История христианского праздника «Духов День» восходит к событиям изложенным в Новом Завете в книге апостольских деяний. Вот что говорится в свободной энциклопедии Википедия [1] по этому поводу: «День Святого Духа, Духов день (в богослужебных книгах — Понеде́льник Свята́го Ду́ха, греч. Δευτέρα τοῦ ἁγίου Πνεύματος) — христианский праздник, отмечаемый на следующий день после Дня Святой Троицы. Празднуется в воспоминание описанного в книге апостольских деяний сошествия Святого Духа на учеников Христовых (Деян.2:1-4). Литургически праздник посвящается прославлению Святого Духа.
Дата праздника является переходящей и всегда в понедельник — 51-й день (8-й понедельник) после Пасхи.
Рис. 1. Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы, VI век). Над головами апостолов видны язычки пламени (Святого Духа).
Рис. 2. Сошествие Святого Духа Икона. Над головами апостолов видны язычки пламени (Святого Духа).
День Святого Духа, Духов день (в богослужебных книгах — Понеде́льник Свята́го Ду́ха, греч. Δευτέρα τοῦ ἁγίου Πνεύματος) — христианский праздник, отмечаемый на следующий день после Дня Святой Троицы. Празднуется в воспоминание описанного в книге апостольских деяний сошествия Святого Духа на учеников Христовых (Деян.2:1-4). Литургически праздник посвящается прославлению Святого Духа.
Дата праздника является переходящей и всегда понедельник.
Новозаветный рассказ
Основная статья: Сошествие Святого Духа
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:2-4)».
Полный текст — второй главы Деян. (2. 1:47).
Деяния Святых апостолов
Деян. (2. 1:47):
«1. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8. Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10. Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11. критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?
12. И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?
13. А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
14. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:
15. они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;
16. но это есть предреченное пророком Иоилем:
17. И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
18. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
19. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.
20. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
21. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
22. Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
23. Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
24. но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
25. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня [2] , дабы я не поколебался.
26. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,
27. ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
29. Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31. Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
32. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
33. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
34. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
35. доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
36. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
37. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
38. Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
39. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
44. Все же верующие были вместе и имели всё общее.
45. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
46. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47. хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви».
Народные традиции
«В России в народно-церковной культуре существовал особо строгий запрет на работу в Духов день, как и в день Благовещения. В Российской Федерации данный день, как понедельник, почти всегда — рабочий.
В народной традиции с Духовым днём часто связаны грозы; по другим поверьям, погода в Духов день определяет и погоду на всё оставшееся лето».
КОММЕНТАРИЙ:
Попробуем разобраться в сакральном смысле символов огоньков Святого Духа, который традиционно изображается на христианских иконах над головой святых апостолов.
Вот что нам известно из Библии о человеке:
Быт. (1. 26:31):
«26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам [сие] будет в пищу;
30. а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».
В традиционной иконографии Господа Иисуса Христа после Его воскресения изображали внутри «светящегося тела», которое в дальнейшем мы будем называть при описании совокупности человеческих тонкоматериальных тел по аналогии — «светящийся кокон».
На рисунке 3 и 4 показаны изображения – Сошествие Господа Иисуса Христа во Ад.
Рис. 3. Икона — Сошествие Господа Иисуса Христа во Ад.
Рис. 4. Изображение — Сошествие Господа Иисуса Христа во Ад.
В соответствие словам из Библии — Быт. (1. 26, 27): «26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, …. 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» человек был сотворен по образу Божию.
Тогда иконография изображения святых и человека должна была соответствовать предыдущим изображениям Господа Иисуса Христа на рисунках 3 и 4. Так оно и было. Формат икон, как правило, был небольшим и поэтому на иконах могли изображаться лишь фрагменты «светящегося кокона».
На рисунке 5 показана икона Преподобного Сергия Радонежского (1314-1392 гг.).
