nav-left cat-right
cat-right

Эхнатон или Аменхотеп IV не поклонялся Единому богу

Египтология, как и другие современные науки полна мифов, которые могут быть близки к истине, но могут быть также очень далеки от таковой. Одним из таких мифов являются представления о том, что Эхнатон или Аменхотеп IV – «Поклонялся Единому богу». Рак В.И. говорит в своей очень интересной статье, которая приведена в Приложении, в частности, следующее – «Эта первая в мировой истории попытка ввести монотеизм (единобожие) не удалась». На самом деле, как мы написали в названии нашей статьи — Эхнатон или Аменхотеп IV не поклонялся Единому богу! При внешнем кажущемся многобожии древней религии Египта, она была по сути монотеистической. Об этом мы писали в нашей работе на сайте — Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта (рис. 13). Эхнатон, как раз наоборот, «снизил планку верований» от представлений о Едином боге в Духовном мире (Верхний Египет) до уровня представлений о Материальном мире (Нижний Египет) древних жрецов Египта . И – «диск Атона (Йати), не олицетворял солнечный диск»?! Попробуем обосновать нашу точку зрения.

Кратко рассмотрим историю жизни Эхнатона или Аменхотепа IV и его религиозную реформу. Обратимся к свободной энциклопедии Википедия:

«Аменхоте́п IV (позднее Эхнато́н) [1] (Новое царство, XVIII династия) — фараон Древнего Египта (1375-1336 гг. до н. э.), правивший приблизительно в 1353 (или 1351) — 1336 (1334) годах до н. э., из XVIII династии, выдающийся политик (при его правлении Египет стал приходить в упадок. Прим. ред.), знаменитый религиозный реформатор (это тот самый миф, о котором мы говорили выше. Прим. ред.), во время правления которого произошли значительные изменения в египетской жизни — в политике и в религии. Сын Аменхотепа III и царицы Тейе.

Рис. 1. Статуя фараона Эхнатона из храма Атона в Карнаке. Каирский египетский музей. Египет.

Обстановка в начале правления Аменхотепа

Ещё в молодые годы Аменхотеп IV стал соправителем отца, который в последние годы своей жизни был тяжело болен. В это время, как и в первые годы самостоятельного правления Аменхотепа, на ведение государственных дел большое влияние оказывала его мать, умная и энергичная царица Тейе.

Рис. 2. Тия (Тейе) – мать Эхнатона. Скульптура в Египетском музее в Берлине.

В начале правления Аменхотепа, с царями Митанни и Вавилонии существовали дружественные отношения. Царь Митанни Тушратта, прося нового фараона о продлении дружбы между обоими дворами, советовал ему справляться о международных делах у матери, и сам просил вдовствующую царицу оказывать влияние в благоприятном ему смысле на сына. Также вавилонский царь Бурна-Буриаш II прислал Аменхотепу поздравительное письмо в связи со вступлением последнего на престол, в котором он заверял фараона в своей дальнейшей дружбе. Хеттский царь Суппилулиума I также написал ему письмо, в котором он жаловался, что не получил ответа на своё первое письмо и требовал, чтобы Аменхотеп IV, подобно своему отцу, был дружен с ним и выполнял «братские» обязательства. Однако Аменхотеп с самого начала правления был недоволен Суппилулиумой I и не ответил даже на его первое письмо, в котором хеттский царь, видимо, поздравлял египетского царя с восшествием на престол. Видимо, между Хеттским царством и Египтом наметились серьёзные разногласия, о которых умалчивал в своём письме Суппилулиума.

Преобразования Эхнатона

Причины реформ

Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Причины этой реформы Эхнатона, которую иногда называют атонистической революцией, до конца не ясны. Захват египетскими фараонами большой добычи во время завоевательных войн в Передней Азии и Нубии привёл к необычайному обогащению рабовладельческой аристократии. Особенно обогатилось фиванское высшее жречество. Непомерное усиление фиванского жречества, тесно связанного со старой потомственной знатью и со жречеством местных провинциальных культов, стало опасным для царской власти.

Кроме того, происхождение Аменхотепа, сына царицы Тейе, которая не принадлежала ни к царскому дому, ни, возможно, даже и к египетскому народу вообще, по точным правилам престолонаследия лишало этого фараона всякого законного права на престол. Умерший отец его, женившись незаконно и обойдя этой женитьбой всех удельных наследниц царской крови, лишил этим поддержки законного права сына. В глазах жреческого сословия молодой царь был незаконным властителем, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Другие исследователи высказывают предположения, что реформа была необходима для создания общей религии для более тесного сплочения обширной Египетской державы, где в каждом городе почитался свой бог, нередко являющийся враждебным по отношению к богу другого города. Такое многобожие мешало объединению египетского народа в единое целое. (Это тоже миф. Прим. ред.)

Введение культа Атона

Пытаясь укрепить свою самодержавную власть, Аменхотеп IV, опираясь на неродовитых служилых людей, так называемых немху (что означало «сироты», конечно, в переносном смысле), выступил против жречества и в первую очередь против жречества главного бога Амона-Ра. Сила жречества и тесно связанной с ним знати, естественно, зиждилась на религии. Чтобы ослабить противника, необходимо было лишить его этого идеологического влияния. Сначала Аменхотеп, по-видимому, терпел старый порядок вещей; на первых памятниках своего царствования он ещё молится Амону. Затем Аменхотеп постепенно стал выдвигать, в противовес фиванскому богу Амону, культ ранее малоизвестного бога Атона (Йати), олицетворяющего солнечный диск. Провозгласив себя первосвященником нового бога, Аменхотеп на 3-м году своего правления начал строить в Фивах в его честь храм. На 4-м году началась отделка стен нового храма. Атон изображался в образе человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом.

Рис. 3. Эхнатон и Нефертити с семьёй. Staatliche Museen zu Berlin — Preußischer Kulturbesitz, Ägyptisches Museum.

На конец 4-го года правления приходится резкий перелом в отношении царя с одной стороны к Атону, с другой — к старым богам. Эхнатон провозгласил себя абсолютным божеством, вечным существом, спасающим и приводящим к вечной гибели. Солнечный диск, Атон, считался небесной, природной «иконой» самого царя. Поэтому меняется и само изображение Атона. Прежний образ человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом, заменился новым — круг с солнечной или царской змеёй (уреем) спереди и множеством устремлённых вниз лучей с кистями человеческих рук на концах. Но, несмотря на это, фараон, видимо, ещё не порвал со старым жречеством. В конце того же 4-го года, уже после «воцарения» Атона, верховному жрецу Амона Маи царь поручал добычу камня для его (фараона) изваяния в каменоломнях Восточной пустыни.

Основание новой столицы

По-видимому, на 6-ом году царствования Аменхотепа IV борьба резко обостряется и вскоре достигает апогея. Фараон вместе со своим двором покидает ненавистные и враждебные ему Фивы и, в 300 км к северу от этого центра почитания Амона-Ра, приказывает основать новую столицу — Ахет-Атон (Ах-Йати, «Заря Атона», ныне городище Тель эль-Амарна). Несколько раньше фараон переименовывает себя в Эхнатона (Их-не-Айти, «Полезный для Атона»). Новые личные имена получают также члены его семьи и его сановники.

Рис. 4. Эхнатон и Нефертити с семьёй (увеличенный фрагмент). Staatliche Museen zu Berlin — Preußischer Kulturbesitz, Ägyptisches Museum [2] . (Вверху в центре – «диск Атон» с лучами (19 лучей?!) в виде рук. Слева Эхнатон, а на его руках одна из дочерей. Справа царица Нефертити. На ее левом плече маленькая дочь, а на коленях еще одна дочь. Символически фреска показывает следующую схему – 1-ый уровень. – Один Диск, 2-ой уровень – Две фигуры – фараон и его жена. 3-ий уровень – Три дочери, 4-ый уровень – Четыре подушки – 2-е под ягодицами и 2-е под ногами фараона и царицы. Фактически это символическое изображение первых четырех уровней пирамиды Нижнего мира матрицы Мироздания. Или аналог священного Тетрактиса Пифагора. Подробно это разобрано в нашей статье на сайте в разделе «Египтология» — Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах (рис. 1). Прим. ред.)

До 8-го года царствования фараона усиленно отстраивается новая столица. Там был сооружен огромный дворец Эхнатона, построенный в основной своей части из белого камня. Этот дворец считают самым большим из всех гражданских зданий древности. Достаточно сказать, что длина восточного фасада официальной части Главного дворца равнялась почти 700 м. Стены дворца были покрыты сюжетными и орнаментальными росписями, отделаны цветными изразцами; полы, потолки, и лестницы красочно расписаны; колонны со сложными капителями раскрашены и инкрустированы цветным фаянсом. Кроме главного дворца в Ахет-Атоне было построено ещё несколько дворцов, меньших по размеру, но также пышно отделанных. В Ахет-Атоне был построен и главный храм Атона, получивший название «Дом Атона». Он состоял из двух громадных каменных сооружений внутри прямоугольной ограды, вытянутой в длину на расстояние 800 м. Все это было окружено особняками царских сановников и обширными садами.

Рис. 5. ПланХрам Атона [3] . Местонахождение: Египет, Тель-Эль-Амарна (на восточном берегу Нила, в 287 км к Югу от Каира, столица древнего Египта Ахетатон) Годы строительства: 14 в. до н.э. В настоящее время храм практически разрушен. «В Ахет-Атоне был построен и главный храм Атона, получивший название «Дом Атона». Он состоял из двух громадных каменных сооружений внутри прямоугольной ограды, вытянутой в длину на расстояние 800 м.». Существенно отметить, что в левой части плана, в «святая святых» — Святилище Бен-бена. «Бенну (Бен-Бен) [4] — в египетской мифологии птица — аналог феникса. По легенде является душой бога Солнца Ра. Название связано со словом «вебен», означающим «сиять». По легенде Бенну появилась из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвалась из сердца Осириса. Изображалась в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли. Бенну олицетворяла воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Символизировала солнечное начало». «Феникс [5] провозглашает начало нового цикла и служит, таким образом, «связующим звеном» между пирамидой и звездами Ориона, а в более общем значении, является «душой» Осириса-царя. В «Книге мертвых» (Глава 17) задается вопрос: «Кто он?.. Я великий Феникс из Гелиополя… Кто он? Он — Осирис…», и это практически не оставляет сомнений, кем на самом деле является египетский Феникс». Таким образом, получается, что в Храме Атона Эхнатон и его семья покланялись Бенну, который «родом» из Гелиополя и, соответственно, Осирису! (Прим. ред.)».

Преследование Амона и других старых богов

К 9 — 10 годам правления Эхнатона относятся первые известные нам случаи преследования бога отверженной столицы — Амона. Незадолго до начала 12-го года фараон объявил войну не только Амону, но и всем старым богам. Атон был провозглашен единственным богом, культ всех прочих богов был отменен, храмы закрыты, а жрецы, возможно, разогнаны. Стремясь стереть даже память об именах прежних богов, Эхнатон приказал повсеместно их уничтожать. Особенно тщательно стиралось и соскабливалось имя Амона, жрецов которого больше всего ненавидел фараон, а также имена Мут и Хонсусоставляющие вместе с Амоном, так называемую фиванскую триаду. Даже имени отца не пощадил фараон и изуродовал его, истребив его составную часть — имя Амона, или заменял его личное имя «Аменхотеп» царским именем «Ниб-маат-Ра». Слово «мать» (мут) в гробнице Тии он писал фонетически, чтобы избежать правописания при помощи знака коршуна, которым писалось имя богини Мут.

Зато Атону возводились храмы по всему Египту (Фивы, Ахет-Атон, Гем-Атон, Гелиополь, Мемфис, Гермополь, Фаюм). Эти храмы наделялись большими земельными массивами, охотничьими и рыбными угодьями, скотом, пастбищами, обеспечивались рабочей силой. Был учрежден большой штат жрецов — служителей нового культа фараона. Они, как это видно из памятников той поры, были в основном представителями новой служилой знати.

Внешнеполитические дела

Ухудшение отношений с крупными державами

Тем временем, внешнеполитические дела Египта шли неважно. Отношения с крупными государствами Ближнего Востока расстроились. Эхнатон уже не хотел посылать туда золото с отцовской щедростью. Оно было нужно ему самому, как для отделки новых зданий, так и для раздачи послушным сановникам. Вавилонский царь Бурна-Буриаш II жаловался на то, что его египетский «брат» неоднократно отпускал вавилонских послов без ответных подарков, а когда прислал золото, то оно оказалось неполновесным:

«Если ты не можешь быть столь же щедрым, как твой отец, то пришли хоть половину»

Вместо золотых изображений, обещанных Аменхотепом III царю Митанни Тушратте и даже показанных его послам, Эхнатон отправил позолоченные деревянные. Царь Митанни Тушратта пишет Аменхотепу IV:

«Итак, пусть брат мой пришлет мне золото, в таком большом количестве, которого нельзя было бы и исчислить… Ведь в стране моего брата много золота, столько же, сколько и земли. Боги да устроят так, чтобы его было ещё больше в десять раз».

Со своей стороны Тушратта готов оказать фараону какие угодно услуги и прислать всякие дары.

«Если брат мой чего-либо пожелает для своего дома, я отдам в десять раз больше, чем он требует. Моя земля — его земля, мой дом — его дом».

Не чувствуя твердой руки фараона, распоясавшиеся представители египетской власти в Сирии и Палестине, и тамошние властители нападали на вавилонских купцов и грабили их караваны. Дочь вавилонского царя, отданную в жены фараону, Эхнатон оскорбительным образом послал сопровождать всего-навсего 5 колесниц, тогда как при Аменхотепе III вавилонскую царевну, его будущую жену, сопровождали 3 тысячи колесниц. К тому же, Эхнатон заключил дипломатические отношения с Ассирией, что также вызвало недовольство Вавилонии, которая сохраняла свои притязания на верховную власть в Ассирии, хотя давно её уже не осуществляла. Бурна-Буриаш II в одном из своих писем даже заявил протест фараону, но безрезультатно. После этого Бурна-Буриаш II разорвал союз с Египтом и начал ориентироваться на враждебное ему Хеттское царство. А отношения Эхнатона с митаннийским царём испортились настолько, что, как пишет царь Библа Риб-Адди фараону, Тушратта двинул свои войска на Финикию, но отступил вследствие недостатка воды.

Анархия в азиатских владениях Египта

Впрочем, неудивительно, что Эхнатон мало заботился о поддержании добрососедских отношений с большими царствами Ближнего Востока, если его не слишком волновала даже опасность потери значительной части своих сирийских владений. При содействии изменивших египетскому фараону царя Амурру сына Абди-Аширты, Азиру и князя Кадеша Айтакамы, хетты овладели равниной Амки (в долине Оронта, южнее Кадеша). Три верных вассальных князя из соседних областей выступили против них, чтобы вернуть фараону утраченные земли, но были встречены Аитакамой во главе войска хеттов и отброшены назад. Все трое немедленно написали фараону о смуте и жаловались на Аитакаму. А сам Айтакама в свою очередь обвинял Бириавазу, правителя Дамаска, который окружил себя отрядами хапиру, отнял у него землю и опустошил города.

Захват земель царём Амурру Азиру

Азиру, тем временем, продолжал расширять свои владения в Амурру. Довольно продолжительный период ему удавалось выдавать себя за защитника интересов фараона. Он захватил Тунип, который к тому времени уже попал под влияние Митанни, и подобная акция, возможно, была одобрена наместником Эхнатона в провинции Амурру. Затем Азиру захватил финикийские и северо-сирийские прибрежные города вплоть до Угарита, причём убил их царей и присвоил себе их имущество. Когда хетты продвинулись в Нухашше, Азиру в союзе с ними взял Нийа и убил его царя. Осознав свою силу и чувствуя за своей спиной поддержку хеттского царя Суппилулиумы I, Азиру двинул свои отряды против резиденции египетского наместника в Амурру, города Симиры, осадил её, в союзе с флотом города Арвада, и быстро довёл до отчаянного положения. Царь Сидона Зимрида тоже отпал от Египта, заключил союз с Азиру и двинулся на Тир, царь которого Абимилки немедленно пишет Эхнатону, умоляя о поддержке. Царь Библа Риб-Адди также слал письмо за письмом к фараону с просьбами о помощи. Эхнатон, в конце концов, поручил нескольким египетским уполномоченным ознакомиться с положением Симиры, но им ничего не удалось сделать и город пал. Азиру убил местного египетского наместника и, разрушив город, получил полную возможность двинуться на Библ. Риб-Адди, приведенный в ужас случившимся, пишет фараону, сообщая, в частности, что египетский резидент в Кумеди, в Северной Палестине, находится в опасности. Но Азиру, который имел влиятельных друзей при дворе Эхнатона, сумел оправдаться перед фараоном. Последнего успокоили обещания Азиру платить ему такую же дань, которую вносили захваченные им города, и он не принимает мер.

Падение Библа

Планы мятежных царьков были столь искусно замаскированы, что египетские резиденты, по-видимому, не знали, кто верные вассалы, а кто скрытые мятежники. Так, Бихуру, египетский наместник в Галилеи, не понимая отношения Библа, посылает туда своих наёмников-бедуинов, которые избивают всех его защитников. Риб-Адди, положение которого ещё более усложнилось восстанием горожан, вызванным своевольным поступком египетского резидента, едет в Берит, искать поддержки у местного правителя Аммуниры. Но, вернувшись в Библ, находит там ворота запертыми, так как его брат захватил во время его отсутствия власть в свои руки, и выдал его детей Азиру. Аммунира, царь Берита, какое-то время ещё притворялся другом Египта, но, в конце концов, вместе с правителем Тира Абимилки примкнул к Азиру. А сам Азиру порвал всякие отношения с Эхнатоном и уже открыто перешёл на сторону хеттского царя Суппилулиумы I. Риб-Адди всё же удалось захватить Библ, и он ещё некоторое время удерживал его. Но город, в конце концов, пал, а Риб-Адди, видимо, был убит.

Междоусобица в Палестине

В Палестине, как писал Эхнатону правитель Иерусалима Арад-Хепа, правители Сихема, Гезера, Лахиша, Аскалона заключили союз с хапиру и стали враждебны Египту. Особую опасность он отмечал в действиях правителя Сихема Лабайи, который, вступив в согласие с людьми «са-газ» (хапиру), стремился расширить свои владения. При их поддержке Лабайа захватил несколько городов в Йизреэльской долине. Для оказания противодействия Лабайе правители ряда городов-государств Палестины объединились, в результате чего Лабайа не смог взять Мегиддо и попал в плен к правителю последнего Биридийа. Последний передал его правителю города Акки, чтобы тот отправил его морем в Египет. Однако за выкуп Лабайа был освобожден, но вскоре погиб в сражении в долине Йизреэля. Милкики, правитель Гезера, продолжил политику Лабайи, в союзе с сыновьями последнего. Союзники на севере боролись против Мегиддо, а на юге выступали против Арад-Хепы.

Отношение Эхнатона к событиям в азиатских провинциях

Эхнатон, занятый своей утопической реформой, не хотел, или не мог послать достаточно войск, чтобы удержать азиатские владения Египта. Он ограничивался угрозами и полумерами, а то и вовсе оставался глух к мольбам своих сиро-палестинских верноподданных, даже о посылке хотя бы небольшого числа воинов из Египта. Несмотря на бездействие фараоновских властей, большинство царьков, видимо, сильно скомпрометировавших себя сотрудничеством с египтянами, сохранили верность Эхнатону, но власть их была непрочной, и они гибли в борьбе с вражескими властителями и, отчасти, с собственными подданными. Египет терял не только международный политический престиж, достигнутый фараонами-завоевателями XVIII династии, но и экономическое могущество, поскольку все эти неурядицы сильно сократили поступление материальных ценностей из провинций.

Конец реформ Эхнатона

Росло недовольство и в Египте. Теперь, не только жрецы и знать, но и средние слои населения не поддерживали фараона. Расправляясь с их помощью со своими противниками, Эхнатон ничего не давал им взамен. Нельзя, наконец, недооценивать и значение идеологического фактора. Народ за многие столетия привык к своим богам, верил в них, и, конечно, никакие декреты и административные меры не могли принудить его отказаться так быстро — в течение нескольких лет — от религии предков. За ним закрепилось прозвище «Враг из Ахет-Атона», которым летописцы обозначали царя в свитках после его смерти, не желая произносить имени. Эхнатон оказался в изоляции. Впервые в истории Египта, дабы удержаться на престоле, он вынужден был прибегнуть к помощи наемников, скорее всего обитателей Эгейских островов.

Правда, по некоторым намёкам, очень смутным и неопределенным, можно предположить, что в последние годы правления под воздействием матери царицы Тэйе, или просто осознав надвигающуюся опасность, Эхнатон отказался от крайнего ригоризма и пошёл на некоторые уступки. По-видимому, в связи с этим у Эхнатона произошёл разлад с его главной женой Нефертити, ревностной сторонницей культа Атона. Так как, начиная с 15-го года правления Эхнатона, имя Нефертити не упоминается, как это было ранее, рядом с именем фараона, хотя точно известно, что она была жива и после смерти Эхнатона.

Эхнатон правил не менее 17 лет, последний известный год его правления — 17-й.

Семья

Супруги и дети Эхнатона:

  • Нефертити (новым именем которой стало Нефер-нефру-Атон (Наф-нафра-Йати, букв. «Прекрасна красота Атона»). 6 дочерей:
  • Кийа. Вероятная дочь:
    • Кийа-ташерит (условное имя, настоящее не сохранилось, однако известно, что оно заканчивается на -атон; возможно что полное имя звучит как Бакетатон)

Возможно сыном Эхнатона был Сменхкара.

См. также: Нефертити#Дочери

Смерть и гробница

Обстоятельства смерти Эхнатона неизвестны. Некоторые исследователи считают, что он был отравлен, так как на одной из росписей изображено покушение на него.

В нескольких километрах на восток от своей новой столицы Ахетатона, он был погребён в своей гробнице, высеченной им в скалах для себя самого и для всего семейства, и где уже покоилась его вторая дочь Макетатон. Но позже его мумия была убрана оттуда, и перенесена в некрополь Долины царей в гробницу KV55 (англ.) русск..

Древние египтяне уничтожили памятники о эпохе Эхнатона и запутали упоминания, чем усложнили идентификацию обнаруженных мумий. Непрерывные дискуссии продолжалась 100 лет, и завершились только с проведением генетико-генеалогической экспертизы.

Амарнское искусство

Рис. 6. Бюст Эхнатона в музее Сан-Хосе.

Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый, более натуралистичный художественный стиль. В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монуменальным каноном. Этот период в развитии египетского искусства получил название «Амарнского». Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями не только фауны и флоры Египта того времени, но и правящих особ. Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не идеализированы. Эхнатон имеет все признаки аристократического вырожденца — женоподобную фигуру, деформированный череп, чрезмерно тяжелую нижнюю челюсть, несоразмерно большую голову, отвисший одутловатый живот. Однако, идентифицированные в 2010 году останки Эхнатона не содержат указанных деформаций. Правитель предстает не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника, но отцом, мужем. Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей.

Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт царя и его семьи — супруги, знаменитой Нефертити (Нефернефруатон), и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им символы жизни и властвования. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору по имени Тутмос Младший, черепок с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.

Причина создания этого нового канона скорее всего была в том, что пока идеалом был совершенный Бог, то и человек идеализировался. В традиционном египетском искусстве, хотя и была портретная точность, человек изображался преображенным, одухотворенным, стремящимся к вечности и Богу. Но если бог — это царь, то он теперь и является идеалом. Значит нужно изображать его максимально реалистично, и задача подданных теперь — соответствовать этому новому идеалу. Амарнский период длился недолго (около 20 лет), как и правление самого Эхнатона. После смерти царя Ахетатон с его храмами и мастерскими был заброшен, поскольку само это место считалось у египтян нечистым, проклятым, и город оказался засыпан песками пустыни.

Последствия атонистской революции

Однако новый культ встретил сильную оппозицию со стороны жречества и недовольство народа, не понимавшего смысл нововведений и всё более страдавшего от начавшегося экономического упадка. Процарствовав около 17 (18) лет, Эхнатон скончался и уступил престол эфемерному царю Сменхкара, который был мужем старшей дочери Эхнатона и Нефертити — принцессы Меритатон и, возможно, сыном царя и одной из его младших жен — царицы Кийи. Спустя два года престол перешёл к Тутанхатону, младшему брату Сменхкара и супругу третьей дочери Эхнатона — Анхесенпаатон. Под влиянием высокопоставленных сановников (регентов Эйе и Хоремхеба, будущих фараонов) и жречества юный царь отказывается от ереси своего предшественника, принимает имя Тутанхамон и переносит двор в Мемфис. Ахетатон был постепенно заброшен и стал разрушаться, а с началом XIX династии был проклят и превратился в каменоломню. Имя его создателя также было проклято и изъято из официальной документации, в которой отныне Эхнатона упоминали только как «врага» («отступника из Амарны»). Сооружения Эхнатона были разрушены и в других городах Египта; архитектурные фрагменты с именем царя и рельефными изображениями найдены в Мемфисе, Гелиополе, Атрибисе, Гермополе, Ассиуте, Ахмиме, Абидосе, Медамуде и Луксоре.

Значение Эхнатона

Эпоха Амарны стала временем создания удивительных шедевров египетского искусства, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие египетского искусства, среди которых особого упоминания требуют скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити из мастерской скульптора Тутмоса Младшего в Ахетатоне, рельефы царской гробницы в восточных скалах Амарны и, наконец, фантастические росписи полов дворцов и резиденций столицы Эхнатона. Часть этих памятников чудом избежала уничтожения в годы реставрации, последовавшей за смертью фараона-еретика, часть, как, например, храмы Атона в Карнаке, была разобрана и использована в качестве каменной «набивки» для более поздних архитектурных сооружений в Фивах. Безусловно, следует отметить, что Амарна стала переломной эпохой и для египетской словесности: новоегипетский язык с этого времени окончательно вытесняет более древний среднеегипетский; создаются шедевры египетской поэзии — «Гимн Атону», авторство которого приписывается самому царю и в котором просматриваются параллели с библейскими псалмами (однако, справедливости ради, следует отметить, что «Гимн Атону» сам по себе имеет больше общего с «Гимном Амону» или «Гимном Осирису», чем об этом принято упоминать; иными словами, «Гимн Атону» не является столь уж уникальным, как об этом принято писать), любовная лирика, получившая широкое распространение в Египте во второй половине Нового царства.

В целом, переворот Эхнатона крайне отрицательно сказался на Египте. Точное количество человек, казненных и подвергшихся гонениям, неизвестно, однако, скорее всего, оно было весьма велико. Авторитет царской власти среди самых различных слоев общества был подорван, что привело к её постепенному ослаблению, переходу власти к жрецам фиванских храмов и постепенному превращению Египта в теократическое государство. В итоге кочевники ливийцы захватили большую часть Египта, и Новое Царство пало.

Современные оценки Эхнатона

Суть преобразований Эхнатона не вполне ясна для нашего времени. С момента открытия руин Ахетатона у современной Амарны доминирующей в египтологии была точка зрения, согласно которой новое вероучение Эхнатона было монотеистическим или очень близко к таковому подходило. Согласно этой теории, Эхнатона можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально известно её поклонение Единому Богу, а атонизм является древнейшим (или одним из древнейших наряду с зарождавшимся иудаизмом) монотеистических вероучений. Эта гипотеза, истоки которой лежат в трудах египтологов начала XX века, служила отправной точкой для отдельных дальнейших спекуляций, устанавливающих прямые связи между Эхнатоном и Моисеем, вплоть до их отождествления.

Среди подобных взглядов стоит упомянуть точку зрения основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, изложенную им в работе «Моисей и монотеизм» (Moses and Monotheism) в 1939, согласно которой Моисей был адептом религии Эхнатона, а иудаизм — результатом синкретизма атонизма и традиционной религии древних евреев. Ныне эту точку зрения отстаивает Ахмед Осман, утверждающий, между прочим, что Моисей не только идентичен Эхнатону, но ещё и является внуком Иосифа Прекрасного, отождествлённого с вельможей Юей.

В трудах многих современных историков считается установленным фактом, что вероучение Эхнатона, почитавшего, по крайней мере, в первое десятилетие его правления, помимо Атона — зримой формы солнечного диска и других богов — Шу, Ра-Хорахте, Тефнут и т. д., — не было, строго говоря, монотеистическим. Против характеристики атонизма как монотеизма выступают многие специалисты по эпохе Амарны. Такую точку зрения отстаивали египтологи Д. Редфорд, Э. Эртман, Н. Ривз.

Другие же ученые (Ю. Я. Перепелкин, А.Б.Зубов) считают, что реформа Эхнатона в принципе не имеет никакого отношения к монотеизму, а является первой в истории человечества попыткой установления тотальной власти, подобием тоталитарных режимов ХХ века, а обожествление царя — не более чем культ личности, не терпящий рядом с собой никаких иных культов.

Личность Аменхотепа IV противоречива, поэтому у египтологов не существует единого мнения относительно мотивов и характера фараона-реформатора — диаметрально противоположные характеристики Эхнатона даются часто в рамках одного исследования. Фараона изображают то идеальным правителем, мудрым и миролюбивым человеком, намного опередившим своё время, то выдающимся философом-мечтателем, не блещущим талантами государственного деятеля, то душевнобольным фанатиком. В частности, Борис Александрович Тураев называл Эхнатона одним из самых жестоких египетских владык, а Джеймс Генри Брэстед писал о нём как о «первой личности в мировой истории» и «отважной душе, бесстрашно действовавшей наперекор незапамятной традиции».

Исследователи приводят натуралистические стихи, мистические оды, составленные в честь Атона-Ра Эхнатоном. Египет Эхнатона привлекает такие умы, как Василий Розанов и Дмитрий Мережковский.

В деятельности Великого Эхнатона видели презрение к жречеству, «мировому фарисейству»: сложнейшие заупокойные церемонии, магию, мумифицирование. «Мистику сочетания „Ба“ и „Ка“ заменяет он», — согласно русскому исследователю, — «юродивыми ходами. Позволяет изображать себя ожиревшим и с двойным подбородком. Юродствует, не желая обожествления. Эхнатон видит себя богодухновенным пророком Солнца, проповедником новой истинной религии, верховным жрецом веры в Единого Бога».

«Эхнатон совершает революцию в сознании египтян. Предки его считали, согласно египетским (и иерусалимским) жрецам, что только они от Бога, а прочие – «сыны дьявола». Эхнатон в своем правлении пришёл к мысли: «Бог объемлет Своей любовью все творение, единый Бог над всем» (Атон для Эхнатона — универсальный мировой Бог. Фараон — Его избранник, «возлюбленный сын»).

Из оды Аменхотепа IV:

«Каждое око глядит на Тебя, горний Атон! Но постиг и познал Тебя в целом свете один Эхнатон».

«Без Солнца жизнь замирает. При Его восходе оживает. Когда Ты исчезаешь, земля объята кромешной тьмой. Очи не видят очей, и в усыпальнице спят, с головой закутавшись, смертные. Из-под изголовья их укради драгоценную вещь — не заметят». (пер. И. Яковлева

КОММЕНТАРИЙ:

Начнем наши исследования.

Совместим изображение фрески, показанное на рисунке 3 с матрицей Мироздания. Результат совмещения показан на рисунке 7.

Рис. 7. Вся фреска расположилась в области перехода от Верхнего Мира к Нижнему миру матрицы Мироздания. На рисунке видно, что верхний обрез фрески совместился с 4-ым уровнем Верхнего мира матрицы Мироздания, а нижний край (горизонтальная линия на фреске) с 6-ым уровнем Нижнего мира матрицы Мироздания. Центр «диска Атона» совместился с вершиной пирамиды Нижнего мира матрицы Мироздания. Верхние лучи, идущие от «диска Атона» справа и слева, проходят через две крайние позиции (белые кружочки) на 3-ем уровне (белая стрелка с номером 1) Верхнего мира матрицы Мироздания. Передний край короны царицы Нефертити (стрелки с цифрой 2) параллелен правой стороне пирамиды Верхнего мира матрицы Мироздания. Голова дочери (рот) на коленях царицы совместилась с крайней правой позицией (темный кружочек) на 3-ем уровне Нижнего мира матрицы Мироздания. Правая кисть руки дочери на коленях царицы совместилась с центральной позицией на 3-ем уровне (стрелка с цифрой 3) Нижнего мира матрицы Мироздания. Левая кисть руки дочери (стрелка с цифрой 4) на руках Энатона совместилась с левой позицией на 2-ом уровне Верхнего мира матрицы Мироздания. Угол наклона линии на сидении Эхнатона (стрелка с цифрой 5) параллелен левому краю пирамиды Нижнего мира матрицы Мироздания. Внешние вертикальные края (стрелки с цифрой 6) сидений царя и царицы совместились с крайними позициями 6-го уровня Нижнего мира матрицы Мироздания. Горизонтальные стрелки (А1 и А2) показывают основания двух священных Тетрактисов в Верхнем и Нижнем мирах матрицы Мироздания. Столь точное совмещение основных деталей фрески дает нам полное основание утверждать, что матрица Мироздания была «шаблоном» или базисом, на основе которого древние мастера создали изображение этой фрески. Так, что фреска – это не просто художественное произведение древних мастеров, а «Сакральный символ», указывающий на священную матрицу Мироздания.

Рис. 8. Справа на рисунке показана иероглифическая запись в картуше «Имени» Аменхотепа IV, которое было дано ему при коронации «Аменхотеп, бог и властитель Фив» до его «реформ». Отмечу один важный момент в написании транскрипции этого имени. По У. Бажду [6] (английский египтолог) это выглядит, так, как написано, простой латиницей по вертикали на дуговой стрелке справа от картуша. Египтологи знают, что правильное произношение египетских иероглифов утеряно, однако они, тем не менее, пользуются ужасающе неудобной формой записи транскрипции (Адолфа Эрмана [7] ), которую никакой ученый, специалист, человек с высшим и средним образованием «со стороны» не сможет прочесть?! Для ее записи нет даже символов на клавиатуре компьютера. Вот как выглядит транскрипция этого же «Имени» Аменхотепа IV в соответствии с принятой сегодня египтологами формой — Jmn ḥtp[.w] nṯr hq3 W3st — «Аменхотеп, бог и властитель Фив». Теперь такое избыточное «наукообразие» выглядит не только странным, но и указывает на «корпоративную замкнутость», которая мешает, на мой взгляд, познанию сакрального смыла величайшей науки древних о Божественном Мироздании. На Руси есть пословица – «Ум хорошо, а два лучше». Психологи знают, что взгляд со стороны может открыть то, что даже «специалисту» не видно. На основе этого положения, в частности, была разработана методика «мозгового штурма», которая помогала разрешить «неразрешимые проблемы» во многих направлениях науки, техники и технологии. Кроме того, сама идея, что священные иероглифы, которые вы видите на рисунке изначально создавались жрецами на основе матрицы Мироздания и служили для описания определенных пространств матрицы Мироздания для египтологов, с которыми я разговаривал, столь необычна и неизвестна им, что это вызывало у них определенную растерянность. Не удивлюсь, что и идея о том, что алфавиты всех времен и народов создавались на базисе матрицы Мироздания, может быть открытием для лингвистов вообще. Однако это именно так на самом деле. Буквы и иероглифы НЕ ПРИДУМЫВАЛИ – мудрецы древности создавали их на основе законов сакрального базиса – Матрицы Мироздания, которая была для них — святая святых! Об это мы рассказывали, в частности, в наших статьях в разделе «Авторские статьи»: Рунический алфавит Футарк, Один, Валгалла, Брахма и Зевс в матрице Мироздания, — Сакральным базисом для построения алфавитов Финикийского, Греческого, Иврита, Арабского и Глаголицы была матрица Мироздания. Часть 1, — Сакральным базисом для построения алфавитов Финикийского, Греческого, Иврита, Арабского и Глаголицы была матрица Мироздания. Часть 2., Тайна названия египетской Книги Мертвых в матрице Мироздания. Не исключено, что секрет создания алфавитов «изначально» был у жрецов древнего Египта?!

Рис. 9. На рисунке показана расшифровка иероглифической записи Ur-uart-hit-per (Ур-уартхит пер), которая показана на рисунке 8 слева.

Рис. 10. На рисунке показана иероглифическая запись в матрицу Мироздания названия «Крылатого диска» – Ур-уартхит-пер. В области «места приема гостей» вместо двух иероглифов – (перышко – А), которые на рисунке раздвинуты, показано положение в матрице Мироздания двух дисков со священными кобрами. Верхний диск с кобрами соответствует «диску Атона» на рисунке 7, а вправо и влево от нижнего диска египетские жрецы рисовали крылья с множеством перьев. «Крылатый диск» с диском вверху и диском с крыльями внизу помещался над входом в египетские храмы по повелению Ра для защиты храма от всего «нечистого».

Рис. 11. На рисунке показано положение двух дисков с кобрами «Крылатого диска» Ур-уартхита. Из сравнения рисунка 7 с рисунком 11 становится ясным, что «Диск Атона» — это только верхний элемент известного с древности «Крылатого диска» Ур-уартхита. Второго диска с кобрами на фреске нет!? Его «реформаторы» умышленно не показали. Из этого, в частности, родилась идея «единобожия»!? Раз диск, которому поклоняется Эхнатон, «ОДИН», то значит «реформатор» Эхнатон поклоняется «Единому богу» — в виде «Диска Атона». А раз диск ОДИН и круглый – значит это Солнце с лучами, идущими от него. Тем более, что все остальные боги при его правлении были «упразднены». Узнать это нам удалось только после совмещения фрески с матрицей Мироздания. И еще один вывод из результатов наших исследований. Двух солнц у нашей земли нет! А у священного символа Ур-уартхит-пер — дисков на самом деле ДВА! Значит «диск Атона» НЕ СОЛНЕЧНЫЙ ДИСК!? Это еще один миф в истории и египтологии, который не соответствует истине!

Рис. 12. Слева и справа в картушах записаны в матрицу Мироздания Имена Аменхотепа IV, данные ему при коронации до начала его «реформ». Слева – «Амон (Амен) доволен» (вариант – «Амона Осознавший»), справа – «Аменхотеп бог и властитель Фив».

Рис. 13. Слева в картуше записано в матрицу Мироздания Имя Аменхотепа IV в период его «реформ» («Эхнатон») — «Возвышающий Имя Атона». Справа в картуше записано в матрицу Мироздания Имя Аменхотепа IV, данное ему при коронации до начала его «реформ» – «Аменхотеп бог и властитель Фив».

Рис. 14. Этот рисунок аналогичен предыдущему рисунку 13, но слева внизу показан в матрице Мироздания образ «Крылатого Диска» — Ур-уартхит-пер. Вверху диск с двумя уреями (кобры), внизу – диск с уреями и крылья. Это целостный образ Ур-уартхита – «Крылатого диска».

С 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания по представлениям жрецов древнего Египта в сакральном смысле начинался «Нижний Египет». Об этом мы рассказывали в нашей работе раздел «Египтология» — Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта (рисунок 13). Также с 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания начиналась иероглифическая запись «Имени» Амона-РаЕгипетские иероглифы не примитивное рисуночное письмо – это надежный способ сохранения и передачи сакральных знаний в будущее. (рисунок 1). Ниже на рисунке показаны описания этих же пространств матрицы Мироздания с Ведической точки зрения и знаний Каббалы.

Рис. 15. На рисунке слева показаны два нижних мира «древа Сфирот» по представлениям древних Каббалистов – Иецира и Асия, которые занимают в матрице Мироздания пространство «Нижнего Египта» (с 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания). Подробно об этом мы рассказывали в наших статьях раздел «Иудаизм» — Четыре мира Каббалы соответствуют пространству Мула Пуруши и Мула Пракрити в матрице Мироздания (рисунок 1 и 2) и Матрица Мироздания сакральный базис науки Каббала. На рисунке справа показана запись на санскрите в матрицу Мироздания «Имени» Брахма и Его сияния – Джйоти. Об этом мы подробно рассказывали в нашей работе раздел «Религии Индии» — Одна из тайн Брахма-Самхиты о размерах Духовного и Материального мира в матрице Мироздания. Фактически получается, что египетский бог Амон (Амен-Ра) по положению его «Имени» в матрице Мироздания «идентичен» Ведическому богу Брахме, который является сотворцом нашей Вселенной. В этом же пространстве располагаются два каббалистических мира – Иецира и Асия.

Рис. 16. На рисунке справа показана запись на санскрите в матрицу Мироздания «Имени» Брахма и Его сияния – Джйоти. Об этом мы подробно рассказывали в нашей работе раздел «Религии Индии» — Одна из тайн Брахма-Самхиты о размерах Духовного и Материального мира в матрице Мироздания. Слева на рисунке показана запись на санскрите в матрицу Мироздания «Имени» Великого «всепожирающего времени» ГосподаМаха Кала Дхама, которое «располагается» и действует (уничтожает все со временем) в том же самом пространстве от 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания – в «Нижнем Египте», в двух каббалистических мирах Иецира и Асия, в мире Брахмы, который тоже смертен. По земным меркам время жизни Брахмы его 100 божественных лет соответствует периоду в 311 триллионов лет. По аналогии расположения «Имени» Амона (Амен-Ра) в тех же пространствах матрицы Мироздания получается, что этот египетский бог тоже смертен?!

На этом мы закончим изложение результатов наших исследований. Полагаем, что нам удалось обосновать нашу точку зрения, о которой мы говорили в начале статьи —  «На самом деле, как мы написали в названии нашей статьи — Эхнатон или Аменхотеп IV не поклонялся Единому богу! При внешнем кажущемся многобожии древней религии Египта, она была по сути монотеистической. Об этом мы писали в нашей работе на сайте — Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта (рис. 13). Эхнатон, как раз наоборот, «снизил планку верований» от представлений о Едином боге в Духовном мире (Верхний Египет) до уровня представлений о Материальном мире (Нижний Египет) древних жрецов Египта . И – «диск Атона (Йати), не олицетворял солнечный диск»?!»

Кстати, это 153-я статья на сайте, а число 153 – сакральное число. Об этом числе мы писали в нашей работе раздел «Христианство» — Сакральный смысл числа сто пятьдесят три – столько же больших рыб вытащил на землю сетью Апостол Симон Петр.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта.

©Арушанов Сергей Зармаилович 2012 г.

Приложение:

Читателю предлагается интересная статья Рака В. И., которая содержит массу интересных подробностей о жизни Аменхотепа IV (Эхнатона) и его религиозной реформе.

Аменхотеп IV – Эхнатон

Рак В.И.

«Аменхотеп IV, сын Аменхотепа III, внук Тутмеса IV, взошедшего на престол по воле Хармахиса, а не Амона, бросил дерзкий вызов всевластию Амона, царя богов, и вступил с ним в открытое единоборство [8] . Подобно змею Апопу, он попытался нарушить миропорядок, установленный Маат, — и богиня покарала его смертью.

Аменхотеп IV взошел на престол в 1364 (по другой хронологии в 1375) г. до н.э. под тронным именем Неферхепрура («Прекрасное существование Ра»), к которому на втором году правления добавил имя Уэнра («Единственный, принадлежащий Ра»), тем самым декларативно подчеркивая свою приверженность гелиопольскому солнечному богу Ра, а не фиванскому Амну. Не позднее 4-го года царствования Аменхотеп IV женился на знатной египтянке Нефертити, презрев многовековую традицию царских браков: престол в Египте формально передавался по женской линии — фараоном становился супруг старшей дочери предыдущего фараона. Нефертити же не была дочерью Аменхотепа III. (Подобное пренебрежение к традиции выказал в свое время и Аменхотеп III, сделав своей «великой женой» дочь провинциального жреца Тию, будущую мать Аменхотепа IV.)

На шестом году правления Аменхотеп IV перенес столицу из Фив во вновь построенный город Ахетатон («Небосклон Атона»), сменил имя с Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Угодный Ато-ну») и, упразднив культы сперва Амона, а затем и всех остальных богов, установил в Египте солнцепоклонничество (атонизм). Солнечный диск — Атон — фараон объявил единственным богом, себя же самого — сыном Атона и «единственным, познавшим истинного бога».

Историю атонизма можно подразделить на несколько этапов: 1) Пора «первоначальных солнечных обозначений» — с момента воцарения Аменхотепа IV до третьего года царствования. Фараон добавляет к своему тронному имени имя Уэнра («Единственный, принадлежащий Ра»), подчеркивая свою приверженность Солнцу в противовес главному государственному богу Амону. Атон начинает косвенно упоминаться как божество. 2) «Строчное солнечное имя» — 3-4 гг. царствования, Атон, как бог, почитается под именем «Да живет Ра-Хорахте, ликующий на небосклоне в имени своем Шу, который есть Атон». Амон в этот период по-прежнему остается верховным богом пантеона, служение ему повсеместно продолжается, хотя строительство во славу Амона уже не ведется, в то время как в Карнакском храмовом комплексе строится храм Атона. 3) Пора «ранних солнечных картушей» (у Ю. Я..Перепелкина – «колец») до переименования фараона в Эхнатона — 4 — 6 гг. царствования. «Строчное солнечное имя» заключается в картуши наподобие имен фараона и его жены. Столица переносится в Ахетатон. Однако до переноса столицы Амон по-прежнему не лишался служения, хотя уже во всем «уступал» Атону; но до открытого низложения Амона было еще далеко. 4) «Ранние солнечные картуши» после переименования фараона — примерно до двенадцатого года царствования. Амон низложен, культ его повсеместно запрещен, статуи уничтожаются, имена стираются с памятников. «Преследованию» подвергаются также супруга Амона Мут и их сын Хонсубоги Фиванской Триады. Культы всех прочих богов продолжают отправляться, гонений на них нет. 5) Пора «поздних солнечных картушей» — с двенадцатого года царствования вплоть до смерти Эхнатона. Солнце почитается под именем «Да живет Ра, властитель небосклонный, ликующий на небосклоне в имени своем Pa-отец, пришедший как Атон» — т. е. из раннего солнечного имени изгоняются упоминания старых богов: Хора (в имени «Хорахте») и Шу. Запрещены культы всех старых богов, солнцепоклонничество становится неистовым.

Политической причиной этого переворота была борьба фараона с фиванским жречеством, начавшаяся при Аменхотепе III. Однако, как указывает М. А. Коростовцев, «религиозный переворот Аменхотепа IV был, в сущности, чисто мировоззренческим, он не имел глубоких социальных корней. Иногда приходится слышать или даже читать, что Аменхотеп IV задумал свою «реформу» как орудие ослабления влияния жречества в стране.

Такое толкование противоречит фактам. И до и после Аменхотепа IV фараоны нередко конфликтовали со жречеством, но никто из них никогда и не помышлял о подобных мерах. Неугодных жрецов просто устраняли. Рассматривать переворот Аменхотепа IV как направленный в основном против влияния жречества — вульгарная социологизация истории».

Поклонялись Атону и приносили ему жертвы во дворах открытых храмов, молитвы обращали непосредственно к самому «диску». Изображения Атона на рельефах стел с культовыми ритуалами не связаны.

Солнцепоклоннические храмы имели вид обнесенных каменной оградой открытых дворов с длинными рядами жертвенников по обе стороны от входа. Вход, как правило, был ориентирован на восток (за исключением храма «Проводы Атона на покой», вход которого был обращен на запад). Наиболее значительные храмы Ахетатона: 1) Большой Храм Атона («Дом Атона в Ахетатоне»), имевший несколько составных частей: «Дом ликования Атона», «Сень Ра жены фараоновой великой Нефертити — жива она!», «Восходит Атон» и др.; 2) «Двор Атона» — личный храм семьи фараона, расположенный во дворце неподалеку от личных покоев Аменхотепа IV; 3) «Сень Ра» — храмы, посвященные матери Эхнатона Тии и его дочерям. Назначение этих храмов неясно; 3) «Проводы Атона на покой» — храм вечерних богослужений, где главной жрицей была сама Нефертити.

Для древнеегипетского атонизма характерны два основных признака или, точнее, два религиозных устоя. Первый из этих устоев — любовь к «земной» жизни. Культ земной жизни хотя и не был прямо противопоставлен загробному культу, но явно над ним возобладал. На ахетатонских стелах, на стенных росписях Ахетатонского дворца — всюду изображается любовь Эхнатона и Нефертити, их родительская нежность к дочерям. В ахетатонском искусстве впервые в истории Египта появляется пейзаж, прославляется красота природы. Многие залы дворца были расписаны в «пейзажном» стиле: по полу вьется тропинка, боковые стены — заросли камыша, выше — небо, по которому летают птицы.

Вера в загробную жизнь в период атонизма не была связана с культом Осириса. Солнцепоклонники считали, что душа умершего проводит день среди живых людей, а ночью уходит на покой.

Второй устой — любовь к «истине». Требование «следовать во всем только истине» ярче всего отразилось на искусстве: в противовес многовековым традициям монументализма и идеализации изображаемого, ахетатонские рельефы, скульптуры, росписи были подчеркнуто натуралистичны и наполнены динамикой. Первоначально натурализм выступал даже в утрированной форме, но в период «поздних солнечных картушей» утрировка исчезает. М.Э. Матье отмечает по этому поводу: «Такой путь развития искусства был закономерен. Новый стиль с его особенностями возник как декларативное провозглашение разрыва с традициями и наглядное средство борьбы с прошлым. Но овладение новыми художественными формами было нелегкой задачей для мастеров.

От привычных, поколения передававшихся композиций, обликов, линий, приходилось переходить к другим, часто противоречащим прочно привитым эстетическим нормам. Не удивительно поэтому, что на первом этапе развития, помимо полемической утрировки, произведения отличаются также несоразмерностью частей фигур, резкостью линий, угловатостью контуров. Чувствуется, что мастера не уверены в правильности творческого пути. Однако общая реалистическая направленность искусства Ахетатона, находившая поддержку в идеологии придворной среды, помогла художникам преодолеть и первоначальную заостренность, и некоторую растерянность перед новшествами».

Эта первая в мировой истории попытка ввести монотеизм (единобожие) не удалась. Храмовое и государственное хозяйство при Аменхотепе IV — Эхнатоне постепенно пришло в упадок; неудачно для страны складывалась и внешняя политика: Египет лишился многих подвластных ему территорий. В этих условиях жрецам-«староверам», по-видимому, даже не нужно было внушать народу мысль, что Амон гневается на фараона-еретика и насылает кару на Египет: такая мысль напрашивалась сама. Солнцепоклонничество, по сути, просуществовало лишь до окончания царствования Аменхотепа IV (1347, по другим хронологиям 1350, 1358 г. до н.э., когда фараон-реформатор умер в возрасте около 33 лет), да и то во многих номах Египта культ солнечного диска был воспринят чисто формально.

Уже преемник Эхнатона, Сменхкара, переносит столицу обратно в Фивы и начинает восстанавливать Карнакский храмовый комплекс Амона-Ра, немало пострадавший в годы солнцепоклонничества (в частности, из этого храма брали камень для нужд ахетатонского строительства). При фараоне Тутанхамоне, преемнике Сменхкара, фараона-еретика и его атонизм предают «анафеме»; Изображения царственной четы — Эхнатона и Нефертити — повсеместно укчитожаются. Однако в искусстве традиции ахетатонского периода укрепились прочно. На более поздних рельефах, статуях и т.п. отчетливо прослеживается влияние ахетатонского искусства.

Что касается самого Эхнатона, — это был болезненный, страдающий эпилепсией (считалось, что во время припадков «отец фараона — Атон — сообщает своему сыну истину»), некрасивый человек с большим вздутым животом, короткими ногами, тяжелым подбородком. Дочери Нефертити и Эхнатона так же, как и сам фараон, изображались с вытянутыми яйцеобразными головами, возможно, эти физические недостатки являлись прямым следствием нескольких поколений кровосмесительных браков в династии.

Сохранились гимны Атону времен солнцепоклоннической реформы».


[1] Эхнатон Аменхетеп IVВикипедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%85%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD#.D0.9F.D1.80.D0.B5.D0.BE.D0.B1.D1.80.D0.B0.D0.B7.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.AD.D1.85.D0.BD.D0.B0.D1.82.D0.BE.D0.BD.D0.B0

[2] Эхнатон (Аменхотеп IV) — http://ru-egypt.com/lexicon/ehnaton.

[3] Город Ахетатон – планы — http://kannelura.info/?p=2169

[4] Бенну (Бен-Бен) Википедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BD-%D0%91%D0%B5%D0%BD

[5] Египетский Феникс — Бен-Бен – Бену — http://myfhology.narod.ru/monsters2/phoenix-egipt.html

[6] Об У. Бадже мы писали в работе на сайте в разделе «Египтология» — Тайна названия египетской Книги Мертвых в матрице Мироздания.

[7] Адольф Эрман (нем. Johann Peter Adolf Erman; 31 октября 1854, Берлин — 26 июня 1937, там же) — немецкий египтолог и лексикограф, основатель берлинской египтологической школы. Сын физика Георга Адольфа Эрмана. Внёс значительный вклад в египтологию, в частности, в изучение древнеегипетского языка. Эрман изучал египтологию в Лейпциге и в Берлине, был учеником Георга Эберса. С 1883 — внештатный, а с 1892 штатный профессор египтологии в Берлинском университете. С 1885 — директор египетского отдела Берлинского королевского музея. С 1882 Эрман совместно с Генрихом Бругшем начал издавать «Журнал египетского языка и древней истории» (Zeitschrift für ägyptische Sprache und Alterthumskunde). В 1897 Эрман стал инициатором создания Берлинского словаря египетского языка. На основе египетских текстов разного времени Эрман исследовал развитие языка, выделил отдельные периоды египетского языка, выявил родственные связи египетского и семитских языков. Грамматики Эрмана неоднократно переиздавались и переводились на другие языки. Учениками Эрмана были К. Зете, Г. Штейндорф, Л. Борхардт, В. Шпигельберг, Г. Шефер. В 1893–1895 у Эрмана учился русский египтолог Б. А. Тураев, который позднее перевёл на русский язык его «Египетскую грамматику». — http://www.peoples.ru/science/history/adolf_ermann/index.html

[8] Рак В.И. — Аменхотеп IV – Эхнатон — http://lib.rin.ru/doc/i/194776p2.html

Другие статьи с этого сайта

3 комментария : “Эхнатон или Аменхотеп IV не поклонялся Единому богу”

  1. Vera:

    Мне показалось странным, что Эхнатон связан с Иерусалимом, строительство которого началось спустя почти 400 лет после правления Эхнатона.

    Ответ автора статьи:
    Уважаемая Вера. К сожалению, Вы не привили в комментарии непосредственный текст из статьи, на основании которого возник Ваш вопрос – что Эхнатон связан с Иерусалимом? По всей видимости, Ваш вопрос возник по описательной части, которую мы привели из литературных источников в тексте статьи: «Эхнатон совершает революцию в сознании египтян. Предки его считали, согласно египетским (и иерусалимским) жрецам (по аналогии), что только они от Бога, а прочие – «сыны дьявола». Эхнатон в своем правлении пришёл к мысли: «Бог объемлет Своей любовью все творение, единый Бог над всем» (Атон для Эхнатона – универсальный мировой Бог. Фараон – Его избранник, «возлюбленный сын»).

    В «Приложении» мы писали: «Аменхотеп IV взошел на престол в 1364 (по другой хронологии в 1375) г. до н.э. под тронным именем Неферхепрура («Прекрасное существование Ра»), к которому на втором году правления добавил имя Уэнра («Единственный, принадлежащий Ра»), тем самым декларативно подчеркивая свою приверженность гелиопольскому солнечному богу Ра, а не фиванскому Амону. … До своей смерти он процарствовал 17-19 лет.
    Ниже приведем краткую справку о городе Иерусалиме, которому, по меньшей мере, 4000 лет до нашей эры и 2000 лет нашей эры.

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии — (Иерусалим – Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E5%F0%F3%F1%E0%EB%E8%EC):
    «Иерусали́м (ивр. ירושלים‎ Йерушала́(й)им (audio) (инф.), араб. القدس‎‎ аль-К̣удс[комм. 1] (audio) (инф.)) — древний город на Ближнем Востоке. Столица Государства Израиль с 1949 года; с 1967 года Израиль контролирует всю территорию города. Израильский суверенитет над восточной частью города[2] и статус всего Иерусалима как столицы Израиля не признан значительной частью международного сообщества[3][4][5]. Является священным городом для трёх авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама.

    Иерусалим располагается на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями в отрогах Иудейских гор, на высоте 650 — 840 м над уровнем моря, и является одним из древнейших городов мира. Первые поселения датируются IV тысячелетием до н. э. В XI веке до н. э. город был занят евреями и провозглашён столицей Израильского царства, а с X века до н. э. — Иудейского. В VI веке до н. э. город был завоёван Вавилоном, а затем перешёл под власть Персидской империи. С IV по II век до н. э. город последовательно принадлежал Македонской Империи, Египту, Государству Селевкидов. После еврейского восстания во II веке до н. э. на некоторое время было восстановлено Иудейское Царство, но уже в 6 году н. э. на месте него была провозглашена римская провинция Иудея. После распада Римской империи, Иерусалим отошёл к Византии. С этого момента начинается христианизация города. C захватом в 639 году арабским халифом Умаром ибн Хаттабом город начинает приобретать мусульманский облик. В 1099—1187 и 1229—1244 годах Иерусалим был под властью крестоносцев, затем был захвачен Египтом. С 1517 года по 1917 год находился в составе Османской империи, после чего перешёл под управление Великобритании».

  2. lyubov:

    Я, слышала , что существует произведение «Слово о боге Ра, Осирисе и сыне его Горе», найденное во Франции , если Вы в курсе , то может поможете его найти?.
    Нет ли такого же скрупулезного исследования по геометрической схеме мироздания , принесших на Русь Св. Кириллом и Мефодием. У меня нет доказательств к предполагаемой мною схеме. Заранее благодарю.

  3. автором:

    Уважаемая Любовь. К моему сожалению, сначала огорчу вас. Я не знаком с материалом – «Слово о боге Ра, Осирисе и сыне его Горе», найденном во Франции», о котором вы пишете. А теперь не огорчу – Кирилл и Мефодий знали о матрице Мироздания, и о секрете построения алфавитов, с помощью знаний о матрице Мироздания. Знали они об алфавите — «славянская буквица», однако по каким то причинам создали, увы, «эрзац» славянского алфавита — «Церковно-славянский алфавит», лишь с одной целью – перевод христианских Писаний для русов?! Бог им судья. Более подробно вы можете познакомиться с этим вопросом в статье на сайте раздел «Авторские статьи» — Изначальный вид Алфавита «Славянская Буквица» и его сакральный смысл открывается в матрице Мироздания (Опубликовано автором Сентябрь 26, 2014 в Авторские статьи, Древние славяне | 6 коммент.).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.