древний и принятый шотландский устав). «Рыцарь Розы и Креста». (Подвеска — «Биджоу» – Bijou (1. драгоценная вещь; безделушка Syn: jewel 2. маленький и изящный). Вверху – Корона, на вершине ЦиркуляРоза, внизу крест, а под ним «феникс, возрождающийся из пепла или огня», под ним корыто с углями. Еще ниже в виде дуги с метками — Угломер).

Масонские градусы

Основная статья: Масонские градусы

Основное содержание масонской нравственно-этической и философской системы содержится в трёх основных степенях или градусах: ученика, подмастерья, мастера (в некоторых версиях это ученик, товарищ и мастер). Человек, вступающий в ложу, последовательно проходит эти степени, как правило, с определённым промежутком времени между присвоением каждой из них.

Базовые элементы нравственно-этической системы масонства содержатся в 1-й степени — степени Ученика, внимание посвящаемого обращается на необходимость углубленного самопознания, саморазвития и самосовершенствования, работы над собой и своими недостатками. Во 2-й степени — степени подмастерья внимание посвящаемого обращается на окружающий мир, философию его восприятия, активность в нём, содержание степени апеллирует к разуму человека, проходящему через неё.

Наиболее важная и драматическая 3-я степень — степень Мастера посвящена тематике смерти, её основой является история о смерти Мастера Хирама — легендарного руководителя строительством Храма Соломона, убитого тремя подмастерьями, недовольными их положением среди строителей Храма. Мастер Хирам из легенды имеет прообраз в Библии, Хирама — мастера по меди (см. Третья книга Царств, гл. 7) или Хирама Абифа (см. Первый Храм), однако рассказ о его смерти имеет полностью масонское происхождение и не связан с библейским текстом.

Рис. 5. Символический Храм масонов.

Содержание трёх степеней может отличаться в деталях в ложах разных стран и юрисдикций (Великих лож), ложах различных уставов[33], однако в целом деление масонства на три градуса, легендарное содержание 3-й степени являются традиционными, закрепляются стандартами регулярности и ландмарками. …

Наиболее известные структуры дополнительных степеней:

  • Древний и принятый шотландский устав (ДПШУ), имеет степени с 4-й по 32-ю. Управляется Верховным советом внутри каждой из своих юрисдикций, Верховный совет состоит из обладателей 33-й степени. Происхождение степеней ДПШУ идет из Франции середины XVIII века, однако данный устав, как практическая посвятительная система из 30-ти степеней, получил развитие лишь с момента создания первого Верховного совета в Чарльстоне, Южная Каролина, США в 1801 году. Первый Верховный совет состоял из 11 человек, в числе его основателей были Джон Митчел[37] и Фредерик Дальхо[38], одним из его реформаторов во второй половине XIX был Альберт Пайк[39]. Ныне он носит название Верховный совет ДПШУ Южной Юрисдикции США[40]. В России дополнительные степени ДПШУ и Верховный совет для России существуют с 1996 года[41].

Слово «шотландский» в названии не связано с его происхождением из Шотландии, и используется лишь как ссылка на легендарные древние корни устава. В некоторых юрисдикциях это слово из названия опускают во избежание путаницы.

  • Йоркский устав (англ. York Rite). Наиболее распространен в США, имеет несколько степеней, включая степень Королевской Арки, а также несколько ассоциированных Орденов. Управляющие структуры устава носят название Капитулов. Близкой по содержанию к нему является степень Королевской Арки (англ. Holy Royal Arch), практикуемая в Англии и некоторых других странах, однако в самой Англии Королевская Арка не считается дополнительной масонской степенью, а интерпретируется, как завершение посвятительной части 3-й степени.

Членство в структурах дополнительных степеней предполагает, как правило, членство и участие в работе лож 3-ех основных степеней. Дополнительные степени и их управляющие структуры (Капитулы, Верховные советы) обычно разделены с основными ложами (находящимися под контролем Великих лож), не решают вопросы членства в Ордене (не посвящают в масоны), не присваивают степени вплоть до 3-ей, и не претендуют на управление ложами, работающими в 3-ех основных степенях, не могут создавать и регламентировать их деятельность. Данное разделение может нарушаться в либеральных ложах. …

Как становятся масонами и требования к кандидатам

Требования к кандидатам

Основные требования к кандидатам вытекают из общих принципов движения. Кандидат подтверждает свою веру в Бога, Высшую Сущность. Кандидат должен быть зрелого возраста (в большинстве Великих лож мира не менее 21 года), принять решение стать масоном по собственной воле, иметь хорошую репутацию, не иметь проблем с гражданским законом, то есть быть «свободным и добрых нравов».

Традиционное правило при вступлении в Орден звучит так — «чтобы быть масоном, спроси об этом масона», «2 be 1 ask 1», инициатива по поводу принятия в члены ложи должна исходить от кандидата. Кандидат может обратиться в Ложу по месту жительства. Для вступления в ложу нужны рекомендации её действительных членов, так или иначе, вступлению предшествует некоторый период знакомства с масонами, которые рекомендуют кандидата. В некоторых юрисдикциях требуется, чтобы кандидат просил о вступлении 3 раза, однако это становится все менее распространенным. В некоторых юрисдикциях информация о вступлении открыта для того, чтобы потенциальный кандидат знал, где найти дополнительную информацию.

Решение о его вступлении в ложу принимается закрытым голосованием. Члены, голосующие за вступление, используют белые камни (в ритуале чаще всего используются шарики); те, кто против — чёрные. Количество голосующих против, необходимое для того, чтобы отклонить заявку кандидата, устанавливается местной Великой ложей, и в некоторых юрисдикциях равно 1 голосу. …

Принципы и деятельность

Хотя масонство часто называют «секретным обществом», сами масоны убеждают, что корректнее говорить, что это эзотерическое общество, определенные стороны которого являются приватными, или тайными[64].

Распространенное изречение гласит, что в XXI веке ‘франкмасонство стало больше «обществом с тайнами», чем «тайным обществом»[65]. Приватными аспектами современного франкмасонства являются способы опознавания среди членов и определенные элементы ритуалов[66]. Вопреки разнородности организации, главной деятельностью масонства остается благотворительность, нравственное совершенствование (в большинстве случаев требующее веры в Высшую Сущность), а также развитие и сохранение братской дружбы — к чему изначально побуждает «Конституция Андерсена» — среди братства. ….

Ритуал, символизм, нравственность

Масоны проводят свои собрания в ритуальной форме. Не существует единого масонского ритуала, и каждая юрисдикция может свободно устанавливать (или не устанавливать) собственный ритуал. Однако между ритуалами юрисдикций есть схожесть. Например, все масонские ритуалы используют архитектурный символизм инструментов средневековых оперативных каменщиков. Франкмасоны, как спекулятивные каменщики (то есть, занимающиеся философским строительством, а не реальным), используют символизм для обучения нравственным и этическим урокам и правилам «братской любви, помощи и истины» или, как принято во Франции, «свободы, равенства, братства».

Два основных символических инструмента всегда находятся в ложе: это циркуль и наугольник. Некоторые ложи и ритуалы объясняют эти инструменты как урок поведения: например, масоны должны «выверить свои действия наугольником добродетели» и учиться «ограничивать свои желания и сдерживать свои страсти внутри должных границ по отношению ко всему человечеству». Однако так как масонство не является догматическим, не существует единой общей интерпретации этих инструментов (или какого-либо масонского символа)[67].

Эти нравственные уроки преподаются во время аллегорического ритуала. Кандидат повышается в степенях[64] приобретая знание и понимание себя, его отношений с окружающими и с Богом (суть которого остается на его личное усмотрение). Хотя ложи имеют тенденцию обсуждать философские аспекты в наставлениях или «зодческих работах» (исследованиях), и иногда в неформальных группах, как масонских, так и публичных, разного уровня компетентности, изучая то, что доступно публике. Все масоны могут размышлять над символами и смыслом масонства, и, конечно же, рассуждение над символами является необходимым условием для продвижения по степеням.

У масонства нет никакой общепринятой цели, и ни один человек не может говорить от лица всего масонства[68]. …

Одним из символов масонства является акация, которая считается одним из основных символов, используемых в масонстве, и связана с так называемой Легендой о смерти Мастера Хирама — тематической базой степени «мастера-масона». Далее: отвес — символ стремления к совершенству, уровень — символ равенства, наугольник — символ уравновешенности и примирения неизменного стремления к совершенству с реально достижимым, символ земного, циркуль — символ умеренности и благоразумия, а также стремления к высшему и духовному, мастерок — символ укрепления братских связей. В масонстве широко используется библейская легенда о строительстве Храма Соломона.

Наугольник и мастерок, циркуль и отвес, фартук и молоток, стамеска, уровень, отвес, и линейка, а также многие другие символы принадлежат оперативной масонской традиции. Что же касается легендарной персоны Хирама в мифодраме, в которой он представлен архитектором Храма Соломона, то этот элемент масонского символизма есть разрыв с традицией оперативного каменщичества, и является переходом к символическим «спекуляциям», которые исследуются в Системах высших степеней, таких как, например — Алхимия, Каббала и традиция рыцарства.

Также, общепринятым символом масонства является треугольник, внутри которого изображается открытый глаз — «Лучезарная дельта», как он называется в масонстве (см. также Eye of Providence (англ.)). Само изображение глаза в треугольнике заимствовано из христианства, где этот знак является символом «Всевидящего Ока» провидения, а треугольник символизирует Троицу. Символ встречается на иконах и культовых сооружениях, в том числе православных (главный портик Казанского собора в Санкт-Петербурге, оформление Ахенского собора в городе Ахен). Ещё до христиан несколько иной символ «Всевидящего Ока» был популярен у древних египтян (Глаз Хора)[24][25].

Лучезарная Дельта напоминает масону о всепроникновении Творца, Высшего Бытия. Это главный масонский символ первого градуса, степени Ученика. Стилистически, глаз часто заменяет вписанная в треугольник окружность. В либеральном масонстве Лучезарная Дельта считается знаком просвещенности или принципа сознания.

Моцарт, который сам был вольным каменщиком, и в своей опере «Волшебная флейта» использовал символизм франкмасонства.[69]. …

Высшая Сущность и Книга священного закона

Основные статьи: Великий Архитектор Вселенной, Книга священного закона

Кандидаты в регулярное масонство должны верить в Высшее Существо[70]. Однако, кандидата не просят объяснять или излагать свое понимание Высшего Существа. В масонской ложе запрещены дискуссии о политике и религии, и потому в рамках ложи масон не может быть поставлен в ситуацию, требующую объяснить свое понимание того или иного политического или религиозного вопроса[71]. Поэтому, упоминание Высшего Существа будет подразумевать Троицу для масона-христианина, Аллаха для масона-мусульманина, Парабрахмана для масона-индуиста и т. д.. И хотя большинство масонов считает, что термин Высшее Существо равнозначен Богу, другие могут иметь более сложную и философскую интерпретацию этого термина, например Абсолют. Именно с последним вариантом трактования и понимания Высшего Существа связывается очень часто, допущение к посвящению атеистов в Великий восток Франции.

Рис. 6. «Великий архитектор», 1794 г. «Уильям Блэйк [2] (англ. William Blake; 28 ноября 1757, Лондон12 августа 1827, Лондон) — английский поэт и художник, мистик и визионер. Искусству живописи и гравюры учился в Лондоне у гравёра Дж.Безайра (с 1771), посещал Академию художеств (1778), испытал влияние Дж. Флаксмена. В творчестве Блейка, иллюстрировавшего акварелями и гравюрами собственные стихи («Песни неведения», 1789; «Песни познания», 1794; «Книгу Иова», 1818–1825; «Божественную комедию» Данте, 1825–1827 и другие произведения), ярко отразились тенденции романтизма в английском искусстве конца XVIII – первой четверти XIX века: тяготение мастера к визионерской фантастике, аллегоризму и мистической символике, обращение к смелой, почти произвольной игре линий, острым композиционным решениям».

В ритуале Бога называют Великим Архитектором Вселенной, что отсылает к архитектурному символизму масонства[72][73].

Книга Священного Закона всегда присутствует в открытой ложе, если её юрисдикция требует веры в Бога. В англо-язычных странах это зачастую Библия версии короля Якова или другой стандартный перевод; не существует некой эксклюзивной «масонской Библии»[74]. Более того, кандидат может выбрать религиозный текст, на котором он будет приносить присягу, согласно своим верованиям. ОВЛА указывает на схожесть между судебной практикой Великобритании и общими источниками с другими процессами принятия клятвы[75][76][77][78]. Если члены ложи исповедуют разные религии, обычно присутствуют разные священные тексты. В ложах, которые следуют континентальной традиции используются другие важные документы вместо «Книги Священного Закона» (например, ВВФ располагает на алтаре «Конституцию Франции» или книгу с белыми листами (пустыми страницами), подразумевая что тот, кто приносит присягу, сам представит, что там должно быть написано).

Степени

Основная статья: Масонские градусы

Существуют следующие три степени масонства (синяя, или символическая ложа):

  • 1. Ученик — степень посвящения, которое делает кандидата масоном;
  • 2. Подмастерье — промежуточная степень, связанная с обучением;
  • 3. Мастер масон — третья степень, необходимая для полноценного участия в масонской жизни.

Рис. 7. 13 основных «ступеней роста» масона.

Степени отображают уровни персонального развития. Нет единого общепризнанного значения аллегорий, так как масоны, повышаясь в степенях и изучая наставления, интерпретируют их самостоятельно, и личная интерпретация ограничена только Конституцией, в которой они работают[74]. Общепринятая символическая структура и всемирные архетипы дают возможность каждому масону найти собственные ответы на жизненно важные философские вопросы.

В масонстве не существует степени выше Мастера[64]. Хотя некоторые масонские системы и организации могут иметь дополнительные степени, которые имеют более высокие номера, эти степени могут рассматриваться скорее как приложение к степени Мастера, чем продвижение выше неё[35][79]. Например, Шотландский Устав присуждает степени от 4 до 33. Необходимо быть мастером масоном, чтобы получить эти добавочные степени. Система управления этими степенями похожа на систему управления «Символической», или «Голубой ложи франмасонства». …

История масонства в России

Основные статьи: История масонства в России, ВВНР, ВЛР, ОВЛР

Масонство в современной России

После Октябрьской революции 1917 года масонские организации были запрещены, масоны преследовались ВЧК-ГПУ-НКВД. Небольшое число русских лож работало в эмиграции, прежде всего, во Франции. В Великий восток Франции входили русские ложи «Северная звезда» и «Свободная Россия», в союз Великой ложи Франции входили ложи «Астрея», «Александр Сергеевич Пушкин|А.С.Пушкин» «Северное сияние», «Гермес», «Золотое руно», «Юпитер», в союз МСМО Право человека — ложа «Аврора»[108]. В Берлине работала русская ложа «Великого света на Севере», в Англии — «Кружок русских масонов в Англии». Со временем, число русских масонов сокращалось, за счёт старения эмигрантов. Во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны оставшиеся русские ложи были закрыты вместе со всеми французскими ложами. Однако, в Великой национальной ложе Франции продолжила свои работы ложа «Астрея» № 100, и только в 1978 году эта ложа прекратила свои работы в связи с малочисленностью и невозможностью обеспечивать кворум. 19 июня 2010 года, на торжественной ассамблее Великой ложи Франции ложа «Астрея» вошла в состав Великой ложи Франции и согласно правилам ей был присвоен № 1441. Таким образом, сейчас во Франции работают под юрисдикцией Великой ложи Франции две ложи, это Д. Л. «Александр Сергеевич Пушкин» и «Астрея» № 1441. С начала 1990 годов, после 70-летнего перерыва, началось возрождение масонства в России[109]. В 1991 году Великий восток Франции и Великая ложа Франции под своей эгидой открывают в России первые масонские ложи. А с 1992 года и Великая национальная ложа Франции начала открывать свои ложи. Сейчас в России есть Великая ложа России, Объединённая великая ложа России, ДЛ «Москва», находящаяся под юрисдикцией ВВФ, ДЛ «Николай Новиков» № 1330, находящаяся под юрисдикцией ВЛФ, ДЛ «Имхотеп» № 125, находящаяся под юрисдикцией Великой символической ложи Франции и группа сестёр ВЖЛФ, которая работает над созданием законной масонской ложи под эгидой ВЖЛФ. …

Масонство в теориях заговоров

Основные статьи: Масонство и христианство, Масонский заговор, Жидомасонский заговор

Отрицательное отношение к масонству высказывают отдельные представители религиозных объединений, политических партий, сторонники конспирологических теорий. Несмотря на подчеркнутое дистанцирование масонства в целом от политики и религии, критика масонства часто базируется на разоблачительных выступлениях религиозного или политического характера, либо на розыгрышах, типа розыгрыша Лео Таксиля[127].

Отношение христианских церквей и религиозных движений к масонству различное. Несмотря на присутствие и активность масонских лож в католических странах, Католическая церковь высказывает отрицательное отношение к масонству. В 1738 году Папа Римский Климент XII объявил интердикт масонству, что означало автоматическое отлучение римо-католиков от церкви в случае вступления их в масонскую ложу. Лев XIII в энциклике Humanum Genus от 20 апреля 1884 осудил масонство. В кодекс канонического права 1917 года было включено положение, что вступление в масонскую ложу означает автоматическое отлучение от церкви. В 1983 году был принят новый кодекс, в котором масонские организации не упоминаются, что создало впечатление, будто это положение было частично ослаблено католической церковью. Однако Конгрегация доктрины веры в том же 1983 году выпустила заявление о том, что членство в масонской ложе по-прежнему недопустимо для католиков[128].

Начиная от Климента XII до Льва XIII римские папы выпустили против масонства 17 булл и энциклик,[129] в которых характеризовали его как «богоборческую секту», действующую с целью подрыва и уничтожения христианства, разложения государственного и общественного порядка[129]

В буллах, в частности, было отмечено, что масонство — секта, проповедующая учение, повторяющее грехопадение Люцифера, а «Бог» масонства («Великий Архитектор Вселенной») — сам Люцифер.[129].

В настоящее время Московский патриархат официально не выражает своей позиции по отношению к масонству. В отличие от него, РПЦЗ в 1932 году официально осудило масонство, «как учение и организацию, враждебную христианству и революционную, направленную к разрушению основ национальной государственности»[130].

Также можно указать на антимасонские высказывания большинства православных богословов и миссионеров[131][132].

Сторонники конспирологических теорий ссылаются на членство известных политиков в ложах и полагают, что через них масоны оказывали своё влияние на развитие государств и ход исторических событий. Теория масонского заговора часто используется националистически настроенными общественными деятелями во время политических потрясений, как попытка дать им объяснение, либо использовать как аргумент против своих противников. …. ».

Рис. 8. Джордж Вашингтон в масонском облачении. «Джордж Ва́шингтон [3] [3] (англ. George Washington; 22 февраля 1732 года, Бриджс-Крик, штат Виргиния14 декабря 1799 года, Маунт-Вернон, штат Виргиния) — американский государственный деятель, первый президент Соединённых Штатов Америки (1789—97), Отец-основатель США, главнокомандующий Континентальной армии, участник войны за независимость, создатель американского института президентства. Родился в семье землевладельца. Получил домашнее образование, увлекался чтением книг. В 11 лет потерял отца. Работал землемером, участвовал в экспедициях лорда Фэрфакса. В 1752 году унаследовал поместье Маунт-Вернон, в этом же году вступил в ополчение, принял участие в военных действиях против французов и индейцев, побывал в плену. В 1758 году вышел в отставку в чине полковника. В 1759 году Вашингтон женился на Марте Дендридж Кастис и активно занялся обустройством своего имения, стал одним из самых богатых плантаторов Виргинии …».

Рис. 9. Сад Джорджа Вашингтона Масонский Национальный Мемориал [4] .

КОММЕНТАРИЙ:

Приступим к нашим исследованиям.

Ниже на рисунке 8 показана пирамида 33-х уровней «посвящения» масонов.

Рис. 10. Судя по рисунку и треугольнику вверху с «всевидящим оком» масоны позиционируют все 33 степени посвящения в своей организации с 33-мя или 36-ю «уровнями» Нижнего мира матрицы Мироздания. Три дополнительных уровня «расположены» внутри верхнего треугольника. В нашей работе раздел «Египтология» — Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта мы писали: «Последние Номы – 19-ый и 20-й расположились на «Дне Мироздания». Мы уже знаем, что 36-ому уровню Нижнего мира матрицы Мироздания соответствует число равное сумме позиций (кружочки на рисунке) в пирамиде Нижнего мира – 666. Этот вопрос более подробно мы обсуждали в нашей работе, например, – Сакральный смысл первой главы Велесовой книги Прославление Великого Триглава (рисунок 12). В этой области матрицы Мироздания (у Дна Мироздания) по ведическим представлениям располагаются адские планеты. По представлениям греческих жрецов тут расположено царство Аида, из которого Геракл «вытащил» трехглавого пса Цербера (Кербера), как мы обсуждали в нашей статье в разделе «Средиземноморье» – Подвиги Геракла – древняя мистерия путешествия Души по матрице Мироздания для достижения бессмертия. Это был последний обязательный подвиг Геракла. Последний 20-ый Ном Нижнего Египта – Sopdu Nome (Сопду Ном – Тайный ном Гора – Сопду). На рисунке хорошо видно удивительно точное совмещение иероглифов и их элементов с матрицей Мироздания». Таким образом, получается, что обучение ученика масона должно начинаться с рассказа о «Дне Мироздания» и об Адских планетах там расположенных. В эти пространства попадают «Души грешников». Получается также, что целью «высшего духовного» достижения масона является «вершина» пирамиды Материального мира матрицы Мироздания, с которой соотносится, по крайней мере, 33-я и высшая степень посвящения масона?! Ну, да это наши предположения. Как соотносятся 33 степени посвящения с пространствами Мироздания «вероятно» знают сами масоны.

Рассмотрим и исследуем масонский символ, показанный на рисунке 1, путем совмещения его с матрицей Мироздания.

Рис. 11. Символ «Вольных каменщиков» совмещенный с матрицей Мироздания в месте перехода от Верхнего к Нижнему миру матрицы Мироздания. (Символ включает в себя: Циркуль, наугольник с метками и «тайную» букву G). На рисунке видно, что буква G не аспектирована с позициями пирамиды Верхнего мира матрицы Мироздания. Более того, не аспектированы и мерные деления на наугольнике, которые не совмещаются с двумя средними позициями 4-го уровня Нижнего мира матрицы Мироздания.

Рис. 12. Символ «Вольных каменщиков» совмещенный с матрицей Мироздания в месте перехода от Верхнего к Нижнему миру матрицы Мироздания. (Символ включает в себя: Циркуль, наугольник с метками и «тайную» букву G). На рисунке нами исправлен вид и положение буквы G в матрице Мироздания. Однако такой вариант совмещения нельзя признать гармоничным и правильным.

Рис. 13. Символ «Вольных каменщиков» совмещенный с матрицей Мироздания в месте перехода от Верхнего к Нижнему миру матрицы Мироздания. (Символ включает в себя: Циркуль, наугольник с метками и «тайную» букву G). На рисунке видно, что буква G не аспектирована с позициями пирамиды Нижнего и Верхнего мира матрицы Мироздания. Однако, мерные деления на наугольнике аспектированы с продолжением ножки Циркуля как справа, так и слева.