Рис. 5. Икона Преподобного Сергия Радонежского (1314-1392 гг.). Над головой святого в виде параболы в облаках изображена святая троица – Бог Сын – слева, посередине Дух Святой в виде птицы, Справа Бог Отец. Такой символизм изображения святого и Троицы не случаен. Монахи и святые могли видеть аналогичные образы вокруг плотного тела человека.
Теперь обратимся к священным Ведам древней Индии и проведем аналогии, известные из священных Вед. На рисунке 6 показан фрагмент иконы с рисунка 5.
Рис. 6. На рисунке схематически показана икона Сергия Радонежского в «светящемся коконе». Парабола в облаках продолжена вверх. Парабола по аналогии с Ведами обозначена словом на санскрите – САХАСРАРА – санскр. — «тысячалепестковый лотос». По центру показан канал – Нади – Сушумна. Вставками с текстом показано, что в сахасрарной чаше располагается индивидуальная Душа – санскр. Джива и тело ума. Материал из Википедии [3] — свободной энциклопедии: «Нади (санскр. , «канал», «трубка») — система каналов, по которым в соответствии с представлениями йоги и тантры движется жизненная энергия (прана, Ци). Система нади подобна принципу меридианов в традиционной китайской медицине. Слово «нади» происходит от корня nad, означающего «полую трубку», «звук», «вибрацию» и «резонанс».[1] Имеются разные указания по количеству каналов Нади. В «Шива-самхите» говорится о 350 000 нади. Хатха-йога-прадипика (1500 г. н. э.). упоминает 72 000 нади. Выделяют три основных канала. Это Сушумна, Ида и Пингала. Сушумна — центральный канал. Сушу́мна, Сушумна Нади (санскр. «солнечный луч») — по представлениям индийской йоги, центральный нади (канал) энергетической системы человека. Этот энергетический канал (в своей нижней части) проходит через внутреннюю часть позвоночного столба, соприкасаясь с падмой каждой из чакр. Сушумна берет начало у основания позвоночника (в месте расположения Кундалини), проходит вдоль спинного мозга (и проходя, через весь «энергетический кокон» вокруг плотного тела человека, выходит за его пределы). Рядом с Сушумной (в пределах плотного тела человека) есть два других канала — Ида и Пингала. Вместе образуя Юкта-Тривени, они поднимаются спирально вверх (от копчика), а затем соединяются в точке, называемой брахма-двар (дверь Брахмы). Сушумна имеет красноватый цвет (может быть просто голубовато прозрачной). Относится к эфирному телу человека. Внутри неё, подобно матрешкам, вложенным одна в другую, проходят три ещё более тонкоматериальных канала — соответственно, ваджра-нади или ваджрини-нади (сверкающая, как Солнце), бледная читтрини-нади, и ещё более тонкая, сияющая неземным сверканием, брахма-нади, по которой сила Кундалини, пробуждаясь, восходит вверх к Cахасрара-чакре».
Рис. 7. На рисунке схематически показана икона Сергия Радонежского в «светящемся коконе». Парабола в облаках продолжена вверх. По вертикали в Сушумне показаны «огни» Святого Духа. Именно по этому каналу Господь осуществляет связь с каждой Душой – Дживой. В Сахасрарной чаше показано увеличенное изображение Троицы (Бог Сын, Бог Дух, Бог Отец), которое в малом масштабе показано на иконе над головой Преподобного Сергия. Бог Дух расположился на вертикальном канале Нади – Сушумна. Дуговой стрелкой показано малое и большое изображение Троицы.
По ведическим представлениям Верховный Господь в виде Сверхдуши – Параматмы присутствует во всех творениях. На рисунке 8 показано ведическое изображение Параматмы в виде четырехрукого божества с атрибутами силы и власти.
Рис. 8. На рисунке показано ведическое изображение Параматмы в виде четырехрукого божества с атрибутами силы и власти. Материал и свободной энциклопедии Википедия [4] : «Парама́тма (санскр. परमात्मा, paramātmā IAST, «сверхдуша») в философии индуизма — Абсолютный Атман, Верховный Дух, «Сверхдуша». Параматма является одним из аспектов личностного Бога, или безличного космического духа Брахмана: «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном». Божественная Сущность, Параматма, расположена в сердцах всех джив во вселенной. В «Риг-веде»[1] и Упанишадах атман (душу) и Параматму (сверхдушу) сравнивают с двумя птицами, сидящими на одном дереве, которое символизирует тело. Атман занят поеданием плодов (кармы) дерева, в то время как Параматма только наблюдает за своим другом, выступая свидетелем его деятельности. Параматма (санскр. परमात्मा [pərəmaːtmaː]) — это именительный падеж единственного числа от санскритского термина параматман (санскр. परमात्मन् [pərəmaːtmən]), состоящего из двух слов, парам — «верховный» и «наивысший», и атман — «индивидуальная душа». Параматма трансцендентна к знанию и невежеству и не имеет материальных атрибутов (упадхи). В «Бхагавад-гите» она описывается как четырёхрукая форма Вишну, которая находится в сердцах всех живых существ и в каждом атоме материальной вселенной. Параматма при этом выполняет роль свидетеля деятельности живых существ (джив) и роль дающего санкции на действия дживы. При этом Параматма периодически наставляет дживу (индивидуальную душу) на пути её духовного развития. Параматма отлична от пяти материальных элементов (махабхута), чувств, ума, прадханы и дживы. В философии адвайта, индивидуальные души называют дживатман, а Верховный Брахман — параматман; после того как дживатман полностью познаёт параматман, они сливаются вместе и дживатман прекращает своё индивидуальное существование. Но с точки зрения вайшнавов или двайта-веданты, такая идея, что душа и Сверхдуша — одно и то же — не что иное как зависть к Богу и попытка стать на Его место. Поскольку душа вечная, то она не может слиться с Высшей Душой. Прекратить своё существование она также не может. Адвайта была предназначена для восстановления авторитета Вед и была направлена против буддизма, который был необходим только для того чтобы установить принципы ахимсы для тех, кто прикрываясь Ведами совершал жертвоприношения животных, которые запрещены в Кали-югу. Адвайта говорит что душа и высшая душа неотличны — то есть, вечны, и трансцендентны, но ничего не говорит о различии между ними. Шанкара заменил нирвану буддистов на Ниргуна-брахман, то есть вечный Абсолют, не обладающий материальными качествами. В современном индуизме, слово «параматма» используется по отношению к Богу наряду с такими терминами как Ишвара и Бхагаван. Слово «параматма» в монотеистических течениях индуизма обычно указывает на безграничную, бестелесную, всепроникающую и вездесущую ипостась Бога и используется в этом контексте наряду с такими терминами-эпитетами как Бхагаван.
Рис. 9. На рисунке схематически показана икона Сергия Радонежского в «светящемся коконе». Парабола в облаках продолжена вверх. По вертикали в Сушумне показаны «огни» Святого Духа. Именно по этому каналу Господь осуществляет связь с каждой Душой – Дживой. В Сахасрарной чаше показано вместо изображениеяТроицы (Бог Сын, Бог Дух, Бог Отец) «объединенный образ Бога» — Параматма – Сверхдуша.
В заключение мы можем сказать, что нам удалось показать непротиворечивую картину Христианских и Ведических священных символов и представлений о «сотворенном Богом человеке» — Быт. (1. 26, 27): «26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, …. 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» — человек был сотворен по образу Божию.
К этому необходимо добавить слова Господа Иисуса Христа, символический смысл которых нам теперь становится понятен – «седи одесную (по правую сторону от) Меня». Господь так все сотворил, что Правая сторона творений «принадлежит» в «светящемся коконе» Сыну, а левая сторона – Отцу (рис. 7).
И что очень важно – «Великая сила Любви Бога», которая творит и поддерживает все творения, должна быть испрашиваема у Бога. (Мф. 22. 37:38): «37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38. сия есть первая и наибольшая заповедь;..».
Только обретя Ее у Бога можно выполнить следующее условие — (Мф. 22. 39:40) – «39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40. на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Полный текст из Евангелия от Матфея:
(Мф. 22. 34:44): «34. А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.
35. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36. Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38. сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40. на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42. что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44. сказал Господь Господу моему: седи одесную (по правую сторону от) Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?»
Так, что, сильно упрощая, можно сказать, что Отец небесный – ЗАКОНОДАТЕЛЬ. Сын Единородный – УПРАВИТЕЛЬ. А Дух Святой – ИСПОЛНИТЕЛЬ. Слава Господу. Вразуми, наставь, спаси и сохрани нас Господи.
© Арушанов Сергей Зармаилович 2011 г.
[1] Адрес – Духов День Свободная энциклопедия Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%ED%FC_%D1%E2%FF%F2%EE%E3%EE_%C4%F3%F5%E0
[2] Одесную – справа. Десни́ца (от ст.-слав. Деснъ — правый) — правая (десная) рука; лексема, в русском языке функционирующая как архаизм, используется как стилистически маркированное слово (номинально, в высоком стиле), а также некоторых устойчивых словосочетаниях или контекстах. Одесную — по правую руку, справа. В православной иконописи десница Божия (правая рука в благословляющем жесте, изображаемая обычно в небесном сегменте) — символ покровительства праведникам. Композиция икон на тему Страшного суда может включать в себя изображение праведных душ в виде детей, заключённых в деснице Б-га. Десница как символ Б-га изображается на многих гербах. В Христианстве десницы (части мощей) некоторых святых почитаются как реликвии. Одна из наиболее почитаемых христианских реликвий — десница Иоанна Крестителя.
[3] Нади – Википедия. Адрес ссылки — http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%E4%E8
[4] Параматма. Википедия. Адрес ссылки — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BC%D0%B0
Сижу сейчас и перечитываю вашу последнюю статью. Поразительно, как у Вас получается совмещать разные религиозные традиции. В данном случае религию Вед и Христианство. Я имею в виду, не просто нахождение смысловых параллелей, но совмещение образов и символов.
К слову об образе. Вы очень убедительно на примере иконы Сергия Радонежского показали строение тонкоматериального тела человека, а главное, где располагается душа и «тело ума». Интересно, а что говорит церковь о местонахождении души? Иконы, как теперь видно, дают весьма красноречивую информацию. Например, на иконе «Сошествие Господа Иисуса во Ад» «светящееся тело Христа» изображено в виде троичной структуры (да еще звездочки – может, они тоже не просто так?).
Хочу уточнить одну позицию, связанную с рис. 9, на котором в «кокон поставлено» изображение Параматмы в сахасрарную чашу. Получается так, что непосредственно пространство души человека (Джива) – это то пространство «кокона», которое по христианским представлениям занимает Троица (как на иконе Сергия Радонежского) и там же в «коконе» по ведическим представлениям находится Параматма? Значит обе религиозные традиции – Христианство и Веды в соответствии с их священными символами утверждают одно и то же, т.е. «рядом» с душой человека постоянно присутствует Сам Господь в виде Троицы или Параматмы.
А что все-таки значит, что «Господь так все сотворил, что Правая сторона творений «принадлежит» в «светящемся коконе» Сыну, а левая сторона – Отцу»? Визуально это понятно. Но почему так? И что из этого на практике следует? Я так понимаю, что ключ к пониманию – это Ваши строки о том, что «Отец небесный – ЗАКОНОДАТЕЛЬ. Сын Единородный – УПРАВИТЕЛЬ. А Дух Святой – ИСПОЛНИТЕЛЬ»? Получается, когда на апостолов сошел Святой Дух – через них «шла» прямая реализация Воли Божьей?
По прочтении вашей статьи строки библейские о сотворении человека «по образу» становятся понятными – изумительно наглядно вы это продемонстрировали. А как насчет «подобия»? Я знаю, что христианская церковь «разводит» понятия «по образу» и «по подобию».