Тайна расположения Маха мантры и Гаятри мантры в матрице Мироздания

В этой статье мы рассмотрим еще одну тайну матрицы Мироздания. Оказалось, что матрица Мироздания выступает в виде сакрального базиса, по законам которого были созданы, в частности, две мантры: Маха мантра [1] и Гаятри мантра [2] . Фактически перед нами предстанет иерархия Имен Верховного Господа от Его Обители в Духовном мире до Материального мира включительно. Каждое духовное Имя Господа содержит в себе великую силу, которую можно отдаленно назвать привычным для нас словом «Любовь». Эта сила создает и поддерживает Духовный и Материальный миры. Эту «Силу» Господа ищет интуитивно каждый из нас в себе и окружающем мире. Достижение «Любви Господа» — высшая цель жизни человека. Древние мудрецы сохранили для нас методики для Достижения «Любви Господа». Один из таких путей сохранился в Индуизме в форме произнесения святых «Имен» Господа в форме мантры (джапа), который называется – «джапа медитация».

Текст Маха-Мантры

Этот раздел взят нами из книги Свами Шридхара «Океан Нектара» [3]. На рисунке 1 показан оригинальный текст Маха Мантры на санскрите:

Рис. 1. Так выглядит Маха-Мантра – «Харе Кришна» в оригинале на санскрите.

«Калисантарана Упанишад предлагает повторение мантры Харе Кришна как наиболее действенный способ познания Бога, особенно в нынешнюю эпоху [4]. Эту мантру можно повторять в уме, шепотом или в слух». Произносится мантра 108 раз так:

Харе Кришна, Харе Кришна

Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама

Рама Рама Харе Харе

Перед произнесением круга (108 раз) Маха мантры один — четыре раза произносится вводная мантра (Панча-таттва [5] ):

Шри Кришна, Чайтанья, Прабху Нитьянанда, Шри Адвайта, Гададхара, Шри Васади, Гаура, бхакта вринда.

До поры до времени эта и многие другие мантры относились к разряду закрытой информации и открывались духовными учителями только своим ученикам. Но в силу тяжести обстоятельств современной эпохи сейчас Господь открыл ее для всех людей. Это такой же дар Господа, как жизнь, которую Господь дает душам, воплотившимся в человеческом облике».

Рис. 2. Храмовое Мурти Господа Чайтанья [6] .

Если читатель захочет более детально познакомиться со смыслом Маха мантры, он может обратиться к статье «Смысл Маха мантры – Харе Кришна», которая приводится нами в Приложении к настоящей статье.

КОММЕНТАРИЙ:

В работе на сайте – «Одна из тайн Брахма-Самхиты о размерах Духовного и Материального мира в матрице Мироздания (рис. 7)», мы привели рисунок со схемой Духовного и Материального мира в матрице Мироздания. На рисунке  3 мы покажем эту схему.

Рис. 3. Внизу рисунка дуговой скобкой показан «размер тела Брахмы в 7 локтей», который соответствует 20-и уровням Верхнего мира матрицы и 36-и уровням Нижнего мира матрицы Мироздания. Поскольку Материальный мир равный 36-и уровням матрицы составляет одну четверть (экапада-вибхути) величия энергий Говинды, то Духовный мир будет в три раза больше – три четверти (трипада-вибхути) и будет равняться – 36 х 3 = 108-и уровням матрицы Мироздания. Вверху Духовного мира между 108 и 97 уровнем Верхнего мира матрицы Мироздания показано положение Гокулы – «Царство» Господа Радха-Кришна, которые изображены в виде «Единого Целого».

Так вот, в результате наших исследований оказалось, что мудрецы древности составляли священные мантры на санскрите, вписывая слоги мантры в матрицу Мироздания. В частности, запись в матрицу Мироздания Маха мантры и Гаятри мантры, начинается со 108-го уровня Верхнего мира Матрицы. В этой области матрицы Мироздания располагается обитель Верховного Господа. На рисунке 3 показана такая запись слогов мантр в схему матрицы Мироздания. Каждая буква санскрита занимает по вертикали – 4-е уровня.

Объяснение Маха-мантры, данное Тхакуром Бхактивинодой [7]

«Харе. О Хари! Пожалуйста, плени мой ум и освободи меня из этого материального мира.

Кришна. — О Кришна! Прошу Тебя, привлеки, притяни к Себе мои мысли.

Харе. — О Хари! Покори мое сердце, явив мне Свою бесподобную сладость.

Кришна. — О Кришна! Очисти мой разум знанием о бхакти, [8] которое можно получить от Твоих преданных.

Кришна. — О Кришна! Дай мне твердую веру в Твое имя, облик, качества и развлечения.

Кришна. — О Кришна! Позволь мне развить вкус к служению Тебе.

Харе. — О Хари! Сделай меня достойным служить Тебе.

Харе. — О Хари! Научи меня, как служить Тебе правильно.

Харе. — О Хари! Позволь мне слушать о Твоих сокровенных развлечениях с дорогими Твоему сердцу преданными.

Рама. — О Радхика-рамана! Прошу, позволь мне слушать о Твоих сокровенных развлечениях во Врадже с Твоей возлюбленной Радхикой.

Харе. — О Радхика! Пожалуйста, яви мне Свои излюбленные развлечения с обожаемым Тобою Шьямасундарой.

Рама. — О Радхика-рамана! Яви мне Свои чудесные игры с обожаемой Тобою Радхикой.

Рама. — О Радхика-рамана! Сделай так, чтобы я всегда помнил Твое имя, облик, качества и игры.

Рама. — О Радхика-рамана! Надели меня нужными качествами, которые позволят мне служить Тебе вечно.

Харе. — О Хари! Прими меня как одного из Твоих слуг и наслаждайся мной в Свое удовольствие.

Харе. — О Хари! Прошу Тебя, играй со мной в Свои трансцендентные игры. Лишь об этом я смиренно молюсь у Твоих лотосных стоп».

Гаятри – мантра

Гаятри – мантра [9] состоит из двадцати четырех звуков-слогов [10]. Каждый звук-слог является энергией одного из двадцати четырех божеств [11], а сама гайятри представляет собой сочетание энергий этих божеств. Каждая энергия имеет свой, особый характер и служит определенной цели. Ежедневная джапа выбранной мантры помогает достичь помощи нужной энергии. Достаточно повторять мантру в течение одного круга малы раз в день по утрам. Ниже на рисунке 3 будет приведена запись в матрицу Мироздания «Гаятри мантры для многих целей» [12]АУМ БХУР-БХУВАХ СВАХ ТАТ-САВИТУР-ВАРЕНЙАМ БХАРГО ДЭВАСЙА ДХИМАХИ ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЙАТ.

Текст Гаятри мантры на Деванагари:

ॐ भूर्भुवः स्वः ।

तत् सवितुर्वरेण्यं ।

भर्गो देवस्य धीमहि ।

धियो यो नः प्रचोदयात् ॥

На IAST:

oṃ bhūr bhuvaḥ svaḥ

tat savitur vareṇyaṃ

bhargo devasya dhīmahi

dhiyo yo naḥ pracodayāt

Буквальный перевод формулы махавьярти bhūr bhuvaḥ svaḥ? звучит как «земля, воздух, небеса»,[7] что есть первые три из семи высших миров в космологии индуизма.

Савитар, Савитр (санскр. savitr, savitā родитель, возбудитель) – «изначальное божество света» в ведийской мифологии. В Риг-веде ему посвящено 11 гимнов.

Интерпретация Брахмо-самадж:

«Мы медитируем на всепочитаемую силу и славу Того, Кто создал землю, нижний мир и небеса (то есть вселенную), и Кто направляет наш разум»[20].

«We meditate on the worshipable power and glory of Him who has created the earth, the nether world and the heavens (i.e. the universe), and who directs our understanding».

Свободный перевод Свами Вивеканады:

«Мы медитируем на славу того Существования, которое создало эту вселенную; да просветит Оно наши умы»[4]

«We meditate on the glory of that Being who has produced this universe; may He enlighten our minds».

Интерпретация С. Радхакришнана:

«Мы медитируем на лучезарную славу божественного Света; да вдохновит он наш разум»[3].

«We meditate on the effulgent glory of the divine Light; may he inspire our understanding».

Рис. 4. «Изображение Гаятри . Мантра часто ассоциируется с внешними ритуальными подношениями, но она может читаться про себя и без обрядности.[9] Несколько писаний индуизма прославляют Гаятри-мантру. В «Ману-смрити» говорится, что «нет ничего выше «Савитри» («Ману-смрити» II, 83).[10]. Санскр. Sâvitrî, форма жен. р., производная от имени бога Савитр. В «Харивамше» она называется «матерью Вед».[11] В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Из гимнов «Сама-веды» Я – «Брихат-сама», а из поэтических размеров – Гаятри». (10.35).[12] Савитри — одно из имён Шатаруны, дочери и жены Брахмы, которая иногда рассматривается как олицетворение вышеупомянутого стиха; Героиня эпизода из Махабхараты, дочь царя Ашвапати и возлюбленная Сатьявана, за которого она вышла замуж несмотря на предсказание, что ей суждено жить с ним только один год. В роковой день Сатьяван умер, и бог смерти Яма пришёл за его душой, которую понес в царство теней. С. последовала за ним. Самоотвержение её поразило Яму, и он обещал ей какой угодно дар, кроме жизни мужа. Четыре раза Яма пробовал удержать С., предоставляя ей один дар за другим, но С. все-таки следовала за ним, так что наконец он должен был вернуть жизнь Сатьявану. Миф этот представляет черты сходства с некоторыми греческими (Орфей и Эвридика, Адмет и Альцеста)».

Рис. 5. На рисунке слева показано расположение 32-х слогов Маха мантры (или 16-и «Имен» Господа) в схеме матрицы Мироздания, начиная со 108-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания, области в которой располагается обитель Верховного Господа Кришны – «Голока Вриндавана». Справа, параллельно с записью Маха мантры записана Гайятри мантра. Дуговыми вертикальными скобками выделены отдельные слова мантр. Из рисунка видно, что, когда человек произносит первый слог священных мантр, он сразу обращается к «Верховной обители Господа» в матрице Мироздания (в Невидимом мире). В этом еще одна тайна Маха мантры и Гайятри мантры. Поэтому «чистота помыслов» человека произносящего мантру имеет большое значение.

Рис. 6. На рисунке слева показано расположение 32-х слогов Маха мантры (или 16-и «Имен» Господа) в схеме матрицы Мироздания, начиная со 108-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания, области в которой располагается обитель Верховного Господа Кришны – «Голока Вриндавана». Справа, параллельно с записью Маха мантры записана часть Гайятри мантры. Дуговыми вертикальными скобками отделены слова мантр. С 40-го уровня Верхнего мира показана запись слов Мула Пуруша – «Изначальный Пуруша», благодаря которому начинает творить Материальный мир Мула Пракрити – «Изначальная материя». Более детально мы разбирали эти понятия в статье на сайте – «Четыре мира Каббалы соответствуют пространству Мула Пуруши и Мула Пракрити в матрице Мироздания (рис. 2)».

Таким образом, в результате нам удалось показать, что мудрецы древности составляли священные мантры на санскрите, вписывая слоги мантры в матрицу Мироздания. Причем каждая буква санскрита занимает по вертикали – 4-е уровня матрицы Мироздания. В частности, запись в матрицу Мироздания Маха мантры и Гайатри мантры начинается со 108-го уровня Верхнего мира матрицы. В этой области матрицы Мироздания располагается обитель Верховного Господа Кришны.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология»Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта.

Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет — Яндекс Деньги – 410011416569382

©Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.

Приложение:

Попробуем более детально разобраться в смысле Маха [13] мантры – «Харе Кришна». Для этого воспользуемся краткими выдержками из замечательной работы Маханидхи Свами [14] , посвященной этому вопросу. Эта работа содержит массу философских понятий на санскрите. Чтобы читателю было легче понять суть этих философских понятий, мы по ходу изложения текстов будем давать перевод этих понятий в виде сносок с нашими редакторскими примечаниями, включая информацию из свободной энциклопедии — Википедия:

Смысл мантры «Харе Кришна»

«Однажды Валлабхачарья встретил в Джаганнатха-Пури Маха-прабху и попросил Его объяснить смысл имени Кришны. Господа Чайтанью окружали Его наиболее близкие последователи, включая Шри Нитьянанду Прабху, Шри Адвайту Ачарью, Сарваб-хауму Бхаттачарью, Шри Сварупу Дамодару, Шри Рая Рамананду, Шри Рупу Госвами и Шикхи Махити. Махапрабху не сумел ответить, и тогда Валлабхачарья повторил вопрос, так как хотел привести свое собственное объяснение, основанное на глубоком познании шастр. Тогда Махапрабху сказал:

кршна-намера баху артха на мани ‘шйама-сундара’ ‘йашода-нандана,’ — эи-матра джани

«Мне не известны значения имени Кришны. Я знаю только, что Кришна — это Яшоданандана и Шьямасундара. Никакой другой смысл мне не ведом» (Ч.-ч., Антья, 7.86).

Успех в джапе [15] зависит от представлений о святом имени и от понимания его. Повторять джапу надо, придерживаясь правильных представлений о мантре [16] , то есть, сознавая истинный ее смысл, и с преданностью в сердце. В этой связи в «Шри Чайтанья-шикшамрите» говорится: «Если человек повторяет святое имя, сознавая его смысл и молясь Кришне со слезами на глазах, постепенно по милости Кришны его повторение будет становиться все лучше и лучше. Если же не следовать этому правилу, то совершенства удастся достичь только через множество жизней».

Давая посвящение, духовный учитель объясняет смысл мантры, чтобы дать ученику верные представления, благодаря чему тот будет повторять с нужным сознанием. В «Санат-кумара-самхите», где описываются пять самскар для очищения ученика, сказано: «Во время посвящения духовный учитель произносит две мантры в правое ухо ученика и объясняет ему смысл этих мантр». И в комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (11.21.15) также говорится: «Когда ученик получает мантру из уст истинного духовного учителя, тот раскрывает ученику смысл и конечную цель повторения мантры». Тхакур Бхактивинода объясняет, что майявади и материалисты также повторяют мантру Харе Кришна, но из-за неверных преставлений о мантре они не достигают совершенства. Когда они повторяют мантру, их сердца переполняют желания чувственных удовольствий и освобождения. Святое имя звучит, но Верховного Господа в этих звуках нет. Тем не менее, исполняющая любые желания нама дарует некоторые второстепенные блага таким людям, но высочайшее сокровище, кришна-прему, они не получают никогда.

Высшее благо, которое возможно извлечь из повторения Харе Кришна, — это обрести вечное, любовное служение Радхе-Говинде во Враджалоке. Преданные понимают это, и потому дорожат святым именем больше, чем всеми богатствами этого мира.

Как понимание смысла святого имени улучшает джапу

Чтобы повторять святое имя правильно, надо размышлять над значением его слогов, а также искренне взывать к Господу. Успех в мантра-медитации, как и в любой системе йоги, зависит от того, насколько человек понимает смысл мантр, которые он произносит.

Патанджали подчеркивает это в своих «Йога-сутрах» (1.28): «Священный слог Ом указывает на Ишвару (Верховного властителя). Надо повторять слог Ом, сознавая его смысл (тад-джапас тад-артха бхаванам)». Вьясадева, первый комментатор «Йога-сутр», говорит: «Йог, полностью понимающий связь между словом и его значением, должен постоянно повторять это слово и приучать ум погружаться в размышления над этим значением. Сознание йога, который всегда повторяет слог Ом и приучает ум погружаться в размышления над смыслом, заключенным в этом слоге, становится закрепленным на одной единственной цели (экаграта)».

Для бхакти-йогов достичь состояния экаграта, то есть сосредоточения на одной цели, — значит исключительно внимать трансцендентному звуку святого имени Кришны.

В «Нама-бхаджане» Шрила Бхактивинода Тхакур рассказывает, как погрузиться в джапу: «Повторяя святое имя, надо непрерывно помнить духовные черты Кришны, а также объяснять уму значения Имени. В то время как вы углубляетесь в размышления над смыслом и образом святого имени, молитесь Кришне, жалобно плача.

Благодаря вашему усердию Кришна прольет на вас Свою милость, и вы продвинетесь по пути преданности. Если вы постоянно будете помнить значения святого имени, ваше сердце в конце концов очистится от всей материальной скверны. И тогда имя в своем личностном облике предстанет перед духовным взором преданного. Полностью проявленный личностный облик (сварупа) святого имени неотличен от исполненного блаженства облика Господа Кришны. Проявление сварупы [17] святого имени — это проявление сварупы Господа Кришны.

Чем чище и яснее преданный видит облик имени, тем дальше он продвигается в своей бхаджане в присутствии сварупы Кришны. На этом этапе повторения святого имени три гуны природы вскоре прекращают воздействовать на преданного, и его сердцу открываются духовные гуныкачества Кришны. Если во время бхаджаны преданному удается воспринимать имя (наму), облик (рупу) и качества (гуны) Господа Шри Кришны неразрывно, как единое целое, то по милости Господа он увидит в своем сердце и лилы [18] Шри Кришны» («Нама-бхаджана»).

В «Хари-бхакти-виласе» (33) также говорится о том, что необходимо занимать свои мысли размышлениями над смыслом мантры:

манах самхаранам шаучам маунам мантрартха-чинтанам авйагратвам анирведо джапа-сампатти-хетавах

«Чтобы стать внимательным, надо очистить свое сердце, А для этого нужно хранить молчание и избегать неблагоприятных разговоров. Повторяя святое имя, человек должен с любовью вспоминать значения мантры. Постоянство, терпение и привязанность к джапе украшают повторение святого имени».

Дайте нам жить

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур описывает божественный звук необыкновенно ярко и образно: «Святое имя Кришны означает божественный звук. Можно рассмотреть сравнение с оболочкой таблетки. Оболочка — это не лекарство. Внешне две таблетки могут выглядеть одинаково, однако под оболочкой одной таблетки будет лекарство, а под оболочкой другой — цианистый калий, смертельный яд. Сама по себе оболочка не является лекарством. И точно так же звук имени Кришны еще не Кришна; Кришна скрывается внутри звука. Святое имя надо наполнить правильным настроением — не какими-нибудь мирскими сентиментами. Божественный звук святого имени происходит не из мира заблуждений, майи. Он берет начало на Голоке Вриндаване. Просто материальный звук еще не святое имя Кришны. Повторяя слова, обозначающие святое имя, вы издаете звук майи. В нем нет духовного содержания. Святое имя не живет там, где его повторяют с оскорблениями.

Самое важное в повторении святого имени — это духовное осознание, которое подкрепляет ваше повторение. Тогда вы будете повторять настоящее имя. Святое имя Кришны может повторять и магнитофон, как попугай. Но материальный звук — это не Кришна. В его основе должна лежать духовная, обладающая сознанием истина. Вы не можете схватить святое имя, просто произнося звуки святого имени языком. Равана хотел схватить Ситу, и он думал, что ему это удалось. На самом деле он даже не прикоснулся к ее божественному телу. Равана схватил только мирское подобие Ситы-деви, подделку, схожую с изваянием Ситы.

Невозможно произнести святое имя, просто шевеля губами и языком. Чистое имя Кришны произносится не губами, а в глубине сердца. В конечном счете, оно выходит за пределы сердца и достигает царства Кришны. Когда Кришна являет Себя, имя пронизывает сердце и движет губами и языком. Такой звук и есть святое имя Кришны. Когда Кришна в образе звука нисходит из трансцендентного мира в сердце, а из сердца, подчиняя Своему влиянию каждую клеточку нервной системы, касается губ и языка и начинает там Свой танец, это и есть кришна-нама.

Этот звук не создается на материальном уровне. Это — духовный звук, который нисходит в мир материи. Он может низойти, но нам попасть туда, откуда он нисходит, не так-то просто. Святое имя раскрывает себя, только когда мы обращаемся к нему с очень сильным желанием служить. В этом случае Сам Кришна, привлеченный нашим кротким нравом, возможно, низойдет по Своей милости. И тогда Кришна преобразит материальный звук, превратив его в трансцендентный, и начнет танцевать посреди материи. Вот что такое имя Кришны, вайкунтха-нама, настоящее имя Кришны. Мы не способны произнести его губами. Звук, порожденный органами речи, которые подчиняются мыслям, — не Кришна. Кришне все равно, какие бы звуки мы ни произносили. Однако Он повелевает всем, и потому может появиться, как пожелает, в любом облике, в любом месте, в любом звуке» («Учение Шри Чайтаньи»).

Вайдхи-нама или рагануга-нама?

Вайдхи-нама [19] это имя, которое повторяют из чувства долга, из страха, либо повинуясь правилам и предписаниям шастр [20] . Такое повторение — машинальное, в нем нет пылкого рвения обрести сладостные настроения и расы [21] таких сокровенных преданных Кришны во Вриндаване, как Шри Радхика и враджа-гопи. Вайдхи-бхакта думает: «Я такой падший, погрязший в грехах, а Кришна — такой благородный, возвышенный и великий». В то время рагануга-бхакта думает: «Кришна — мой, а я принадлежу Ему. Я должен, во что бы то ни стало, обрести любовное служение Ему во Врадже».

Хотя вайдхи-бхакты и рагануга-бхакты повторяют одну и ту же маха-мантру, у них разные подходы. Преданный, идущий по пути рагануга-бхакти, повторяет святое имя с рвением, горячо желая служить так же, как это делают Шри Рупа-манджари и Шри Рати-манджари. Что же такое рага? Шри Джива Госвами дает определение раги в «Бхакти-сандарбхе» (310): «Естественная любовь и жгучее желание, которые человек, услаждающий свои чувства, испытывает к вожделенному объекту, называются рагой. Подобным образом, рагаэто неудержимое, жадное стремление служить Кришне с любовью, когда сердце преданного естественно тянется к Господу».

Совершенства можно достичь быстро, если повторять мантру Харе Кришна, медитируя на Божественную Чету, Радху-Кришну, с острым желанием вечно служить Им. Правильная медитация, которая должна сопровождать Харе Кришна маха-мантру, мантра-дхьяна, описывается в «Санат-кумара-самхите»:

дхйайед врндаване рамйе гопа-гобхир аланкрте

кадамба-падапа-ччхайе йамуна-джала-шитале

радхайа сахитам кршнам вамши-вадана-тат-парам

трибхаша-лалитам девам бхактануграха-каракам

«Окруженный коровами и гопами, словно украшенный драгоценностями, Шри Кришна забавляется в прохладном течении Ямуны либо под сенью дерева кадамба в прекрасном лесу Вриндавана. Он стоит рядом со Шри Радхой, обворожительно изогнув Свое тело в трех местах (трибхата-лалитам), искусно играет на флейте и одаривает всех Своих преданных милосердием и добротой».

Далее в «Санат-кумара-самхите» утверждается, что подобная медитация во время повторения святого имени приносит плод в виде кришна-премы: «Наичистейшая и необычайно могущественная Харе Кришна маха-мантра славится тем, что дарует према-бхакти тому, кто повторяет ее». Кроме кришна-премы, рагануга-нама награждает преданного правом вечно жить во Вриндаване. Это подтверждается в «Падма-пуране»:

дватримшад-акшарам мантрам нама-шодашаканвитам праджапан ваишнаво нитйам радха-кршна-стхалам лабхет

«Вайшнавы, которые всегда повторяют мантру, состоящую из шестнадцати слов, или тридцати двух слогов (Харе Кришна маха-мантру), достигают Шри Вриндаваны, вечной обители Радхи-Кришны».

Враджа-прему можно обрести только в том случае, если повторять рагануга-нами, как описано выше. Если же преданный повторяет вайдхи-наму громко, строго соблюдая правила и предписания, но при этом в уме и сердце не придерживается приведенных выше представлений, он не получит враджа-прему.

Кришна-лила и ничто иное

Если человек повторяет Харе Кришна маха-мантру, имея о ней смутные, туманные представления, он не достигнет совершенства в попытках обрести прему к Радхе-Кришне во Вриндаване. Каждое слово маха-мантры указывает исключительно на Радху и Кришну. Иногда в своей проповеди Шрила Прабхупада упоминал, что слово «Рама» относится к трем Рамам: Парашураме, Господу Рамачандре и Господу Балараме. Его Божественная Милость также говорил, что «Рама» в маха-мантре «можно считать Баларамой». Однако в целом Шрила Прабхупада, когда давал определение маха-мантры, неоднократно объяснял, что маха-мантра — это Радха и Кришна, и никто иной. Поэтому, повторяя маха-мантру, надо сосредоточить свой ум и сердце только на Радхе-Кришне. Иначе, как отмечает Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, можно закончить свой путь на Айодхье или Вайкунтхе [22] .

«Харе Кришна маха-мантра не имеет ничего общего с рама-лилой. Имя «Рама» значит «Радха-рамана Рама», или «Кришна, который доставляет удовольствие Шримати Радхарани». Гаудия-вайшнавы считают, что маха-мантра исполнена исключительно сознания Кришны, а не сознания Рамы. От того, какие у нас глубинные представления об этой мантре, зависит (то), чего мы достигнем в духовной жизни. Если, произнося «Рама», преданный думает о Господе Рамачандре, такая привязанность приведет его в Айодхью [святую обитель Рамы]. Но, если, повторяя «Рама», преданный думает, что Рама это Радха-рамана Рама, он отправится на Голоку Вриндавану. Цель преданного определяется тем, каковы его глубинные представления. «Харе» — это звательный падеж слова «Хара», имени Радхи. «Хара» [Радха] значит «та, кто способна похитить внимание даже Самого Хари, Кришны». А «Кришна» значит «тот, привлекательней кого не существует» («Учение Шри Чайтаньи»).

Шрила Бхактивинода Тхакур согласен в этом со своим сыном: «Повторяя Харе Кришна маха-мантру, преданный должен помнить ее смысл. Все слова в маха-мантре относятся к Радхе и Кришне. Слово «Рама» значит «Радха-рамана». Шри Кришна — главный среди самых искусных любовников и обожаемое Божество любовных забав — всегда наслаждается с Радхой. Поэтому Кришну называют Рамой, Радха-раманой» («Бхаджана-рахасья»).

Шрила Прабхупада поддерживает предшествующих ему ачарьев: «О Харе, О Радхарани! О Кришна! Пожалуйста, займите меня в служении Вам и избавьте от необходимости служить майе» (ПШП, 8.07.69).

Джапа — это служение Радхе

Шрила Прабхупада говорил, что повторять маха-мантру — значит молиться Радхарани с желанием служить Кришне. Однако в приведенном ниже отрывке Прабодхананда Сарасвати дает слегка иное представление о маха-мантре. Он объясняет, что, повторяя имена Кришны, Гаудия-вайшнавы молят Господа занять их в служении лотосным стопам Его возлюбленной, Шримати Радхики. Разумеется, это относится к тем преданным, которые всем сердцем прочувствовали это и посвятили свою жизнь служению Радхарани (радха-дасьям).

«Неотрывно медитируя на Шри Кришну, чьи волосы украшены пером павлина, произнося Его сладостные святые имена, служа Его лотосным стопам и повторяя мантры в Его славу, мы горячо жаждем служить лотосным стопам Шримати Радхарани. Благодаря такого рода постоянным размышлениям и беспричинной милости Радхи в нашем сердце пробудится глубокая стихийная привязанность к Ее лотосным стопам» («Радха-раса-судха-нидхи»).

тавасми радхика-натха кармана манаса гира

кршна-канте таваивасми йувам эва гатир мама

таранам вам прапанно ‘сми каруна-никаракарау

прасадам куру дасйам бхо майи душте ‘парадхини

«О Господь Шримати Радхики, я Твой, и все мои поступки, мысли и слова я посвящаю Тебе. О Шримати Радхарани. возлюбленная Шри Кришны, я принадлежу только Тебе. О Радха и Кришна, исполненные безграничного сострадания, Вы — мое единственное прибежище, и потому я принимаю Ваше покровительство. Невзирая на то, что я такой падший и постоянно оскорбляю Вас, пожалуйста, будьте милостивы ко мне и сделайте меня Своим слугой» («Панча-ратра-прадипа»).

Краткое объяснение имен в Маха-мантре

Слово «Кришна» состоит из двух слогов: «криш», что указывает на привлекательность Господа, и «на», который означает духовное блаженство, ананду. Таким образом, имя «Кришна» относится к наивысшему, всепривлекающему исполненному блаженства образу Бога. В словаре «Нирукти» сказано, что слог «криш» значит либо «притягивать», либо «совершенное бытие», а слог «на» — «уничтожение». Следовательно, имя «Кришна» значит «тот, кто притягивает к Себе души, увязшие в майе, и кладет конец их материальной жизни».

Шрила Бхактивинода Тхакур дает краткое объяснение слов «Харе», «Кришна» и «Рама»: «Харе — это Хара, Радха, которая Своей непревзойденной любовью и привязанностью крадет сердце Хари. «Криш» — значит «притягивать», а «на» — «высочайшее блаженство». Кришна олицетворяет высочайшее блаженство. «Ра» — значит «изгонять все грехи», а «ма» — «навсегда отрезать путь к греху». «Рама» — это Бог трансцендентной сладострастной лилы, который постоянно наслаждается любовными забавами со Своей вечной супругой, Шримати Радхикой» («Шри Чайтанья-шикшамрита»).

От шраддхи к преме

В«Бхаджана-рахасье», продолжении «Харинама-чинтамани». Шрила Бхактивинода Тхакур последовательно описывает, каким образом преданный может достичь кришна-премы. Он говорит, что Харе Кришна маха-мантра состоит из шестнадцати имен, или восьми пар имен. Каждая пара имен соответствует одной шлоке из «Шикшаштаки» и одной или более ступеням преданного служения, начиная со шраддхи [23] и заканчивая премой [24] .

Харе Кришна. Первая пара имен — «Харе Кришна» — обозначает признание собственного невежества и повторение харинамы с верой. Повторение святого имени с верой полностью избавляет от невежества и возвращает память о Кришне. Это выражено в первом стихе «Шикшаштаки»: чето дарпана марджанам. (Шраддха.)

Харе Кришна. Вторая пара имен — «Харе Кришна» — указывает на то, что имена Кришны обладают всей властью и силой (ниджа сарва шакти), присущими личности Кришны. Искренне повторяя святое имя в кругу чистых преданных, человек развивает привязанность к бхаджане. Такая хари-бхаджана уничтожает большинство анартх [25] и поднимает человека на уровень стойкой веры и постоянства. Эта пара имен представляет вторую шлоку «Шикшаштаки» намнам акари бахудха ниджа сарва шактис. (Садху-сата, бхаджана-крия, анартха-нивритти.)

Кришна Кришна. Третья пара имен — «Кришна Кришна» — указывает на общение с чистыми преданными и стойкую, неизменную веру. Иначе говоря, надо быть чистым в своей садхане и ни в коем случае не общаться с материалистами, людьми, неприемлющими путь бхакти, майявади и противоположным полом. Эта пара имен представляет третью шлоку «Шикшаштаки»: триад апи суничена. (Ништха.)

Харе Харе. Четвертая пара имен — «Харе Харе» — пробуждает бескорыстную преданность, а также прививает вкус к нама-санкиртане. Постоянно повторяя святое имя с верой, человек начинает ощущать вкус намы. Вслед за этим он утрачивает влечение к майе, как описано в четвертой шлоке «Шикшаштаки»: на дханам на джанам на сундарим. (Нама-ручи.)

Харе Рама. Пятая пара имен — «Харе Рама» — выражает усиление вкуса к уддха-бхакти и смаране, памятованию враджа-лилы Кришны. Эта степень привязанности к Кришне описывается в пятой шлоке «Шикшаштаки»: айи нанда-тануджа китарам. (Асакти.)

Харе Рама. Шестая пара имен — «Харе Рама» указывает на повторение с неудержимым божественным чувством, которое изгоняет из сердца все материальные желания и накрепко привязывает преданного к Кришне. Этот уровень описывается в шестой шлоке «Шикшаштаки»: найанам галад ашру дхарайа. (Бхава.)

Рама Рама. Седьмая пара имен — «Рама Рама» — пробуждает в сердце преданного настроение разлуки, випраламбха-бхаву, и сильное желание служить Радхе-Говинде во враджа-мадхуръя-расе. Служение Кришне в настроении разлуки показано в седьмой шлоке «Шикшаштаки»: йугайитам нимешена чакшуша правршайи-там. (Випраламбха-према.)

Харе Харе. С восьмой парой имен — «Харе Харе» — в сердце преданного появляется шуддха-cammвa, наполняя его гопи-бхавой. Следуя настроению враджа-гопи, человек достигает цели жизни — према-севы Радхе-Кришне в каждой из восьми частей суток. Это состояние совершенства описывается в последней шлоке «Шикшаштаки»: ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам. (Самбхога-према.)

Айшварья-бхава в маха-мантре

Хари — это Верховный Господь Хари, избавляющий преданного, который помнит Его, от тройственных страданий, адхи-атмики, адхи-бхаутики и адхи-дайвики, а также от миллионов грехов, совершенных преданным в течение бесчисленных жизней.

Кришна. Это имя состоит из двух слогов: «криш», что значит «всепривлекающий», и «на» — «исполненный блаженства». Кришна — исполненный блаженства, всепривлекающий Верховный Господь для всех.

Рама. Имя «Рама» происходит от выражения раманте йошно ‘нанте: йог, который стремится к вечному наслаждению, медитирует на Всевышнего. Поэтому Верховного Господа называют Рамой, источником непреходящего трансцендентного наслаждения.

Мадхурья-бхава в маха-мантре

Харе — это звательный падеж имени Хара, указывающего на Шри Радху, высшую энергию наслаждения Кришны, которая навеки покорила Его сердце.

Кришна. Имя «Кришна» происходит от слова акаршана, что значит «притягательность». Чарующими мелодиями флейты Враджендра-нандана Кришна притягивает враджа-гопи, и они, не в силах сопротивляться, покидают свои дома. Их влечение к Кришне настолько сильное, что они забывают о стыдливости, семье, принятых в обществе обычаях, телесных потребностях и различных видах дхармы (лока, веда, кула и деха).

Рама. Кришна прославился под именем Рама, потому что, когда враджа-гопи видят непревзойденную красоту Его тела, их мысли и чувства наполняются неиссякаемой радостью.

«Рама: из слога «ра» исходит Радхика, а из слога «ма» — Мадхусудана. Эти два имени являются двумя трансцендентными обликами, и расы, которые Они источают, необычайно радостные (рама(«Шри Дхарани-сева-самваде»)…

Объяснение маха-мантры, данное Тхакуром Бхактивинодой

Харе. О Хари! Пожалуйста, плени мой ум и освободи меня из этого материального мира.

Кришна. — О Кришна! Прошу Тебя, привлеки, притяни к Себе мои мысли.

Харе. — О Хари! Покори мое сердце, явив мне Свою бесподобную сладость.

Кришна. — О Кришна! Очисти мой разум знанием о бхакти, [26] которое можно получить от Твоих преданных.

Кришна. — О Кришна! Дай мне твердую веру в Твое имя, облик, качества и развлечения.

Кришна. — О Кришна! Позволь мне развить вкус к служению Тебе.

Харе. — О Хари! Сделай меня достойным служить Тебе.

Харе. — О Хари! Научи меня, как служить Тебе правильно.

Харе. — О Хари! Позволь мне слушать о Твоих сокровенных развлечениях с дорогими Твоему сердцу преданными.

Рама. — О Радхика-рамана! Прошу, позволь мне слушать о Твоих сокровенных развлечениях во Врадже с Твоей возлюбленной Радхикой.

Харе. — О Радхика! Пожалуйста, яви мне Свои излюбленные развлечения с обожаемым Тобою Шьямасундарой.

Рама. — О Радхика-рамана! Яви мне Свои чудесные игры с обожаемой Тобою Радхикой.

Рама. — О Радхика-рамана! Сделай так, чтобы я всегда помнил Твое имя, облик, качества и игры.

Рама. — О Радхика-рамана! Надели меня нужными качествами, которые позволят мне служить Тебе вечно.

Харе. — О Хари! Прими меня как одного из Твоих слуг и наслаждайся мной в Свое удовольствие.

Харе. — О Хари! Прошу Тебя, играй со мной в Свои трансцендентные игры. Лишь об этом я смиренно молюсь у Твоих лотосных стоп…

Духовный зов

В книге под названием «Совершенство йоги» Шрила Прабхупада блестяще раскрывает внутреннее содержание святого имени: «Повторение трансцендентной мантры: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — это возвышенный способ возродить свое трансцендентное сознание. Мы — вечные живые души, и потому изначально мы сознаем Кришну, но поскольку с незапамятных времен мы отдали себя в плен материи, наше сознание осквернилось материальными образами. Материальная среда, в которой мы сейчас живем, называется майей, иллюзией. Майя значит «то, чего нет». В чем заключается иллюзия? Иллюзия в том, что мы пытаемся повелевать материальной природой, в то время как на самом деле сами находимся во власти ее суровых законов.

Когда слуга искусственно старается изображать из себя все могущего хозяина, это называется иллюзией. Чем больше мы пробуем использовать в своих интересах возможности, предоставляемые материальной природой, тем сильнее запутываемся в ее хитросплетениях. Таким образом, мы прилагаем неимоверные усилия, чтобы одержать верх над природой, но тем самым только попадаем в еще большую зависимость от нее. Это иллюзорное сражение с законами материальной природы можно остановить в один миг, возродив наше вечное сознание Кришны.

Повторение: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе — это лучший способ оживить наше изначальное, чистое сознание. Произнося эти трансцендентные звуки, мы очистим наши сердца от всех тревог. Любая тревога основывается на ложном представлении о том, что якобы мы повелеваем всем, что находится в поле нашей досягаемости.

Сознание Кришны — это не искусственно навязанное уму мироощущение. Оно является изначальной, естественной энергией живого существа, которая возрождается, когда мы слушаем трансцендентный звук. Этот несложный способ медитации рекомендуется совершать в наш век.

Каждый может на собственном опыте убедиться, что повторение маха-мантры, Великой Песни Освобождения, позволяет сразу же ощутить трансцендентный восторг, нисходящий непосредственно из духовного царства. Придерживаясь материальных представлений о жизни, мы озабочены тем, чтобы, подобно животным, услаждать свои органы чувств. Тот, кто немного поднимается над уровнем чувственных удовольствий, посвящает себя умозрительным размышлениям, с целью вырваться из материальных оков. Достаточно разумный человек превосходит и уровень умствования и пытается обнаружить высшую причину всех причин внутри и вовне всего сущего. И когда, возвысившись над полем деятельности чувств, ума и разума, он действительно обретает духовное понимание, он достигает трансцендентного уровня.

Повторение мантры Харе Кришна происходит на духовном уровне, ибо этот звук не принадлежит к низшей области органов чувств, ума и разума. Поэтому, для того чтобы повторять мантру Харе Кришна, не обязательно знать санскрит и, тем более, не надо придумывать какие-нибудь значения, либо с помощью разума пытаться постичь ее. Она естественным образом нисходит из духовного царства, и, следовательно, каждый может произносить этот трансцендентный звук без какой-либо предварительной подготовки. Хотя, конечно, предполагается, что на более высокой ступени человек, обладая духовным пониманием, не должен совершать оскорблений.

Вначале может не наблюдаться признаков трансцендентного экстаза, которых существует восемь: 1) оцепенение, 2) испарина, 3) поднимание волос на теле, 4) дрожь в голосе, 5) трепет в теле, 6) изменение цвета кожи, 7) исступленные рыдания и даже  обморок. Однако, если посвятить повторению мантры не один день, без сомнения, это вознесет вас непосредственно на духовный уровень, первым признаком чего будет желание пуститься во время пения мантры в пляс. Мы воочию наблюдали это. Даже ребенок может принимать участие в таком пении и танце.

Разумеется, тому, кто слишком запутался в материальном мире, потребуется немного больше времени, чтобы достичь подобного уровня, и, тем не менее, даже самый закоренелый материалист сможет одухотворить свою жизнь весьма быстро. Когда мантру с любовью поет чистый преданный Господа, она оказывает сильнейшее воздействие на слушателей. Поэтому, чтобы сразу же ощутить на себе влияние мантры, надо слушать, как ее произносят уста чистого преданного Господа. И насколько возможно, надо избегать слушать мантру от непреданных. Молоко, которого «коснулось жало змеи», становится ядовитым».


[1] Харе Кришна (санскр. हरे कृष्ण, Hare Kṛṣṇa?) — индуистская ведическая мантра на санскрите, которую также называют «маха-мантра» («великая мантра»). Состоит из 16 слов, которые являются именами Бога на санскрите: Харе, Кришна и Рама. Первое упоминание мантры «Харе Кришна» содержится в «Калисантарана-упанишаде» — одной из Упанишад, входящих в состав «Яджур-веды». В начале XVI века мантра «Харе Кришна» была популяризована в Индии индуистским святым Чайтаньей Махапрабху, а начиная с 1960-х годов получила широкую известность за пределами Индии благодаря проповеди кришнаитского гуру Бхактиведанты Свами Прабхупады и основанной им религиозной организации «Международное общество сознания Кришны». В индуизме считается, что слушание, повторение или пение мантры «Харе Кришна» возвышает сознание практикующего на духовный уровень. Согласно кришнаитскому богословию, повторение мантры «Харе Кришна» позволяет достичь высшего совершенства жизни — чистой любви к Богу (Кришне).

[2] Га́ятри-ма́нтра (गायत्री मन्त्र Gāyatrī Mantra?) — ведическая мантра на санскрите, имеющая большую важность в индуизме. Мантра написана стихотворным размером гаятри (отсюда её название) и состоит из 24 слогов, взятых из гимна «Риг-веды» (3.62.10), авторство которого приписывается риши Вишвамитре. Чтение мантры предваряется слогом «Ом» и формулой bhūr bhuvaḥ svaḥ?, известной как маха-вьяхрити — «великая мистическая фраза». Это было предписано в «Тайттирия-араньяке» (2.11.1-8), где указано, что чтение писаний должно предваряться пением «Ом», тремя вьяхрити) и Гаятри.[1] Поскольку в мантре призывается Савитр, мантра также называется Савитри. Некоторые индуисты считают воплощением мантры богиню Гаятри. Гаятри-мантра прославляется в нескольких писаниях индуизма, включая такие как «Ману-смрити», «Харивамша» и «Бхагавад-гита». Польза от воспевания мантры описывается как мудрость, постижение и просветление.[2][3][4] Пение мантры является важной частью церемонии упанаянам, и долгое время было частью ежедневных брахманических ритуалов. Реформаторские движения в индуизме распространили практику чтения мантры на женщин и на все касты, и её употребление теперь широко распространено.[2][5]

[3] Свами Шридхар, Океан нектара, Шри Чайтанья Сарасват Матх, с. 39.

[4] Нашему современному времени соответствует временной период, который на санскрите называется Кали-юга, — эпоха раздоров и взаимной вражды. Общая продолжительность этого периода 432000 лет. Человечество вступило в этот период 5000 лет тому назад. До окончания текущего периода осталось 432000 — 5000=427000 лет. (Прим. ред.).

[5] Па́нча-та́ттва (pañca-tattva?) — санскритский термин, в котором панча означает «пять» и таттва — «истина» или «бытие». В гаудия-вайшнавской традиции индуизма, используется специфически для обозначения пяти ипостасей Бога, воплотившихся на земле в конце XV века. Это был основоположник гаудия-вайшнавизма Чайтанья Махапрабху вместе со своими четырьмя ближайшими спутниками: Чайтанья Махапрабху — совместное воплощение Радхи и Кришны в одном лице. Нитьянанда — воплощение Баларамы. Адвайта Ачарья — совместное воплощение Вишну и Шивы (Харихара). Гададхара Пандит — воплощение внутренней энергии Кришны «хладини-шакти». Шриваса Тхакур — воплощение Нарады, чистого преданного Кришны. Их основной целью было распространение практики воспевания мантры «Харе Кришна» и бхакти-йоги («любовного преданного служения») Радхе и Кришне. Богословская концепция Панча-таттвы имеет определённое сходство с понятием Троицы в христианстве, где Бог распространяет Себя в три ипостаси или лица, обладающие идентичным могуществом.

[6] http://forum.dayalnitay.murti.ru/showthread.php?t=126

[7] Маханидхи Свами, «Искусство повторения святого Имени», «Философская книга», М., 2008 г., с. 203-238.

[8] Бхакти – в переводе с санскрита – «любовное преданное служение Господу» (Прим. ред.).

[9] Хариш Джохари, Инструменты для тантры, Чакры: энергетические центры трансформации, «СОФИЯ», 1999 г., с. 51.

[10] Не считая слога АУМ (ОМ). — (Прим. ред.).

[11] В каждой гаятри-мантре присутствуют три разных имени (эпитета) божества и три одинаковых действия: постижение, медитация и побуждение. В общем виде гайятри-мантры можно перевести так: Да постигнем мы (имя 1). Для этого будем медитировать на (имя 2), Да побудит нас к этому (имя 3), — (Прим. ред).

[12] 125 000 повторений Гайатри-мантры приносят сиддхи «психические силы».

[13] Маха – в переводе с санскрита – «верховный, величайший». (Прим. ред.).

[14] Маханидхи Свами, «Искусство повторения святого Имени», «Философская книга», М., 2008 г., с. 203-238.

[15] Джапа – в переводе с санскрита медитация в форме повторения святых Имен Господа. (Прим. ред.).

[16] Ма́нтра (санскр. मन्त्र, «освобождение ума») сокращение от слов с санскрита (Манас — ум) и (Трайя — освобождение) — священный гимн в индуизме и буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Обычно мантра представляет собой сочетание нескольких звуков или слов на санскрите. При этом каждое слово, слог или даже отдельный звук мантры может иметь глубокий религиозный смысл (например одна из наиболее известных мантр — сакральный звук Ом в некоторых религиознофилософских учениях принято считать комбинацией трех звуков (А, У и М), каждый из которых, в свою очередь, имеет разнообразные смыслы и толкования). Мантры имеют ведическое индуистское происхождение, лишь позднее они были адаптированы в буддизме и джайнизме. Мантры часто сравнивают с молитвами и заклинаниями. Мантры также — основа трансцендентальной медитации. В индуизме считается, что все звуки и слова, используемые человеческими существами, выражают влияние разума на материю. Если слова используются и организуются человеком, обладающим знаниями в этом вопросе, то могут формироваться так называемые «слова силы» или «фразы силы». Такого человека в древней Индии называли мантракара (санскр.मन्त्रकर, (мантракара) – «творец мантр»). Священные тексты содержат множество великих мантр, величайшей из которых является слово «Ом». Мантра это не молитва, поскольку в мантре важен не столько смысл, сколько точное воспроизведение звуков. (Прим. ред.).

[17] Сварупа – в переводе с санскрита означает – Сва (своя) – Рупа (форма). (Прим. ред.).

[18] Лилы – в переводе с санскрита означает – «игры». (Прим. ред.).

[19] Нама – в переводе с санскрита – «имя». (Прим. ред.).

[20] Шастры – разряд священных писаний в Индуизме. (Прим. ред.).

[21] Ра́са (rāsa?) — санскритское богословское понятие, используемое в традициях Кришна-бхакти, в частности в гаудия-вайшнавизме. Термин использовался по крайней мере за 2 тыс. лет до кришнаитских учителей Нимбарки и Чайтаньи, во фразе «Веданта-сутры», которую часто цитируют последователи Чайтаньи: «Воистину, Господь есть раса» (raso vai sah). В этом ведическом афоризме Бог представляется как верховный наслаждающийся духовной расой или духовным блаженством, духовными эмоциями.[1] В XVI веке гаудия-вайшнавский богослов Рупа Госвами под непосредственным руководством Чайтаньи сформулировал богословие расы: «определённые взаимоотношения души с Богом в любви и преданности».[2] (Прим. ред.).

[22] Хотя Вайкунтха одна из бесчисленных планет Духовного мира, но обитель Верховного Господа (Голока Вриндавана) еще «выше». (Прим. ред.).

[23] Шра́ддха (Śrāddha?) — религиозный обряд в индуизме, проводимый в честь умершего предка. Является религиозной и социальной обязанностью всех индуистов мужского пола за исключением санньясинов и некоторых садху. Именно из-за шраддхи в Индии придаётся такое большое значение мужскому потомству, которое делает возможным проведение ритуала. Обряд может проводиться по умершему отцу, деду, прадеду, а также по матери, бабушке и прабабушке. Основной целью шраддхи является защита и поддержка душ умерших предков в тонком мире, до того, как они снова реинкарнируются на Земле. Согласно традиции, шраддха должна быть проведена в период с 11 по 31 день после смерти родственника. Время проведения зависит от кастовой принадлежности и других факторов. Шраддха, проводимая в первую годовщину смерти, делает возможным для умершего родственника попасть в общество умерших предков (питри). Проводя шраддху, индуисты выражают благодарность своим родителям и предкам за помощь, оказанную им в жизни. Шраддху также можно считать днём памятования. (Прим. ред.).

[24] Пре́ма (Premā?) — чистая любовь к Богу в традициях бхакти индуизма, в особенности в вайшнавской традиции Кришна-бхакти. В кришнаитском богословии према — это наивысший уровень бхакти, према-бхакти (чистая бхакти, преданность Кришне на уровне чистой любви), которая является высшей целью человеческой жизни.[1] Према часто противопоставляется каме, или материальному вожделению, которое представляет собой искажённое отражение премы — чистой, всецело духовной любви индивидуальной души к Богу. В вайшнавском богословии, према рассматривается как полная противоположность Каме — (Кама – в переводе с санскрита – широкий спектр «чувств», в частности, разного вида наслаждения, которым свойственна «материальная окраска». (Прим. ред.). Считается, что принимать каму за прему губительно и опасно для духовной жизни. Великий кришнаитский святой Бхактивинода Тхакур говорил:[2] «О брат, прислушайся к моим словам: внешне вожделение и любовь очень похожи. Но принимая похоть за прему, ты обманываешь себя. Твоё заблуждение уведёт тебя от вечного блага. Вожделение рождается плотью и обращено к плоти, а према венчает духовную жизнь».

[25] Анартха – в переводе с санскрита – «оскорбление». В частности, оскорбление Святого Имени Господа. (Прим. ред.).

[26] Бхакти – в переводе с санскрита – «любовное преданное служение Господу» (Прим. ред.).

Тайна расположения Маха мантры и Гаятри мантры в матрице Мироздания: 8 комментариев

  1. Хариболо! Дорогой Автор, позвольте узнать — Кто ваш дикша Гуру?
    Инициирующий Гурудев? С почтением, А.Р.А. даса брахмачари

    Ответ автора статьи:
    Дорогой Акхиларасамрита даса (А.Р.А. даса брахмачари) прабу. Для всех нас Инициирующим Учителем (Гурудев) является Сам Верховный Господь. Таинство инициации для каждого может быть свое, и в определенном роде не зависит от парампары (цепи ученической преемственности), в русле которой может находиться человек. Также и задачи, которые ставит Господь перед каждым из нас – могут быть разные. Правда одна задача ставится для всех – использовать эту жизнь, чтобы построить свои «личные» взаимоотношения с Господом.
    Сожалею, что Вы ничего не написали по существу материала, который опубликован в статье на сайте и о Вашем отношении к нему. Такого подхода к анализу молитв и мантр практически нигде в мире нет. Это «новое», которое, по сути, является «хорошо забытым старым». Господь открыл. Однако, именно такой подход позволяет увидеть сакральный смысл, в частности, и в текстах священных писаний. Матрица Мироздания (точнее — энергетическая матрица мироздания) – это базис, на котором все создано Всевышним, поддерживается и разрушается в свое время (в Материальном мире). Весь сайт и работы, которые на нем публикуются, посвящены демонстрации именно этого положения.
    С искренним уважением к Вам, и благословением Вашему Пути. Харибол!
    Арушанов Сергей Зармаилович

  2. Спасибо вам большое за Труд! За то, что показываете сакральный, глубокий, многоуровневый смысл Мантры и отношения к Богу. Лично мне кажется, очень важным «представить» людям Бога не просто зажатым в религиозные, временные, кастовые, любые рамки, а раскрывать Его бесконечность, современность во всех сферах, необходимость каждой душе, открытость, что какой бы мы тропинкой не шли, если мы идем к Нему или искренне ищем Его, Он всегда идет к нам на встречу.

  3. Благодарю за познавательную и очень необходимую информацию! Желаю творческих успехов! Будем ждать новых работ.

  4. Благодарю вас за полезнейшую информацию.Особенно схема Духовного и Материального мира в матрице Мироздания и значение маха-мантры Харе Кришна в эпоху Кали Юги.Слава Богу эта эпоха заканчивается.Теперь включу в свою духовную практику маха-мантру Харе-Кришна.Мир Вам!

  5. Благодарю интересная статья, но ведь КРИШНА переводится как тёмный и это не цвет его кожи. если на санскрите слог «НА» переводится как смерть то о какой любви можно говорить?

  6. Уважаемый «Нитья» — «Вечный» или Алексей Васенин (Нитья).
    Мы сократили ваш комментарий в силу его полного несоответствия истинному положению дел, и для того, чтобы не вводить в заблуждение читателей тем, в чем вы сильно заблуждаетесь. Вероятно, просто по незнанию Вед и алфавита санскрит.

    Первое.
    В конце «Имени» КРИШ-НА слог «НА» так как он написан в статье, состоит из одной буквы «НА» — это 29-ая буква алфавита деванагари. Данная буква (слог) переводится как 1) знание, 2) решение. Поэтому, если вы пишете в отзыве: «на санскрите слог «НА» переводится, как смерть», то это абсолютно НЕПРАВИЛЬНОЕ положение или ваше сильное заблуждение.

    Второе.
    В Ведах есть следующие философские понятия:
    «Аватара». Справка из Википедии свободной энциклопедии — https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E2%E0%F2%E0%F0%E0

    Согласно шри-вайшнавизму, одному из основных течений в вайшнавской традиции, существует два типа основных, или непосредственных аватар Вишну — пурна-аватары (полные аватары), и амшарупа-аватары:
    1. Пурна-аватары это аватары, в которых Вишну сам непосредственно нисходит и в которых проявляются все его духовные качества и атрибуты. К этого рода аватарам шри-вайшнавы относят Кришну и Раму.
    2. Амшарупа-аватары — это также прямые аватары Вишну, в которых он нисходит непосредственно, но проявляет только некоторые из своих качеств. К этим аватарам принадлежат первые пять из дашаватар (десять аватар) — Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха и Вамана.

    Косвенных, или авеша аватар, обычно не принимают как форму Верховного Бога. За таковых почитают только прямых аватар, которым и поклоняются соответствующим образом. В современном вайшнавизме, это Кришна, Рама и Нарасимха. Большинство последователей вайшнавизма считают Кришну наиболее полной пурна-аватарой, в которой проявились все трансцендентные качества Абсолюта. Некоторые вайшнавские традиции, такие как гаудия-вайшнавизм, также известный как кришнаизм (к этой традиции принадлежит, в частности, Международное общество сознания Кришны), Нимбарка-сампрадая и Валлабха-сампрадая философски отличаются от последователей Рамануджи и Мадхвы тем, что считают Кришну не одной из аватар Бога, а непосредственно Верховной формой Бога.
    Согласно Мадхве (основному поборнику двайты или дуализма в философии индуизма), все аватары Вишну обладают одинаковым могуществом и качествами. Между ними не существует какой-либо разницы. Согласно Мадхве, делать различия между аватарами может привести к вечному проклятию. Он говорит об этом в своём комментарии к «Катха-упанишаде» и в другом из своих трудов — «Махабхарата-татпарья-нирнае»».

    Надеемся, что мы полно и понятно ответили на ваш комментарий. Читайте Веды или наши статьи в разделе «Религии Индии». Это многое для вас прояснит и, вероятно, будет интересно вам. Благодарим вас за комментарий.

    Кстати, вот, что говорит апостол Иоанн об Иисусе Христе, который принес благую весть о ЛЮБВИ БОГА: Откр. (1. 1, 7:9):

    ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА (АПОКАЛИПСИС)

    1. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, ….
    7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
    8. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
    9. Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа».

    Вот вам, и жизнь (начало), и смерть (конец): «8. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь …». Так, что можно говорить о любви Бога – Его ЛЮБОВЬ во всем …

  7. Спасибо автору за проделанный труд! Материал очень интересный и подробный, подкреплённый ссылками и цитатами из священных писаний.

Добавить комментарий для Татьяна Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *