Красивая и Безобразная

Внимаю читателя, представляется парадоксальная даосская притча, которую я назвал «Красивая и Безобразная» [1] . После ее прочтения создается впечатление, что основные вводные положения притчи находятся в согласии с тем, что в заключении скажет учитель своим ученикам. На самом деле это не так.

Предлагаю читателям написать свои комментарии к этой притче как был понят ее смысл. Адрес вашей почты не будет публиковаться на сайте. Через некоторое время я добавлю к этой притче с учетом Ваших ответов и мнений свой комментарий с объяснением скрытого противоречия.

«Придя в Сун, (учитель) Янцзы заночевал на постоялом дворе. У хозяина постоялого двора были две наложницы: красивая и безобразная. Безобразную [хозяин] ценил, а красивой пренебрегал. На вопрос Янцзы, какая тому причина, этот человек ответил:

Красавица сама [собой] любуется, и я не понимаю, в чем ее красота. Безобразная сама себя принижает, и я не понимаю, в чем ее уродство.

— Запомните это, ученики, — сказал Янцзы. — Действуйте достойно, но гоните от себя самодовольство, и [вас] полюбят всюду, куда бы [вы] не пришли».


[1] «Даосские притчи», Из-во «Гиль – ЭСТЕЛЬ» АО «Международная книга» 1992 г., Москва.

КОММЕНТАРИЙ 1:

Прочитав отзывы читателей, я благодарю их за искренние высказывания своего мнения. Пишу свой первый комментарий, чтобы принять участие в обсуждении этой притчи. Это вовсе не должно мешать читателям продолжать высказывать свое мнение о притче, включая и мой комментарий.

В даосизме существует понятие — «недеяние», которое явно нигде не раскрывается. Это тайна, которую учителя передавали своим ученикам. Суть ее заключается в том, что мы все в своей основе Духовные «ослепительно сияющие» существа. Наш настоящий дом – Духовный мир. Но, чтобы проявиться в Материальном мире, Духовное существо облекается в «тонкоматериальные одежды», из которых сотканы, в частности, «Тело ума», «Тело чувств» и плотное тело человека. «Тело ума» вместе с «Телом чувств» и плотным телом человека выступает в роли «внутреннего собеседника», который постоянно предлагает «выбор» между какими либо двумя противоположностями. Этих противоположностей масса – пить – не пить, любить — не любить и т.д. Однако выбор всегда остается за нами, по сути – Духовными существами. Все, что мы назвали в Материальном мире собой или своим, включая мысли, опыт, чувства – «становится нами» и мы начинаем «кормить» это своей Духовной энергией. Об этом я уже писал, например, в статьях на этом сайте – «Притча первая. О Духовных существах, которые захотели поиграть в Господа. » и «Притча о двух волках».

В притче «Красивая и Безобразная», в частности, рассматривается пара двойственностей – «чувство самодовольства» и «чувство недовольства собой». Они представляют собой некое внутреннее целостное единство. Одно не отделимо от другого. Поэтому «недеяние» заключается в том, что Мы не должны делать внутренний выбор, в частности, между «чувством самодовольства» и «чувством недовольства собой». Лучше сказать себе, что ни то ни другое – «Не я, Не мое!». В противном случае, как обычно бывает, будет происходить следующее. Все, что Мы будем притягивать к «себе» — будет, отдаляться от «Нас». А все, что Мы будем отталкивать от «себя» — будет притягиваться к «Нам».

Вы наверняка знаете из жизни, что понятие «Внешней красоты» у разных людей и народов сильно разняться. Так, что понятие «Внешней красоты» в этом понимании условно. Тем не менее, разумность, доброта, преданность, заботливость, ответственность и т.д., даже с учетом национальных традиций разных народов, ценятся и выступают в роли общепринятого понятия «Внутренней красоты».

Поэтому во фразе – «Красавица сама [собой] любуется, …», хозяин наложницы вероятнее всего сравнивает ее Внешнюю Красоту с отсутствием у нее Внутренней Красоты, и говорит, – «и я не понимаю, в чем ее красота». Тоже самое и в случае Безобразной наложницы – «Безобразная сама себя принижает, ..» — а хозяин намекает, на ее «Внутреннюю Красоту», за что он очевидно и ценит ее больше, чем первую, говорит – « и я не понимаю, в чем ее уродство». Хозяин наложниц в притче, вероятно, выступает также в роли учителя, познавшего истину, для которого «видно» и внутреннее и внешнее в человеке.

Что же касается нашей «личности», то да она может испытывать и страх и бесстрашие и это просто одна из двойственностей, которых много.

Однако, если «личность» для человека объект постоянного совершенствования, и человек способен кроме внутреннего диалога и на внешний диалог, то этот человек – «Живой». «Замерзшая и неизменная личность» человека, без накопления внутреннего опыта, без реакций на внешние изменения, без возможности внешнего диалога с окружающими, скорее всего, характеризует человека как «Не Живого». Поэтому Красавица, вероятно, «Красивая бездушная кукла», которая любуется только своей красотой. А «Безобразная» при внешней непривлекательности, за которую она себя принижает, скорее всего, теплая и радушная «Живая» женщина, которую хозяин за это ценит.

Употребление в притче слова «Безобразная» кажется мне излишне жестким. Возможно, это связано с не совсем адекватным переводом с китайского языка на русский язык.

Теперь относительно слов (учителя) Янцзы: « — Запомните это, ученики, – сказал Янцзы. – Действуйте достойно, но гоните от себя самодовольство, и [вас] полюбят всюду, куда бы [вы] не пришли».

«Самодовольство» омертвляет процесс развития Духа и личности человека. «Достоинство» по отношению к другим и себе не принижает, не закабаляет развитие Духа и личности человека. Например, достойный человек спокойно может сказать – «Я не прав!» Недостойный, даже понимая собственную неправоту, будет упираться, и выкручиваться из-за ложного чувства страха потерять собственную значимость или стать ничтожным в глазах оппонента. Но даже «Недостойный», при достойном к нему отношении получает шанс выйти из «НЕ» своих заблуждений и невежества. Правда, общаясь с ним нужно вести себя очень внимательно, понимая, что он, пока «болен невежеством», может быть агрессивным, и в данный момент может быть не готов к осознанию «своего болезненного состояния». Не воспринимайте невежество в людях как нечто неизменное. Невежество не вечно! Это позволит людям измениться и выйти из невежества или хотя бы понять, что таковое может «присутствовать» в личности человека. Не испытывайте ненависти к людям за их недостатки. Все настоящие учителя, в частности, боевых искусств учат своих учеников не испытывать ненависти к своим противникам и врагам. Не понимать – это еще не беда, а не хотеть понять – это беда.

©Арушанов Сергей Зармаилович

Красивая и Безобразная: 12 комментариев

  1. Иллюстрация к притче прелестна!

    Вот некоторые мысли, посетившие меня после прочтения этой притчи.

    Кто дает оценку: Красивая и Безобразная? Она красива, потому что красива или потому что так полагает сама?

    Ценить и любить – не одно и то же. Безобразную хозяин ценил, то есть повышал ее ценность, а красивой пренебрегал, то есть ее ценность уменьшал. Таким образом, хозяин и ту и другую подводил к общему знаменателю. С этой точки зрения он равно справедливо относился и к одной, и к другой.

    1. Вывод кажется согласованным с началом притчи по следующей логике: Красивой хозяин пренебрегает, поскольку она любуется собой, то есть, Красавица самодовольна. Именно от этого качества учитель призывает избавиться своих учеников.

    2. В поучении учителя содержится противопоставление: действовать достойно, НО избавляться от самодовольства. Получается, если действуешь достойно, то рискуешь стать самодовольным??? Не понимаю, как можно действовать достойно и одновременно быть самодовольным? Следовательно, необходимо выяснить:

    3. Что значит жить достойно? Что такое достоинство?

  2. Может, притчу можно бъяснить следующим образом:

    Не взращивайте в себе самодовольство – гоните внутреннюю Красавицу, но при этом действуйте достойно, не пестуя в себе внутреннюю Безобразную. То есть не призывайте ни ту, ни другую.

  3. Вопрос, затронутый в данной притче о Красоте и Безобразности, на мой взгляд, глубоко философский. Красота – понятие весьма обширное и включает в себя помимо внешней формы и внутреннее содержание. Человеческая Красота не может быть совершенной без внутреннего богатого содержания души, широты мыслей, благополучного склада характера и, конечно же, в самую последнюю очередь внешний вид человека, который, кстати говоря, очень легко подкорректировать.
    Следовательно, три первых компонента: душа, мышление и характер, определяют в большей мере Красоту, т.к. все отражается в глазах человека и в его улыбке. И что может сравниться с умными и любящими глазами и доброй нежной улыбкой. Ни один внутренне красивый человек не будет любоваться собой, поверьте, у него никогда нет на это времени, он следит за собой, приобретает знания, по мере возможности совершенствует свой нрав и тем самым дарит свою Красоту своим детям, близким и всем окружающим. По-моему, если человек устроен подобным образом, то нечего ему принижать себя. Существует латинский афоризм – «Моя личность всегда со мной», т.е. «мне нечего бояться». Что же касается Безобразности, то это можно определить несколькими словами: это зло, зависть, нежелание иметь детей и семью и тем самым жить только ради собственной плоти и призрачных удовольствий. Такие люди не только безобразные, но и опасные для окружающих, т.к. самим своим существованием пытаются уничтожить все прекрасное вокруг себя. Со всей очевидностью притча указывает не на внешнюю Красоту или Безобразность, а именно на внутреннюю Красоту и Безобразность. Именно про это говорят слова «хозяина» наложниц:
    «- Красавица сама [собой] любуется, и я не понимаю, в чем ее красота. Безобразная сама себя принижает, и я не понимаю, в чем ее уродство».
    Извиняюсь за возможное многословие и благодарю за эту публикацию, которая заставила меня еще раз обдумать, как оказалось, суть столь важных представлений о Красоте и Безобразности.

  4. С удовольствием прочитала не только статью Сергея Зармаиловича, но и ваш комментарий.

    Но я так и не поняла, почему свой вывод о том, что в притче речь идет о внутренних Красоте и Безобразности, вы основываете на данных словах Хозяина:

    «Со всей очевидностью притча указывает не на внешнюю Красоту или Безобразность, а именно на внутреннюю Красоту и Безобразность. Именно про это говорят слова «хозяина» наложниц:
    «- Красавица сама [собой] любуется, и я не понимаю, в чем ее красота. Безобразная сама себя принижает, и я не понимаю, в чем ее уродство»».

    Точнее будет спросить, почему Хозяин не понимает уродства Безобразной и красоты Красавицы?
    Отталкиваясь от того допущения, что Красота и Безобразие – внутренние, интересной предстает фигура Хозяина: получается, он не видит в себе Красоту и ценит в себе Безобразную?

    К слову об афоризме:

    «Существует латинский афоризм – «Моя личность всегда со мной», т.е. «мне нечего бояться»».

    Но как раз личность-то и испытывает страх!

  5. Все живые существа, которые только есть на свете, — и слабые и сильные, и длинные и короткие, и большие и средние, и великие и малые, видимые и невидимые, живущие близко и далеко, рожденные или только носимые в утробе, — все они да будут счастливы!

  6. Что ж, хозяин рассмотрел в красоте-безобразность, а в безобразности-красоту. Таким образом обозначил для себя задачу :не называть своим, НЕ отдавать предпочтение… В помощь ему звучат слова:
    — действуй достойно — не принижай ни одного качества в МИРЕ
    — гони самодовольство-не возвышай ни одного качества в МИРЕ
    И полная фраза :
    — Действуйте достойно, но гоните от себя самодовольство, и [вас] полюбят всюду, куда бы [вы] не пришли». Расценивается мной так:
    -сохраняйте равновесие в этом МИРЕ

  7. Все сказанное мною выше верно, если рассматривать притчу, а если следовать логике сайта, то противоречие — мужское начало (хозяин, сила) — и женское начало (подчинение-наложница, знание законов жизни, трудолюбие, спокойствие, благожелательность). Тогда понимание притчи обретает другой образ.

  8. Сергей Зармаилович, подскажите, пожалуйста, что составляет двойственность для «осуждение» — «одобрение», «похвала», «приятие», «оправдание» или «вина»?

  9. Уважаемая Татьяна, для получения ответа на ваш вопрос – комментарий, предлагаю вам вооружиться двумя словарями – Словарь Антонимов (можно школьный) и Любой Толковый словарь. Проведя собственные исследования, вы получите осознанный вами ответ, каковы на самом деле пары противоположностей, о которых вы пишите. Так будет лучше для вас.

  10. Сергей Зармаилович,благодарю за указанный путь.
    Изначально полученный ответ вызвал недоумение:
    -Да…? Хорошо…В чем проблема? Я упускаю что-то важное?
    Слова («одобрение», «похвала», «приятие», «оправдание» или «вина») остаются пустыми, состоят из слогов, букв, смысла, но не вызывают отклика,резонанса…
    -Что дальше?
    Дальше были словари,интернет,словари,опять интернет..
    Поисковик выдает строку:
    ОДОБРЕНИЕ — ОСУЖДЕНИЕ Выразить одобрение — выразить осуждение. «Веря себе, он всегда подвергался осуждению людей, веря другим, он получал одобрение». Л. Толстой.

    ШОК… Глаза останавливаются на цитате, внутри все замерло. Лихорадочно начинаю искать, в каком контексте звучит эта фраза?
    Лев Толстой «Воскресенье»:

    «Тогда он был честный, самоотверженный юноша, готовый отдать себя на всякое доброе дело, — теперь он был развращенный, утонченный эгоист, любящий только свое наслаждение. Тогда мир божий представлялся ему тайной, которую он радостно и восторженно старался разгадывать, — теперь все в этой жизни было просто и ясно и определялось теми условиями жизни, в которых он находился. Тогда нужно и важно было общение с природой и с прежде него жившими, мыслящими и чувствовавшими людьми (философия, поэзия), — теперь нужны и важны были человеческие учреждения и общение с товарищами.
    Тогда женщина представлялась таинственным и прелестным, именно этой таинственностью прелестным существом, — теперь значение женщины, всякой женщины, кроме своих семейных и жен друзей, было очень определенное: женщина была одним из лучших орудий испытанного уже наслаждения. Тогда не нужно было денег и можно было не взять и третьей части того, что давала мать, можно было отказаться от имения отца и отдать его крестьянам, — теперь же недоставало тех тысячи пятисот рублей в месяц, которые давала мать, и с ней бывали уже неприятные разговоры из-за денег. Тогда своим настоящим он считал свое духовное существо, — теперь он считал собою свое здоровое, бодрое, животное я.

    И вся эта страшная перемена совершилась с ним только оттого, что он перестал верить себе, а стал верить другим. Перестал же он верить себе, а стал верить другим потому, что жить, веря себе, было слишком трудно: веря себе, всякий вопрос надо решать всегда не в пользу своего животного я, ищущего легких радостей, а почти всегда против него; веря же другим, решать нечего было, все уже было решено и решено было всегда против духовного и в пользу животного я. Мало того, веря себе, он всегда подвергался осуждению людей, — веря другим, он получал одобрение людей, окружающих его.

    С Нехлюдовым не раз уже случалось то, что он называл «чисткой души». Чисткой души называл он такое душевное состояние, при котором он вдруг, после иногда большого промежутка времени, сознав замедление, а иногда и остановку внутренней жизни, принимался вычищать весь тот сор, который, накопившись в его душе, был причиной этой остановки.

    Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. И потому, каково бы ни было положение человека, он непременно составит себе такой взгляд на людскую жизнь вообще, при котором его деятельность будет казаться ему важною и хорошею.

    Мы не видим в этих людях извращения понятия о жизни, о добре и зле для оправдания своего положения только потому, что круг людей с такими извращенными понятиями больше и мы сами принадлежим к нему.

    Одно из самых обычных и распространённых суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определённые свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т.д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умён, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно.

    Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою.

    ИТАК, я нашла, нашла то, что тревожит на данный момент. Сразу, следуя друг за другом просятся еще два высказывания, которые следуют из моих поисков:

    Когда мы одобряем или осуждаем человека за что-либо,то исходим из предположения, что он обладает свободой выбора, что в его воле поступить так или иначе. О.Г.Дробницкий
    Так неприятно повторять эти избитые слова, а между тем это одно, можно сказать:то есть перенести свою жизнь в такую область, где важно только одобрение или неодобрение Бога, а не людей.Л.Н.Толстой.

    На этом можно и закончить, но возвращаюсь к заданному мною вопросу:
    — что составляет двойственность для «осуждение» — «одобрение», «похвала», «приятие», «оправдание» или «вина»?
    Зачем, почему в нем присутствует «или вина»?
    Ответ очевиден. Обозначив проблему, я вынесла сама себе приговор-вина, виновата. Однако права такого у меня НЕТ !!ИЗВИНИТЕ!!!
    Еще раз благодарю Вас,Сергей Зармаилович.
    С уважением Татьяна.

Добавить комментарий для Галина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *