nav-left cat-right
cat-right

Религиоведческие подходы в диффузионной концепции культурной антропологии Фридриха Ратцеля

Фридрих Ратцель — немецкий географ и этнолог, социолог; основатель антропогеографии, геополитики, а также теории диффузионизма полагал, что религиозные идеи и представления остаются неразвитыми и искажаются в условиях, когда они отозваны от живой мифологии или находятся под влитием абстрактных учений, связанных с материальной жизнью общества. Религия во всех обществах связана с глубокой мировоззренческой потребностью осознания причинности событий в мире. Для каждого события необходимо найти причину или «виновника». В настоящее время мы хорошо видим, что «корни религии переплетаются» с научными знаниями о мире и природе. Тем не менее, с появлением научных знаний о мире человек продолжает ощущать потребность одушевлять все явления природы. В одухотворении лежит нечто, возвышающее душу человека, что на высших ступенях развития человеческого духа превращается в поэзию и Философию.

Однако нравственные учения не составляют, подчёркивает Ф. Ратцель, первоначальной «основы» религии, а как бы происходят из нее и присоединяются к ней на высших ступенях её развития. На «процессы развития» религии в сознании человека влияют и социальная жизнь человека. Отношение человека к личности высшего существа, которое, возвышаясь над миром, управляет им, и с которым человек находится в личностных отношениях, как правило, не складывается в «чистой форме» или «окрашивается» уровнем духовного развития личности человека. На эти отношения влияли устремления человеческого духа, и, прежде всего, «движения и потребности» его совести, которая является «хранилищем вековечного опыта» опыта души человека. Таким образом, религия получила своё самое важное дополнение – «нравственный элемент». На этом этапе религия начинает влиять на культуру общества. Появляются зачатки науки, искусства и поэзии, в среде жрецов и шаманов.

Таким образом, на низших ступенях «развития религии» человек выступает со своими требованиями, желаниями, приказаниями к духам и фетишам, для выполнения которых он приносит им жертвы. Однако, на высших ступенях «развития религии» духовное начало становится властью, которая награждает и наказывает человека, руководит им, заставляет себе повиноваться.

Рис. 1. Фридрих Ратцель (нем. Friedrich Ratzel; 30 августа 1844, Карлсруэ9 августа 1904, Аммерланд близ озера Штарнбергерзее) — немецкий географ и этнолог, социолог; основатель антропогеографии, геополитики, а также теории диффузионизма. В системе взглядов немецкого ученого видны многие идеи родоначальника социологии француза Огюста Конта: эволюционизм, признание влияния географической среды на развитие народа, государства, роли демографических и космических факторов в функционировании политических систем, жизни этносов и государства. Влияние О. Конта просматривается в работах Ф. Ратцеля: «Земля и жизнь. Сравнительное землеведение», «Народоведение» и в фундаментальной книге «Политическая география». Профессор Лейпцигского университета1886).

Сосуществование норм религии с появлением норм гражданских законов в обществе понижает её роль в обществе, но, в конечном счёте, открывает путь к высшему положению религиозных норм в обществе. Из этого процесса взаимного влияния и духовной деятельности человека начинают развиваться науки и искусство. Это происходит посредством «разделения» обязанностей жреца на обязанности врача, заклинателя природных сил, скульптора, придворного сказителя и т. д. В конечном итоге, например, в древнем Египте поэзия, искусство и наука оказались связаны с деятельностью касты жрецов, также как и в Греции. В дальнейшем своем развитии они становятся самостоятельными видами духовной деятельности человека.

Объединение светской и духовкой власти обнаруживается на всех ступенях развития человечества. Примером тому служит широко известный в истории тезис – «То, что полезно для общества и государства, считается угодным богам». Духи, связанные с благосостоянием семейства, общества и государства, могут быть только благодетельными. С неизменностью потребности в божестве связываются изменчивые требования нравственности, отвечающие глубинным и, в той или иной степени, благородным потребностям общества, так как ими устанавливались почитание старших, охранение брака и детей. Ратцель отмечает крайнюю эгоистичность законов «табу», связанных с собственностью. Отсюда следует смешение светских и духовных интересов, сплетение светских и духовных законов. Если начальник — святой человек, то возмущение против порядка, во главе которого он стоит, является грехом, и религия помогает в этом случае лёгкому обузданию врагов и разрушителей общественного строя.

Отличие добра от зла, которое учение Моисея с глубоким пониманием жизни ставит в начале появления человека, должно было вырабатываться другим путём. Природа, показывает Ратцель, указывая на вредное и полезное; отсюда, посредством общего одухотворения, эта противоположность переносится в мир духов. Чувство признательности к доброму всегда возобновляется. Человек должен приобретать его и иметь возможность обращаться к нему. Когда всё доброе приписывается душе предка, этим создаётся мифическое воплощение добра. Но добро ещё долго приносит пользу одному липу, а не всему обществу.

Глубокая пропасть между религией, лишенной нравственности, и религией, имеющей её, выражается в «очеловеченной» слабости небожителей.

На большом историческом материале Ратцель старается показать, что наиболее быстрому упадку подвержены всегда духовные элементы культуры. Так как именно они составляют движущие силы прогресса, то уже из этого обстоятельства вытекает большая склонность к застою с неизбежным регрессом. Всем основателям религий были свойственны высшие идеалы, чем их последователям, и история религий бывает историей понижения той высоты, на какую она была вознесена чистым воодушевлением и на какую стремятся поднять себя и своих единомышленников позднейшие реформаторы в переходные эпохи. В монотеизме, подчёркивает немецкий учёный, всегда чувствуется негативный опыт, который не в состоянии оценить молодые народы. Абстрактные (основы) религии не могут быть достоянием широких масс, как и догматика. Фанатизм масс удовлетворяется не чистотой понимания догматов, а запретом на нарушение религиозных традиций. Упадок религии происходит в разделении ее формы и сущности. Ослабление религии может происходить под влиянием внешних факторов, например, сокращение численности населения, ослабление власти, обнищание масс, потеря независимости.

Развитие техники создания художественной произведений искусства может происходить и в обществе, где духовные ценности уходят на второй план. Хотя «форма творений» сохраняется, но Дух в них ослабевает, не оставляя творений, соответствующих его силе и величию. Поэтому у «диких» народов формы произведений, хотя и несовершенные, могут стоять выше по их одухотворенности.

Почти во всех религиях встречаются «искажённые следы» высших представлений, и не только духовных, но и материальных. Понятие о дьяволе, самом выдающемся злом духе, было распространено необразованными европейцами задолго до христианизации, и отражалось в представлениях о дуализме добрых и злых духов. Сказания о творении мира и потопе, с их замечательными сходными чертами, имеют слишком общее распространение и слишком глубоко сплелись со всей мифологией, чтобы приписывать им более раннее и случайное происхождение. По мнению Ратцеля, они отчасти принадлежат мировому мифу, начала которого предшествовали христианству.

Вера в существование душ и почитание предков общи для всего человечества. К этому примыкает и одушевление природы. Одушевление черпает из одних и тех же источников одинаковые обычаи, связанные с суевериями. Основой суеверий в прошлом и настоящем является страх не только перед природой, но и перед смертью. Вследствие этого отмечается сходство людей, которым приписывается власть над конкретными предметами и явлениями.

Всякая мифология поднимается выше частных влияний, связанных с местными условиями жизни. Факты оказываются связанными одинаковыми основными идеями, из которых создаётся «мировой миф». Разрыв между христианской религией и религиями «диких» народов обнаруживается, когда речь заходит о нравственных законах. Насаждение новой религии всегда сопровождается культурными преобразованиями и не может быть делом одного поколения. Успех распространения христианства зависит от глубокого понимания содержания этого учения миссионерами, и их знания культуры народа, на который направлена эта проповедническая деятельность. Эта деятельность предполагает и адекватные экономические и политические условия распространения новых идей (покровительство или терпимость со стороны местной знати, реальная польза от конкретных действий миссионеров и т.д.). Переход к лучшему состоянию жизни общества может произойти только в форме «экономической революции», которая принесёт благо, но вместе с тем и вред, и последний даже скорее, чём первое, особенно, когда люди довольны своим существованием. Миссионер должен исходить из понимания, что «высшая» культура действует разрушительным образом на жизненные условия язычников, и что этот переход он может смягчить только практической подготовкой учеников. Но он не должен являться им в виде ремесленника или купца, так как это противоречит мистическому элементу, заключающемуся в деятельности жречества. В разумном соединении «отречений» с практической работой миссионера, спокойно созерцающего реалии чужой культуры, заключается его успех, особенно, когда он врачует, не только души, но и тела.

Большой интерес представляет оценка Ф. Ратцелем ислама в связи с его распространением среди населения регионов мира, где: распространены языческие, политеистические и архаичные религиозные верования. Немецкий ученый отмечает большую «доступность» положений ислама для верующих. Ислам соответствует потребностям общественной и государственной жизни народов, стоящих на низших ступенях цивилизованности, по крайней мере, по сравнению с Европой эпохи Нового времени, характеризующейся экономическим, геополитическим и культурным единством. Он связан с культурой, которая для народов тем ближе, чем ближе географически и климатически находятся от них места происхождения ислама.

Современные исследователи подчеркивают, что, например, — «в мусульманской умме [1]сообщество») проблема смысла жизни не превращалась в личностную и общественную трагедию. Даже в случае социальной деградации и распада того или иного мусульманского общества ислам обеспечивал воспроизводство системы ценностных критериев, не допускавших разрушительного кризиса личности». (Ш. Султанов).

Рис. 2. «Исла́м [2] (араб. إسلام‎‎ [ʔɪsˈlæːm]) — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха)[1]. В шариатской терминологии исламэто полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда. С точки зрения ислама, народы отошли от первоначального пути, который был указан им Аллахом, a священные тексты древних книг постепенно искажались[2]. Каждый раз для возвращения к истинной вере (исламу) Аллах отправлял к разным народам своих посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса[3]. Последним посланником в среде пророков, с точки зрения всех мусульман, является Мухаммад, принесший человечеству веру в очищенном и первозданном виде … Дар аль-ислам [3] (араб. دار الإسلام‎‎ — мусульманский мир, земля ислама, вся территория, где господствует ислам) — традиционное мусульманское обозначение территорий, где действует мусульманский религиозный закон и где политически господствуют мусульмане. Эта часть мира противопоставляется дар аль-харб (земле войны) — территориям, где ислам не господствует. По воззрениям мусульман, дар аль-ислам по воле Аллаха распространится на весь мир, даже если этому будут мешать все неверующие люди и джинны на Земле. Естественной реакцией дар аль-ислам на бесчинства дар аль-харб является джихад — борьба в защиту чести, имущества и крови мусульман, проживающих в дар аль-харб. Но всеобщий джихад имеет очень много условий, одно из которых — единый мусульманский правитель. Джихадвообще очень широкое понятие, и наиболее сложный и важный джихад для любого мусульманина — это борьба с собственными страстями. Правильный перевод слова джихадэто приложение усилий на пути к чему-либо. в Шариате (исламском законе) джихад означает приложение усилий на пути приближения к Аллаху. Существует множество способов этого. Например, соблюдение поста, намаз, чтение Корана и даже отведение взгляда от оголённых женщин, или ношение хиджаба. Военный поход — в случае явной несправедливости (притеснения, убийства, изгнания из жилищ) неверующих по отношению к мусульманам. Существует также понятие о дар ас-сульх, или дар аль-ахд (земле мирного договора, или земле договора), — территориях промежуточного характера, где при сохранении политической власти немусульман мусульмане находятся под защитой и пользуются религиозной свободой. Данное законоположение установлено во время ниспослания Корана более 1400 лет назад и будет действовать до Судного дня. Мусульманам неоднократно приказывается в Коране относиться к иудеям и христианам по справедливости. Особенно отмечены христиане, так как они «не высокомерны» и «сохранят даже кантар золота, если им доверишь». Деление на дар аль-ислам и дар аль-харб и по сей день играет значительную роль в мусульманских политических доктринах, однако оно не предусматривает обязательность войны между ними. Концепция дар ас-сульх является идейным обоснованием возможности сосуществования мусульманской и немусульманских политических систем».

Рис. 3. «20 апреля 2011 года в столице Ингушетии г. Магас состоится торжественное мероприятие по закладке камня под строительство Соборной мечети и Исламского учебно-культурного центра [4] . Реализация проекта состоит из двух этапов. Первая очередь — мечеть, минареты, соборная площадь и парковки, закладка парка. Вторая очередь – университет, общежитие, духовное управление, культурно-торговый центр, инфраструктура и коммуникации. Срок реализации проекта — 2,5 года. Площадь застройки мечети 11000 кв.м. Диаметр купола 50м. Высота минаретов 64 м. Мечеть рассчитана на 8000 человек. Сбор средств для строительства комплекса осуществляет некоммерческая организация фонд «Азан». Фонд «Азан» учрежден в ноябре 2010 года при поддержке Главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, духовенства, Муфтията, широкой общественности. Председателем Попечительского Совета является член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Ингушетия Поланкоев Ахмет Магомедович». (Пресс-служба Главы РИ). Для сравнения – «Храм Христа Спасителя [5]самый большой собор Русской Православной Церкви, он вмещает до 10 000 человек. В горизонтальном сечении напоминает равносторонний крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока около 37 метров, высота барабана – 28 метров, высота купола с крестом – 35 метров. Общая высота сооружения – 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра, объем здания 524 000 куб. метров. Площадь росписи Храма — более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров золочения сусальным золотом».

Миссию христианства надо представлять в связи с другими культурными силами, на которых она действует, стимулируя или задерживая их развитие Тайные союзы, естественным образом  возникающие в обществах, где нет причин для разделения сословий, используют религиозные формы для поддержания уважения к преданию, напоминающие тайные средневековые судилища христианской Европы.

В работах «Антропогеография» (1882); «Народоведение» (1893); «Политическая география» (1897); «О законах пространственного роста государств» (1901) Ратцелъ доказывает, что расширение географического горизонта, плод не только телесных, но и духовных усилий бесчисленных поколений, отдаёт в распоряжение пространственного роста народов всё новые области, причём каждая ступень «духовного захвата» земли находит и своё политическое выражение. Чтобы всякий раз политически овладеть растущими пространствами, связать и удержать их, требовались всё новые силы, которые могли развиваться лишь медленно, по мере роста культуры и посредством её.

В своей работе Антропогеография Ратцель пишет [6] :«… что возможно установить единство всего человечества, несмотря на все нынешние различия. Описывая различия рас, автор приходит к выводу, что ни одна раса не представляет собой совершенно обособленной, естественной группой. Географическое распространение рас на земле в некоторых отношениях сходно с областями распространения известных растений и животных и показывает, что все живые существа подчиняются в более или менее одинаковой степени воздействиям внешней среды. Социальное неравенство между низшими расами расширяет пропасть с представителями высшей расы. Как пример, Ратцель приводит тот факт, что, например, в США случаются браки между белыми и неграми, но лишь в низших слоях населения. В Сибири русский чиновник, офицер не женится на бурятке, мещанин или крестьянин – сплошь-да-рядом».

Идеи и материальные блага распространялись от мелких начальных и исходных пунктов, находили новые пути для распространения и расширяли свою область. Они становились предтечами роста государства, пользующегося теми же средствами и распространяющегося на те же области. Особенно тесная связь, подчёркивает немецкий мыслитель, отмечается между расширением политической власти и распространением религий. Однако религиозный фактор уступает большему влиянию экономического взаимодействия.

Такие побудительные силы роста государств, как экономика, политика и религия, питает увеличивающаяся с культурой численность населения. Все великие государства прошлого и настоящего принадлежат культурным народам. Вместе с тем, великие носители культуры не всегда бывали самыми сильными создателями государств, ибо образование государства является лишь одним из применений культурных сил к истории, реализующихся при особых условиях. Рост государств является лишь одной из форм политического овладения пространством. Есть другие формы расширения, распространяющиеся быстрее роста государства, предшествующие ему и подготавливающие для него территорию. Существует известная общая жизнь всего человечества, состоящая из «идей и материальных благ», стремящаяся стать предметом обмена между народами. Государствам редко удавалось ограничить политические пределы распространению тех или других. Правилом является скорее то, что они влекут за собой государства на путь, ими проторенный. Проникнутые тем же стремлением к распространению и распространяясь теми же путями, идеи и товары, миссии и купцы, часто действуют сообща, совместно, сближая народы, усиливая их сходство и подготавливая, таким образом, почву для политического сближения и объединения. В степени такой подготовки заключается главное различие в образовании государств на низшей и высшей ступенях культуры.

Ф. Ратцель подчёркивает близость национальных идей религиозным, поскольку они опираются в большей степени на «тёмное чувство, чем на ясное сознание». Национальные идеи, силу которых доказывает история Германии и Италии, являются побудителями политического брожения, как это показывает история юго-восточной Европы со времён греческой и сербской борьбы за независимость. Они оживляют славное прошлое, в чём большую роль играют и воспоминания о большем пространственном распространении, и превращают его в идеал политически «павшего» народа. Немецкий учёный последовательно и аргументировано связывает культуру с социальной памятью, которые невозможно отделить от религии. Религиозная жизнь связывается с процессами религиозного единения. Все древние государства были теократиями.

Человечество, подчёркивает Ратцель, всегда чувствовало потребность в объединяющих идеях. Уже у первобытных народов религиозные связи предшествуют политическим. Религиозное единство, выражающееся в культуре, выходит далеко за пределы политических границ.

Из воззрений Ф. Ратцеля, несмотря на европоцентристские тенденции его теоретического мышления, следует, что диффузия культур, взаимодействующих в реальных социоисторических пространствах, может быть условием их множественности и диалога. Это, в свою очередь, может способствовать прогрессу цивилизаций, как и свободный выбор человеком мировоззренческих и культурных ориентаций. Немецкий историк, социолог и геополитик предпринял попытку интеграции знаний, необходимых для разработки подхода к историческому процессу, который в современную эпоху считается полипарадигмальным. Его заслугой является попытка постичь историю религии как целостный процесс, имеющий культурный смысл. Стадиальный подход к истории, включающий понимание смысла и содержания культурных процессов, вероятно, не исчерпал своих эвристических возможностей, по крайней мере, в связи с цивилизационным подходом. Геоцивилизационный аспект исторического процесса остается в современный период важнейшей проблематикой социогуманитарных исследований, обобщающих и достижения социальной культурологии.

©Арушанов Виктор Зармаилович, к.ф.н., доцент, 2011 г.

©Редактирование и оформление, Арушанов Сергей Зармаилович 2011 г.

При изготовлении Заставки к статье использован фрагмент картины художника Василия Нестеренко, который участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве — http://whictly.my1.ru/news/khudozhnik_vasilij_nesterenko_1chast_dukhovnaja_zhivopis/2010-02-23-43

Приложение:

Интересные статистические данные о населении

По материалам публикации [7] — «95% населения — идиоты». «Как утверждает сам Гоблин (Дмитрий Юрьевич Пучков), это научный факт, по-видимому, доказанный профессором Савельевым, из которого следует, что читающий эту статью, с вероятностью 0,95 идиот, как и её авторы.

«2 процента людей — думает, 3 процента — думает, что они думают, а 95 процентов людей лучше умрут, чем будут думать». (Бернард Шоу).

«Всякая творческая личность должна быть уничтожена, ибо она мешает спокойно жить» — вот лозунг девяноста пяти процентов населения земного шара. Девяносто пять процентов всего населения считают, что их беды, нищета, болезни, преждевременная смертность и т. д. зависят от пяти процентов — творческих личностей, которые съедают всё (то) что, недоедают девяносто пять процентов. … Они злостно ненавидят эти пять процентов творческих личностей и готовы перегрызть им горло».

(К. Э. Циолковский, Из книги А. Л. Чижевского «На берегу вселенной»).

«Спросите сто человек, в каком виде желательно им выполнение такого-то предмета. Восемьдесят из них не сумеют ответить и предоставят разрешение вопроса на усмотрение фабриканта. Пятнадцать человек будут чувствовать себя обязанными кое-что сказать, и лишь пять человек, выскажут обоснование и толковое пожелание и требование. Первые девяносто пять человек, которые слагаются из ничего не понимающих и сознающихся в этом и из тех, которые точно так же ничего не понимают, но не желают в этом сознаться – это и есть настоящий контингент покупателей вашего товара».

(Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения»).

  • Google обнародовал список самых популярных запросов за прошлый год. По результатам 2008 года самыми популярными публичными персонами в рейтинге российского сегмента поискового портала Google стала группа «Ранетки», певец  Дима Билан и Путин.
  • Исследования ученых из Канзаса также показали, что, несмотря на войны, эпидемии и мировой финансовый кризис, более 95% людей смотрят в будущее с оптимизмом. 95% опрошенных считают, что в ближайшие полдесятилетия их жизнь будет столь же хороша или даже улучшится в сравнении с тем, что было пять лет назад.
  • В б-гомерзком (экзамене) ЕГЭ часть C пробуют делать только 5% школьников. 95% же не набирают и 70 баллов из 100.
  • Правило пяти процентов: если в какой-то общности 5% совершают одновременно определенное действие — остальное большинство начинает повторять. Что ещё раз приводит нас к числу 95%.
  • 95% опрошенных из Великобритании и США признались, что избегают пользоваться многими сервисами и приложениями в мобильных телефонах и смартфонах из-за трудности их установки. К такому выводу пришли ученые.

Рис. 4 Таблица, которую вымарал Главлит из совершенно секретного исследования советских ученых, проведенного по заказу Горбачева и предназначенного для внутреннего употребления членами Политбюро секретарей ЦК КПСС. (Слово «паранормальные» — в правом столбце таблицы употреблено авторами таблицы не совсем корректно. Пара – означает за пределами. Поэтому надо понимать здесь разговор идет о сознании людей «за границами» сознания олигофренов. Обратите внимание, что процент олигофренов и продуктивных один и тот же – 3,5%. Не исключено, что во всех, известных нам, исторических периодах существования человечества общее распределение в «мутантных группах» было одним и тем же?!).

Мнение психологов

«95 процентов людей на Земле — инертная масса. Один процент составляют святые и ещё один — непроходимые кретины. Остаётся три процента — те, кто могут чего-то добиться… и добиваются». (Стивен Кинг, «Мёртвая зона»).

Дебильность

Дебильность — легкая степень малоумия (IQ от 50 до 75). Её трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте, когда дебильность особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении. Дебилами все понимается буквально, переносный смысл пословиц, метафор не улавливается. Лица, страдающие дебильностью, овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теоретических знаний им не дается.

Дебилы нередко легко приспосабливаются к жизни (вне систем образования и науки). Как правило, они становятся счастливыми, всем довольными людьми, без комплексов, «завихрений» и тому подобной гадости. Послушны, трудолюбивы, исполнительны, обычно безынициативны и апатичны, уважают начальство и любую власть, что делает их хорошими исполнителями. По ироническому замечанию одного из психологов, возможно, именно дебилов придется со временем признать воплощением нормы, так как, повзрослев, они становятся тем, что ближе всего к понятию «почтенного обывателя» («простой советский человек», «простой американский гражданин», «почтенный европейский буржуа» etc). К 45 годам дебила уже невозможно отличить от обычного среднестатистического обывателя, чье времяпровождение сводится к употреблению пива под присмотром телевизора.

Удельный вес дебильности нигде официально не превышает 3,5%. Но многие сомневаются в этой оценке, так как ни одна страна не заинтересована в её точности. По многим регионам нет вообще никаких данных, а специализированные исследования (в школах, армии, службах занятости) дают данные на порядок выше. Поэтому в ряде стран решено, вслед за США, где дебильность является национальной гордостью, признать его легкие формы нормой и максимально сократить в общедоступных школах долю обязательного учебного материала, требующего способностей к абстрактному мышлению.

Имбецильность

Имбецильность (от лат. Imbecillus — слабый, немощный) — средняя степень олигофрении, малоумия, интеллектуального недоразвития, обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни. При имбецильности дети отстают в физическом развитии, отклонения заметны внешне. Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Речь бедна и неправильна, но более или менее связна. Мышление конкретно и примитивно, но последовательно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Страдающим имбецильностью удаётся привить элементарные трудовые навыки, обучить чтению, письму, счёту, программированию на PHP, etc. Некоторые имбецилы способны производить элементарные счетные операции, усваивать простейшие трудовые навыки, навыки самообслуживания и правку статей на Луркоморье. Эмоции имбецилов более дифференцированы, чем у идиотов, они привязаны к модераторам W родным, адекватно реагируют на похвалу или порицание. Имбецилы лишены инициативы, инертны, внушаемы, легко теряются при изменении обстановки, нуждаются в постоянном надзоре и уходе, при неблагоприятном окружении поведение может быть асоциальным.

Идиотия

Идиотия (от лат. Idiōtēs — невежда, неуч, букв. отдельный, частный человек) — самая глубокая степень олигофрении («малоумия»), характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления. Больные, страдающие идиотией, не могут ходить, у них нарушено строение внутренних органов. Идиотам недоступна осмысленная деятельность. Речь не развивается. Идиоты произносят лишь отдельные нечленораздельные звуки и слова, часто не понимают речи окружающих, не отличают родственников от посторонних.

Они не способны к самостоятельной жизни: не владеют элементарными навыками самообслуживания, не могут самостоятельно есть, иногда даже не пережевывают пищу, неопрятны, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Мышление не развивается, реакция на окружающее резко снижена. Эмоциональная жизнь исчерпывается примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. У одних преобладают злобно-гневливые вспышки, у других — вялость и безразличие ко всему окружающему».

После, изложенного выше материала, нас может успокоить следующее. Когда мы сделали запрос в Яндексе – «Количество идиотов в России», нашлось 8 миллионов ответов. Так, что все не так безысходно?! По крайней мере, 8 миллионов интересовались этой проблемой.

Это наш вывод подтверждают и слова из Ветхого заветакниги Екклесиаста или проповедника (Еккл. 1. 9:12): «9. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. 10. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. 11. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. 12. Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; … ».

«Праздник жизни продолжается». Вот реальная среда существования, в частности, всех мировых религий. Да сохранят умные люди мир на планете, и да поможет им в этом Бог.


[1] Умма (араб. أمة‎‎) — арабское слово, означающее «сообщество» или «нация». В исламе слово умма обозначает сообщество верующих (уммат аль-му’минин), то есть весь исламский мир, вне зависимости от стран, границ, национальностей, и тому подобного. Фраза умма вахидаодно сообщество») в Коране обозначает объединённый исламский мир. С другой стороны, в арабском языке слово умма также может использоваться в западном значении нации, например аль-умам аль-муттахида (Объединённые нации). Адрес ссылки в Интернете – Умма – Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%28%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%29 . В древнем Шумерском царстве был город с таким же названием: «Умма — древний город шумеров, на территории Междуречья (современный Ирак). Умма (шумер. Убме, нане Джоха). Общинный бог Шара (воскресающий и умирающий бог плодородия). Вся известная история этого города прошла в войнах с городом Лагаш. Первым известным энси (правителем) Уммы был Уш. В его правление вспыхнул конфликт с Лагашем из-за плодородной полосы Гуэден, которая проходила между границами Уммы и Лагаша. В сражение с лагашцами, Уш был разбит, а Умма вынуждена подчиниться Лагашу. …» — Адрес ссылки в Интернете – Умма город в Шумере – Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%EC%EC%E0.

[2] Адрес ссылки в Интернете – Ислам – Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC

[3] Адрес ссылки в Интернете — Дар аль-ислам — Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%80_%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC

[4] Адрес ссылки в Интернете – закладка первого камня Соборной мечети и Исламского учебно-культурного центра в Ингушетииhttp://ingush.tv/novosti-ingushetii/1811-20-aprelya-2011-goda-v-stolice-ingushetii.html

[5] Адрес ссылки в Интернете – Храм Христа Спасителя в Москвеhttp://www.xxc.ru/complex/xxc/index.htm

[6] Адрес ссылки в Интернете — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%82%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8C

[7] Адрес ссылки в Интернете – «95 % населения Идиоты» — http://lurkmore.ru/95%25_%ED%E0%F1%E5%EB%E5%ED%E8%FF_%97_%E8%E4%E8%EE%F2%FB

Другие статьи с этого сайта

2 комментария : “Религиоведческие подходы в диффузионной концепции культурной антропологии Фридриха Ратцеля”

  1. Н.:

    После прочтения статьи, посвященной творчеству Ратцеля, меня не покидает ощущение, как что-то стремятся втиснуть в заведомо малый объем. И подобные мысли приходят частенько при прочтении научных публикаций, связанных с оценкой религий (и не только…). Все обстоит благополучно, пока рассуждения автора касаются внешней стороны: церкви (религиозной группы и т.п.) как социального института, обрядности. Но как только рассуждения переступают границы, отделяющие внешнюю форму религии от внутреннего содержания религии, начинаются проблемы. К сожалению, ряд ученых рассуждающих в своих работах о религии, фактически не понимают ее духовную сущность.

    «Нравственные учения не составляют, подчёркивает Ф. Ратцель, первоначальной «основы» религии, а как бы происходят из нее и присоединяются к ней на высших ступенях её развития». После таких слов в сознании читающего само собой формируется представление о так называемом «развитии» религии. Само слово «развитие» придает практически любому процессу позитивный оттенок.

    «Глубокая пропасть между религией, лишенной нравственности, и религией, имеющей её, выражается в «очеловеченной» слабости небожителей». Прочитала я эту фразу и вспомнилось мне мое отношение к древнегреческой (и древнеримской) мифологии: она отпугивала своей очеловеченностью и мелочностью богов. Но сейчас, после прочтения ряда толкований сюжетов из древнегреческой мифологии в статьях на этом сайте в разделе «Средиземноморье», я стала, по меньшей мере, более почтительно относиться к античной мифологии: судя по всему, многие «поступки» греческих богов не имеют отношения к человеческой нравственности или безнравственности.

    «На большом историческом материале Ратцель старается показать, что наиболее быстрому упадку подвержены всегда духовные элементы культуры. Так как именно они составляют движущие силы прогресса». Прежде чем говорить об упадке, следует определиться с понятием «прогресс». Какие признаки дают нам основание говорить о прогрессе? Прогресс в чем? Куда мы стремимся прогрессировать?

    Чем больше читаю научную литературу, тем больше убеждаюсь, что все в конечном итоге сводится к проблеме определения и использования терминов. Например, насколько правомерно использовать в данном случае понятие «духовный»? Цитата: «Ратцель отмечает крайнюю эгоистичность законов «табу», связанных с собственностью. Отсюда следует смешение светских и духовных интересов, сплетение светских и духовных законов». Скорее всего, речь идет не о духовных интересах и законах, а о религиозных. Если обратиться к этимологии слова «религия» – (от лат. religio — совестливость, благочестие, благоговение, почитание, святость, богослужение и др.)[ http://ru.wikipedia.org/wiki/Религия ] – в значении «служения Богу» (как понимает это сам человек), тогда все становится на свои места: происходит смешение функций служения Богу со светскими интересами, последние подменяют собой основную функцию религии. Употреблять же понятие «духовный интерес» по меньшей мере, смело или не корректно по простой причине — осознаем ли мы в действительности интересы нашего Духа? Возможно, все эти рассуждения звучат слишком «натянуто», но в противном случае, когда стирается различие между понятиями религиозный и духовный, упраздняется то важное, то существующее, что стоит за каждым из них.

    Хотелось бы увидеть в этой работе и критические выводы автора о взглядах Ратцеля на религию. Без этого «использовать теоретические достижения Ратцеля» в качестве базисных для развития культурологии, по меньшей мере, неправомерно.

    Хотелось бы также сделать небольшую ремарку в отношении ислама. Не думаю, что можно говорить о том, что «В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда». Выработка исламской догматики растянулась на несколько столетий. Да и религиозный ритуал не сразу утвердился. В Коране и сунне (и более шире, во всей хадисной литературе) можно найти слишком много противоречий, чтобы говорить об окончательном формировании этой религии во времена пророка Мухаммеда.

    Вовремя я прочитала приложение к статье – прямо как ушат холодной воды. Однако, вероятно, это правильные фактические данные ученых «о составе нашего общества».

  2. Татьяна:

    Ой, какая замечательная статья, логика ее зовет вперед, к последующим работам сайта, что скорее всего даст ответ и на оставленный комментарий к ней. А вот «Интересные статистические данные о населении»- шедевр,хорошо выводящий из состояния «анабиоза» — хочется хихикнуть, поймав себя на желании поинтересоваться, в какую из групп «занесло» на данный момент времени… Обожду,понаблюдаю со стороны, почитаю дальше. Благодарю за подборку материала !!!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.