nav-left cat-right
cat-right

Тайны священных символов древнего Элама в матрице Мироздания. Часть II

В этой статье мы продолжим исследование священных символов древнего Элама, Мидии или, более правильно, ряд священных символов народов, населявших древнюю территорию современного Ирана. Их история и религиозные верования хоть внешне и отличались, но в сакральном смысле были тесно связаны друг с другом. В частности, мы исследуем сакральный смысл символа «священного дерева» древнего Элама. «Юго-западную часть Ирана занимал Элам [1] (совр. провинция Хузистан) … Равнинная часть Элама (Сузиана) орошалась водами рек Карун и Керха, впадавших в древности в Персидский залив. Эта аллювиальная долина — одна из древнейших областей земледельческой культуры. Уже на рубеже IV — III тыс. до н. э. там выращивали обильные урожаи ячменя, эммера и фруктов. Тогда же здесь возникло и ремесло. Особенно значительного расцвета достигло гончарное дело. Горная часть Элама (совр. Бахтиарские горы) была богата строительным лесом, и полезными ископаемыми (медь, свинец и др.). Основным занятием жителей горных районов было скотоводство. …

Рис. 1. Карта Мидийского царства (справа — Medo), Элама (примыкает слева к Мидии), Вавилонского царства, Египетского царства и Лидии (Lidia). (свободная энциклопедия Википедия).

До середины XIV в. до н. э. Элам сохранял свою независимость, но затем был надолго завоеван вавилонянами. Около 1180 г. до н. э. эламский царь Шутрук-Наххунте I изгнал вавилонское войско с территории Элама и, совершив победоносный поход в Вавилонию, разграбил ее города и увез оттуда в Сузы богатую добычу. Среди этой добычи находилась также стела с Законами Хаммурапи, которая в самом начале нашего столетия была раскопана в Сузах французскими археологами….

Мидийцы и персы составляли часть огромного мира иранских племен, простиравшегося от Северного Причерноморья до территории современного Афганистана. Эти племена говорили на различных диалектах иранских языков. Многие из них занимались кочевым скотоводством. …

Рис. 2. Рисунок «древа жизни» из древнего Элама. Практически нигде в известных нам работах этот рисунок никак не называется, а просто приводится в качестве рисунка древней Эламской культуры. В частности, в работе «Древние Цивилизации» (Ancient Civilizations) 1 .

В 614 г. до н. э. мидийцы во главе с Киаксаром захватили Ашшур, древнюю столицу Ассирии. В августе 612 г. до н. э. мидийцы и вавилоняне ворвались в Ниневию. В результате разгрома Ассирийской державы мидийцы захватили восточную часть Малой Азии и коренную территорию Ассирии.

Киаксар, которого древнегреческий трагик Эсхил назвал «основателем владычества над Азией», стал расширять границы своего государства за счет южных и восточных соседей. Один из первых его ударов обрушился на Персию, которая была завоевана около 624 г. до н. э. Киаксару удалось захватить также Парфию и Гирканию, расположенные к востоку от Каспийского моря, а кроме того, Армению. Около 590 г. Киаксар присоединил к Мидии Манну — крупное государство к западу от Мидии. Тогда же мидийцы подчинили своей власти и Урарту».

«Ми́дия [2] — древнее государство, а также древняя этногеографическая область на западе Ирана, от р. Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге и от гор Загроса на западе до пустыни Деште-Кевир на востоке, населенные ираноязычными[1] племенами. Мидийское царство существовало в 670 до н. э.550 до н. э. и в годы своего расцвета было гораздо шире границ этнической Мидии.

История

Ираноязычные[1][2] племена мидийцев известны в истории с начала IX века до н. э., когда они переселились из Средней Азии (по другой версии, с Северного Кавказа вокруг Каспийского моря) в Иран. В следующие века мидийцы постепенно ассимилировали неарийские племена гутиев, лулубеев и касситов, с древнейших времен населявших территорию Ирана. В конце IX в. — начале VIII в. до н. э. Мидия была завоёвана ассирийцами, однако около 673 до н. э. мидийцы, которых возглавил Каштарити, восстали и обрели независимость.

