nav-left cat-right
cat-right

О доверии и недоверии

Koshka_Kotenok_Web_Можно ли жить, доверяя людям? Можно ответил я себе. Можно ли жить, не доверяя людям? Можно ответил я себе. Тогда как же жить? Доверять или нет? Где та разумная грань или степень принятия одной или другой стороны выбора?

С этим вопросом я пришел к мудрецу. Он взглянул на меня и, в свою очередь, задал мне вопрос – А ты можешь доверять или не доверять себе? Некоторое время я раздумывал и честно ответил – Я не знаю кто это или, что это такое «я сам»?

Тогда он продолжил — Все люди разговаривают с кем-то в себе. Это для всех так очевидно, что у людей даже не возникает вопрос о том, с кем они беседуют и, с кем советуются «внутри себя». Одному человеку этот внутренний собеседник говорит – Никому не верь, а другому или тому же самому в другой раз говорит – Давай поверим. Ты не исключение, как и подавляющее большинство людей, вокруг тебя, вы все никогда не задумывались о том, что в вас протестует, соглашается, грустит или радуется. Это так — ответил я.

Вот тебе стало очевидно, и ты согласился со мной, что внутренний собеседник есть практически у каждого.

А теперь ответь мне – сказал он, — что будет, если твой внутренний собеседник замолчит? Я в растерянности смотрел на него, но ответа не знал.

Он улыбнулся и сказал – святые отцы знали об этом. Поэтому они оставили нам самую сердцевину знания, с помощью которого мы можем найти ответ на вопрос о внутреннем собеседнике. Вот, что говорится в православном Катехизисе [1] (сборник основополагающих положений веры) написано: «В связи с изучением духовной жизни отцы церкви различают в человеке дух, душу и тело. Дух это то начало, которое управляет душой и телом, а также общается с Богом. Некоторые же отцы различают лишь душу и тело, но, подразумевая, что в душе есть дух».

Из этого определения следует, что ты, как и все остальные существа – «Дух», живущий в «Душе», а душа живет в теле. Значит Душа и тело – это твои инструменты, позволяющие тебе – Духу жить в этом мире. Там и надо искать твоего «внутреннего собеседника». Твой «внутренний собеседник» все время говорит тебе, что Ты – это я, а я -это Ты. Тебе — Духу может даже казаться, что он – «внутренний собеседник» по жизни неизменная данность. Некоторые в заблуждении говорят об этом так – Таким я родился, таким неизменным и умру. Однако это не так – собеседника можно изменять. Древние мудрецы знали об этом тоже. Поэтому они говорили – Успокой свое тело, ум и чувства и Ты познаешь свою духовную природу. Когда твой «внутренний собеседник» замолчит – Ты познаешь свою духовную природу. В христианстве это называют «Спасением», а другие называют это «Просветлением» от неведения.

А пока ты это в полной мере не понял, научись не делать «внутри себя» выбор, в частности, между доверием и недоверием. Наблюдай за этими состояниями. Помни, что в этом случае вас трое – Ты – Дух и две стороны, которые предлагает Тебе «внутренний собеседник» – доверять – не доверять. Не делай выбор между этими противоположностями, хотя сначала это будет казаться абсурдом. Наблюдай за ними. Они могут даже истаять, если ты не называешь их собой или своими. Навык и понимание сами придут на этом пути.

Что же касается текущей жизни, то лучше позволить другим быть такими, какие они сейчас есть и какими они себя сами осознают. Доверяй им даже, если они сами «себе не доверяют». В делах требуй исполнения. Без этого дело не пойдет. Сам молись Господу, славь Его. Помогай им подняться над их «внутренним собеседником», хотя это будет не просто. Они будут расти вместе с тобой. Вот тебе мой ответ.

Пишите нам ваши отзывы и обязательно указывайте адрес вашей электронной почты. На сайте адрес вашей почты не публикуется. Нам интересно ваше мнение по существу статей, которые публикуются на сайте.

Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет — Яндекс Деньги – 410011416569382

© Арушанов Сергей Зармаилович 2009 г.


[1] Епископ Александр (Семенов – Тян-Шанский), Православный Катехизис, Издание Московской Патриархии, М., 1990 г., с. 18.

Один комментарий : “О доверии и недоверии”

  1. Елена:

    Здравствуйте, Сергей Зармаилович!
    Сказать вам благодарю за ваши притчи, статьи — ничего не сказать. Нет в человеческом языке выразительных средств для такой благодарности.
    Мало комментариев, потому что мало слов (а чаще нет слов), позволяющих сделать комментарии к вашим текстам.
    Почти год назад встретила я теорию мир начинается с меня и находила в дальнейшем массу вариаций на эту тему (тетта-хилинг, хоонопоно). Но я поняла ее буквально так: хочешь, чтобы мир тебя окружающий стал лучше, стань лучше сам: твори добро, дари радость, излучай счастье. И ведь нельзя сказать, что раньше я думала по-другому. Но решила, что до этого была недостаточно точна,испытывала весь спектр чувств, а нужно достичь узконаправленного состояния. И непонятно мне было как достичь способности в ответ на агрессию излучать добро, в ответ на оскорбление соглашаться, в ответ на подлость любить. И мне было непонятно почему в ответ получаешь не то же самое, а часто совершенно противоположное.. и то что противоположности (антонимы) меня разрывают — гоняют из крайности в крайность и не позволяют ощутить и сохранить хоть сколько-нибудь во времени состояние покоя. И встретила я сегодня ночью на вашем сайте притчи. Переворотные. Ошеломляющие имеющийся уровень осознания. Объясняющие почему (но не дающие инструмента как.) То от чего мы убегаем, нас догоняет. То, что мы притягиваем от нас ускользает. Чтобы этого не было, нужно не делать выбор — достичь состояние недеяния. Но как это? Мне кажется состояние недеяния характерно для мира духа. В мире материи нет состояния недеяния, материя есть деяние. Написать это трудно. А сделать?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.