Рис. 14. Символ «Вольных каменщиков» совмещенный с матрицей Мироздания в месте перехода от Верхнего к Нижнему миру матрицы Мироздания. (Символ включает в себя: Циркуль, наугольник с метками и «тайную» букву G). На рисунке видно, что, исправленная нами, буква G стала аспектирована с позициями пирамиды Нижнего и Верхнего мира матрицы Мироздания. Мерные деления на наугольнике также аспектированы с продолжением ножки Циркуля как справа, так и слева. Такой результат дает нам основание признать вид символа как Священного, так и само совмещение гармоничным с матрицей Мироздания. Фактически мы получили изначальный и правильный вид этого масонского символа. Более того, нам становится понятным изначальный смысл постановки буквы G внутрь этого масонского символа.

На наш взгляд, Масоны в своих работах толком не понимают и не разобрались в смысле и правомочности постановки буквы G в свой основной символ Циркуля и Наугольника. В качестве примера таких рассуждений мы приводим в конце статьи Приложение со статьей «Дж. Френч. Буква «G» в масонстве», которая посвящена этому вопросу.

Ниже на рисунке мы покажем, откуда появилось на масонских рисунках «всевидящее око» в мире «Плача и страдания» по представлениям египетских жрецов. Об этом мы рассказывали в нашей работе раздел «Национальные религии Китая и Японии» — Тайна символов времен неолита на панцирях черепах в захоронениях Цзяху в Китае в матрице Мироздания.

Рис. 15. На рисунке вверху показано положение египетского иероглифа Рем (Rem) [3] в матрице Мироздания и первый вариант его расшифровки, с помощью двух других иероглифов. В нижней части рисунка показан этот же иероглиф и его расшифровка с помощью двух других иероглифов Р(r) и М(m). Из рисунка хорошо видно, что три луча, отходящие от «глаза» (означает «смотреть, видеть») вниз, указывают направления по боковым сторонам пирамиды Нижнего мира, а средний луч указывает вертикаль, проходящую от вершины пирамиды по ее оси. Вероятно, образ иероглифа Рем можно перевести так – «Указываю (три линии, идущие вниз от глаза) и вижу (глаз) мир страданий и плача». Если назвать Нижний мир матрицы МирозданияМатериальным миром, то тогда весь этот мир понимался египетскими жрецами как мир плача и страдания. Таким образом, получается, что буква G на масонском символе (рисунок 14) располагается в области египетского иероглифа Рем (Rem) в матрице Мироздания, который означает – «Вижу и указываю Мир плача и страдания».

В частности, иероглиф Рем (Rem) хороший пример того, как с помощью только одного иероглифа египетские жрецы описывали понятия и давали характеристики, относящиеся к определенной части пространства матрицы Мироздания. Изящество выражения мысли древних мудрецов, простота и точность способов ее выражения с помощью иероглифического письма могут вызывать искреннее удивление и уважение. Египетские иероглифы представляли «высшую божественную точность описания законов мироздания». Наряду с иероглифической письменностью были два других вида письменности – иератика, которая использовалась для расширенного описания сакральных идей и, наконец, демотика использовалась для записей в мирской жизни людей древнего Египта. Причем все три вида письменности фактически существовали одновременно практически на протяжении всей истории древнего Египта.

Теперь уточним некоторые «неправильности» в устоявшихся положениях современных ученых о следующих символах масонов — «Треугольник с глазом внутри» или «Лучезарная дельта» и «Треугольник», как символ христианской «Троицы»: «Также, общепринятым символом масонства является треугольник, внутри которого изображается открытый глаз — «Лучезарная дельта», как он называется в масонстве (см. также Eye of Providence (англ.)). Само изображение глаза в треугольнике заимствовано из христианства, где этот знак является символом «Всевидящего Ока» провидения, а треугольник символизирует Троицу. Символ встречается на иконах и культовых сооружениях, в том числе православных (главный портик Казанского собора в Санкт-Петербурге, оформление Ахенского собора в городе Ахен)».

1. Итак, как мы видели выше «Треугольник с глазом внутри» (рис. 15) — это не символ, заимствованный масонами из христианства, а символ – «глаз в иероглифе Рем (Rem)», заимствованный христианством у жрецов Египта, который потом был заимствован у христиан масонами. Этот глаз (иероглиф) действительно у египтян означал слово — «Видеть». Но в более полном смысле перевода этого иероглифа, который становится понятным при его записи в матрицу Мироздания, он означает «Видеть» из Верхнего мира (на рисунке 15 — бровь и око глаза расположены на 3-ем уровне Верхнего мира) Нижний мир матрицы Мироздания (Материальный мир), как мир страдания и плача (мир смертных). Поэтому мы на заставке к статье символически изобразили это положение с помощью фрагмента картины Уильяма Блэйка «Великий архитектор» (Рис. 6) и черепа с костями под угольником Бога.

В нашей работе раздел «Христианство» — Священные символы христианства в матрице Мироздания, исследуя Крест схимнический или «Голгофа» (рис. 10), на котором изображен череп с костями, мы показали, что Нижний мир матрицы Мироздания – это «дом» смерти и страданий. Христиане, создавая этот символ, знали об этом.

2. Теперь поговорим о том, почему неправилен тезис: «треугольник с символом «Всевидящего Ока» провидения … символизирует Троицу».

Сакральный смысл христианского понятия «Троица» гораздо глубже, чем простое изображение «треугольник с символом внутри». В нашей работе раздел «Христианство» — Икона Андрея Рублева Троица тайный символ Мироздания мы рассказывали о попытке Андрея Рублева «описать» на иконе Троица это сложное понятие. Икона была сделана Андреем Рублевым на основе знания сакрального базиса Мироздания или «шаблона», в качестве которого также выступала матрица Мироздания (Канон Иконописи).

Рис. 16. Для наших дальнейших исследований символов масонов сейчас обратим внимание на область пространства, где расположилась «жертвенная чаша» с головой овна внутри. Выше чаши 3-ем уровне Нижнего мира матрицы Мироздания располагается правая рука центрального «Ангела», которой он благословляет жертву в чаше. Основание чаши совместилось с вершиной пирамиды Верхнего мира матрицы Мироздания. Далее приведено описание рисунка из нашей статьи (Икона Андрея Рублева Троица тайный символ Мироздания): На рисунке показан результат совмещения Иконы Андрея Рублева – «Троица Ветхозаветная» с матрицей Мироздания. Пространство иконы расположилось в месте перехода между Верхним и Нижним миром матрицы. В центре иконы показано положение священного символа – «Звезда Давида». Дуговой стрелкой А – показано расстояние от основания Тетрактиса на 4-ом уровне в Верхнем мире матрицы, до основания Тетрактиса на 4-ом уровне в матрице Нижнего мира. Тетрактисы – еще два священных символа, характеризующие место перехода между Верхним и Нижним миром матрицы. Ключами для совмещения рисунка иконы с матрицей был вертикальный размер чаши – В, над которой простерлась рука среднего ангела в благословляющем жесте – ее вертикальный размер оказался равным половине расстояния между уровнями и второй ключ – Снаправление копья в руке правого ангела, которое проходит через центральную позицию 7-го уровня Нижнего мира матрицы. D – Лучи обратной византийской перспективы, указывающие внизна энергетические статусы пространства матрицы Нижнего мира. Боковые стороны иконы проецируются на 5-ый уровень Верхнего и Нижнего мира матрицы. Из анализа положения чаши в матрице следует основной сакральный смысл иконы Троица. Так как основание чаши стоит на вершине пирамиды Верхнего мира, а голова жертвенного тельца в чаше совмещается со средней позицией 3-го уровня Нижнего мира матрицы, то это означает, что Мир Горний (Высший) жертвует Собой для одухотворения Нижнего материального мира. При этом копье правого ангела указывает на значимость 7-го уровня Нижнего мира матрицы. Кисть правой руки правого ангела опущена пальцами вниз и указывает также на Нижний мир матрицы. Остальные детали иконы и их места совмещения с матрицей Мироздания хорошо видны на рисунке.

Теперь исследуем масонскую подвеску, которая показана выше на рисунке 4, совместив ее изображение с матрицей Мироздания.

Рис. 17. На рисунке показан результат совмещения масонской подвески с матрицей Мироздания. Подвеска 18-й степени ДПШУ (Древний и принятый шотландский устав). «Рыцарь Розы и Креста». (Подвеска — «Биджоу» – Bijou (1. драгоценная вещь; безделушка Syn: jewel 2. маленький и изящный). Вверху – Корона, на вершине Циркуля – Роза, внизу крест, а под ним «феникс, возрождающийся из пепла или огня», под ним корыто с углями. Еще ниже в виде дуги с метками — Угломер). Из рисунка видно, что верхушка Короны с пятью зубцами совместилась с 5-ым уровнем Верхнего мира матрицы Мироздания. Символ «Роза» совместился с вершиной пирамиды Нижнего мира матрицы Мироздания. Изгиб шеи «Феникса, возрождающегося из пепла» аспектировал (соединил) вершину пирамиды Верхнего мира с центральной позицией 3-го уровня пирамиды Нижнего мира матрицы Мироздания. Верх Чаши с «тлеющими углями» совместился с двумя средними позициями 4-го уровня Нижнего уровня матрицы Мироздания. Это положение чаши с углями отличается от положения «жертвенной чаши» на иконе «Троица» Андрея Рублева (смотри предыдущий рисунок). Положение креста и дуги угломера видно на рисунке. Угол «раскрыва» Циркуля не соответствует углу боковых сторон пирамиды матрицы Мироздания. Символ Розы и Креста заимствован у розенкрейцеров. Об этом мы подробно рассказывали в нашей статье раздел «Авторские статьи» — Сакральный смысл символа Розенкрейцеров – Роза и Крест. При этом Роза розенкрейцеров «срывала» все пространство матрицы Мироздания от верхушки пирамиды Нижнего мира до верхушки пирамиды Нижнего мира матрицы Мироздания. В этом пространстве располагалась «Звезда Давида». Соответственно Роза розенкрейцеров не располагалась на вершине пирамиды Нижнего мира матрицы, как подвеске. В целом можно принять «рисунок» Подвески как гармоничный за исключением угла «раскрыва» Циркуля. И, если сказать с долей юмора, то «Подвеска чуть, чуть не дотянула до статуса «Священного символа». Очевидно также, что Подвеска сделана по «шаблону» матрицы Мироздания.

Рис. 18. Так выглядит результат совмещения Подвески с матрицей Мироздания, если Чашу с углями «поставить» в положение аналогичное «жертвенной чаши» на иконе Андрея Рублева. Но при этом Корона на Подвеске престает быть аспектированной.

Из результатов наших исследований со всей очевидностью следует, что матрица Мироздания была сакральным базисом для построения символов масонов.

На этом мы остановимся.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта. Раздел «Религии Индии» – Одна из тайн Брахма-Самхиты о размерах Духовного и Материального мира в матрице Мироздания.

©Арушанов Сергей Зармаилович 2012 г.

Приложение:

Рис. 19. Гарри Трумэн в масонском облачении. «Га́рри Эс Тру́мэн [5] (англ. Harry S. Truman, его второе имя было просто инициалом С «S», данным в честь имен дедов — по отцу Андерсона Шиппа (Shipp) Трумэна и по матери Соломона Янга; 8 мая 1884, Ламар, штат Миссури26 декабря 1972, Канзас-Сити, шт. Миссури) — государственный деятель США, 33-й президент США в 19451953 годах, от Демократической партии. Трумэн сделал антисоветизм официальным курсом США во взаимоотношениях с соцлагерем. Автор концепции сдерживания коммунизма посредством холодной войны.

Интересны факты биографии Гарри Трумэна, которые связаны со священным символом христианства «Венским копьем»:

Рис. 20. Фотография Венского копья в Хофбургском замке. «Венское копьё [6] или Хофбургское копьё или Копьё Святого Маврикияартефакт, который считается вероятным оригиналом одного из орудий Страстей Христовых. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства. В настоящее время хранится в имперской сокровищнице Хофбургского замка. Этот артефакт является одним из нескольких, претендующих называться Копьём Судьбы. Достоверно известно, что копье использовалось в коронационной церемонии только один раз — при коронации императора Генриха II. В одной из иллюстрированных рукописей сохранилась миниатюра, изображающая этот торжественный момент. В левой руке император держит Державу, в правой — Копье. …

По одной из легенд, именно этим копьём римский центурион Гай Кассий Лонгин, ударил распятого Иисуса Христа между 4 и 5 ребром, проткнув плевру, лёгкое и сердце, но не повредив костей. Копье перешло к отцу Гая от деда, служившему в армии Германика, а затем к Гаю. По преданию Гай Кассий командовал римским отрядом, охранявшим Голгофу, и нанес Иисусу копьем «удар милосердия» в подреберье. Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа в чашу Грааля, снял его тело с креста, обвил плащаницей и положил в гроб. Во время казни Иисуса Гай Кассий уверовал в него как в Сына Божьего, он стал христианином и впоследствии был канонизирован как святой под именем Лонгин. Сразу же после «удара милосердия» копьё по легенде обрело свой священный статус, оно стало одной из важнейших реликвий христианского мира. …

Современные легенды

В 1946 году, американцы передали имперские клейноды в Венский Национальный банк.

Легенды:

  • Вагнер и Ницше в период создания оперы «Парсифаль» совместно совершили паломничество в Вену, чтобы увидеть копьё. Когда Вагнер и Ницше взглянули на Копьё, философ сказал композитору: «Бог умер. Его убили ты и я».
  • Хьюстон Чемберлен постоянно посещал (с 1889 по 1909 год) Хофбург, часами рассматривал копьё Лонгина и «ощущал дух Времени». Он внушал последнему германскому императору Вильгельму II необходимость овладеть копьём. Тот собирался убедить австрийского императора прислать копьё якобы для демонстрации реликвии, чтобы присвоить её. Но Франц-Иосиф I (с помощью мистика-полководца Мольтке) заподозрил подвох и отказал Вильгельму II.
  • Гитлеру приписывают цитату, в которой он описывает момент «своего познания копья»: «В ту же секунду я понял, что наступил знаменательный момент в моей жизни. Долгие минуты я стоял, рассматривая копьё, совершенно забыв обо всем, что происходило вокруг. Казалось, что копьё хранит какую-то тайну, от меня ускользавшую, однако мною владело такое чувство, будто я знаю что-то о ней, но не в состоянии проанализировать её смысл в своём сознании. Копьё было чем-то вроде магического носителя откровения; оно открыло такое прозрение в идеи мира, что человеческое воображение казалось более реальным, чем реальность материального мира. Что за безумие овладело моим разумом и родило бурю в моем сердце?..»
  • Уинстону Черчилю приписывают следующую цитату: «Бараны из нашего правительства, не понимают, что этот человек хочет обладать Копьём Судьбы. И как только он им овладеет, Oн развяжет самую кровавую войну».
  • 30 апреля 1945 г. в 14 часов 10 минут тайник поблизости от Нюрнберга, где хранилось копьё Судьбы, обнаружили офицеры контрразведки 7-й американской армии. В тот же день в 15.30 Гитлер в имперском бункере покончил жизнь самоубийством.
  • Генерал Паттон увлекался историей, мифологией, древними мистериями и был в этих вопросах подлинным знатоком. Генерал разыскал среди трофеев копьё и передал Президенту США Трумэну. Обладая им, Трумен отдавал приказ о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Спустя несколько месяцев, 4 января 1946 года, согласно приказу Дуайта Эйзенхауэра, генерал Кларк в торжественной обстановке вернул копьё бургомистру освобождённой Вены».

Дж. Френч. Буква «G» в масонстве

Дж Френч Буква G в масонствеадрес ссылки в Интернете: http://teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=73:-qgq-&catid=41:2010-01-14-19-08-40&Itemid=60

«Как-то один из братьев, вернувшись из поездки по Европе, спросил меня: «Почему там между скрещенными Циркулем и Наугольником не помещается буква «G»?» Я тут же вспомнил о вопросе, который возник у меня самого, когда я увидел эмблему из трех элементов: «Зачем между двумя частями классической и всемирной эмблемы масонства помещена буква «G»?»

В поисках ответа на этот вопрос я проконсультировался с несколькими отлично информированными братьями, однако все они давали мне в точности тот же ответ, что и Койл в своей «Масонской энциклопедии».

Вот что пишет Койл: «Некоторые удивятся, узнав, что буква «G» появилась в центре скрещенных Циркуля и Наугольника только в 1850 г., причем, только на масонских знаках и подвесках, и это было решением ювелира-изготовителя, а совершенно не какого-то масонского административного органа». И далее, на той же странице: «Стоит только немного подумать, и станет ясно, что «G» между Циркулем и Наугольником совершенно неуместна… Последниеэто т.н. Великие Светочи, а «G» – нет». Позднейшие исследования показали, что Койл был не совсем прав, и третий элемент появился в масонской эмблеме несколькими годами раньше.

В разъяснении причин этого и состоит цель данного исследования.

Скрещенные Циркуль и Наугольник

Неплохо было бы начать с того, чтобы выяснить, как вообще «скрестились» Циркуль и Наугольник и как они стали всемирно признанной эмблемой Королевского Искусства. Самая ранняя из известных масонских монет была отчеканена в 1733 г. На ней четко видны Наугольник и Циркуль, однако они не перекрещены, а расположены рядом. Во всех масонских документах 1700-х годов появляются изображения или Циркуля или Наугольника, а если они изображаются вместе, то не скрещенными и даже не расположенными рядом. Койл утверждает, что Циркуль и Наугольник в их современном переплетении впервые появились на печати ложи Абердина в 1762 г. Однако еще до 1762 г. на английском патенте, выданном Провинциальной Великой Ложе Пенсильвании появилось прекрасное изображение находящихся один над другим Циркуля и Наугольника. Патент датирован 15 июля 1761 г. и подписан Лоуренсом Дермоттом («Франкмасонство в Пенсильвании: 1727-1907», т. 1, С. 120-121). Само изображение находится на С. 672 «Истории Древнего и Достопочтенного Общества Вольных и Принятых Каменщиков», изданной братом Х. Л. Стиллсоном в Бостоне в 1910 г. Тщательные исследования открыли также более ранние изображения скрещенных Циркуля и Наугольника. Например, оно было обнаружено на бланке оповещения о собрании ложи, использовавшемся в континентальной Европе в 1760 г.

В 1749 г. в очередном «разоблачении» масонства, озаглавленном «Nouveau Catechisme des Franc-Masons» (Новый катехизис Франк-Масонов), есть изображение Досточтимого Мастера ложи, стоящего за столиком, покрытым скатертью, на которой изображены Циркуль и Наугольник, скрещенные в традиционной масонской манере. На острове Корфу во время раскопок были обнаружены монеты и сосуды восьмого-девятого веков, а среди них – бронзовые Циркуль и Наугольник. Подвеска насквозь проржавела, поэтому, хотя не вызывает сомнения ее масонское происхождение, определить ее точный возраст пока вряд ли представляется возможным. Очень многое зависело от точного определения уровня почвы, на котором подвеска была найдена, однако как раз об этом информации, к сожалению, и не поступало. Эксперты Британского музея датируют ее приблизительно семнадцатым веком. В Куско, древней столице империи инков, конкистадоры воздвигли в 1580 г. церковь «La Compania». Ее реконструировали в 1660 и в 1620 гг. Рядом с церковью во время ее реконструкции находилась мастерская (или «ложа») каменщиков, и именно там недавно в ходе раскопок обнаружили две трехфутовые деревянные потолочные балки. На одной из них четко просматривается резное изображение Циркуля и Наугольника. Возможно, это изображение и служило для украшения помещения ложи. Теперь эти балки находятся во владении Ложи «Кориканча» (Храм Солнца) № 40 на Востоке города Куско, основанной в 1942 г. Великой Ложей Перу. Данная информация подтверждает, что связь между Циркулем и Наугольником насчитывает уже много сотен лет. Сама древность подтверждает ее неразрывность. Остается только добавить, что они в настоящее время выступают в роли Светочей ложи во всех трех градусах современного символического масонства во всем мире. Таким образом, к их древности добавляется еще и всемирность. Так что вполне естественно, что рано или поздно эти две эмблемы слились воедино, составив классическую и общепризнанную эмблему Королевского Искусства.

Появление литеры «G»

С исторической токи зрения, изображения Циркуля и Наугольника появились в архитектуре и масонстве еще в незапамятные времена и используются по сей день. А вот буква «G» появляется в масонском обихоже не раньше восемнадцатого века. Большинство исследователей полагают, что ни в одном из английских и шотландских катехизисов, опубликованных с 1696 по 1730 гг. упоминаний о букве «G» просто нет.

Однако в 1726 г. в одной из лондонских газет было опубликовано сообщение о т.н. «допотопном масонстве», скорее всего, написанное каким-то весьма образованным человеком в поддержку доктора Дезагюлье и его товарищей. В нем говорилось, о том, что вскоре состоится чтения цикла лекций о древнейшем масонстве и, в частности, о значении для него буквы «G» . Если дата (1726 г.) указана правильно, — это самое раннее упоминание о букве «G» в масонстве. Далее, в катехизисе манускрипта Уилкинсона, датируемом приблизительно 1727 г., значится:

«Вопрос: Что есть центр Ложи?

Ответ: Буква «G»

На фронтисписе «Конституций» Койла, датируемых 1728-1729 гг., справа от центральной фигуры на венечном камне арки явно просматривается литера «G» . Использование буквы «G» в масонском ритуале было четко подтверждено Самуэлем Причардом в 1730 г. в его невероятно популярном в то время «разоблачении», опубликованном под названием «Масонство в разрезе» (Masonry Dissected). То, что Причард предлагает там новые толкования этого символа, не обязательно означает, что он их выдумал. В первую очередь, есть газетное упоминание об этом символе в 1726 г., во-вторых, в «Масонстве в разрезе» содержится странноватый акростих, в котором древности символа литеры «G» также придается огромное значение. Весьма вероятно, что буква «G» в значении символа, поясняющего ритуал, традиционно использовалась в Королевском Искусстве еще в оперативный период, задолго до расцвета и распространения масонства спекулятивного, ознаменовавшегося очень вскоре начавшейся борьбой за единообразие ритуала.

Очень раннее печатное изображение литеры «G» появляется на гравюре, изображающей английскую ложу за трапезой. С этой гравюры на меди К. Коберга в 1738 г. был сделан отпечаток, появившийся год спустя в песенном сборнике «Каллиопа». Две интересующие нас иллюстрации можно найти в диалоге-«разоблачении» 1740 г. – «Диалог Симона и Филиппа». На первой – крестообразный план древней ложи, а на второй – план «обновленной» при Дезагюлье ложи уже в форме прямоугольника. Но что интереснее всего, так это то, что на обоих планах в центре изображена литера «G» , на первом — в ромбе, а на втором – в сияющем круге. Изображения датируются приблизительно 1740 г. Проникнув в масонство, буква «G» определенно служила символом только второго градуса. Скорее всего, в процессе трансформации первоначальных двух градусов в «обновленные» три символикой буквы «G» был «укреплен» ритуал второго градуса, достаточно бедный символизмом.

Таким образом, в ритуал второго градуса были добавлены понятия Срединной Палаты и литеры «G», которые изначально совершенно не были связаны ни с первым, ни с третьим градусами. Поэтому литера «G» практически не упоминается и в современных ритуалах первого и третьего градусов Символической Ложи. К 1744 г. уже можно говорить о буквальном, видимом воспроизводстве буквы «G» в ритуале: это отражено в одном из французских «разоблачений» масонства под названием «Le Catechisme des Franc-Macons» («Катехизис франкмасонов») Луи Травеноля. В конце брошюры помещена гравюра, изображающая план ложи учеников и Подмастерьев, в центре которого четко видна литера «G» в центре Пламенеющей Звезды. Это одно из самых ранних изображений того, что в конечном счете превратилось в табель, расположенный или изображенный на полу ложи. Возможно, это совмещение Пламенеющей Звезды, символа первого градуса, с буквой «G», символом второго градуса, путем ряда последовательных изменений привело к использованию буквы «G» в ложах всех градусов. Возможно также, что этот процесс был ускорен после принятия Балтиморским Конвентом 1843 г. решения об ограничении использования Пламенеющей Звезды как исключительно христианского символа. В период между 1740 и 1780 гг. – и об этом сохранились исторические свидетельства, — буква «G» являлась неотъемлемым атрибутом убранства ложи, либо свисая с потолка, либо будучи изображенной на полу, либо входя в символику табеля.

В наши дни лишь в очень немногих из 2000 лондонских лож можно увидеть изображение литеры «G» на Востоке или свисающей с потолка, в то время как в большинстве лож Шотландии она присутствует, в основном, свисая с потолка в самом центре помещения собраний, над алтарем, хотя иногда бывает и помещена на Восток, над сидением Досточтимого Мастера. Важно отметить, что когда буква «G» впервые появилась в нашем ритуале, она изображалась в росписи пола или на табеле сама по себе, отдельно от циркуля и наугольника. Взять, например, гравюру Джона Скоулса на фронтисписе «Нового масонского руководства» Джеймса Харди, опубликованного в Нью-Йорке в 1818 г., или листовку, выпущенную «Греем и Тоддом» в Филадельфии приблизительно в 1817 г. На обоих изображениях – циркуль и наугольник, по отдельности или переплетенные, но в обоих случаях напрямую никаким образом не связанные с литерой «G».

Несмотря на то, что она встречается во множестве лож по всему миру, буква «G», как это ни странно, является одним из немногих масонских символов, которые никак не могут называться универсальными, вселенскими. В первую очередь, рабочие инструменты, великие и малые светочи, колонны, являющиеся проводниками нашего метода обучения древним истинам, передают одни и те же масонские уроки на всех языках. А литера «G», напротив, передает знания, существенные практически исключительно для англоговорящей части человечества и нескольких других народов, в языках которых (например, немецком) значение этой буквы близко к ее значению в английском. Кроме того, символика буквы «G» не носит общемирового характера в силу того, что встречается практически исключительно во втором градусе.

Геометрия

Невозможно, читая старые масонские Конституции, не удивиться значению, которое придается в них изучению геометрии. Древнейшая из них – поэма «Региус» — просто предполагает, что масонство выросло из геометрии как одно из ее практических применений. Это видно из стихов 53 и 54: «On this manner, thru good wit of Geometry — Began first the Craft of Masonry» — «Таким вот образом, из благого разума Геометрии, произошло Искусство Масонства». Практически в каждом из более чем сотни древних манускриптов геометрия указывается первой в ряду всех прочих наук. Наиболее разумным представляется объяснение, сводящееся к тому, что оперативное масонство было практическим применением геометрии и что эти слова – «масонство» и «геометрия», — были в XV веке практически синонимами. Пока поддерживалась эта смысловая связь – в течение нескольких сотен лет, — использование геометрических символов становилось неизбежным при начале проникновения символизма как такового в оперативные ложи. После возникновения четкой структуры спекулятивного масонства после образования первой Великой Ложи в 1717 г. геометрия осталась для масонов первой из наук. Разоблачение «Масонство в разрезе» 1730 г. содержит утверждение того, что вся организация «сконцентрирована вокруг вольных наук и искусств, но особенно вокруг пятой из них – геометрии». «Диалог Симона и Филиппа», разоблачение приблизительно 1740 г.. также подчеркивает роль геометрии:

«Ф.: Чего ради стал ты масоном?

С.: Ради буквы «G».

Ф.: Что она означает?

С.: Геометрию.

Ф.: Почему именно геометрию?

С.: Потому что в ней корень и фундамент всех наук и искусств».

Уильям Престон в своей «Лекции…» конца XVIII в. тоже подчеркивает то, что «масонство» и «геометрия» были синонимами для тех, кого касались оба этих термина. А в начале XIX в. буква «G» начала символизировать слово «геометрия» уже и в символике первой Великой Ложи Англии. В Пересмотренном английском ритуале наставление второго градуса гласит, что «изучение вольных наук и искусств, которые так оттачивают и совершенствуют разум, в высшей степени рекомендуется всем вам, а особенно изучение геометрии, которая лежит в основе нашего Искусства».

Старец Дней

По мере отмирания оперативного элемента Королевского Искусства буква «G» начала постепенно утрачивать свою соотнесенность с понятием «геометрия». В то же время спекулятивное масонство постепенно пришло к наименованию Бога Великим Геометром Вселенной, в частности, в ритуале второго градуса, что, по мнению многих, послужило причиной изменения смыслового наполнения символа буквы «G» с «геометрия» на «Бог» (God). Однако доказательств именно такого протекания данного процесса также катастрофически не хватает. Что мы точно знаем, это то, что первоначально буква «G» в степени Подмастерья символизировала геометрию, что этот градус подвергся существенному изменению в период между 1730 и 1813 гг, и наконец, что в конечном счете данная буква стала символизировать практически исключительно понятие Бога.

Присоединение буквы «G» к основной эмблеме

Следующий вопрос: когда впервые соединились все три элемента нашей основной эмблемы – циркуль, наугольник и буква «G»? Гарри Карр утверждает, что со всей определенностью на этот вопрос невозможно дать ответ, поскольку многие из ранних изображений этой эмблемы не датированы, а большинство из датированных ранними годами истории Братства оказались подделками. В Англии большинство лучших изображений относится к периоду между 1775 и 1810 гг., в основном, на вырубленных из серебра подвесках и гораздо реже – на литых. Большинство перемен протекало постепенно. Так же постепенно и не везде с одинаковой скоростью происходило присоединение литеры «G» к переплетенным циркулю и наугольнику. Так, мы видим подвеску, вырубленную из серебра приблизительно в 1760 г., на которой изображены переплетенные циркуль и наугольник, которые не описаны вокруг буквы «G», а наоборот, заключены в большую букву «G», которая служит обрамлением всему рисунку. Многие из элементов рисунка носили тогда скорее декоративный, чем ритуальный характер. Относительно первого появления эмблемы, включающей в себя все три элемента, в США, Бр.: Гарри Карр предлагает более точный ответ. В книге «Масонские символы в декоративных искусствах», изданной в 1976 г. Музеем Национального Наследия Шотландского Устава (США), содержится изображение (№ 10) литой бронзовой пластины, созданной Полем Ривером и датированной 1796 г. На ней изображены все три элемента – циркуль, наугольник и буква «G», — окруженные вервием с кафинскими узлами. Музею ее принес в дар владелец, мистер Расселл Надо. № 12 – это бронзовый дверной молоток из одного из домов в Бостоне, штат Массачуссетс, приблизительно 1910 г., который не менее полезен для нашего исследования, но, к несчастью, не датирован. Дальнейшие исследования приводят к убеждению в том, что 1796 г. – не самая ранняя дата, и что подобные изображения можно встретить, начиная с 1775 г. Однако всегда нужно помнить о возможности подделки и временного несоответствия.

В Историческом Обществе Чикаго экспонируется картина, на которой изображен Джордж Вашингтон в масонском запоне с изображением буквы «G» в окружении циркуля и наугольника. Существует и портрет Бенджамина Франклина в запоне с таким же орнаментом. Вашингтон умер в 1799 г, а Франклин – в 1790 г. Так что вполне вероятно, что запонов с таким рисунком еще не носили, когда эти двое были живы. Так что всегда нужно помнить о власти привычки и современной моды над художниками. Например, Койл на С. 270 своей «Масонской энциклопедии» пишет о недопустимости соединения символики переплетенных циркуля и наугольника и буквы «G». А между тем именно это изображение помещено на той же странице!

Кроме того, основная масонская эмблема из трех элементов чем-то определенно притягивает и располагает к себе, потому что ее изображения, пусть и разнящиеся в деталях, можно встретить практически во всех масонских странах мира. На Кубе – над освещенной земной сферой на крыше Храма Великой Ложи в Гаване. В Мексике – на обложке масонского издания. В Ямайке – на здании масонского Храма над гаванью Монтего. В Колумбии – на обложке масонской брошюры. Даже по другую сторону экватора – на бразильской почтовой марке. По другую сторону Атлантики, в Шотландии, – на запоне Мастера, а также на подвеске Великого Мастера в Ирландии. Испанские масоны также используют ее: например, на печати Ложи «Друзья Природы и Человечества» города Гихона 1830 г., а также на обложке Конституции Великого Востока Испании, изданной в Мадриде в 1934 г. Финская Научная Ложа, являющаяся ложей-сестрой Научной Ложи штата Техас, помещает букву «G» на место соединения лап циркуля. Не имеет смысла перечислять случаи употребления этой буквы в США, потому что здесь она употребляется практически повсеместно. Однако не помешает отметить, что она помещена даже на восстановленный первый памятник масонства в Техасе, на кладбище Мортон в Ричмонде, который изначально был посвящен в 1825 г. Роберту Гиллеспи.

Заключение

В заключение можно сказать, что в 1850 г. буква «G» далеко не в первый раз появилась в центре переплетенных циркуля и наугольника. Существует реальное доказательство того, что в 1796 г. Поль Ривер отлил бронзовую пластину с этим изображением. А относительно второй части утверждения Койла относительно неприемлемости данного сочетания, следует отметить, что оно принимается и почитается практически во всем мире, а потому его следует принять как должное, если не вследствие пуристского подхода, то в силу всеобщего признания».

Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет — Яндекс Деньги – 410011416569382

©Арушанов Сергей Зармаилович 2012 г


[1] Масо́нство франкмасо́нствоВикипедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F1%EE%ED%F1%F2%E2%EE

[2] Уильм БлейкВикипедияhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BA,_%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC

[3] Вашингтон ДжорджВикипедияhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%82%D0%BE%D0%BD,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6

[4] Джорджа Вашингтона Масонский Национальный МемориалВикипедияhttps://fr.wikipedia.org/wiki/Franc-ma%C3%A7onnerie

[5] Трумэн ГарриВикипедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%F3%EC%FD%ED,_%C3%E0%F0%F0%E8

[6] Венское копье Википедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D1%8C%D1%91

Матрица Мироздания сакральный базис Символов Масонов: 6 комментариев

  1. Чудесная статья! Спасибо автору – он предоставил хорошую возможность не только освежить в голове информацию по масонам, но также задуматься на свежую голову о том, чем же они таким важным занимаются, ставя свои взаимоотношения с Богом «за скобки» деятельности. И атеисты сюда же затесались… Критерий деятельности ради «общественной пользы» может быть опасным. Утрируя, можно прийти к заключению, что в ангелоподобном обществе и критерии пользы ангелоподобные, а вот если общество демоническое?…
    Судя по анализу основных масонских символов, в первую очередь, автору данной статьи должны быть благодарны именно масоны!
    Но если даже нет желания себя напрягать сверхусилиями по раскрытию тайн масонов, данная статья, сопровождаемая весьма интересными и интригующими иллюстрациями.
    Еще раз, спасибо автору!!!

  2. Прочитала статью о масонах. Великолепная статья. Ещё одна возможность вспомнить о масонах. Можно ли хотя бы на миг представить себе мир, в котором нет войн, политики, религиозных споров? Границы стёрты, а единственное государство – вся планета Земля, и правит ею справедливое общее интернациональное правительство. Граждане же этой страны гуманны и стремятся к самосовершенствованию. Утопия? Но именно подобные идеи лежат в основе философии ордена масонов. Для реализации этих планов масоны собирались в организации, называемые ложами. Вступая в масоны, человек проходил сложный и пронизанный символикой ритуал посвящения, что придавало этой организации особую таинственность. Каждый кандидат подтверждал свою веру в бога, но его религиозные воззрения не имели значения: он мог исповедовать христианство, мусульманство, иудаизм, буддизм, даже язычество. Здесь важно было одно: человек собирался и дальше духовно расти, не меняя своих убеждений. Сами же масоны рассматривали Бога, как Великого Архитектора Вселенной, а религии – как различные взгляды на одну и ту же суть. Идея Великого Архитектора очень хорошо прослеживается в масонской символике: мастерок, циркуль, наугольник, отвес, а так же в степенях посвящения, которые предстояло пройти каждому члену общества: Ученик, Подмастерье, Мастер. В списки тайного общества попали Пушкин, Гюго, Гёте, Суворов, Конан Дойль. Киплинг, Карамзин, Нобель….
    В статье подробно излагается значение символики ордена и убедительно доказывается, что матрица Мироздания была сакральным базисом для построения символов масонов.
    Большое спасибо за интересную статью. Поистине титанический труд автора привёл к открытию Матрицы Мироздания.

  3. Не знаю.. и думаю никто не знает с какой целью создавалось масонство изначально.. но на сегодняшний день это олицетворение зла на планете.. Значимость их во многом раздута ими самими.. Глуп тот кто восхищается ими. Зло правит миром и его контролирует на сегодняшний день и факт этот не оспорим.

    Ответ автора статьи:
    Уважаемый Никита. Изначально — это были хранители знаний древних мудрецов, отличных от знаний текущей эпохи. Зло относительное — это одна сторона медали. Вторая сторона — это относительное добро. В Материальном мире все понятия или уровни качества разделены и существуют одновременно со своим противоположностями. Но есть другой мир — Духовный мир. Там все целостно и нет добра и зла, как в Материальном мире Мы все по сути духовные существа и пришли в Материальный мир поиграть в одну единственную «игру» — «каждый играет в Господа» и обычно говорит — Я, я, я … Но Я это тайное Имя Господа. Посмотрите в разделе «Притчи» в самом начале — Притча первая. О Духовных существах, которые захотели поиграть в Господа. И другие притчи этого раздела. Всему есть причина и есть следствие. «Пусть раненный олень — ревет, а уцелевший скачет. Кто спит, кому в ночной дозор, кому, что рок назначит …» Всего вам доброго.

  4. Спасибо за статью. Весьма подробно, СО ВСЕВОЗМОЖНЫМИ ФАКТАМИ, но пожалуй недостает логических связей между представленными фактами из истории появления символики. Для себя могу сделать вывод, что масонство — одна из попыток организации мирового правительства. Почему одна из — потому что все предшествующие попытки натолкнулись на сопротивление со стороны свободолюбивых, но тупых и храбрых. Которым такие статьи необходимы как помощь, но в комбинации с положительными результатами работы + отчеты. А раз этого нет — значит видимо деятельность данного общества не является такой уж альтруистической как за декларировано в их собственной конституции. За старания и труды спасибо.

  5. Символом 18-й степени ДПШУ является не феникс с углями под крыльями , а пеликан , разрывающий свою грудь , что бы накормить своих птенцов . Они — то и находятся под его крыльями

  6. По поводу Рис. 4. Подвеска 18-й степени ДПШУ (Древний и принятый шотландский устав). «Рыцарь Розы и Креста». Это не феникс и не корыто ( корыто !!! ужас ! ) с углями. На подвеске изображен пеликан, кормящий своей кровью птенцов. И ни кто иной !

Добавить комментарий для малыш Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *