В этой статье мы исследуем сакральный смысл нескольких африканских священных символов-масок предков из Габона и Конго. Мы увидим, что эти символы-маски предков изначально создавались на основе матрицы Мироздания и фактически были созданы для описания определенных пространств матрицы Мироздания.
Случайно или не случайно мне на глаза попались изображения африканских ритуальных масок из Энциклопедии для детей — Религии мира. Мое внимание привлек прихотливый вид самих масок и особенно нижняя часть масок в виде сложенных вместе треугольником ног. В европейской литературе широко известен стереотип о языческих представлениях в культурах народов африканского континента как о «чужом и непонятном». Однако при ближайшем рассмотрении этих масок-символов оказалось, что они содержат в себе сакральные знания о матрице Мироздания. Не исключено, что их истоки находились, когда-то в прекрасной «Усадьбе Знаний». А теперь «Усадьба» заросла бурьяном многолетних наслоений и искаженных толкований сакрального смысла священных символов, который могли забыть даже потомки, оставшиеся на территории этой «Усадьбы», но сами священные символы потомки сохранили.
Рис. 1. Слева на рисунке показана «Фигурка предка» из Габона — из Энциклопедии для детей — Религии мира [1] . В этой же работе прямо под этой фигуркой была фотография человека в ритуальной маске на празднике памяти предков в Камеруне, которая показана справа. На его голове в виде шапки лицо-маска человека, смотрящего вверх, «в небеса». Эта ассоциация и заставила меня совместить маску предка из Габона с матрицей Мироздания. В правой руке человека магический жезл.
На рисунке 2. показан результат совмещения фигурки предка из Габона с матрицей Мироздания.
Рис. 2. На рисунке показан результат совмещения фигурки предка из Габона с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения фигурки с матрицей мироздания были глаза маски, которые совместились на 10-ом уровне Верхнего мира матрицы с двумя средними позициями матрицы. Кончик носа маски – совместился с центральной позицией 9-го уровня. Сложенные в виде треугольника «ноги» маски предка от колен и до стоп включительно, заняли пространство двух священных Тетрактисов в месте перехода между Верхним и Нижним миром матрицы Мироздания. Верхняя часть маски в виде широкополой шляпы расположилась между 15-ым и 16-ым уровнями Верхнего мира матрицы. Основание «шляпы» — совместилось с семью позициями 13-го уровня Верхнего мира матрицы. Нижняя часть «ушей» маски совместилась с 8-ым уровнем, а «серьги» на ушах маски — совместились с двумя позициями 7-го уровня Верхнего мира матрицы. Основание ног маски — совместилось с центральной позицией 5-го уровня, который по аналогии с египетским иероглифом «пет» характеризует границу неба («выше небо» – рис. 8 и 9 в статье на сайте — Во сне Иаков видел лестницу, ведущую в небеса, в матрице Мироздания!). Колени ног совместились с 4-ым уровнем Верхнего мира матрицы и соответственно с основанием священного Тетрактиса, расположенного на вершине пирамиды Верхнего мира. Стопы ног маски — расположились на 4-ом уровне Нижнего мира матрицы и соответственно на основании священного Тетрактиса, расположенного на вершине пирамиды Нижнего мира матрицы. Остальные детали совмещения маски с матрицей Мироздания хорошо видны на рисунке.
Из анализа рисунка 2 со всей очевидностью видно, что маска предка из Габона — Священный символ, сделанный по законам матрицы и описывает определенные ее пространства. Аналогичную металлическую маску «предка — духа мертвых» племени бакота из Конго я обнаружил в работе [2] . Исходный рисунок маски справа и, сделанный мной макет маски показан на рисунке 3 слева. На рисунке 4 показан рисунок макета металлической маски «предка — духа мертвых» племени бакота из Конго, совмещенный с матрицей Мироздания.
Рис. 3. На рисунке показана металлическая маска «предка — духа мертвых» племени бакота из Конго. А — исходный рисунок немного повернутый и с частично поврежденными концами ног. В — сделанный мной макет рисунка маски в фас. Этот рисунок я также совместил с матрицей Мироздания.
Рис. 4. На рисунке показан рисунок макета металлической маски «предка — духа мертвых» племени бакота из Конго, совмещенный с матрицей Мироздания. В отличие от маски из Габона, которая показана на рисунке 1, верхушка «шапки» маски совместилась с 17-ым уровнем Верхнего мира матрицы, а уши маски значительно шире и достигают края боковых сторон пирамиды Верхнего мира матрицы. Дуговой скобкой А показана зона перехода между Верхним и Нижним миром матрицы, в которой расположены два священных Тетрактиса. Оказалось, что именно место перехода между Верхним и Нижним миром матрицы Мироздания или зона двух священных Тетрактисов (показано на рисунке дуговой стрелкой А) в африканской мифологии называлось «пупом мира», а центральная осевая вертикальная линия на рисунке называлась «осью мира». В остальном расположение основных элементов «маски предка» из Габона и Конго подобно.
Таким образом, из рисунка 4 также видно, что маска «предка — духа мертвых» из Конго — Священный символ, сделанный по законам матрицы Мироздания, и он был создан для описания определенных пространства матрицы Мироздания.
Рассматривая страны Камерун, Габон и Конго на карте Африки я обнаружил, что все они расположены в экваториальной зоне на западе — юго-западе Африканского континента. На рисунке 5 в общем виде показано расположение этих стран на карте Африканского континента. Для сравнения вверху показано положение территории древнего и современного Египта. Таким образом, в результате наших исследований мы обнаружили на Африканском континенте четыре территории с аналогичной культурой знаний о матрице Мироздания.
Рис. 5. Изображение Африканского континента с местоположением четырех стран — Камерун, Габон, Конго и Египет.
В этой статье мы приоткрыли «дверь» в мир традиционных африканских религий. В результате наших исследований африканских символов-масок предков мы со всей очевидностью можем сказать, что сакральным базисом для создания этих религиозных символов служила матрица Мироздания. Маски-символы создавались для описания определенных пространств матрицы Мироздания. В этом случае, как и для священных символов древнего Египта, Китая, Индии, древней Греции, Иудаизма, Христианства, Ислама матрица Мироздания выступает в качестве единого исходного сакрального базиса.
Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта.
©Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.
Приложение:
В заключение статьи предлагаю читателю познакомиться с рядом интересных фактов из традиционной африканской религии и культуры. Эти сведения я приведу из работы [3] :
Целительство
«Целительство в Африке, с одной стороны, основывается на опыте народной медицины. Африканская народная медицина успешно справляется с многочисленными местными болезнями и бытовыми недугами: укусами ядовитых змей и насекомых, отравлениями, несложными травмами, ранами и расстройствами психики. Однако она бессильна против страшных инфекционных болезней, привнесённых на континент, против массовых эпидемий…..
Авторитетный африканист Б. Дэвидсон в книге «Африканцы. Введение в историю культуры» писал: «Путь по африканским рекам, особенно тем, что протекают по жаркому, полному испарений тропическому лесу, очень труден. А ведь часто эти реки — единственное средство сообщения между отдалёнными населёнными пунктами. Чтобы гребцы не теряли сил, выдержали этот путь, им иногда дают смесь из местных кореньев, листьев или трав, обладающих, очевидно, стимулирующими, возбуждающими свойствами. И они гребут в течение целого дня, не чувствуя усталости…».
Змеи — не только предмет ритуального поклонения, но и настоявший бич многих районов Африки. У некоторых народов накоплен свой опыт профилактики змеиных укусов. … Кения. Горный район, населённый народом туркана. В водоёме спасаются от жары десятки взрослых и детей. Неподалёку на берегу расположились кобры, питоны, гадюки. Оказавшийся здесь русский журналист с опаской спрашивает одного из местных жителей, не боятся ли его соплеменники находиться среди змей. Оказывается, ещё до того, как дети встают на ноги, мганга (знахари) делают им на теле небольшие надрезы и шесть раз, в каждое новолуние, втирают смесь высушенного яда разных змей с соком растений. Поэтому укусы кобры и гадюки не причиняют им вреда, во всяком случае, от змеиных укусов туркана не погибают…
Вот ещё одно свидетельство доктора медицины, известного психиатра Т. Адеойе Ламбо, впоследствии ставшего ректором Ибаданского университета (Нигерия): «Можно ли установить, насколько эффективны методы лечения врачей-колдунов и традиционных знахарей? Их лечебные процедуры и методы намного лучше всего, что мы делаем в настоящее время в Нигерии… Они добивались успеха почти в шестидесяти процентах случаев лечения неврозов. Мы излечиваем неврозы на сорок процентов, а может быть, и меньше…». Почему же целительство было и остаётся довольно успешным именно в этой сложнейшей области медицины? Очевидно, прежде всего, потому, что настоящий, подготовленный целитель является как бы интуитивным психологом и психиатром, способным найти причину недуга и предложить больному соответствующее лечение….
Культ предков
Важное место в традиционных африканских религиях занимает культ предков. У разных народов он приобретал разные формы. Но было в почитании предков и нечто общее: вера в то, что умершие продолжают жить, но уже в другом состоянии — как духи (или души) [4] . Они могут существовать невидимо, сохранять своё прежнее обличье, «переселяться» в тех или иных животных, растения, источники, скалы и т. д. Было распространено убеждение, что духи предков часто предпочитают оставаться в родных местах или неподалёку от них, участвуют в земных делах своих живущих родственников (семьи, рода, общины), помогают им в повседневной жизни, предостерегают от неверных и дурных поступков и даже наказывают за них.
Сложилась своеобразная иерархия духов предков, на вершине которой обычно находились те, кого считали родоначальниками. Выделяли духов предков семьи, рода, общины, племени и народа (мифический предок-первооснователь), а также умерших естественной или насильственной смертью. Одни народы почитали родоначальников по мужской линии, другие отдавали предпочтение женскому началу или поклонялись и тем и другим.
Рис. 6. На рисунке показана фотография «ползущего камня» и след от его перемещения, который остался на поверхности пустынной местности. В знаменитой Долине смерти — небольшой пустыне в штате Калифорния (США), считающейся самым жарким местом на Земле, помимо миражей происходят совершенно удивительные вещи. Пустыня известна странным поведением камней, которые самопроизвольно катятся, обходя препятствия по пути, по песку с еле заметной скоростью. Современная наука не может объяснить этот феномен. Камень ведет себя как живой. Таких примеров «живых камней» много.
Рис. 7. В статье в Интернете приведены еще более удивительные свидетельства «живых камней» — http://blogs.mail.ru/mail/elena5151/36FDC421E4E3BF1C.html: «В России тоже есть свой камень-гуляка. Это легендарный валун Синь-камень, издревле находящийся неподалеку от села Городище под Переславль-Залесским. Согласно древнерусским преданиям в этом камне живет дух, исполняющий мечты и желания. В начале семнадцатого века церковь вступила в борьбу с языческой реликвией. Дьякон переславской Семеновской церкви Ануфрий велел выкопать большую яму и скинуть в нее Синь-камень. Но через несколько лет валун загадочным образом выглянул из-под земли. Через 150 лет церковные власти Переславля решили заложить «волшебный» камень в основание фундамента местной колокольни. Камень погрузили на сани и повезли по льду Плещеева озера. Лед проломился, и Синь-камень затонул на глубине пяти метров. Но вскоре рыбаки стали замечать, что валун неведомым образом меняет свое местоположение, медленно перемещаясь по дну. Через полвека он оказался на берегу у подножия Ярилиной горы, где и лежит до сих пор. Кроме того, на юге нашей страны, в ростовских степях, ползает Цыган-камень. В Амурской области, неподалеку от озера Болонь, путешествует по окрестностям Мертвый камень. Ему поклоняются все местные эвенки, считающие, что в нем живут самые злые духи. В Англии периодически подползает к морскому берегу Камень короля Артура (4 м в длину, 2 в ширину, 2, 5 в высоту, 25 тонн весом) как считают местные жители, напиться соленой воды. Сегодня он предмет паломничества туристов в Уэльсе. Один из самых загадочных «живых» камней находится в Тибете около одного из буддийских монастырей. Он не только ползает, но и взбирается в гору. И это при весе более тонны. Так он путешествует уже больше тысячи лет. Причем камень передвигается по строгому маршруту: взбирается на гору высотой 2560 метров, спускается с нее и затем накручивает круги. На подъем и спуск у камня уходит в среднем 15 лет. Круговой маршрут длиной 60 километров занимает 50 лет. Изучавшие феномен специалисты определили возраст камня приблизительно в 50 миллионов лет. Научного объяснения феномена блуждающих камней до сих пор нет. Всерьез изучением этого явления наука занялась только в 1948 году. Первые опыты провели в Американском институте геологии. Все лабораторные исследования подтвердили, что по химическому составу блуждающие камни — самые обычные». Так, что лучше бы чаще наши ученые говорили о том, что они не знают и не понимают, без оглядки на сложившуюся парадигму материалистического мировосприятия. Это бы дало толчок новым открытиям в науке, которая бы вырвалась бы из объятий материализма. (Прим. ред.).
Каковы же представления африканцев о переходе души к загробному существованию? Так, зулусы (Южная Африка) верили в то, что душа человека переживает смерть тела. Душа, или тень, умершего в первое время после смерти «бродит кругом», затем возвращается в родные места….
Неукоснительное почитание умерших предков считалось одним из главных условий того, что их потусторонняя жизнь будет спокойной и благополучной и они не прервут связей с живыми, будут помогать им…
Культ предков является одной из самых устойчивых форм традиционных африканских религий. Он существует многие столетия и сохраняет своё значение в наши дни.
Боги и предки, как и прежде, призваны обеспечивать незыблемость и авторитет власти на всех её уровнях — от семьи и общины до государства. В Танзании, например, чтят верховного бога Мунгу, который является общегосударственным символом. От него зависят благополучие и счастливое будущее страны. В гимне Танзании есть такие слова: «Мунгу, благослови Африку, благослови её руководителей… Мунгу, благослови Танзанию и её народ. Даруй нашему президенту здоровье, долгую жизнь и мудрость, чтобы он мог управлять справедливо и мирно для процветания Объединённой Республики Танзании»….
В верованиях одних народов (йоруба, лодзи, шиллук, эве) души предков обитают на небе, другие (игбо, ибибио, ньяруанда) полагают, что они живут под землёй. Умершие могут принимать новые обличья, воплощаться в растениях, животных или «переселяться» в живущих членов своих семей и родов.
Души умерших почитали, прогневить души умерших означало навлечь на себя беду. Такое отношение к мёртвым породило многообразные по формам, но имеющие единую основу — уважение и страх — обряды погребения. Бушмены (Южная Африка) верили в то, что после похорон покойника появляется его двойник — гауа (дословно — «существо, которое умерло»), ни внешностью, ни образом жизни (ест, охотится и т. д.) неотличимый от умершего. Однако, устав от земной жизни, гауа «ложится отдыхать в могилу». Чтобы задобрить душу усопшего, рядом с погребением оставляли его лук и колчан со стрелами, после чего сородичи надолго покидали это место….
Предок человечества
Зулусы верили в прародителя каждой отдельной семьи и клана, который позднее стал почитаться как общий предок всего человечества. Этого прародителя зулусы называли Ункулункулу, что означает «прапрадедушка». Когда зулусов спрашивали, кто отец этого «прапрадедушки», они отвечали, что, по-видимому, он «произошёл от тростника» или что он «вышел из тростниковой кочки». Первоначально зулусы могли говорить, что они являются боковыми ветвями одного тростника, имея в виду лишь то, что все они были детьми одного отца, представителями одной расы. Точно так же слово «утланга» («тростник»), которое затем стало обозначать расу, сохранило свой первоначальный смысл — тростник. Люди, не привыкшие к метафорическому языку и мышлению, вскоре смогли бы сказать, что они произошли от тростника или из тростниковой кочки, в то время как другие употребляли «утланга» как собственное имя и называли им прародителя человеческой расы. Действительно, у некоторых зулусских племён Ункулункулу считается первым мужчиной, а Утланга — первой женщиной.
Обожествление правителей. Яркий пример обожествления правителей — история государств йоруба, возникших в X — XII вв., а возможно, и ранее. Согласно одной из легенд йоруба, их прародиной и даже «колыбелью человечества» был город Ифе, существующий и поныне. Он построен там, где верховный бог йоруба Олорун (Хозяин неба) спустил по цепи с неба на водную гладь мифического предка йоруба Одудуа, который нёс в руках петуха, горсть земли и пальмовый орех. Одудуа бросил землю на воду, петух взрыхлил образовавшийся участок суши. На этом месте из проросшего ореха выросла красивая пальма с шестнадцатью ветвями, которые символизировали правителей будущих городов-государств йоруба. Первым из первых был Ифе, основанный Одудуа; с него ведётся отсчёт священных династий оба — правителей государств йоруба.
Тайные союзы
Особое место в религиозной и общественно-политической жизни континента занимали тайные общества (союзы). В них обычно входили мужчины, принадлежавшие к какому-либо одному племени (народу) и одной возрастной группе. Такие союзы именовались тайными, потому что их организация и связь с различными религиозными культами (матери-земли, предков и др.) были скрыты от непосвящённых. Изначально цель тайных обществ заключалась в военном и религиозном обучении молодёжи под руководством вождей, старейшин и жрецов-пророков. Общества были хорошо организованы, имели сложную структуру. Члены общества платили обязательные взносы особенно высокие для тех, кто находился на его высших ступенях. Считалось, что руководители этих обществ и их старшие, влиятельные члены владеют магией.
Рис. 8. Традиционный африканский танец в ЮАР –
— http://www.solo-chel.ru/articles/categories/1303.php? Обращаю внимание читателя на то, что хотя торс женщины оголен, но поверх короткой юбочки надет пояс с маленьким квадратным фартучком, на котором вышит орнамент с целью защитить детородные органы от негативных «посторонних взглядов». В этом смысле современная европейская мода в силу своего феноменального духовного невежества делает женщин открытыми для негативных «посторонних взглядов», что может быть скрытой или невидимой причиной самых разных заболеваний женщин и потомства. (Прим. ред.).
Со временем тайные союзы стали заниматься и проведением всевозможных массовых ритуальных церемоний, включая обряды инициации. На такие церемонии члены тайных обществ являлись в страшных масках, увешанные ритуальными украшениями и оружием, что подчёркивало их связь с миром богов и духов….
Информация об этих тайных обществах очень скудна и зачастую искажает действительность. Не в меру впечатлительные люди использовали её для того, чтобы огульно обвинять африканцев в дикости и во всех смертных грехах. Но люди, прожившие в Африке много лет, например лауреат Нобелевской премии мира Альберт Швейцер, отмечали богатый внутренний мир африканцев. При сравнении с представлениями европейцев о жизни, смерти, богах он потрясает одновременно своей схожестью и необычайным своеобразием….
Некоторые образованные африканцы — учёные и политики, служащие и преподаватели, студенты — с настороженностью относятся к тому, что пишут и говорят о традиционных африканских религиях за пределами Африканского континента. Отношение к традиционным африканским религиям в самой Африке неоднозначно и достаточно противоречиво. Небольшая часть интеллигенции считает, что служители традиционных культов приносят только вред. Но большинство думает, что традиционные африканские религии необходимо очень серьёзно изучать.
Борьбу против различных «вредоносных» религиозных культов и их служителей десятилетиями вели колониальные власти во многих африканских государствах, христианские миссии, а сравнительно недавно — правительства некоторых стран так называемой социалистической ориентации. Эта борьба не достигала желаемых целей, а иногда приводила и к обратным результатам, поскольку веру отменить или запретить невозможно. Традиционные африканские религии — это реальность Африки не только в далеком прошлом и настоящем, но и в обозримом будущем».
[1] Религии мира, Энциклопедия для детей, т. 6, часть 1, «Аванта+», М, 1999 г., с. 259.
[2] Мифы народов мира, Энциклопедия, т. 1, «Советская энциклопедия», М, 1992 г. с. 131.
[3] Религии мира, Энциклопедия для детей, т. 6, часть 1, «Аванта+», М, 1999 г., с. 258-265.
[4] Эти верования сродни ведической философии, например, философии Индии. В отличие от христианской концепции или взглядов на посмертное существование души или на вопрос о предсуществовании души, который со времен Оригена бурно обсуждался среди отцов церкви и в итоге был осужден и отнесен к категории ереси. Из свободной энциклопедии Википедия: Ориге́н (греч. Ωριγένης, лат. Origenes Adamantius; ок. 185, Александрия — 254, Тир) — греческий христианский теолог, философ, ученый[1]. Один из восточных Отцов Церкви. Основатель библейской филологии. Автор термина «Богочеловек» [2]. (Прим. ред.).