nav-left cat-right
cat-right

Абсурд суда над священным писанием «Бхагавад-Гита» в Томске. Часть 1

В этой статье мы поговорим о небольших фрагментах из древнего Священного писания «Бхагавад-Гита» (Господа-Песня), которые в частности, стали предметом суда над этим писанием, и о причинах возникновения такого суда. Трое экспертов из Томского Университета «признали экстремистскими некоторые положения в книге». Итак, краткое описание истории и сути судебного разбирательства в г. Томске. Материал из свободной энциклопедии Википедия: «Суд над «Бхагавад-гитой» или Дело «Бхагавад-гиты» [1]судебный процесс о признании базового канонического текста кришнаитов «Бхагавад-гита как она есть» экстремистским материалом. Состоялся в городе Томске в августе — декабре 2011 года.

Процесс был инициирован прокуратурой города Томска, обратившейся в июне 2011 года в Ленинский районный суд Томска с иском о признании книги экстремистской[1] и внесение её в Федеральный список экстремистских материалов наряду с «Майн Кампф» Гитлера и другой запрещённой литературой.[2] Сторону защиты в суде представляет религиозная организация «Томское общество сознания Кришны», являющаяся подразделением Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) в Томске. «Бхагавад-гита как она есть» переведена на более чем 80 языков и издана тиражом более 100 млн экземпляров.[3] Книга нигде и никогда ранее не запрещалась.[4][5][6] Томская «инициатива» (обвинения в экстремизме священного писания) была первой в своём роде.[5]

Рис. 1. Обложка третьего русскоязычного издания книги «Бхагавад-Гита как она есть».

Прокуратура начала процесс на основании экспертного заключения, в котором утверждалось, что в вероучении, изложенном в «Бхагавад-гите как она есть», содержатся «признаки разжигания религиозной ненависти, унижения достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии».[1] Экспертное заключение было подготовлено в октябре 2010 года тремя сотрудниками Томского государственного университета (ТГУ) по поручению ФСБ.[7]

В ходе трёх судебных слушаний, состоявшихся в августе 2011 года, подготовившие экспертное заключение учёные «признали его несостоятельность и ненаучность», и в ходе судебных заседаний они отказались от сделанных в экспертизе выводов.[5][8][9] В результате, 30 августа 2011 года суд приостановил производство по делу, признав представленные доказательства «недостаточными для правильного разрешения дела». По ходатайству прокуратуры суд постановил до 1 декабря 2011 года провести новую экспертизу. Отклонив ходатайство стороны защиты о привлечении московских учёных-востоковедов, суд поручил проведение экспертизы сотрудникам Кемеровского государственного университета, ранее уже отличившимся «на поприще борьбы с сектами».[7][10]

Слушания по делу возобновились 19 декабря 2011 года.[11] Суду было представлено новое экспертное заключение, в котором эксперты «признали экстремистскими некоторые положения в книге».[12] Вердикт суда был оглашён 28 декабря 2011 года: суд отказал томской прокуратуре в признании экстремистской «Бхагавад-гиты как она есть».[13]

В октябре 2011 года за кришнаитов вступилась уполномоченный по правам человека в Томской области Нелли Кречетова, назвавшая судебное разбирательство «абсурдом».[14] Кречетова отметила, что «эту книгу считают священной почти миллиард человек по всему миру, а в России книга свободно распространяется 20 лет».[15] Кречетова также указала на тот факт, что «каких-либо установленных случаев проявления экстремизма в связи с распространением книги не было» и что «возможный запрет книги нарушит конституционные права граждан на свободу совести и вероисповедания, поскольку «Общество сознания Кришны» является официально зарегистрированной организацией».[15]

Суд над «Бхагавад-гитой» также привлёк внимание уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, который поручил своему представителю участвовать в судебном процессе на стороне кришнаитов.[16]

По мнению лидера томской общины кришнаитов Энвера Измайлова, вслед за признанием книги экстремистской могло последовать закрытие «Общества сознания Кришны» по всей России.[15] Опасения кришнаитов разделил известный религиовед и публицист Борис Фаликов.[7] По мнению Фаликова, в этой истории томская прокуратура и ФСБ «бдят интересы Русской православной церкви», считающей Международное общество сознания Кришны псевдорелигиозной тоталитарной сектой. Фаликов отмечает, что простейший для РПЦ (Российская Православная Церковь) способ запретить деятельность кришнаитов в Россиидоказать, что они опираются в своей проповеди на экстремистскую литературу.[7]

В Индии суд над «Бхагавад-гитой» вызвал «взрыв возмущения»[17] и спровоцировал политический скандал.[18][19] 19 декабря 2011 года «парламентарии всего политического спектра Индии»[20] выразили озабоченность в связи с проходящим в Томске судебным процессом, призвав правительство Индии «защитить права последователей индуизма в России»[21] и «потребовать у России объяснений по этому вопросу».[17]

В защиту «Бхагавад гиты как она есть» также выступили посол Индии в России Аджай Малхотра и посол РФ в Индии Александр Кадакин, назвавший суд над любым священным писанием неприемлемым для демократического светского государства.[22][23]

С целью разъяснить официальную позицию правительства Индии по «делу „Бхагавад-гиты“», 20 декабря в парламенте выступил министр иностранных дел Индии Соманахалли Маллайя Кришна.[24] Попытку запретить «Бхагавад-гиту как она есть» Кришна назвал «чистым абсурдом».[25] По словам министра, это намерение могло быть инициативой только «невежественных и введённых в заблуждение или искусственно спровоцированных людей».[25] Кришна также отметил, что «несмотря на то что требование запретить книгу — это чистый абсурд, мы серьёзно относимся к этой проблеме» и сообщил, что Индия уже обратились с официальной жалобой к «высокопоставленным представителям российского правительства».[25]

В декабре 2011 года тема «гонений на индуизм в России» стала новостью номер один для всех ведущих индийских изданий и телеканалов.[26] Скандал вокруг судебного процесса также вызвал «небывалый всплеск популярности» «Бхагавад-гиты» в Индии и привёл к тому, что книга стала бестселлером.[27][28]»

ИТАР-ТАСС 28.12.11 16:50

«Официально МИД России занял нейтральную позицию, заявив, как и прокуратура, что претензии касаются комментариев к тексту «Бхагавад-гиты». В то же время посол России в Индии Александр Кадакин назвал попытку запрета книги «совершенно неприемлемой». Lenta.ru 28.12.11 15:14»

В итоге этого процесса – «Суд не признал Бхагавад Гиту экстремистской [2]Ленинский районный суд Томска в среду отказал местной прокуратуре в признании экстремистской книги «Бхагавад-гита как она есть» — русскоязычной версии комментированного перевода древней индуистской поэмы, передает корреспондент РИА Новости из зала суда. РИА Новости 28.12.11 14:59».

КОММЕНТАРИЙ:

И, Слава Богу, что нашлись на Руси умные, знающие и порядочные люди, которые не допустили «невежество» к расправе над древним священным писанием «Бхагавад-Гитой» и его хранителями. Тут будут более чем уместны слова из святого Евангелия от Матфея – (Мф. 7. 1:8):

«1. Не судите, да не судимы будете, 2. ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. 3. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 4. Или как скажешь брату твоему: ‘дай, я выну сучок из глаза твоего’, а вот, в твоем глазе бревно? 5. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего. 6. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. 7. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».

«Жемчуг» – это аллегория сокровищ знания о Боге. «Свиньи» — это аллегория невежественного сознания безбожных людей. Увы, к большому нашему сожалению, сознание большинства населения, включая и ученых востоковедов, находятся под влияние материалистического, а не духовного образа мышления и ощущения окружающего мира. Однако все мы «изначально» или всегда являемся и будем «ослепительно сияющими» духовными существами с безграничными возможностями, которые нам Дал Господь, но не осознаем себя таковыми, ибо «огрубели сердца наши»:

(Юдифь. 9. 5:6): «5. Ты сотворил прежде сего бывшее, и сие и последующее за сим, и содержал в уме настоящее и грядущее, и, что помыслил Ты, то и совершилось; 6. что определил, то и явилось и сказало: вот я. Ибо все пути Твои готовы, и суд Твой [Тобою] предвиден». Так, что суд над «Бхаговад-Гитой» не случайное событие. Случайностей не бывает! Это всем нам урок познания — «ведания и неведания», «светлого и темного» в наших душах и сознании. Знание и размышление, оторванное от Бога и Его законов, абсурдно. Атеизмэто абсурд Материального мира без учета существования Духовного мира! Сакральный смысл Священных писаний далеко не очевиден. Его еще с искренней молитвой к Богу о помощи в понимании нужно получить! Вот один из примеров:

«Моисей сказал Израилю [3] : «Не знаете вы что ли, с какими муками получил я Тору! Какое усилие, какой труд я затратил ради этого. Сорок дней и сорок ночей я провел с Богом. Я оказался среди ангелов, Животворящих Сил, Серафимов, каждый из которых в состоянии погубить всю вселенную в огне. Мой дух, мою кровь вложил я в Тору. Как я обучался ей в муках, так вы изучайте ее в муках, и как вы изучаете ее в муках, так вы и учите ей в муках». (Иудаизм. Второзаконие. Сифре [Толкование] 131в.)»

Поэтому выбор ЭКСПЕРТОВ по Священным писаниям дело весьма непростое. Для этого существуют духовные УЧИТЕЛЯ! А «эксперты» даже от Академической науки, могут просто не «дотянуть» до уровня УЧИТЕЛЯ?!

Нам также показалось полезным привести описание термина и понятия — «Экстремизм», который так часто фигурировал в процессе суда над «Бхагавад-Гитой» и «пестрит» в заголовках статей в прессе: «Экстремизм [4] (от фр. extremisme, от лат. Extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия.[1] В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме». …

Экстремизм — это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых».

Некоторые истоки или причины, по которым мог возникнуть суд над Священным писанием «Бхагавад-Гита».

1. Плохое знание Конституции РФ государственными чиновниками:

Конституция Российской Федерации

«Конституция Российской Федерации [5]Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (Публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Глава 1 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Глава 2 ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31 (знаменитая статья Конституции)

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

2. Причисление «Общества Сознания Кришны» к разряду «тоталитарных сект».

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

«Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы [6] при Министерстве юстиции Российской Федерации — консультативный орган, образованный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2004 года № 1313 с целью проведения при регистрации религиозных организаций государственной религиоведческой экспертизы. Экспертиза осуществляется по запросам Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов[1].

Проведение экспертизы в отношении религиозных организаций, в зависимости от их структуры, осуществляется Экспертным советом при Министерстве юстиции России, либо Экспертным советом при Управлении Министерства юстиции России в субъекте Российской Федерации[1].

Экспертное заключение Совета имеет для Минюста России и его территориальных органов рекомендательный характер[1].

Задачи

Задачами государственной религиоведческой экспертизы[2] являются:

— определение религиозного характера организации на основании учредительных документов, сведений об основах её вероучения и соответствующей ему практики;

— проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией документах, относительно основ её вероучения;

— проверка соответствия заявленных при государственной регистрации форм и методов деятельности религиозной организации формам и методам её фактической деятельности.

В члены экспертного совета при Министерстве юстиции Российской Федерации входят 24 человека (эксперта).

Реакция Русской православной церкви

Руководитель отдела по связям церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин:

«Очевидно, что в новом совете представлены специалисты серьёзного уровня, информационно активные, известные в обществе. И что очень важно, широко представлены представители разных регионов, извините за тавтологию, представлен и юг России, Ярославль, целый ряд других регионов, представлены люди разных этносов и разного вероисповедания, есть представители исламской умы России, есть представители еврейской общины. Совет, как мне кажется, гораздо более представителен, чем тот совет по религиоведческой экспертизе, который имел место раньше. Господин Дворкин известен как активный общественный деятель и исследователь[68 ».

Критика

Новый состав Экспертного совета, утвержденный в марте 2009 года, подвергся резкой критике со стороны ряда учёных и отдельных религиозных и общественных деятелей.

Мнения учёных

Екатерина Элбакян, доктор философских наук, профессор АТиСО, ответственный секретарь научно-теоретического журнала «Религиоведение»:

«В нашем цивилизованном обществе создается совет по государственной религиоведческой экспертизе, в который вошел лишь один религиовед Игорь Яблоков, профессор МГУ. Все остальные члены этого Совета не являются религиоведами ни по образованию, ни по конкретной деятельности. Но самое удивительное, что возглавляет его совершенно одиозная личность — Александр Дворкин, который называет себя доктором философии, но такого ученого звания нет, есть доктор философских наук. В номенклатуре ВАКовских специальностей нет специальности сектовед, это не научное, а антинаучное «направление». Тем не менее, он — зав. кафедрой сектоведения Свято-Тихоновского университета, имеющий диплом, подписанный Патриархом Алексием II, а не президентом ВАК РФ[70]».

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, профессор Анатолий Андреевич Красиков:

«Я в Экспертный совет не входил, но в нём были настоящие религиоведы и юристы, такие как Пчелинцев и другие – очень квалифицированный был состав. А утверждение нового состава Совета и придание ему новых функций рискует вновь расколоть общество, как это уже происходило дважды: в 1993 и 1997 годах. <…> Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы в его новом составе не в состоянии компетентно судить о подлинной или неподлинной религиозности тех или иных общин, куда входят люди, называющие себя верующими.[71] .»

Религиовед, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Российская академия государственной службы Ремир Лопаткин:

«Тот акт, который мы сейчас перед собой имеем, направлен в прямо противоположную сторону, он направлен на раздор, на сеяние вражды в обществе, на натравливание одной части общества на другую[68 ]».

Ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, доктор филологических наук А.А. Панченко:

«… не могу не выразить своего возмущения тем, что Экспертный совет по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции возглавил одиозный активист антисектантского движения Александр Дворкин, подлежащий, с моей точки зрения, судебному преследованию за разжигание религиозной розни. Это, конечно, тоже свидетельствует о некомпетентности нынешней правящей элиты[72]».

Мнения религиозных и общественных деятелей

Кандидат юридических наук, сопредседатель Славянского правового центра, главный редактор журнала «Религия и право», почётный адвокат России Анатолий Пчелинцев:

«Более непрофессионального состава вообще предположить, с моей точки зрения, невозможно. Мы не увидели среди членов экспертного совета, 24 человек, религиоведов, учёных, за исключением двух. А остальные — журналисты, инженеры, люди, весьма далекие от науки. Более того, среди них есть экстремисты. И вот основания для этого утверждения у меня есть юридические. Только что решением Центрального суда города Хабаровска по иску прокурора Хабаровского края признана одна из листовок экстремистским материалом. Автором этой листовки является не кто иной, как А. В. Кузьмин — это один из адептов околоправославной секты, которую возглавляет господин Дворкин, и он свою деятельность осуществляет на территории Саратовской области. И, в частности, в его листовке содержатся призывы к разжиганию религиозной ненависти и вражды[68]». «Попытка сделать «дворкинское сектоведение», разжигающее межрелигиозную рознь, государственной религиозной политикой — это провокация, попытка повести Россию по «балканскому сценарию» — к развалу многоконфессиональной и многонациональной страны[73]».

Мукаддас-хазрат Бибарсов, сопредседатель Совета муфтиев России 26 апреля 2009 года в городе Балашове высказал следующее мнение о создании Экспертного совета при Минюсте России:

«Это плохая шутка или форменное издевательство над религиозными чувствами и гражданскими правами российских верующих … Его руководителя и членов не «пинал» в СМИ только ленивый, тем не менее, с упорством, достойным лучшего применения, этот сомнительный состав новоиспеченного совета пытаются навязать в цензоры религиозной литературы … Не совсем понятно, кому и зачем понадобилось в столь сложный период для нашего общества расшатывать ситуацию на конфессиональном поле, тем более что и президент, и премьер-министр РФ призывают наш народ к сплочению, дабы максимально безболезненно преодолеть последствия мирового финансового кризиса. Хотя есть понимание Общественной Палаты РФ и представителей других конфессий, будем надеяться, что разум возобладает и все станет на свои места[74]».

Лидер общественной организации мусульман «Аль-Хак» («Справедливость») Калимжан Каландаров в беседе с корреспондентом Интернет-портала «Credo.ru» отметил:

«… ситуация с Экспертным советом при Минюсте в его нынешнем виде — полная профанация вопроса. Удивительно, как умудрился министр юстиции нарушить одновременно и статью 11 Федерального закона о свободе совести и религиозных организациях, и пункт 30.11 Положения о собственном министерстве, неоправданно расширив сферу деятельности этого совета?[75]».

В связи с образованием нового религиоведческого Совета при Минюсте России Союз старообрядческих начетчиков принял заявление «Против духовной цензуры и инквизиции». В заявлении в частности говорится:

«Союз старообрядческих начетчиков заявляет, что расширение полномочий Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ и принцип его формирования [ставят] под сомнение не только авторитет религиоведческой экспертизы и соответствующих государственных органов, но являются прямой угрозой конституционным правам граждан России на свободу вероисповедания. Очевидно, что подобный состав экспертного совета вкупе с его расширенными полномочиями станет явной угрозой светскому характеру государства, может послужить опасным катализатором межконфессиональной смуты, прологом к началу борьбы с религиозным инакомыслием, притеснением верующих, реставрации духовной цензуры и инквизиции[76]».

Ответы на критику

Министр юстиции Российской Федерации Александр Владимирович Коновалов в апреле 2009 года на пресс-конференции в Москве заявил, что высказанная в адрес Министерства юстиции в связи с созданием совета критика «носит в основном некомпетентный и некорректный характер»:

«Совету приписываются в будущем всевозможные преступления и нарушения прав человека, свобод и принципов построения гражданского общества, в то время как этот орган еще толком не приступил к работе. Я считаю, что это пример недопустимого давления на формирующийся механизм государственно-общественного партнерства, который ничего общего с общественным контролем не имеет[92]».

Евгений Мухтаров, журналист, член Экспертного совета, 8 апреля в своем ljблоге писал следующее:

«Наблюдаю за реакцией в Интернете на известие об утверждении нового состава Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ и о нашем первом заседании. Сектанты и сектозащитники заходятся от визга, либералы привычно вопят о правах человека. Дураки, в свою очередь, даже не вполне понимают, что там создан за Совет, где и зачем. Они просто заражаются общим психозом и начинают примитивно рефлексировать, охотно повторяя весь злобный бред, который за долгие годы был выплеснут на Дворкина что сектантами, что сектозащитниками, что либералами. Причем чем ничтожнее и безграмотнее личность — тем охотнее она повторяет прочитанное где-то враньё, будто Дворкин — «американский шпион», «сотрудничавший с CAN депрограмматор», «инквизитор» и т. д. и т. п. Ну, собственно, удивляться нечему: как раз на такое быдло всё «антидворкинское» враньё и было изначально рассчитано. А вообще, любо-дорого на реакцию всей этой публики посмотреть. Лишний раз убеждаешься, что состав Совета обновлен очень вовремя. Надеюсь, он сделает всё возможное, дабы число параноиков в Интернете и реальной жизни не росло, а, напротив, постепенно уменьшалось[93][94]».

В дальнейшем члены Совета, несмотря на крайне резкие высказывания в их адрес со стороны недовольных, избрали тактику молчания. Евгений Мухтаров, рассказывая о первых этапах выступлений «против Совета», заключающихся в публикации на сайте «Славянского правового центра» различных писем протеста, отмечал:

«Компашка собралась небольшая, но весьма крикливая. Общий контекст воплей был такой: раз в Совете засели «дворкинцы» — то конец свободе совести, погибла Россия, теперь начнутся погромы и всех нетрадиционно верующих сошлют на Колыму. Под это была организована необычайно грязная пропагандистская кампания «Инквизиторам – нет». Лица, которые ее начали, применили нехитрый прием: возбудив своими россказнями малограмотную толпу членов различных сект, предоставили им трибуну — и те, даже не понимая толком, что случилось, кого, куда и зачем в Москве избрали, стали поливать членов Совета жидкой пахучей грязью, которая регулярно публиковалась на сайте «Славянского правового центра»».

См. также:

Рис. 2. Алекса́ндр Леони́дович Дво́ркин – «Дворкин А. Л. — председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. «Алекса́ндр Леони́дович Дво́ркин [7] — (20 августа 1955, Москва) — российский[4][5][6] исследователь[7] современного религиозного сектантства[3], активист антисектантского движения в России, церковный православный историк, богослов, общественный деятель, писатель, автор 10 книг и более 450 публикаций на 15 языках. С Дворкиным связано распространение понятия (термина) «тоталитарная секта». А. Л. Дворкин имеет степень Ph.D. (доктора философии) по истории средних веков от Фордхемского университета Нью-Йорка (1988).[8] (Ученая степень — Ph. D по истории[19], в России нет, так как нострификация [8] не проводилась[20]) Работу над диссертацией вёл под руководством протопресвитера Иоанна Мейендорфа[9]. Позднее диссертация была издана отдельной монографией Эрлангенским университетом[10]. Также А.Л. Дворкиным получены степени бакалавра по специальности «русская литература» Хантер-Колледжа Нью-Йоркского университета (1980), степень Master of Divinity (магистра богословия) от Свято-Владимирской православной духовной семинарии[11] Американской православной церкви в Нью-Йорке (1983). Александр Дворкин имеет звание[2] профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), присвоенное указом уполномоченного лица учредителя вуза — Патриархом Алексием II[2][12]. В то же время учёных степеней и званий, предусмотренных российской государственной системой аттестации у Дворкина нет[13][14], потому что нострификация дипломов о полученном в США образовании не проводилась.[15] Занимает должность заведующего кафедрой сектоведения Миссионерского факультета ПСТГУ[1][16]. Президент антисектантских[17][18] организаций «Российская ассоциация центров изучения религий и сект» (РАЦИРС)[19] и «Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского» (ЦРИ)[19][20], созданных по благословению Патриарха Алексия II. Вице-президент международного института по изучению сектанства «Диалог-центр»[2] (DCI — Dialog Center International[21] — характеризуется как «контркультовая» организация). Вице-президент «Европейской федерации центров по исследованию и информированию о сектантстве» (FECRIS)[13]. С апреля 2009 годаПредседатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации[22][23]. Чтец храма Святой Троицы в Хохлах[24]. Был иподиаконом.[25] А. Л. Дворкин удостоен высоких наград Русской православной церкви[1][26]: ордена преподобного Сергия Радонежского III степени[27], ордена святителя Иннокентия Московского III степени[27], ордена Преподобного Нестора Летописца УПЦ[27], ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени[28]. Последний орден вручён по благословению патриарха Алексия II «За просветительскую деятельность и распространение достоверной информации об учении и деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов»[28]. Деятельность Дворкина и его книги критикуются со стороны ряда общественных деятелей, учёных, религиоведов[13][29][30][31][32][33]. Отмечается, что деятельность Дворкина и возглавляемых им организаций носит больше конфессиональный характер и не имеет прямого отношения к светскому научному религиоведению[13][34]. Теория Дворкина о тоталитарных сектах критикуется со стороны некоторых священнослужителей РПЦ — приверженцев «миссионерского подхода» к последователям других религий и сектанству[35] и богословами[36][37]. В тоже время книга Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты» имеет положительные отзывы со стороны учёных, она и прочие публикации используются и цитируются в диссертациях, монографиях и научных статьях.[38]. И.Я.Кантеров включил книгу «Сектоведение» в список рекомендуемой литературы (дополнительной) по «Программе дисциплины «Новые религиозные движения и культы», курс которой Кантеров читает в ИППК МГУ им. М.В.Ломоносова.[39]. Критики подхода Дворкина характеризуют деятельность возглавляемых им организаций как «антикультовую»[40][41] … ».

Вот так, в частности, с «легкой руки» Дворкина А.Л. «Международное общество сознания Кри́шны» [9] (англ. International Society for Krishna Consciousness, ISKCON, ИСККОН, МОСК) попало в разряд — «тоталитарная секта». По этой же причине возник или состоялся в августе — декабре 2011 года Томске — «Суд над «Бхагавад-гитой» или Дело «Бхагавад-гиты» судебный процесс о признании базового канонического текста кришнаитов «Бхагавад-гита как она есть» экстремистским материалом.

Обратимся к работе Дворкина А.Л. — «Сектоведение. Тоталитарные секты:

«Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» [10] — книга, написанная православным исследователем сект, представителем российского антикультового движения А.Л. Дворкиным. Книга посвящена описанию религиозных движений и организаций, относимых автором к тоталитарным сектам.

В «Сектоведении» в основном рассматриваются действующие в настоящее время в России официально зарегистрированные новых религиозные организации, которые автор относит к «тоталитарным» или «деструктивным сектам». Кроме того, автор приводит параллели между «сектантством» и внерелигиозными группами, организациями и режимами, например, характеризует Гербалайф как «коммерческий культ» и намекает на признаки «сектантства» у коммунизматоталитарной форме существовавшего, например, в СССР в 1930-х годах). Несмотря на то, что книга написана как учебник для учебных заведений РПЦ, книга была рекомендована помощником Генерального прокурора Евгением Чугановым как источник достоверных, по его мнению, сведений о сектах.[1]

Рис. 3. Обложка книги Дворкина А.Л. — «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования».

В своей книге — Глава 2. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 1. Постановка проблемы и определение терминов Дворкин А. Л. фактически не дает точного определения понятия – «Тоталитарные секты», которым он широко пользуется. Вот, в частности, что он пишет:

«В Москве есть известный священник, много рассказывающий о том, как он занимается реабилитацией сектантов. Как публично, так и в частных разговорах он много раз заявлял, что между такими понятиями, как «инославный», «еретик» или «сектант», никакой разницы нет: католик, протестант, буддист, сайентолог, мунит, кришнаит — все они в равной степени вне Православной Церкви и все пребывают в глубоком заблуждении, и все вместе будут гореть в том же самом адском пламени. Однако между всеми этими группами разница есть, и большая, более того — принципиальная. Как бы глубоко ни заблуждались, скажем, протестанты, они по происхождению христиане. Конечно, они суть ветви, отпавшие от единого древа Вселенской Православной Церкви, но даже отпавшие ветви сохраняют подобие древа. И доколе сохраняется подобие, сохраняется и возможность вновь приживиться к этому древу. Свидетельство тому — частые переходы в Православие западных христианских общин, как протестантских, так и римо-католических, которые воспринимают этот переход как возвращение домой, к собственным корням, к истокам. Невозможно себе представить, как что-либо подобное происходит, скажем, с мунитской общиной».

«Инославными называют христианские, как правило, культурообразующие церкви или конфессии, которые при всех своих отклонениях от Истины Православия все же имеют веру в Святую Троицу, в Иисуса Христа, Сына Божия, и сохраняют хоть какую-то генеалогическую преемственность с ранней, неразделенной Церковью, В самом расширительном смысле, помимо римо-католиков и протестантов, инославными можно назвать и членов вне-литургических постпротестантских традиционных деноминаций и сект, таких как методисты, баптисты и консервативные евангелики».

«Точнее всего дать следующее определение: секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона».

«Когда в 1993 г. автор впервые использовал термин тоталитарная секта — то не думал, что вводит новое понятие, — настолько само собой разумеющимся он казался. По всей видимости, термин этот показался столь же очевидным всему нашему обществу: похоже, что он был у всех на кончике языка, и лишь случайно кто-то употребил его первым. С тех пор он прочно вошел в наш язык и употребляется буквально всеми. Тоталитарными сектами стали называться особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.

Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни».

И практически без достаточного обоснования делает заключение:

«Как можно назвать кришнаита инославным? Сами они, конечно, считают, что славят того же Господа, только под именем Кришны. Но, как говорится, спасибо, не надо… «Общество сознания Кришны», безусловно, принадлежит к разряду деструктивных культов (или тоталитарных сект), но ни инославным, ни даже еретическим его назвать нельзя, потому что изначально оно никогда не было христианским, а возникло на языческой основе».

«Этот термин примерно соответствует английскому термину Destructive cult в том виде, в котором он предложен Стивеном Хассеном. В связи с этим некоторые исследователи предлагают использовать термин деструктивный культ как более точный и универсальный.[6]

Признаки тоталитарной секты

Согласно теории Дворкина, идентификация конкретных групп как тоталитарных сект осуществляется по следующим признакам:

  • Наличие гуру (лидера), пирамидальная структура
  • Жёсткая организация тоталитарного типа
  • Некие признаки, дающие членам организации исключительность
  • Эзотерический разрыв (сокрытие целей организации от новичков и постепенное раскрытие при «продвижении» в секте)

А. Л. Дворкин признает, что эти признаки не позволяют провести однозначную границу между классическими и тоталитарными сектами.[4]

Поскольку определяющим критерием тоталитарной секты Дворкин считает не вероучение, а социологические и психологические особенности, к тоталитарным сектам причисляются и некоторые нерелигиозные организации и движения: коммерческие культы (некоторые организации многоуровневого маркетинга), психокульты:

Есть секты, в которых нет собственно религиозного учения, учения о Боге. Даже пользуясь понятием религии в самом широком смысле, в новом определении, сформулированном диаконом Андреем Кураевым, определившим религию как попытку преодоления смерти и установления связи с духовным миром, — даже в этом смысле ряд сект мы не сможем назвать религией. В них есть лишь культ благополучия и богатства и громкие, навязчивые обещания успеха, которые принесет вступление в организацию, компанию, клуб. Такие секты религиоведы называют коммерческими (или индустриальными) культами. <…> Итак, религиозного учения у таких сект, как правило, нет, но методы их деятельности и контролирования сознания своих членов — совершенно сектантские.[7] ».

Хорошо видно, что под столь пространное определение «признаков тоталитарной секты» может попасть любая организация, включая, например, правительственные структуры власти в нашей или любой другой стране.

Конечно, существуют античеловеческие «деструктивные культы (или тоталитарные секты)» с которыми нужно «разбираться», но в случае «Общества сознания Кришны» с его Ведическими Священными писаниями все сводится к простому противостоянию между Российской Православной Церковью и «языческим культом», как говорят церковные иерархи, который «пришел» в Россию из Индии.

Глава 9 из книги Дворкина А.Л., которая посвящена отдельно «Обществу сознания Кришны»

Мы не будем полностью разбирать Главу 9 из книги Дворкина А.Л., которая посвящена отдельно «Обществу сознания Кришны». Текст этой главы пестрит всякого рода неуважительными выражениями не достойными ученого и религиоведа, по отношению к древним Ведическим Священным писаниям. Автор, к нашему сожалению, по сути, не понимает или не хочет понять, что и как он пишет. Вот ряд таких высказываний:

Начало Главы 9 Дворкин А.Л. сопровождает несколькими эпиграфами [11] (Эпи́граф (греч. Επιγραφή — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. …). В частности, он приводит фрагменты перевода текстов из «Бхагавад-Гиты», но при этом явно намеренно вырывает слова перевода из контекста, что приводит к искажению общего смысла перевода. Вот какой эпиграф приводит Дворкин в начале Главы 9:

«Я Яма, Бог смерти… Я всепожирающая смерть… Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей».

Слова Кришны о себе в «Бхагавад-Гите как она есть» (Гл. 10, тексты 29, 34; Гл. 11, текст 32.)

А, вот, как выглядят тексты из «Бхагавад-Гиты» на самом деле:

Глава 10. Великолепие Абсолюта. Текст 29.: «Среди многоголовых нагов Я – Ананта, среди обитателей вод – полубог Варуна. Среди предков Я – Арьяма, а среди вершащих правосудие – Яма повелитель смерти».

Глава 10. Великолепие Абсолюта. Текст 34.: «Я — всепоглощающая смерть и созидательное начало всего, чему суждено появиться на свет. Из женщин Я — Слава, Удача, Красноречие, Память, Разум, Целеустремленность и Терпение». [12]

Глава 11. Великолепие Абсолюта. Текст 32.: «Верховный Господь сказал: Я – время, великий разрушитель миров, несущий гибель всему живому. Кроме вас [Пандавов], всем воинам и с той и другой стороны суждено погибнуть в грядущем сражении».

Да Господь Властелин времени! Да все в Его власти! Да воины могут погибнуть в предстоящем сражении. А Вы господин Дворкин, искажая оригинальный текст, пишете?! – «Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей». Вы в своей работе переходите границы этики и объективности ученого, которым, возможно, себя считаете. Вы сознательно пугаете и обманываете не только своих студентов, но и других христиан, а теперь и еще чиновников от Юстиции, которые могут читать вашу работу «как правильную или истинную» для ознакомления с сектантством!

Вот некоторые примеры из Библии, которые подтверждают положения Главы 11. Великолепие Абсолюта. Тексты – 29 и 34, а также — Глава 11. Текст 32. Господь может быть суров:

Книга пророка Исайи. (Ис. 29. 10:20):

«5. Множество врагов твоих будет, как мелкая пыль, и полчище лютых, как разлетающаяся плева; и это совершится внезапно, в одно мгновение. 6. Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня».

(Ис. 31. 1:4):

«1. Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святаго Израилева не взирают и к Господу не прибегают! 2. Но премудр Он; и наведет бедствие, и не отменит слов Своих; восстанет против дома нечестивых и против помощи делающих беззаконие. 3. И Египтяне — люди, а не Бог; и кони их — плоть, а не дух. И прострет руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут. 4. Ибо так сказал мне Господь: как лев, как скимен, ревущий над своею добычею, хотя бы множество пастухов кричало на него, от крика их не содрогнется и множеству их не уступит, — так Господь Саваоф сойдет сразиться за гору Сион и за холм его».

(Ис. 33. 14:16):

«14. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» – 15. Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; 16. тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет».

(Ис. 34. 1:10):

«1. Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и всё, что наполняет ее, вселенная и всё рождающееся в ней! 2. Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание. 3. И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. 4. И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист — со смоковницы. 5. Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию. 6. Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома. 7. И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьется земля их кровью, и прах их утучнеет от тука. 8. Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. 9. И превратятся реки его в смолу, и прах его — в серу, и будет земля его горящею смолою: 10. не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней;»

(Ис. 51. 6:10):

«6. Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и Правда моя не престанет. 7. Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь. 8. Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое в роды родов. 9. Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли Сразила раава, поразила крокодила? 10. Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные? 11. И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся. 12. Я, Я Сам Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, 13. и забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю; и непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя, как бы он готов был истребить? Но где ярость притеснителя?».

Книга Левит – (Лев. 24. 13:23): «13. И сказал Господь Моисею, говоря: 14. выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; 15. и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; 16. и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти. 17. Кто убьет какого — либо человека, тот предан будет смерти. 18. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. 19. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: 20. перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать. 21. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти. 22. Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш. 23. И сказал Моисей сынам Израилевым; и вывели злословившего вон из стана, и побили его камнями, и сделали сыны Израилевы, как повелел Господь Моисею».

Книга пророка Исайи. (Ис. 1. 10:20):

«10. Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! 11. К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. 12. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? 13. Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! 14. Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. 15. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. 16. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 17. научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. 18. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.             19. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; 20. если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят».

Новый Завет. Господь может быть милостив — (Мф. 5. 38:45):

«38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. 39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. 43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Дальше ряд примеров из самой Главы 9 книги Дворкина А.Л. — «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования»., посвященной фактически «очернению» «Международного Общества сознания Кришны» и древних Ведических Священных писаний:

«Сам Чайтанья рассматривается кришнаитами как совместное воплощение их бога Кришны и его любимой любовницы Радхи (Радха Божественная Супруга Кришны, а не любовница и Дворкин это прекрасно знает, если читал Веды?! Прим. Ред.). Кришна решил воплотиться в Радху, чтобы постичь всю силу ее любовной преданности себе, и этим воплощением явился Чайтанья. Основная цель возлюбленных Кришны, как учил Чайтанья, — любить его, как любили Кришну его бесчисленные любовницы-пастушки.

Кришна — это пастушеский бог, культ которого приобрел популярность на юге Индии в VI-IX вв. по Р. X. По чертам своего характера он более всего напоминает греческого бога Гермеса — проказливого, игривого и жуликоватого пастуха …»

«Часто Кришну изображают в виде синюшного пухлявого женоподобного юноши (весьма неуважительные слова для ученого, сродни дворового сленга людей «из низов». Автор этих слов сам «сеет» религиозную рознь. Прим. Ред.) (правда, кришнаиты уверены, что красивее его никого нет: …».

«Но ведь благодаря деятельности этого человека (Прабхупады) на Западе десятки тысяч молодых людей, а вовсе не стариков, оставляли семьи, близких и родных и отдавали себя в рабство съедаемому бесом гордыни индийскому честолюбцу и созданной им тоталитарной организации! (весьма оскорбительные слова по отношению к уважаемому в мире человеку. Прим. Ред.)».

«Образ Кришны женоподобного синего юноши — нам уже известен. Но у Кришны есть и другие лики, более соответствующие его природе. Это, например, многорукий, окруженный кобрами беспощадный и кровожадный человеколев Нарисимха, грызущий окровавленные людские шеи и навешивающий себе на тело человеческие внутренности. (это слова Дворкина, а не из священного писания, которые он для «острастки» дописывает сам! Прим. Ред.) «…Своими ногтями надвое разорвал могучее тело безбожника Хиранйа-кашипу» … ».

Можно привести еще массу таких примеров «беспардонных» и не достойных христианской этики высказываний профессора Дворкина А.Л. в «Учебнике» для студентов Христианского Православного учебного заведения. Бог ему судья. На этом мы закончим первую часть нашей статьи.

В заключение можно сказать, что все, рассмотренное нами выше, было частью побудительных причин для возникновения суда над «Бхагавад-Гитой» в г. Томске.

Вторая часть статьи будет посвящена исследованию сакрального смысла ряда текстов десятой главы «Великолепие Абсолюта» из книги – из «Бхагавад-Гиты», часть которых рассматривалась в судебном заседании.

© Арушанов Сергей Зармаилович 2012 г.


[1] Адрес ссылки в Интеренете – «Суд над «Бхагавад-гитой» или Дело «Бхагавад-гиты» — Википедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81_%D0%BD%D0%B0%D0%B4_%C2%AB%D0%91%D1%85%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B4-%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%C2%BB

[2] Адрес ссылки в Интернете – «Суд не признал Бхагавад Гиту экстремистской» — http://news.yandex.ru/yandsearch?cl4url=www.70rus.org%2Fmore.php%3FUID%3D13744

[3] Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. М., Издательство «Республика», 1995 год, с. 335.

[4] Адрес ссылки в Интернете – Экстремизм – Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%F1%F2%F0%E5%EC%E8%E7%EC

[5] Адрес ссылки в Интернете – «Конституция РФ» — http://lib.rus.ec/b/68521

[6] Адрес ссылки в Интернете – «Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы» при Министерстве юстиции Российской Федерации — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5_%D1%8E%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

[7] Адрес ссылки в Интернете — Алекса́ндр Леони́дович Дво́ркинВикипедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

[8] Нострификация (от нем. Nostrifikation, от лат. Noster — наш и лат. Facere — делать) — процедура признания документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании, то есть согласие соответствующих органов государственной власти на наличие законной силы этих документов на территории государства. Решение о признании и об установлении эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании в Российской Федерации принимается федеральным (центральным) органом управления образованием на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации. – Википедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

[9] Адрес ссылки в Интернете — Международное общество сознания Кри́шны – Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%BD%D1%8B

[10] Адрес ссылки в Интернете – Дворкин А.Л. «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» — Википедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5._%D0%A2%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B

[11] Эпи́граф (греч. Επιγραφή — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. В зависимости от литературных и общественных настроений, эпиграфы входили в моду, становились манерой, выходили из употребления, потом воскресали. В первой половине XIX века ими охотно блистали, как выражением начитанности и уменья применить чужую мысль в новом смысле. – Википедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EF%E8%E3%F0%E0%F4

[12] Женские качества, олицетворяемые богинями, имеющими соответствующие имена: Кирти, Шри и т.д. (Прим. редактора.)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.