nav-left cat-right
cat-right

Притча о Майе. Нарада, Бахира́нга-ша́кти и Гуны материальной природы в матрице Мироздания

К какой бы религиозной традиции мы не обратились, в каждой из них есть указание на то, как удивительно сотворен Богом наш мир. И практически в каждой из них говорится прямо или иносказательно о времени, которое в разных мирах течет по-разному. В ведической традиции древней Индии эти пространства миров с «разным» временем называются Маха Кала, которое, олицетворено Богиней Майя. В работе на рисунке 8 — Олимпийские боги Зевс, Посейдон, Аид, их отец Кронос в матрице Мироздания, и тайна числа 666 мы обсуждали понятие «великого всепожирающего времени Господа» — Маха Кала, и говорили о том, что у греков был бог Кронос (Хронос), который в мифах «пожирал своих детей», как «великое всепожирающее время». Ниже мы познакомимся с ведической притчей о Майе [1] , в нашей редакции:

Ведическая притча о Кришне, Нараде и Майе

«Однажды Нарада, сопровождая Кришну в маленьком путешествии, спросил Его:

— Господи, покажи мне действие Твоей энергии Майи, создающей иллюзию реальности бытия для населяющих мироздание живых существ.

Кришна повернулся к Нараде и сказал:

— Вернись в деревню, которую мы только что прошли и принеси мне воды. Я хочу пить.

Нарада с радостью согласился и пошел обратно в деревню.

Войдя в деревню, он постучал в дверь одного из домов. Дверь открылась и на порог вышла прекрасная молодая девушка. Нарада мгновенно был ослеплен ее красотой, забыл все и влюбился в нее. Девушка ответила ему взаимностью. Скоро они сыграли свадьбу и стали жить счастливо. У них родились дети, и ничто не омрачало их жизнь и взаимную любовь.

Так прошло двенадцать лет. Но однажды ночью полил страшный дождь, река вышла из берегов и затопила всю деревню. Дома в деревне рушились, люди и животные тонули, и всё уносилось стремительным потоком разбушевавшейся стихии. Как ни старался Нарада спасти жену и детей, у него ничего не получилось. Они все погибли. Его самого поток тоже унес, и Нарада потерял сознание.

Очнулся он в той же самой деревне, у той же самой двери. На пороге стояла та же прекрасная девушка и вопросительно смотрела на него. Нарада все вспомнил, попросил воды у девушки, попрощался и быстро пошел обратно к, ожидавшему его Кришне.

— Как долго тебя не было, я жду тебя уже целый час! – Сказал Кришна Нараде.

— Только час?! – воскликнул Нарада, и сел от удивления с кувшином воды на землю».

Так Господь Кришна «показал» великому мудрецу, искушенному в Ведах, Нараде Муни, что такое Его «энергия» Майа, и как она может вводить в заблуждение даже таких мудрецов и преданных Господа как Нарада.

КОММЕНТАРИЙ:

Рассмотрим более подробно ведические представления о Майе и Нараде Муни (мудрец).

В изложении используем материалы из Википедии — свободной энциклопедии:

1. Майа

«Ма́йя (санскр. माया, māyā IAST, букв. «не это») — в индуизме и буддизмефилософская категория, постулирующая, что мир вещей, феноменов и людей есть лишь морок, иллюзия.

Майя является иллюзией не оттого, что она лишена бытия, а оттого что она — преходяща.

Человек из-за своего (духовного) неведения (авидья) «видит» в своем уме (только проявленный Материальный мир как яркий реальный «многосерийный» фильм) ….

Для индуизма (как и буддизма) характерно сравнение майи с постоянно меняющимися очертаниями облаков, пузырями на воде и т. п.

Майя — созданная творцом иллюзия, череда перемен, цепь страданий, и цель адепта путем отречения от соблазнов, постижения высшего начала преодолеть цепи майи, выйти из бесконечного круговорота самсары.

Многие философские школы индуизма относят к псевдореальности (майе) также не только окружающий, тварный мир, но и всех богов индуистского пантеона. Истинной же реальностью является ЕдиноеЭкам Сат (санскр. एकम् सत्, ekam sat IAST, буквально — «единственное бытие») или Брахман». Ниже на рисунке 1 покажем запись на санскрите в матрицу Мироздания двух слов Экам Сат и Брахман.

Ris_1_EkBrah_491_475_200_W

Рис. 1. «Многие философские школы индуизма относят к псевдореальности (майе) также не только окружающий, тварный мир, но и всех богов индуистского пантеона. Истинной же реальностью является ЕдиноеЭкам Сат (санскр. एकम् सत्, ekam sat IAST, буквально — «единственное бытие») или Брахман». Слева на рисунке показана запись на санскрите Экам Сат – «единственное бытие». Справа – запись на санскрите слова – Брахман. Запись обоих слов начинается с 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания. Брахма́н (санскр. ब्रह्मन् от बृह्, brh, «расти, нарастать» и मन्, man, «отражать, верить, мыслить, разум») — в индийской идеалистической философии (как в ведической вообще, так и в йоге в частности) — понятие, обозначающее безличный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов. Вселенная в Брахмане проявляется и исчезает, следуя определённым временным циклам: манвантара, кальпа, юга, пралая и махапралая. Проявленная вселенная также называется «Яйцо Брахмы». «Яйцо Брахмы» — Брахманда мы рассматривали в нашей работе на сайте (рисунок 4) — Тайны символов шаманов в матрице Мироздания. Часть вторая. Догоны .

Ris_2_EkamSa_426_500_200_W

Рис. 2. На рисунке показана запись на санскрите в матрицу Мироздания слов — ЕдиноеЭкам Сат (санскр. एकम् सत्, ekam sat IAST, буквально — «единственное бытие») и еще одного названия Майи – «Бахира́нга-ша́кти (bahiraṅga-śakti IAST), апа́ра-ша́кти или ма́ха-ма́йя санскритский термин, используемый в гаудия-вайшнавском богословии для обозначения одной из трёх основных шакти, или энергий Кришны». Детали записи хорошо видны на рисунке.

Бахира́нга-ша́кти

«Еще одно название Майи — Бахира́нга-ша́кти (bahiraṅga-śakti IAST), апа́ра-ша́кти или ма́ха-ма́йя [2]санскритский термин, используемый в гаудия-вайшнавском богословии для обозначения одной из трёх основных шакти, или энергий Кришны. Это внешняя, материальная энергия Кришны, проявляющая материальный космос — место обитания обусловленных джив. Она также известна как майя или маха-майя. Другие две шакти Кришны, это — внутренняя, антаранга-шакти, и пограничная — татастха-шакти. Эти понятия объясняются кришнаитским богословом Дживой Госвами в его труде «Бхагавата-сандарбха». В «Вишну-пуране» внутренняя, промежуточная и внешняя энергии Бога соответственно называются пара-шакти, кшетрагья-шакти и авидья-шакти.

Бахиранга-шакти состоит из трёх гун: благости, страсти и невежества (саттвы, раджаса и тамаса) [3] . Сам Кришна никогда не соприкасается с материальной энергией, поэтому её называют бахиранга, «внешней» или «отделённой». Даже приходя в материальный мир, Кришна остаётся Богом и не поддаётся влиянию низшей материальной энергии. Кришна приходит в материальный мир с целью привлечь к Себе дживы, томящиеся в нём, и указать им путь к мокше (освобождение из Материального мира). Материальный мир зависит от Кришны и не может существовать без него. Однако майя создаёт иллюзию независимости существования. Под её влиянием дживы считают себя независимыми от Кришны. Материальный мир рассматривается как искажённое отражение изначального вечного духовного мира Вайкунтхи».

Ris_3_GunyBS_385_500_200_W

Рис. 3. На рисунке слева показана запись на санскрите в матрицу Мироздания слов, обозначающих три Гуны материальной природы – Саттва, Раджас и Тамас, а справа еще одно название Майи — «Бахира́нга-ша́кти (bahiraṅga-śakti IAST), апа́ра-ша́кти или ма́ха-ма́йя санскритский термин, используемый в гаудия-вайшнавском богословии для обозначения одной из трёх основных шакти, или энергий Кришны». Бахиранга-шакти состоит из трёх гун: благости, страсти и невежества (саттвы, раджаса и тамаса). Сам Кришна никогда не соприкасается с материальной энергией, поэтому её называют бахиранга, «внешней» или «отделённой». Детали записи хорошо видны на рисунке. Три Гуны материальной природы более детально мы рассматривали в нашей работе на сайте (рисунок 9) — Иерархические статусы Бодхисаттвы Авалоките́швары, трех Гун материальной природы и буддийская молитва Ом Мани Падме Хум в матрице Мироздания .

Майя

(ведическая мифология)

«Майя [4] (др.-инд. Maya), в ведийской мифологии способность к перевоплощению, свойственная нуминальным (от лат. numen, «божество») персонажам; иллюзия, обман. Применительно к богам Майя обозначает положительную магическую силу, изменение вида, чудесную метаморфозу. Если Майя принадлежит противникам богов — демонам, врагам, Майя выступает как обман, хитрость, колдовское изменение вида, подмена. Амбивалентность значений этого слова в значительной степени определяет сходное размежевание в словаре дева и асур. В послеведийский период Майя нередко выступает в персонифицированном виде как божественная женщина небесного происхождения, иногда отождествляемая с Дургой: Майя [или Майя-деви (Maya-devi), Майя-вати (Maya-vati), Маха-майя (Maha-maya)], жена демона Шамбары, воспитавшая сына Кришны Прадьюмну (воплощение бога любви Камы), а затем ставшая его женой. В этой ипостаси Майя идентифицируется с женой Камы Рати. В вишнуизме, как и в целом ряде направлений древнеиндийского умозрения, Майя обозначает иллюзорность бытия, вселенной, воплощённой в Вишну; действительность, понимаемую как грёзу божества, и мир как божественную игру (лилу). Майя — одно из ключевых понятий древнеиндийской модели мира, вошедшее и в европейскую философию».

2. Нарада

Материал из Википедии — свободной энциклопедии [5] :

Рис. 4 . Брахма и Нарада. «Нараду также называют Манаса-путра, так как, согласно Пуранам, он родился «из ума Брахмы», который был первым живым существом во вселенной».

«На́рада (санскр. नारद, Nārada IAST) в индуизме — полубожественный мудрец, которому приписывают несколько гимнов «Риг-веды» и который играет большую роль в некоторых пуранических писаниях, в особенности в «Бхагавата-пуране».

Нараду причисляют к семи великим мудрецам (сапта-риши). Он известен тем, что предрёк грядущее рождение Кришны и первым научил людей знаниям в математике, астрономии и земледелии.

Рис 5. Нарада путешествует между мирами вселенной. «В пуранической литературе Нарада описывается как монах-путешественник, который обладает мистической силой, позволяющей ему свободно путешествовать с одной планеты (локи) на другую в материальной вселенной, и даже посещать планеты духовного мира Вайкунтхи. Он постоянно носит с собой музыкальный инструмент под названием вина, играя на котором он воспевает гимны, молитвы и мантры, прославляющие Вишну и Кришну. В Пуранах он также упоминается как один из двенадцати махаджанов или «великих преданных» Бога».

Нарада занимает особое положение в вайшнавских течениях индуизма, где его особо почитают за то, что он является поборником бхакти. Он постоянно занят киртаном — воспеванием имён Бога Хари и Нараяны, и непрестанно занимается проповедью бхакти-йоги, обстоятельное описание которой содержится в приписываемом ему труде «Нарада-бхакти-сутра».

Нараду также называют Манаса-путра, так как, согласно Пуранам, он родился «из ума Брахмы», который был первым живым существом во вселенной. Нараду также называют Трилока-санчари, межпланетным путешественником, который беспрестанно скитается по всем трём планетарным системам (локам) — Сварга-локе (небесам), Мритью-локе (земле) и Патала-локе (низшим мирам) — постоянно воспевая славу Нараяны и заботясь о духовном благоденствии обитающих там живых существ. Нарада также известен тем, что часто устраивает ссоры между девами и людьми, за что его называют Калаха-прия.

Этимология

«Нарада» буквально переводится с санскрита как «низший из людей» (нарачеловек, мужчина; да-хнизший). Бхактиведанта Свами Прабхупада приводит другой вариант перевода и трактовки этого слова. В своём комментарии к «Бхагавата-пуране» он пишет: «Само имя Нарада указывает на то, что он способен даровать живому существу Верховного Господа. Нара значит «Верховный Господь», а да — «тот, кто может дать». Однако то, что Нарада способен дать живому существу Верховного Господа, вовсе не означает, что Господа можно вручить кому угодно, словно вещь. Нарада может дать любому живому существу возможность заниматься трансцендентным любовным служением Господу в качестве Его слуги, друга, отца, матери или возлюбленной — в зависимости от желания, продиктованного трансцендентной любовью того или иного живого существа к Господу. Иначе говоря, только Нарада способен направить человека на путь бхакти-йоги, то есть посвятить его в тайну высшего мистического метода, который поможет ему достичь Верховного Господа».[1]

История Нарады

«Бхагавата-пурана» описывает историю Нарады. В своём предыдущем рождении он был гандхарвой, который из-за проклятия за совершённое оскорбление вынужден был родится на земле сыном служанки. Однажды его матери выпала возможность принять у себя дома святых брахманов и прислуживать им. Брахманы, довольные её служением, благословили её маленького сына тем, что позволили ему отведать остатки своей пищи (прасада), которая предварительно была предложена Вишну.

Внимая рассказам мудрецов на различные духовные темы, маленький Нарада также получил и другие благословения. Какое-то время спустя, его мать умерла от укуса ядовитой змеи, что Нарада воспринял как благословение свыше ушёл скитаться по лесам в поисках просветления и постижения Абсолютной Истины.

По прошествии нескольких дней, он пришёл в живописное и тихое место и, утолив жажду в протекавшем неподалёку ручье, сел медитировать под деревом. Вспомнив наставления брахманов, которые обучили его медитации, он сосредоточился на форме Вишну как Параматме в сердце и по прошествии какого-то времени, сам Вишну явился пред ним, и улыбаясь, сообщил ему, что, несмотря на то, что Нарада обрёл эту редкую возможность увидеть его, в этой жизни он более не намеревался являть ему свою божественную форму. Вишну также объяснил Нараде, что он дал ему шанс увидеть свою всепривлекающую форму только для того, чтобы пробудить в его сердце любовь к себе. Сказав это, Вишну немедленно исчез, и мальчик вышел из медитации в состоянии блаженной радости и разочарования.

Весь остаток своей жизни Нарада был поглощён медитацией и поклонением Вишну и после своей смерти, по благословению Вишну, обрёл вечное духовное тело.

Рис. 6. Наставления Нрады царю.

Роль Нарады

«Во многих священных писаниях индуизма Нарада описывается как частичная аватара Бога, наделённая особыми полномочиями совершать различные чудеса ради служения Вишну. Нарада неоднократно упоминается в «Махабхарате». Он описывается как деварши — первый риши среди полубогов. Как сын и ученик Брахмы, он продолжил линию ученической преемственности, идущую от Брахмы. Нарада дал духовное посвящение Прахладе, Дхруве и многим другим прославленным преданным Вишну. В «Бхагавата-пуране» говорится, что он наставлял Прахладу, когда тот ещё находился во чреве матери, а также отца Кришны Васудеву, и махараджу Юдхиштхиру. Также он дал посвящение автору ведических писаний Вьясадеве, от которого получил посвящение великий вайшнавский ачарья Мадхва, основатель Брахма-мадхва-сампрадаи, к которой принадлежит гаудия-вайшнавизм»».

Вот такая маленькая ведическая притча и такой большой Комментарий. Надеюсь читателям будет интересно. Существенно отметить, что та же Самая Майа, как только человеческое сознание поворачивается к Богу, начинает помогать человеку в этом.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология»Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта.

© Арушанов Сергей Зармаилович. 2011 г.


[1] Адрес притчи в интернете — http://pritchi.ru/id_1891

[2] Бахира́нга-ша́ктиhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%85%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D1%8F

[3] На сайте в статье (рис. 9) – «Иерархические статусы Бодхисаттвы Авалоките́швары, трех Гун материальной природы и буддийская молитва Ом Мани Падме Хум в матрице Мироздания» мы рассмотрели положение трех Гун – Саттва, Раджас, Тамас в матрице Мироздания. Поскольку «Бахиранга-шакти состоит из трёх гун: благости, страсти и невежества (саттвы, раджаса и тамаса)», то фактически «статусы» богини Майа должны соответствовать пространству этих трех Гун материальной природы мироздания.

[4] Топоров В. Н. http://www.mifinarodov.com/m/mayya-vediyskaya-mifologiya.html. Zimmer H., Maya, der indische Mythos, Stuttg. — В., 1952; Gonda J., Four studies in the language of the Veda, s-Gravenhage, 1959.

[5] Нарадаhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B .

Один комментарий : “Притча о Майе. Нарада, Бахира́нга-ша́кти и Гуны материальной природы в матрице Мироздания”

  1. Дарья:

    Эта притча совершила со мной чудо. Не буду рассказывать как на протяжении многих лет множились события, которые выросли в огромное нагромождение безысходных проблем. Все было так реально и так плохо, что просто перестало хотеться жить дальше. Пришла на ваш сайт и увидела эту притчу, в названии которой для меня было много непонятных слов. Начав ее читать, уже не могла оторваться. Непонятные слова наполнялись понятным для меня смыслом. Я вдруг поняла, что в определенном смысле в притче описывались события моей жизни. Череда тяжелых событий обрела новый смысл. Я свободно задышала, а на душе стало свободно и хорошо. Было ощущение, что жизнь и радость вернулась ко мне. Через некоторое время захотелось вдумчиво перечитать все еще раз. Опять было интересно, но это было уже раздумывание над чудом, произошедшим со мной. Чудо уже состоялось. От всей души благодарю вас за публикацию этой притчи и комментарии к ней. Бог вам в помощь. Еще раз благодарю.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.