Вскоре после этого Мидией стала править местная династия, основателем которой был судья Дайукку. Его сын, Фраорт смог захватить Персию, а при его внуке — Увахшатре (греч. Киаксар) — мидийцы завоевали совместно с вавилонянами огромную Ассирийскую державу. При этом Мидии отошла Северная Месопотамия; вслед за тем Увахштра покоряет Урарту и нападает на мелкие царства восточной Малой Азии; после длительной войны он успешно делит с Лидией Анатолию по реке Галис (Кызыл-Ырмак). Таким образом, к концу царствования Увахшатры мидийцы оказываются на вершине могущества, владея всем нынешним Ираном, Армянским нагорьем, Северной Месопотамией и востоком Малой Азии.

Рис. 3. Современный рисунок одежды «мидийской и персидской» аристократии.

Столицей Мидии являлся город Экбатаны (ныне Хамадан). Мидийский царь носил титул «Царя царей», что, впрочем, отражало не вселенские притязания (как это стали истолковывать позже), а тот факт, что он изначально был «первым среди равных» вассальных царьков. Сын Увахшатры, Иштувегу (греч. Астиаг), попытался укрепить царскую власть, чем вызвал оппозицию вельмож. Около 550 до н. э. Мидия была завоёвана вассальным персидским царьком Киром II, как говорят предания, при активной помощи недовольных Иштувегу мидийских вельмож. Персы были родственны мидийцам, сам Кир по матери принадлежал к мидийскому царскому роду (он был внуком Иштувегу), и, судя по всему, мятежные мидийские вельможи рассматривали победу персов как дворцовый переворот. Однако их надежды были обмануты: в течение одного поколения мидийцы были оттеснены от всех значительных постов и могли занимать лишь второстепенные должности в мировой державе Ахеменидов, а сама Мидия была превращена в одну из рядовых сатрапий и платила дань персам наряду с прочими покорёнными народами. Впрочем, Экбатаны продолжали считаться одной из столиц персидских (а затем парфянских) царей, где они предпочитали проводить знойные летние месяцы.

После смерти Александра Македонского последний сатрап Мидии Атурпатак (Атропат) провозгласил себя царём на севере своей бывшей сатрапии, в районе озера Урмия, основав таким образом государство «Малая Мидия», иначе «Мидия Атропатена», или просто «Атропатена». От слова «Атропатена» возник позже этноним «Азербайджан».

Культура

Мидийцы были очень близки к персам и по языку, и по религии, и по обычаям. Они носили длинные волосы и бороды; как и персы и все иранцы, они носили штаны, короткие сапожки и на поясе — акинак (среднее между длинным кинжалом и коротким мечом), бывший отличительным признаком свободного мужчины. В отличие от персов, они надевали не узкие куртки, а длинные свободные одеяния с большими рукавами (их быстро переняла персидская знать, и презирали греки, считая «женскими»); от персов их также отличал особый вид головных уборов. Мидийские пехотинцы были вооружены короткими копьями и плетеными, обтянутыми кожей щитами. Но в отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы славились своей конницей. Мидийский царь сражался в центре войска, стоя в ассирийской колеснице — обычай, перенятый персами. Как и все иранские народы, мидийцы использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие и всадников, и коней.

Религия

Среди мидийцев более, чем среди персов, был развит чистый зороастризм, возможно, бывший государственной религией при Иштувегу. Недаром зороастрийские священнослужители — маги — происходили из мидийского племени с этим именем и до сего дня сохранили его название.

В Мидии был распространен культ почитания богини плодородия Ардвисура Анахиты. В главном городе Мидии Экбатане находился храм богини Анахиты (у греческих авторов — Анаитис)[3]. Страбон, римский историк I в. до н. э., ссылаясь на древнегреческого историка V в. до н. э. Геродота, упоминает ритуалы ритуальной проституции и рассказывает, что мидийские женщины, служа в храмах Ардвисура Анахиты, «предаются разврату. При этом они так ласково обращаются со своими любовниками, что не только оказывают им гостеприимство и обмениваются подарками, но нередко дают больше, чем получают, так как они происходят из богатых семей, снабжающих их для этого средствами. Впрочем, они принимают любовниками не первых встречных из чужеземцев, но преимущественно равных себе по общественному положению»[4].

Мидийский язык

См: Мидийский язык Вопрос о мидийском языке спорный. Одни учёные (например, И. М. Дьяконов. История Мидии, М.-Л., 1956) принимают существование единого мидийского языка; другие (например, О. Л. Вильчевский. Курды, м., 1961) отрицают это, считая, что мидийцы говорили на нескольких диалектах, которые наряду с персидским диалектом составляли единый древнеиранский язык. Это аргументируется тем, что языки, которые можно считать потомками мидийского (именно талышский, курдский), не демонстрируют необходимой степени родства. Во всяком случае, a priori можно полагать, что общим языком в Мидии был диалект Экбатанского округа (по общему правилу, согласно которому государственный язык — это, за немногими исключениями, язык столицы и двора).

Письменность, несомненно, существовала, но памятников её не обнаружено. Замечательно, что клинописное письмо, которым записаны у персов тексты на персидском языке, представляет собой приспособленную к персидскому языку урартскую клинопись — следовательно, она могла попасть к персам только через мидийцев. Мидийское происхождение (по особенностям произношения) обнаруживают также некоторые слова древнеперсидского языка, относящиеся к социальной и государственной сфере, например слово «сатрап».

См. также:

КОММЕНТАРИЙ:

Перейдем к нашим исследованиям, но предварительно рассмотрим понятие «вотивные предметы». Более подробно об этом будет рассказано в Приложении к статье. Обратимся к свободной энциклопедии Википедия: «Вотивные предметы, вотивные дары [3] (лат. votivusпосвящённый богам, от votumобет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения. Традиция известна начиная со времен пещерного человека до наших дней».

Рис. 4. Изображение фантастических животных – «священные символы». Древняя Мидия. «В VII и первой половине VI в. до н. э. Мидия была центром иранской материальной и духовной культуры, которую затем заимствовали и развили персы. В трудах Геродота и Полибия сохранилось описание царского дворца в Экбатанах. Дворец был окружен семью крепостными стенами. При этом одна стена возвышалась над другой на высоту бастиона, а сами бастионы были окрашены в различные цвета. Два бастиона, примыкавшие к дворцу, были соответственно посеребрены и позолочены. Внутри этих стен находились сам дворец и сокровищница. Дворец имел в окружности более одного километра. Потолки и портики дворцовых покоев были сделаны из кедра, обшитого золотом и серебром. Раскопки археологических памятников Мидии начались всего несколько десятилетий назад. Поэтому исследователям еще предстоит открыть мидийскую дворцовую архитектуру и памятники монументального искусства. За последние 30 лет на территории Мидии велись интенсивные археологические работы. Обнаруженные в ходе их памятники относятся к эпохе железного века и датируются временем между 1300 — 600 гг. до н. э. Особо следует отметить «луристанские бронзы» — вотивные и бытовые предметы, оружие, детали конской сбруи, изображающие реальных и фантастических животных. Часть предметов относятся к рубежу II и I тыс. до н. э. …».

Далее проведем последовательное совмещение рисунков Эламского «древа жизни», которое показано на рисунке 2 и фантастических животных (рисунок 4) с матрицей Мироздания. На рисунке 5 показан результат совмещения священного символа — «древа жизни». На рисунке видно, что «древо жизни» из древнего Элама практически точно совместилось с Верхним миром матрицы Мироздания. Основание этого рисунка расположилось на уровне вершины пирамиды Верхнего мира.

Рис. 5. На рисунке показан результат совмещения с матрицей Мироздания священного символа — «древа жизни» из Элама, который показан на рисунке 2. На рисунке видно, что «древо жизни» и все основные его элементы практически точно совместились с Верхним миром матрицы Мироздания. А — верхний венчик из 7-и лепестков достиг 15-го уровня Верхнего Мира матрицы. В и С — от 14-го до 10-го уровня Верхнего Мира матрицы все основания внешних венчиков лепестков «охватили» по горизонтали 4, 5 и 6 позиций (кружочков) матрицы Мироздания. С — основные элементы внутри рисунка «древа жизни» — характерный вертикальный ствол дерева «охватывает» по горизонтали по две позиции матрицы. Дополнительной стрелкой внутри скобки С показано место расположения «трехслойного элемента» по центру рисунка «древа жизни». D — этой скобкой выделено положение еще одного «трехслойного элемента» по центру рисунка «древа жизни». На 8-ом и 5-ом уровнях матрицы основания венчиков лепестков также точно совместились с этими уровнями матрицы (стрелка Е). F — однако венчики лепестков самого нижнего яруса «древа жизни» совместились с третьим уровнем Нижнего мира матрицы Мироздания. Нижний «трехслойный элемент» с бараньими рогами над ним на рисунка «древа жизни» точно совместился с острой вершиной Верхнего мира, а ветки дерева над ним с вершной пирамиды Нижнего мира матрицы Мироздания. G — горизонтальный размер «древа жизни» имеет ширину совпадающую с горизонтальной длиной 5-го уровня матрицы Мироздания и в Вернем мире и в Нижнем мире матрицы Мироздания. Существенно отметить, что во всех 15-и венчиках лепестков по внешнему периметру древа по 7-мь лепестков. Если перемножить число венчиков на количество лепестков в каждом из них, то получим число 105 — (15 х 7 = 105). Это число в точности совпадает с числом позиций в матрице Верхнего мира от 1-го уровня до 14-го включительно, которое также равняется — 105. На рисунке вверху слева в овале рядом с указателем 14-го уровня Верхнего мира записано число — 105. Остальные детали совмещения «древа жизни» с матрицей Мироздания хорошо видны на рисунке. В результате становится очевидным, что сакральным базисом для построения древними мудрецами (магами) рисунка «древа жизни» была матрица Мироздания.

Известен еще один рисунок «древа жизни», который показан на рисунке ниже.

Рис. 6. На рисунке в центре показано «древо жизни» из Элама (предположительно). Справа и слева от древа стоят двух или четырехкрылые божества с телом человека, а головы их птичьи с хищными клювами. В одной руке у каждого божества «ведерко». В другой руке у каждого божества предмет в виде «плода» или сосуда для «опрыскивания» лепестков дерева. Божества явно ухаживают за «древом жизни». Очевидно также, что «древо жизни» играло в представлениях древних значимую роль. Поэтому мы назвали его «древом жизни».

Далее совместим с матрицей Мироздания изображения «Драконов» или фантастических животных, которые показаны на рисунке 4.

Рис. 7. На рисунке показан результат совмещения с матрицей Мироздания изображения первого «Дракона» или фантастического животного, которое показано на рисунке 4. Хорошо видно, что этот древний «священный символ» был создан древними мудрецами на основе матрицы Мироздания и для описания определенных ее пространств.

Рис. 8. На рисунке показан результат совмещения с матрицей Мироздания изображения второго «Дракона» или фантастического животного, которое показано на рисунке 4. Хорошо видно, что этот древний «священный символ» был создан древними мудрецами на основе матрицы Мироздания и для описания определенных ее пространств.

В результате наших исследований священных символов древнего Элама мы установили, что все они создавались древними мудрецами на основе знаний о матрице Мироздания, которая выступала в роли сакрального базиса для их создания. Это вывод хорошо согласуется с предыдущими нашими исследованиями изображений богини Ардвисуры Анахиты – «В Мидии был распространен культ почитания богини плодородия Ардвисура Анахиты. В главном городе Мидии Экбатане находился храм богини Анахиты (у греческих авторов — Анаитис)[3]» — в работах на сайте — От Венеры палеолита до богини древнего Ирана Ардвисуры Анахиты сохранялась тайна знаний о матрице Мироздания. и Тайна «Имени» богини древнего Ирана Ардвисуры Анахиты в матрице Мироздания.

Фантастические животные древнего Элама очень похожи на серпопардов с египетской палетки Нармера, о которой мы рассказывали в статье — Тайны палетки Нармера в матрице Мироздания.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах, Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта и Тайны палетки Нармера в матрице Мироздания.

©Арушанов Сергей Зармаилович 2012 г.

Приложение:

Полный текст «Вотивные предметы» смотрите в Википедии. Здесь мы приведем сокращенный вариант этой статьи.

Вотивные предметы

«Вотивные предметы, вотивные дары [4] (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения. Традиция известна начиная со времен пещерного человека до наших дней.

История

В археологии принято отличать закопанные вотивные предметы от клада: хотя они могли содержать одинаковые вещи, клады предназначались для откапывания хозяевами в будущем, а дары богам — нет.

Археологические предметы, в которых можно видеть прототипы вотивных предметов, известны с эпохи неолита. На территории России особенно много артефактов обнаружено при раскопках древнего жертвенного места — Гляденовского костища (IV в. до н. э.X в. н. э.). При раскопках в Вергине было обнаружено множество сосудов, монет, гирек для ткацких станков, которые являлись традиционными пожертвованиями в святилище Матери богов, датируемое IV веком до н. э..[1]

Жертвоприношения водной стихии

В Европе находят мечи и копья, которые будучи предметами высокой стоимости, закапывались, или, что чаще, бросались в воду или в болота. Часто эти предметы были сломаны, что делало их непригодными для будущего использования, поэтому предполагают, что делалось это с ритуальными целями. (До сегодняшнего дня сохранился обычай бросать монетки в фонтаны). Исследователи кельтской мифологии [2] пишут о том, что вода, родники, колодцы и ритуальные шахты были для этих племён связаны с загробным, потусторонним миром, видимо, являясь точкой перехода. Среди находок стоит упомянуть клад, найденный в котле у Гигантских родников под Дачевом в Чехословакии (из двух тысяч предметов, главным образом брошей и браслетов), находки в Ла-Тене на озере Невшатель, или у Ллин Керриг Бах на Англси, в озерах на юге Шотландии (котлы), и в Гундеструпе.[3][4]

У классических авторов мы находим свидетельства о галльских сокровищах, открытых напоказ, но нетронутых в туземных святилищах. Одно из них, Тулузский клад, был разграблен консулом Цепионом в 106 году до н. э., по описанию Посидония, сокровище это находилось в священных приделах и прудах, причём вес его исчислялся приблизительно в 100 000 фунтов золота и 10 000 фунтов серебра. Григорий Турский в VI веке н. э. описывает галло-римский фестиваль на берегу озера в Севеннах, во время которого в воду бросали жертвенных животных и вотивные приношения. Такие ежегодные праздники продолжались там вплоть до 1868 года.[2]

Рис. 9. Священный колодец в Чичен-Ице. В Месоамерике подобные артефакты были обнаружены в ольмекском поселении Эль Манати (1600-1200 г. до н. э.) и священном колодце майя в Чичен-Ице (850-1550 г. н. э.), на дне которого было обнаружено множество сломанных золотых предметов, которые бросались в качестве жертвы во время проведения церемоний (вместе с человеческими жертвоприношениями).

Исцелительные вотивы

Исцелительные вотивы — дары с изображением больного органа, которые приносили больные с просьбой об исцелении или в благодарность за него. Внешний вид определялся принципом подобия магического сознания.

Много подобных материальных свидетельств дошло со времен античности. Большая коллекция исцелительных вотивов, выполненных из глины, демонстрируется в музее святилища Асклепия в Эпидавре.[5] Интересны исцелительные вотивы иберов, найденные у горячих источников.[6] Про обычай в христианстве см. ниже.

Рис. 10. Пинака, дар Асклепию с просьбой излечить ногу. III вв. н. э., Лувр

Вотивные предметы в христианстве

В католицизме они называются ex-voto. Их приносят в дар храму либо по данному обету, либо в благодарность. В наши дни, как правило, это специальные таблички со словами молитвы и благодарности, свечи, цветы, произведения искусства (статуи и их одеяния).

Примеры известных пожертвований: статуя супруги Генриха III, сделанная из золота и подаренная Вестминстеру; восковой сокол, установленный Эдуардом I на гробницу св. Вульстана; рубин с бриллиантом, украшающие гробницу Томаса Беккета; многочисленные костыли, оставленные в Лурдском гроте.[7] В католических церквях небольшими металлическими предметами («вотами») оказываются завешенными целые стены.[8] В повести Куприна «Гранатовый браслет» злосчастное украшение в конце концов также оказывается в церкви:

«У вас, католиков, есть милый обычай — так он и сказал: милый обычай — вешать на изображение Матки Боски кольца, ожерелья, подарки. Так вот исполните мою просьбу: вы можете этот браслет повесить на икону?» Я ему обещала это сделать.

Обычай подвешивать дары на иконы встречается и в православии.[9] В частности, им была воспринята у язычества традиция подвешивания исцелительных вотивов на чудотворные иконы на цепочках. Многие чтимые чудотворные иконы имеют вотивные привески (иногда цепочки и нательные кресты, иногда — изображения из драгоценных металлов исцеленных органов). В экспозиции Музея медицины (г. Киев) можно увидеть вотивы времен Киевской Руси. В России подвешивать их в православных храмах запретили при Петре Первом как отзвуки язычества[10][11], но кое-где традиция сохранялась. 19 января 1722 года был издан указ, предписывающий «отныне впредь во всех Российского государства церквах привесов к образам, то есть златых и серебряных монет, и копеек, и всякой кузни, и прочего приносимого, не привешивать». [12]

В настоящее время вотивы можно увидеть на многих чудотворных иконах — «Неупиваемой Чаше» во Владычнем монастыре, «Иверской» в новосибирском храме Александра Невского. В русской традиции также существовал заказ вотивных (обетных) икон в благодарность за исполнение молитвенного прошения (чаще всего об исцелении). В качестве вотивов верующие по обету ставили лампады перед чтимыми иконами или раками с мощами святых, а также подносили вышитые лично или по заказу покровы или украшения на оклады икон. Так в 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовой короной.[13]

Рис. 11. Приношения верующих к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Часто для подношения вотивов люди отправлялись в паломничество. Например, игумен Даниил предпринял путешествие в Иерусалим, чтобы помолиться у Гроба Господня и сделать приношение. Так в «Житии и хожении Даниила, игумена Русской земли» сказано об этом:

…пошел к князю Балдуину и поклонился ему до земли. Он же, увидев меня, худого, подозвал к себе с любовию и спросил: “Что хочешь, игумен русский?”. Он хорошо знал меня и очень любил, был он человеком добродетельным, очень скромным, и ничуть не гордился. Я же сказал ему: “Князь мои, господин мой, прошу тебя ради Бога и князей русских, разреши, чтобы я поставил свое кандило (лампаду) на святом гробе от всей русской земли…

К своеобразной форме вотивных подношений можно отнести ранее существовавший обычай жертвовать отрез дорогой парчи с гроба покойника на пошив иерейских и диаконских облачений. Затем родственники просили священника в память об усопшем на Пасху служить в этом облачении, но так как жертвователей было много, то возник обычай на Пасху менять облачения по ходу службы.[14]

Вотивные предметы в буддизме

Вотивные предметы имеют важное значение и у буддистов[15] (ступы, статуи, иконы-танка, хоругви и тексты сутр). Для изготовления буддистских вотивных предметов и красок для их окрашивания традиционно использовали семь драгоценных материалов — золото, серебро, изумруд, горный хрусталь, лазурит, перламутр и коралл [16].

Особое значение как вотивным предметам придаётся в буддизме статуям, а также ступам. Ступы в буддизме могут выполнять различные функции — быть вотивом, реликварием, мемориалом, объектом почитания и традиционным символом буддизма [17]. Примерами вотивных ступ могут служить ступы найденные на территории бывшей Бактрии (территория современной Средней Азии) — вотивная ступа в Хишттепа и вотивная ступа Аджинатепа (объединение ступы крестовидного типа и ступы с лестницей) [18].

В период раннего Средневековья в Тохаристане как вотивные предметы использовались и миниатюрные модели монолитных ступ. В Хишттепа было найдено порядка 60 миниатюрных ступ. Модели ступ изготовляли из необожжёной глины, основание таких ступ не превышало 6,5-8,5 см. Во многие миниатюрные ступы были вмазаны круглые плоские таблички, похожие на таблетки, на этих табличках письмом брахми были записаны тексты, сопровождавшие приношения. Такие миниатюрные ступы были популярными вотивными предметами для буддистов и использовались наряду с другими традиционными подношениями — чирогами, фруктами и цветами.

Рис. 12. Монгольская золочёная темперная живопись XIX века, изображающая Будду Шакьямуни, сидящего между бодхисатвой Ченрезигом и бодхисатвой Манджушри.

Уменьшенные копии реальных вещей

Помимо человеческих конечностей, встречались изображения зверей, птиц или иных предметов, обещанных в жертву (или получение которых было желательно). В европейских странах начиная со средневековья в церквях можно встретить подвешенные модели кораблей, внесённые с молитвой о благополучном возвращении или из благодарности за оное. В афинском музее можно увидеть античное изображение корабля с аналогичным пожеланием[19]. В подземельях Сейит Неджепи (Туркменистан) стены увешаны имитациями колыбелек и луков — символическими просьбами к высшим силам о ниспослании потомства, как видно по оружию — мужского.[20] Стоит упомянуть об археологических находках вотивных театральных масок античности.[21]

Вотивные предметы, копирующие реальные бытовые вещи, только в уменьшенном масштабе (например, «игрушечные» кинжалы и мечи), иногда клались в могилы, чтобы сопровождать умерших.

Обиходные вещи

Это могут быть ленточки и полотнища материи, нитки, пряди волос, предметы одежды и обихода, небольшие камни, рога животных разных видов, деньги и пр.

Упоминания об обычаях посвящать пряди волос инициируемых юношей Аполлону и другим богам, часто встречаются в античных источниках.

Помимо самого популярного бросания монеток в воду, до сих пор встречается множество подобных суеверий, не связанных с христианской религией. К примеру, на Лысой горе в Сукко растёт дерево, на которое обязательно надо повязать ленту, чтобы желание исполнилось. На ветви дуба в Массандре вешались вотивные колокольчики.[22] Известны иранские чинары, за лентами на ветвях которых в древности следили особые смотрители.[23]

Статуэтки

Статуэтки — были изображениями богов или реальных людей и клались в могилу. Наиболее знаменитыми являются египетские ушебти, которые должны были служить умершим в загробном мире. Другая характерная группа — статуэтки богинь, например, критские богини со змеями, античные богини-матери[24], древнегреческие терракотовые фигурки.

Пинака

Пинака (греч. πίναξ, доска) — вотивная доска, рельеф, картина в Древней Греции. Изготавливалась из мрамора, бронзы, терракоты, дерева. Могла служить как надгробием, так и вотивным вкладом. Египтяне устанавливали вотивные стелы.

Рис. 13. Вотивная корона вестготского короля Реккесвинта из гварразарского клада, VII в. Вотивная корона — вид церковной утвари, ювелирное украшение. Основная статья: Вотивная корона. Вотивная коронабыла изобретением византийцев, перенятым вестготами и лангобардами. Представляла из себя корону-обруч, которая подвешивалась с потолка церкви над алтарём или в арках.

Вотивная колонна

Вотивная колонна — это отдельно стоящая колонна (как правило, на священном участке у античного храма) с изображением вотивных предметов. Устанавливались с целью исцеления, удовлетворения просьбы или во исполнение обета.

Сходную функцию в Древней Греции и Риме выполнял трофей — ствол дерева или столб, на который с посвятительной надписью Зевсу или Марсу после победы вешались доспехи врагов. Первоначально имело значение их размещение именно на дубе — священном растении Зевса.

Жертвенная табличка

Жертвенная табличка (лат. defixio, греч. κατάδεσμος) — предмет, широко распространённый в греко-романском мире, небольшая пластина из свинца или олова, на котором писалось проклятье в чей-нибудь адрес. Затем такая табличка скатывалась и бросалась в колодец или источник. Сотни подобных артефактов был найдены, в частности в римских банях (лат. Aquae Sulis) в Англии.

Свеча

Свеча — один из самых древних символов жертвы божеству. В христианстве, приобретаемая свеча, выступает знаком добровольной жертвы человека Богу.[25] Практика продажи свечей стала заменой древней традиции принесения верующими в храм веществ, необходимых для богослужения: вина, хлеба, воска и масла.

Рис. 14. Освященные свечи в Миланском Соборе.

Портреты

В средневековой и ренессансной Италии существовали помещаемые в церкви многочисленные портретные восковые фигуры ex voto — помещенные по обету, реалистически одетые и раскрашенные, в рост человека, а порой и конные[26]. Страсть к различным вотивным подношениям высмеивалась в новеллах Саккетти.

Особенно подобными фигурами из воска (immagini di cera), которые называли и просто voti, славилась флорентийская церковь монахов-сервитов Сантиссима Аннунциата. Их было так много, что в 1401 году Синьория разрешила такие подношения только гражданам-членам старейших цехов. В 1447 году важнейшие восковые фигуры были прибраны и расставлены в порядке в трансепте по обе стороны хора. Их располагали на специальных подмостках palchi, и они закрывали собой вид на семейные капеллы, что вызывало жалобы их владельцев, и поэтому конные фигуры пришлось перенести на другую сторону храма. Особо почетные места занимали отдельные фигуры, другие подвешивались к своду нового храма-ротонды. Там были не только мужские, но и женские портреты. Кроме флорентийцев отметились и гости города, например, король Дании Христиан I. В 1530 году в этой церкви находилось 600 фигур в натуральную величину.

См. также:


[1] Древние Цивилизации, (Ancient Civilizations), Под общей редакцией Бонгард-Левина, Г.М. «Мысль», М., 1989 г., с. 135-161.

[2] Адрес ссылки в Интернете – МидияВикипедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%E4%E8%FF

[3] Адрес ссылки в Интернете – Вотивные предметы, вотивные дарыВикипедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%8B

[4] Адрес ссылки в Интернете – Вотивные предметыВикипедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%8B

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.