Благословения святого мудреца

Как часто в жизни нам не хватает умения различать в окружающих нас людях их хорошие и плохие стороны личности. Сколько людей рассказывают о добре, которое они сделали для других, а в ответ получили жестокую неблагодарность! Существует даже, как говорят турецкая, пословица: «За что ты мне делаешь плохо?! Ведь я для тебя ничего хорошего не сделал?!». Святые люди искренней верой в Единого Бога большим трудом достигали дара глубокого видения того, что не было видно «обычным людям». Об этом, приводимая ниже Индийская Ведическая притча. Я нашел эту притчу на сайте — http://pritchi.ru/id_913 (Дата появления на сайте: 01.05.2005) и там она называется – «Благословения».

Правда «обычных людей», вообще говоря, нет! Все мы без исключений ослепительно сияющие, всеведающие духовные существа, Господь никого не обделил, создавая нас совершенными, но в Материальном мире сознание людей омрачено «духовным невежеством». Однако у нас у всех есть, дарованная Богом, возможность уйти от «духовного невежества» здесь и сейчас, в этой жизни. Главное захотеть этого, и обратиться к Богу, например, со словами: «Если Ты Есть Господь, Я хочу уйти от духовного невежества»! С таких же слов – «Я хочу того-то …!» обращенных в окружающий нас Материальный мир, начинаются все дела и пути человеческие.

Благословения святого мудреца

«Один святой раздавал свои благословения разным людям.

Первым он повстречал мальчика-принца. Он сказал ему: «Раджа Путра, мой дорогой царевич, Чаранджива — не умирай никогда, живи вечно».

Затем он увидел одного брахмачария [1] , ученика Ду и сказал ему: «Ма Джива Муни Путрака — ты ученик святого человека — не живи, сейчас же умри».

Следующего, кого он встретил, был святой, и он дал ему благословение: «Джива Ва Мара Ва Садхо. Садху — значит святой — ты можешь жить или умереть — как тебе захочется».

И он также встретил мясника и сказал ему: «Ма Джива Ма Мара, — ты не живи и не умирай».

Что же означают эти благословения?

Царевич получил благословения жить вечно, поскольку его счастье жить в роскоши будет продолжаться лишь в этой жизни. Следующая жизнь его будет ужасной.

Что касается брахмачария, сына Муни (мудреца), он совершает аскезы, постится и живёт простой жизнью, не очень-то удобной и приятной. Мудрец ему сказал — умри, потому что благодаря своему благочестию он возвысил себя, и если он умрёт, то сразу отправится на Вайкунтху [2] (одна из планет в Духовном мире). Поэтому чем скорее он умрёт, тем лучше.

Святому вайшнаву [3] он сказал — живёшь ты или нет — всё едино. Ты служишь Кришне в этой жизни, и когда ты умрёшь, ты будешь служить Кришне непосредственно.

Что же касается мясника, — не живи и не умирай; ты живёшь в таких отвратительных условиях, ты убиваешь каждый день, это просто невыносимая жизнь, но если ты умрёшь — то отправишься в темнейшие области ада. Так что живёшь ли ты или умираешь — для тебя всё ужасно. Не живи и не умирай.

Дата появления на сайте: 01.05.2005

КОММЕНТАРИЙ:

Принято считать, что Русь в основном – Православная страна, и подавляющее большинство населения исповедует христианскую веру. Официально признаются четыре формы вероисповедания – Христианство, Иудаизм, Ислам и Буддизм.

С точки зрения современной православной теологии Ведические верования Индуизма и, в частности, вайшнавизма, скорее относится к языческим верованиям. Точно также и «Ведическая Русь» называется сегодня «Языческая». Теория перевоплощения душ, известная, например, в Индуизме, признается не соответствующей Догматам [4] (которые категорически не подлежат изменениям) христианской церкви, принятым на Вселенских христианских соборах. Вот, в частности, что было оговорено в постановлении «Пятого Вселенского Собора» [5] :

«Вместе с делом о «трех глава» отцы Собора рассматривали вопрос о заблуждениях Оригена, знаменитого по своим дарованиям церковного учителя (III века). Это было сделано во исполнение желания императора (Юстиниана), выраженного им в обширнейшем послании к Мине, патриарху Константинопольскому. В этом послании, между прочим, находится следующий перечень еретических заблуждений Оригена [6] , которые необходимо, по мнению императора осудить:

1. Кто говорит или думает, что души человеческие предсуществовали, что они были прежде умами и святыми силами, наслаждались полнотою божественного созерцания, а затем обратились к худшему и через это охладели в любви к богу, от чего и называются душами и в наказание посланы в тела, да будет анафема [7] .

2. Кто говорит или думает, что Душа Господа прежде существовала и соединяла с Богом Словом прежде воплощения и рождения Его от Девы, да будет анафема.

3. Кто говорит или думает, что сначала во чреве Свято Девы образовалось тело Господа нашего Иисуса Христа и затем с ним соединились Бог Слова и душа, существовавшие уже прежде, да будет анафема.

4. Кто говорит или думает, что слово Божие уподоблялось всем небесным чинам, было для Херувимов Херувимом, для Серафимов Серафимом и уподоблялось всем вообще высшим силам, да будет анафема.

5. Кто говорит или думает, что тела человеческие в воскресении восстанут шарообразными и не исповедует, что мы восстанем в правильном виде, да будет анафема.

6. Кто говорит, что небо, солнце, луна, звезды, воды, которые выше небес, суть существа одушевленные и некоторые разумно-величественные силы, да будет анафема.

7. Кто говорит или думает, что Господь Христос распнется в будущем веке за демонов, как и за людей, да будет анафема.

8. Кто говорит или думает, что могущество Бога ограничено или, что Он создал столько, сколько мог обнять, да будет анафема.

9. Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и, что после некоторого времени оно будет иметь конец, или, что будет восстановление демонов и нечестивых людей, да будет анафема.

10. Анафема и Оригену, прозванному адамантовым, изложившему это вместе с его нечестивым непотребным и преступным учением, и всякому, кто держится этих мыслей или защищает их, или каким-нибудь образом когда-либо осмелится повторять их…. ».

Рис. 1. Современное изображение Оригена.

Вот так и появились Догамты. Историческая подоплека событий того периода была такова: «Образцовая святость жизни Оригена и мученическая кончина способствовали его популярности в монашеских кругах… Однако епископ Иерусалимский Петр посылает доклад императору Юстиниану об «оригенической болезни своих монахов». В это же время в Константинополь прибывает апокрисиарий римского папы диакон Пелагий и активно выступает против оригенизма. Желая спасти религиозное единство империи, Юстиниан «решил использовать полностью свое право христианского василевса нажимать на иерархическую и богословскую среду, склонную поднять опасную волну безысходных и длительных споров» [5]. Так в 543 году император Юстиниан издал эдикт, в котором осуждал Оригена как еретика, и который в том же году был утвержден на поместном соборе в Константинополе [6][7]. Вопреки распространенному мнению, Ориген не был осужден на V Вселенском соборе в 553 году [8]. Как сообщает церковный историк А. В. Карташев, текст указа императора Юстиниана против Оригена 543 года был произвольно помещен издателями «Деяний соборов» (Harduin и Mansi) в собрании актов V Вселенского собора, в то время как суждения об Оригене не было ни на одном заседании собора [9]. См. также: Раннее христианство и переселение душ».

Рис. 2. Юстиниан I Великий лат. Iustinianus I Magnus греч. Ιουστινιανός Α’ ο Μέγας . Византийский император Юстиниан I. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. Фла́вий Пётр Савва́тий Юстиниа́н (лат. Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus, греч. Φλάβιος Πέτρος Σαββάτιος Ιουστινιανός), более известный как Юстиниа́н I (греч. Ιουστινιανός Α’) или Юстиниан Великий (греч. Μέγας Ιουστινιανός. Родился в 483 году, Тавресий, Верхняя Македония. Умер — 14 ноября 565, Константинополь) — византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Великий труженик, аскетичный в быту. Обладал и светской и религиозной властью. Всю свою жизнь посвятил сохранению территориальной и религиозной целостности и процветанию Византийской империи. Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм[3], был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии, поражающий своей красотой и великолепием.

От себя скажу следующее. Простые примеры. Вот один ребенок родился живой, подвижный, все знает, быстро все схватывает и, вырастая, успевает много сделать в своей жизни. Другой ребенок родился вялым, невнимательным, «спит на ходу», особо ничем не интересовался, тихо прожил блеклую жизнь и ушел в «никуда». Кто из них пойдет Рай, а кто в Ад?! Что можно успеть понять за такую короткую жизнь, тем более, если не было предыдущего опыта жизни. А зачем и почему погибают дети сразу после рождения? А откуда берутся убогие и больные от рождения? Почему Бог одних благословляет, а других – «наказывает»?! Должна же быть какая-то причина таких различий. Куда «уйдет» мальчишка воин, когда его тело в дым разорвала бомба на поле боя — в Рай или Ад? Почему так бывает в жизни, что в своей семье все враги друг другу, а встречаешь «незнакомого чужого человека» и аж душа поет от радости ощущения, что вот он «родной» человек. Все «внутри» знает, что это так, хотя и словами еще не обменялись, а только увидели друг друга!

На этом остановим наш Комментарий. Мы еще вернемся к обсуждению этого не простого вопроса. А пока, с точки зрения современного Православия, вайшнавы – это сектанты, хотя слово секта означает группу верующих, «отколовшихся» от основной Религии, например, Православия. Поэтому употребление слова секта по отношению к вайшнавам не корректно.

В качестве заключения. Что бы мы не говорили, с чем бы соглашались или не соглашались по вопросам веры, одно очевидно, что светлая весть о божественной любви, которую принес нам Господь Иисус Христос и мудрость святых Евангелий, наполненных Божественной мудростью и Святым Духом очевидны как дар Бога.

Рис. 3. Святой, преподобный Серафим Соровский. К нему приходили и звери и люди. Картина художника Рыженко Павла Викторовича — http://www.danilovmaster.ru/kartiny/68-ryz . Обратите внимание на едва уловимую улыбку на лице Святого Серафима Соровского.

© Арушанов Сергей Зармаилович 2011 г.


[1] Ашра́ма (четыре периода жизни человека) (санскр. आश्रम, āśrama IAST) или ашрам — одна из четырёх ступеней духовного развития в индуизме. Система ашрамов представляет собой четыре стадии в жизни человека. Она обстоятельно изложена в «Ману-смрити» и других писаниях индуизма. В индуизме принято считать, что система ашрамов ведёт к осуществлению четырёх пурушартх — основных целей жизни, а именно дхармы, артхи, камы и мокши. Согласно системе ашрамов, человеческая жизнь делится на четыре равных периода. Средняя продолжительность жизни принимается как 100 лет и, соответственно, каждый жизненный период составляет 25 лет. Целью на каждой ступени является духовное развитие через выполнение предписанных обязанностей определённого ашрама.[1][2]. Первый периодБрахмачарья (жизнь ученика от рождения до 24 лет) — Жизнь под руководством гуру, посвящённая приобретению знаний, практике самоконтроля и полового воздержания, обучению действовать в согласии с принципами дхармы и практике медитации. Второй периодГрихастха (семейная жизнь от 25 до 49 лет) — Создание семьи, рождение детей, выполнение обязанностей домохозяина и служение святым личностям. Третий периодВанапрастха (уход от дел от 50-74 лет) — После выполнения семейного долга, человек постепенно оставляет все свои мирские обязанности, подготавливаясь к конечной стадии — полному отречению от мира. Четвертый периодСанньяса (жизнь в отречении от 75-100 лет) — Уход от мирских дел, полное посвящение духовному развитию, практика медитации, подготовка к смерти и достижению мокши (освобождения).

[2] Вайку́нтха (санскр. वैकुंठ, vaikuṇṭha IAST) — духовные планеты, духовный мир, царство Бога в индуизме; в вайшнавской традиции индуизма — вечная обитель Вишну и его бесчисленных аватар и экспансий. Место вечного блаженства, в котором Вишну обитает вместе со своей вечной супругой Лакшми и бесчисленным множеством богинь процветания, возлежа на змее Ананта-шеша. В традициях кришнаизма (гаудия-вайшнавизм, нимбарка-сампрадая, пуштимарга) самой возвышенной планетой Вайкунтхи считается Голока — обитель Радхи-Кришны. В священных текстах индуизма описывается, что планеты Вайкунтхи находятся выше материальных вселенных, и попасть на них мечтает даже Брахма и другие девы. Материальный мир представляет собой искажённое отражение духовной реальности Вайкунтхи. В вайшнавизме считается, что тот, кто достиг высшего духовного совершенства, по милости Вишну попадает на планеты Вайкунтхи и освобождается из круговорота самсары.

[3] Вайшнави́зм или вишнуи́зм (санскр. वैष्णव धर्म) (Ваишнава Дхарма) — одно из основных направлений в индуизме, отличительной особенностью которого является поклонение Вишну и его аватарам (в особенности Кришне, Раме и Нарасимхе). Все ветви вайшнавизма отличает приверженность монотеизму. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции как бхакти и бхакти-йога, базируются на таких пуранических текстах, как «Бхагават-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана» и «Бхагавата-пурана».[1] Последователей вайшнавизма обычно называют вайшна́вы или вишнуи́ты. Согласно статистическим данным, вайшнавы составляют примерно 70 % от числа всех последователей индуизма.[2] Подавляющее большинство вайшнавов проживают в Индии. Гаудия-вайшнавизм, являющийся одной из ветвей вайшнавизма,[3] начиная с 1960-х годов распространился по всему миру. Это произошло в основном благодаря проповеди Бхактиведанты Свами Прабхупады и основанного им Международного общества сознания Кришны.[4] .

[4] До́гмат [1](греч. Δόγμα — мнение, решение, постановление), в религии — утверждённое высшими инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике. В переносном значении то же, что догма.

[5] «Семь Вселенских Соборов», составил Архиепископ Аверкий (Таушев), по заказу Храма Свт. Николая в Кленниках, ГП «Полиграфист», М., Санкт-Петербург, 1996 г., с. 90-91.

[6] Ориге́н (греч. Ωριγένης, лат. Origenes Adamantius; ок. 185, Александрия254, Тир) — греческий христианский теолог, философ, ученый[1]. Один из восточных Отцов Церкви. Основатель библейской филологии. Автор термина «Богочеловек» [2]. Был учеником неоплатоника Аммония Саккаса [3]. Учился в Александрийской богословской школе, которую возглавлял Климент Александрийский. С 203 года преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. После того как Климент покинул Александрию Ориген возглавил школу и был её наставником в 217232 годы. Выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (Апокатастасис). До наших дней не дошёл его главный труд Гексапла — колоссальный по объёму сравнительный анализ изводов Ветхого Завета с целью установления критически выверенного текста. Учение Оригена, явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей: Евсевия Памфила, Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого и других [2]. Биография: Ориген родился около 185 года в Александрии. Изучал под руководством своего отца, Леонида, священные тексты. В 202 г. Леонид был убит. С 203 г. Ориген начинает учительствовать в теологической школе, он спал на голой земле, постился, не носил обуви, не имел смены одежды. Но он пользовался популярностью у женщин и не хотел, чтобы это неправильно истолковывалось. Поэтому, поняв буквально слова Иисуса: «Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного», — он оскопил себя (Матфея 19:12). Это был необдуманный, отчаянный поступок, о котором он позднее глубоко сожалел. Изучал античную философию (по некоторым сведениям, в школе Аммония, из которой вышел также Плотин). С 217 возглавлял христианскую школу в Александрии, но в 231 году подвергнут осуждению на Александрийском поместном соборе[4], после чего перенёс свою преподавательскую деятельность в Палестину (в г. Кесарию). В 254 в Тире, во время очередной волны антихристианских репрессий, Ориген был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер. Император Юстиниан и осуждение Оригена: Образцовая святость жизни Оригена и мученическая кончина способствовали его популярности в монашеских кругах. Наиболее авторитетными центрами распространения оригенизма становятся палестинские монастыри Мар-Саба (лавра Саввы Освященного) и Новая Лавра в Фекое близ Вифлиема. Однако епископ Иерусалимский Петр посылает доклад императору Юстиниану об «оригенической болезни своих монахов». В это же время в Константинополь прибывает апокрисиарий римского папы диакон Пелагий и активно выступает против оригенизма. Желая спасти религиозное единство империи, Юстиниан «решил использовать полностью свое право христианского василевса нажимать на иерархическую и богословскую среду, склонную поднять опасную волну безысходных и длительных споров» [5]. Так в 543 году император Юстиниан издал эдикт, в котором осуждал Оригена как еретика, и который в том же году был утвержден на поместном соборе в Константинополе [6][7]. Вопреки распространенному мнению, Ориген не был осужден на V Вселенском соборе в 553 году [8]. Как сообщает церковный историк А. В. Карташев, текст указа императора Юстиниана против Оригена 543 года был произвольно помещен издателями «Деяний соборов» (Harduin и Mansi) в собрании актов V Вселенского собора, в то время как суждения об Оригене не было ни на одном заседании собора [9]. См. также: Раннее христианство и переселение душ. Предсуществование душ: Ориген учил о предсуществовании человеческих душ — доктрина, заметно отличающаяся от традиционного понимания реинкарнации в индуизме или платонизме. Согласно доктрине о предсуществовании душ, души не воплощались в животных или растения — они продвигались по пути к совершенству, принимая всё более и более «просветлённые» тела в человеческих формах жизни. Ориген утверждал, что падшие души реинкарнируются в телах ангелов, в человеческих телах на земле или в более низших, демонических формах жизни, постепенно проходя череду перевоплощений в условной «лестнице иерархий» разумных существ. Взгляды Оригена на предмет реинкарнации были изложены в «Гиффордских лекциях» преподобного Уильяма Р. Инге (18601954), декана собора святого Павла в Лондоне и профессора богословия Кембриджского университета:[11] Умирающие здесь обыкновенною смертью распределяются на основании дел, совершенных здесь, так что признанные достойными так называемой адской страны получают разные места, соответственно своим грехам. Также, может быть, и те, которые, так сказать, умирают там (на небе), нисходят в этот ад, признанные достойными обитать в различных лучших или худших, жилищах на всем земном пространстве и родиться от таких или иных родителей, — так что израильтянин может когда-нибудь попасть в число скифов, а египтянин — перейти в Иудею.

[7] Ана́фема (греч. ἀνάθεμα — «отлучение» от ἀνατίθημι — «возлагать, накладывать»[1]) – изначально — жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже — отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие. В русском языке имеет несколько значений: 1. Отлучение христианина от общения с верными и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.[2] 2. Проклятие (устаревшее).[3] 3. В русском просторечии употреблялось как бранное слово;[4] имеет производное прилагательное анафемский, в современной речи практически не употребляется.

Благословения святого мудреца: 2 комментария

  1. Сама притча про благословения мудреца — это и есть служение Кришне. Интересно, каждый раз, открывая эту статью, любуюсь картинкой — заставкой беседы Кришны с Арджуной – она такая светлая. А вот дохожу до картины Рыженко – смотрю, на изображенного им преподобного святого Серафима Соровского, о житие которого знаю, — мрачноватая картина, не «светел ликом» на ней Серафим Соровский. Не радуется мое сердце. И медведь на картине не удался, особенно глаза не те. При этом знаю, что не так просто нарисовать реалистичную картину святого человека. Господнее благословение на любое дело нужно нам всем.

  2. Нужные Вы статьи пишете. Не боитесь столкнуться с ортодоксами, но столь простыми средствами не решить всего комплекса проблем. На самом деле всё гораздо сложнее…

Добавить комментарий для Tanya Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *