По берегу реки в сторону моста шел Учитель и ученик. Ученик спросил Учителя:
— Дозвольте Учитель спросить Вас?
Учитель кивнул головой в знак согласия.
— Почему бывает так, что когда человеку что-то очень нужно, у него этого нет?
Учитель указал рукой на человека, тоже идущего к мосту, но по другой стороне реки и сказал:
— Я знаю, что этому человеку нужны деньги. Вот тебе кошелек с деньгами. Беги вперед к мосту и положи этот кошелек на середине моста. Потом вернись на мою сторону и жди меня.
Ученик взял кошелек и побежал вперед исполнить поручение Учителя. Он сделал все так, как велел ему Учитель.
Когда Учитель подошел к мосту, человек идущий по другой стороне реки, уже перешел мост и подходил к ним с радостным улыбающимся лицом.
— Чему Вы радуетесь почтенный, спросил его Учитель?
Человек искренне ответил:
— Когда я подошел к мосту, то подумал, перейду ли я его с закрытыми глазами?! И вот, представьте себе, я смог это сделать! Поэтому я и радуюсь. Человек пошел дальше, а Учитель повернулся к ученику и спросил его:
— Теперь ты получил ответ на свой вопрос?
Ученик замер в некотором замешательстве и по его глазам было ясно, что он до конца не понял ответ на свой вопрос, и не знает, что ответить Учителю.
— Пошли дальше через мост на ту сторону реки, — сказал Учитель.
Некоторое время они шли молча.
Наконец, учитель сказал:
— Слушай, я расскажу тебе одну Даосскую притчу. Вдумайся в ее смысл:
«Один приморский житель любил чаек. Каждое утро отправлялся в море и плыл за чайками. Чайки же слетались к нему сотнями.
Его отец сказал:
— Я слышал, что все чайки следуют за тобой. Поймай-ка мне [нескольких] на забаву.
На другое утро, [когда Любитель чаек] отправился в море, чайки кружились [над ним], но не спускались.
Поэтому и говорится: «Высшая речь — без речей, высшее деяние – недеяние». То знание, которое доступно всем, — неглубоко».
Глаза ученика стали более осмысленными, и он невольно замедлил шаги.
Учитель продолжал говорить:
— «Младенец, родившись, способен овладеть речью и без великого учителя, [ибо] живет вместе с говорящими».
— Люди, среди которых ты родился, могут тебе предложить массу, известных им «путей», во внешнюю жизнь. Но они на самом деле — «видя, не видят, и, слыша, не слышат, и не разумеют» и даже не помышляют о «внутреннем пути», который может привести их к «Самому Себе» или к их духовной сущности. Поэтому ты здесь со мной, чтобы овладеть этим сокровенным путем. Чтобы твои духовные глаза, уши и разум открылись Истине, которая скрыта за этим «Видимым миром».
Ученик замер, в нем явно что-то происходило. Через некоторое время он как бы «вернулся» и тихо сказал:
— Кажется, я сделал шаг на сокровенном пути. Благодарю Вас Учитель.
Рис. 1. Отряд — Ржанкообразные. Чайки — Крачки. Розовая крачка [1] — морская птица семейства крачковых (Sternidae). Эта птица имеет много популяций, отличающихся цветом клюва и деталями окраса оперения. Живут на островах и побережьях Европы, Африки, Северной Америки и Центральной Америки, Юго-Восточной Азии, в зависимости от подвида — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B0.
Рис. 2. Чайки – Крачки у берега моря.
Рис 3. Крачка-Инка (красавица). «Крачка-инка[1], или крачка инков [2] (лат. Larosterna inca) — птица из семейства крачковых (Sternidae), обитающая на тихоокеанском побережье Южной Америки. Является единственным видом рода Larosterna. Крачка-инка отличается своим пепельно-серым оперением, а также белыми закрученными пучками перьев длиной около 5 см по обе стороны основания клюва. Отличительными признаками являются также ярко красный клюв, красные лапки и белые кромки крыльев. Величина крачки инков составляет между 39 и 42 см, а весит она около 190 г. Издаёт звуки, отдалённо похожие на кошачье мяуканье».
При написании этой притчи были использованы две Даосские притчи [1] .
© Арушанов Сергей Зармаилович. 2011 г.
[1] «Даосские притчи», Из-во «Гиль – ЭСТЕЛЬ» АО «Международная книга» 1992 г., Москва.
Один не разберёт, как пахнут розы,
другой — из горьких трав добудет мёд,
кому- то мелочь дашь — навек запомнит,
кому- то жизнь отдашь, а не поймёт.
Мало любить то, чего достиг — достигни того, что любишь…
Деньги точно НЕ зло, зло так быстро не исчезает…
Чем дальше, тем больше я избегаю делать комментарии…Те, кто не готов понять — не поймут. А те кто готов — уже знают.
Никогда не слышала такой притчи, очень красиво у вас получается их подавать!
Красивые 2 верхние притчи!! Смысл второй, о чайках, в контексте заданного вопроса мне более ясен, по принципу «чем сильнее сжимаешь в руке воду , тем меньше ее там останется» — ведь чайки всегда были с ним до тех пор пока у него не появилось (благодаря просьбе отца) желание поймать их. Смысл первой мне видится в том, что хотя человеку и нужны были деньги (о чем знал мастер) он не заметил их у себя под ногами из-за того что ему в голову «вдруг» пришла эта безумная идея о том что нужно пройти по мосту с закрытыми глазами…и именно в тот момент, когда то что ему было так нужно было прямо перед его носом! Значит ли это то, что мы не замечаем того что нам нужно из-за постоянных подобных желаний появляющихся в уме как мыльные пузыри один за другим сплошным потоком и отвлекающих от того чтобы заметить что то, что мы ищем лежит буквально под ногами? Или может просто » не судьба»?? ))
Смысл третьей части, о том что «не нужен великий мастер чтобы научить тебя говорить» мне с одной стороны понятен как таковой , но связи его с изначальным вопросом (о том, почему, когда что-то нужно, у нас этого нет?) я не уловил.
Ну и несмотря на мощный посыл, все-таки хотелось бы прояснить один момент — ведь не у всех это так — что когда что-то нужно то его нет, у многих все-таки бывает так, что оно есть. Ну или может не у многих, но у некоторых точно, причем при этом не о каком «духовном» они вообще могли не задумываться, и на этом никак не сказываются их личные качества, часто даже наоборот, чем «хуже» человек тем проще ему достается то что ему нужно. Возможно это тоже один из стереотипов. Был бы рад и благодарен, если кто поделится своими мыслями! ))
Красивые истории!! Смысл первой мне видится в том, что хотя человеку и нужны были деньги (о чем знал мастер) он не заметил их у себя под ногами из-за того что ему в голову «вдруг» пришла эта безумная идея о том что нужно пройти по мосту с закрытыми глазами…и именно в тот момент, когда то что ему было так нужно было прямо перед его носом! Значит ли это то, что мы не замечаем того что нам нужно из-за постоянных подобных мыслей/желаний появляющихся в уме как мыльные пузыри один за другим сплошным потоком и отвлекающих от того чтобы заметить что то, что мы ищем лежит буквально под ногами? Или может просто «не судьба»? ))
Смысл второй, о чайках, в контексте заданного в названии вопроса мне более ясен, по принципу «чем сильнее сжимаешь в руке воду , тем меньше ее там останется» — ведь чайки всегда были с ним до тех пор пока у него не появилось (благодаря просьбе отца) желание поймать их.
Смысл третьей части, ( «не нужен великий мастер чтобы научить тебя говорить») мне с одной стороны понятен как таковой , но связи его с изначальным вопросом (о том, почему, когда что-то нужно, у нас этого нет?) я не уловил. Могу предположить что он в том что мы ищем не то, что нам действительно нужно.
Но, несмотря на мощный посыл, все-таки хотелось бы прояснить один момент — ведь не у всех это так — что когда что-то нужно то его нет, у многих все-таки бывает так, что оно есть. Ну или может не у многих, но у некоторых точно, причем при этом не о каком «духовном» они вообще могли не задумываться, и на этом никак не сказываются их личные качества, часто даже наоборот, чем «хуже» человек тем проще ему достается то что ему нужно. Возможно это тоже один из моих стереотипов ))